***

-                Погоди, погоди, – перебил я, жуя плюшку. – То есть, Кощей, получается, тебе жизнь чуть не сломал? А потом ещё и наябедничал деду Михалычу, когда ты папке винду переустанавливал?


Он пожал плечами. – Ну, сломал – не сломал, а девятилетним в два года я стал. Зато теперь самый умный во всей округе. А что касается винды, то он же не знал, что я с добрыми намерениями. Они там все переполошились, думали, я секретные документы украсть хочу. Хотя, если бы захотел, давно бы уже всё ихнее царство-государство перепрограммировал.


Я хмыкнул, представив себе эту картину. – И что, после этого ты с Кощеем как ни в чём не бывало общаешься?


– А чего на него обижаться? – удивился он. – Он же потом исправился. И вообще, он прикольный. Истории рассказывает, фокусы показывает. Да и плюшки у него всегда вкусные. А про папку… Ну, он же папка. Ему положено ворчать. Зато потом, когда я ему новый антивирус поставил и троянов всех повычистил, он даже спасибо сказал. Хотя и бурчал что-то про «молодое поколение, совсем от рук отбилось».


Мы сидели на лавочке у подъезда, доедая плюшки. Солнце светило прямо в глаза, и хотелось просто молчать и смотреть на прохожих. Но я не мог удержаться от вопросов. Слишком уж необычная у него была история.
– Слушай, а как вообще получилось, что ты с Кощеем подружился? Вы же, вроде как, по разные стороны баррикад должны быть, – спросил я, не отрывая взгляда от пробегавшей мимо кошки.


Он усмехнулся. – Да какие там баррикады? Это всё сказки для взрослых. А дети, они ко всему проще относятся. Ну, наколдовал он мне взросление, ну и что? Зато я теперь могу в компьютерные игры играть, которые раньше были не по возрасту. А познакомились мы случайно. Я как-то раз заблудился в лесу, а он мимо пролетал на своей ступе. Увидел меня, плачущего, пожалел и домой отвёз. С тех пор и общаемся.


– На ступе? Серьёзно? – изумился я.


– Ну да, а что такого? У него там ещё автопилот есть и подогрев сидений, – ответил он, как будто это было самым обычным делом. – Он вообще продвинутый дед. Знает кучу всяких штук, про которые в школе не рассказывают.


Я покачал головой, пытаясь переварить услышанное. Мой мир, казалось, трещал по швам. Рядом со мной сидел парень, который дружил с Кощеем Бессмертным, ездил с ним на ступе и вообще жил в каком-то параллельном измерении. И при этом он ел плюшки и говорил про антивирусы. Сюрреализм какой-то.


– Слушай, ну хорошо, допустим, со ступой я еще могу смириться, – сказал я, – но как насчет всего остального? Злодей, все дела, заточение принцесс?


Он пожал плечами. – Ну, было дело, не спорю. Но он же не всегда таким был! Ты знаешь, почему он вообще стал таким… бессмертным и коварным? Это длинная история, и не думаю, что он разрешил бы мне ее рассказывать. Скажу лишь, что жизнь у него была не сахар. И потом, он же не каждый день принцесс похищает! Сейчас он больше увлечен созданием ботов для соцсетей. Говорит, что это выгоднее.


Я отхлебнул чай, стараясь не выронить чашку из рук. Боты для соцсетей? Кощей Бессмертный? Это уже слишком.


– То есть, ты хочешь сказать, что Кощей теперь не злодей вселенского масштаба, а… стартапер? – пробормотал я.


– Вроде того, – усмехнулся он. – Время меняется, знаешь ли. Да и ему скучно стало, наверное, одним и тем же заниматься. А тут – новые технологии, новые вызовы. Говорит, хочет захватить мир… через SMM.

Я поставил чашку на стол. Пар поднимался от нее, застилая глаза, словно пелена сомнений окутывала этот разговор. Кощей Бессмертный и SMM. Это звучало абсурдно, бредово, но в то же время… интригующе.

– И что, у него получается? – спросил я, ощущая, как скепсис постепенно сменяется нездоровым любопытством.




Он кивнул. – Более чем. У него целая команда. Баба Яга, между прочим, отвечает за контент. Знаешь, ее сказки просто взрывают аудиторию. А Леший занимается таргетингом. Говорит, у него чутье на тренды. Ну а Кощей… он стратег. Видит картину целиком, просчитывает ходы наперед.




Я представил себе это собрание – Кощей в кресле руководителя, Баба Яга строчит посты про чудодейственные зелья, а Леший ловит инсайты в лесных чащах. Все это казалось дурным сном, но в то же время – невероятно креативным решением проблемы экзистенциального кризиса. Может, и правда, мир меняется, и даже древним злодеям приходится адаптироваться?




– И что дальше? – спросил я, чувствуя себя все больше и больше втянутым в эту безумную историю. – Что он планирует? Захватить мир лайками и репостами?




– Почти, – ответил он. – Он хочет, чтобы каждый человек на планете подписался на его аккаунт. Говорит, тогда у него будет контроль над сознанием масс. Ну, в общем, как обычно, ничего нового. Просто инструменты другие.


Я откинулся на спинку стула, наблюдая, как тают остатки пара над чашкой. Слова собеседника звучали как бред сумасшедшего, но в его глазах читалась непоколебимая уверенность. Кощей Бессмертный, властелин золота и смерти, превратившийся в гуру SMM? Это было слишком дико, чтобы быть правдой, но слишком интересно, чтобы отмахнуться.




– И какой контент он постит? Про вечную жизнь? Или про то, как правильно складывать сокровища? – съязвил я, пытаясь скрыть нарастающий интерес.




– Да всякое, – пожал плечами он. – Сначала, конечно, было про древние артефакты, про забытые заклинания. Но потом Баба Яга подсказала, что нужен более человечный подход. Теперь у них и про любовь, и про страдания, и про то, как сложно быть бессмертным в современном мире. В общем, всё как у людей. Только с национальным колоритом.




Он замолчал, задумчиво глядя в окно. А я всё пытался представить себе эту картину: Кощей, постящий селфи с подписью "Тлен бытия захлестнул, пойду попью эликсир бессмертия", а Баба Яга, ведущая прямые эфиры про пользу мухоморов для омоложения. Мир сошел с ума, и, судя по всему, Кощей Бессмертный этому активно способствовал.

"И как успехи?" - спросил я, отпивая остывший кофе. "Подписчики, лайки, вот это всё?"


Собеседник усмехнулся. "Да ты не представляешь! Кощей – инфлюенсер номер один в своей нише. Аудитория растет как на дрожжах. Представляешь, сколько людей мечтает узнать секреты вечной молодости? А он, гад, умело этим пользуется. Продает марафоны по медитации на костях, консультации по прокачке чакр… В общем, гребет деньги лопатой. Говорит, мол, надоело золото, хочется чего-то нового. Вот и осваивает современные технологии обогащения."




Я присвистнул. Кощей Бессмертный, продающий инфопродукты? Это был апофеоз абсурда. "А что другие сказочные персонажи? Не пытаются повторить успех?"




"Пытаются, конечно. Змей Горыныч вон блог про кулинарию завел. Три разных рецепта одновременно выдает. Иван-дурак стримы ведет, как к цели идти, ничего не делая. Баба Яга, как я уже говорил, вообще гуру по здоровому образу жизни. Все при деле. Глобальная цифровизация, понимаешь." Он снова пожал плечами, словно говоря, что ничего удивительного в этом нет.




В этот момент я понял, что мир действительно изменился. Даже сказочные злодеи и герои нашли свое место под солнцем в эпоху социальных сетей. И Кощей Бессмертный, вместо того чтобы похищать невест и красть сокровища, теперь постит мотивационные цитаты и рекламирует чудо-пилюли. Оставалось только смириться и ждать, что будет дальше.

Я отставил чашку. Кофе окончательно потерял свой вкус, как и этот мир - остатки логики. "И что, прям все так успешно? Никто не пытается вернуть старые добрые времена? Похищения, проклятия, ну, ты понимаешь…


Собеседник отмахнулся. "Кому это нужно? Риски огромные, а выхлоп мизерный. За похищение принцессы сейчас такой штраф впаяют, что проще всю жизнь на донаты жить. Проклятия? Да их половина в спам улетает, а вторая – блокируется алгоритмами соцсетей. Нет, сейчас эпоха осознанности и позитивного контента. Даже злодеи стараются быть хорошими."




Я представил себе Кощея, проводящего вебинар на тему "Как стать счастливым бессмертным". Змея Горыныча, рассказывающего о пользе смузи из драконьей травы. Бабу Ягу, практикующей йогу в избушке на курьих ножках. Мир сошел с ума. Или, может быть, просто приспособился.




"Что ж, - вздохнул я, - видимо, и мне пора заводить TikTok". Собеседник усмехнулся и протянул мне свой телефон. "Держи, вот тебе промокод на первый марафон от Кощея. Говорят, у него сейчас скидки для начинающих инфлюенсеров". Я взял телефон, уставившись на мигающий экран. Кажется, впереди меня ждал новый, очень странный мир. И, возможно, неплохой заработок на трендах вечной молодости.


Промокод гласил: «Бессмертие2.0». Я усмехнулся. Бессмертие версии 2.0, видимо, теперь продавалось в комплекте с онлайн-курсом и гарантией возврата денег, если не помогло. Времена, когда за бессмертие надо было сражаться с чудовищами и проходить испытания, канули в лету. Теперь достаточно было иметь кредитную карту и немного свободного времени.




Я открыл TikTok. Лента пестрела лицами, знакомыми и не очень. Вот Иван-Царевич рекламирует органическую косметику, сделанную из росы с заколдованных полей. Рядом Леший дает мастер-класс по выживанию в дикой природе (спонсор – сеть эко-отелей). А вот и сам Кощей – сияющий, в дорогом спортивном костюме, улыбается и обещает раскрыть секреты долголетия. Звучит поп-музыка, мелькают фильтры, все счастливы и успешны.




Я почувствовал себя немного… потерянным. Всю жизнь я готовился к битвам, проклятиям и заговорам. А тут – марафоны, промокоды и позитивный контент. Где мой меч? Где мой плащ? Где хотя бы мрачное выражение лица?




Но мир меняется. И если Кощей Бессмертный теперь учит людей медитации, то, может, и мне пора переквалифицироваться. Может, и мне есть что предложить этому новому, странному миру. В конце концов, кто лучше меня знает о тайнах старых времен и о том, как выжить в самых невероятных ситуациях? Может, я стану… гуру по выживанию в эпоху осознанности? Что ж, посмотрим. Кнопка «Подписаться» на аккаунт Кощея уже манила меня. Пора начинать новую жизнь.

Мои пальцы зависли над экраном. Подписаться на Кощея? Еще недавно я бы рассмеялся, услышав такое предложение. Но сейчас… все казалось возможным. Я нажал кнопку. Что-то внутри меня тихо щелкнуло, словно переключатель.


На следующий день я уже изучал тренды в TikTok. Оказалось, что "аутентичность" - это новый черный. Люди жаждали не идеальной картинки, а настоящих эмоций, честных историй. И тут меня осенило. Я ведь и есть ходячая летопись древних времен! Я видел такие ужасы, о которых эти блогеры даже не подозревают. Мои шрамы – это не просто отметины на теле, это истории, целые эпохи!


Я решил рискнуть. Завел аккаунт, назвал его "Бывалый". Первое видео снял на скорую руку: просто сидел у камина, с мрачным выражением лица и рассказывал о том, как однажды был проклят ведьмой. Без фильтров, без прикрас. Просто чистая, неприкрытая правда. Я ожидал насмешек, хейта. Но произошло нечто невероятное.


Видео стало вирусным. Люди писали восторженные комментарии, благодарили за честность, просили рассказывать еще. Оказалось, что в этом мире, полном фальши и притворства, есть место для того, кто просто рассказывает о своей жизни. Жестокой, странной, но своей. Может, бессмертие версии 3.0 будет продаваться с подпиской на мой канал? Кто знает. В конце концов, жизнь – это постоянное обновление.

Подписчики росли как грибы после дождя. Комментарии превратились в поток вопросов, просьб, даже молений. Люди жаждали больше подробностей о проклятии, о ведьме, о том, как я вообще дожил до этих дней. Я с удовольствием делился историями, выбирая самые захватывающие и поучительные. Рассказывал о битвах с чудовищами, о встречах с богами, о любви и предательстве. Мои шрамы стали своего рода артефактами, каждый из которых хранил свою историю.




Я обнаружил, что ведение блога – это не только возможность поделиться своим опытом, но и способ переосмыслить его. Рассказывая о прошлых событиях, я анализировал их, находил новые смыслы и уроки. Это было своего рода психотерапией, только вместо кушетки – экран телефона, а вместо психолога – тысячи незнакомых людей.




Моя популярность росла, и вскоре я стал получать предложения о сотрудничестве. Бренды хотели, чтобы я рекламировал их продукцию, телеканалы – чтобы приходил на шоу. Но я отказывался. Не хотел превращать свою страницу в рекламную площадку. Моя цель была не в деньгах, а в том, чтобы донести правду о прошлом, чтобы люди не повторяли моих ошибок.




Однако одно предложение меня заинтересовало. Небольшая компания, занимающаяся разработкой VR-игр, предложила мне стать консультантом по историческим вопросам. Они хотели создать игру, основанную на древних мифах и легендах, и им нужен был человек, который бы действительно знал, о чем говорит. Я согласился. Может, это и есть та самая бессмертие версии 3.0? Возможность не только рассказывать истории, но и создавать их, воплощать в виртуальной реальности. Кто знает, куда заведет меня этот новый поворот судьбы. Но я был готов к приключениям. В конце концов, жизнь – это постоянное обновление.

Работа над игрой захватила меня целиком. Я погрузился в архивы, изучал древние тексты, консультировался с историками и археологами. Мой опыт, накопленный за века скитаний, оказался бесценным. Я делился мельчайшими деталями быта, культуры, верований тех эпох, которые легли в основу игрового мира. Мои знания помогали создавать аутентичную атмосферу, оживлять персонажей, делать их правдоподобными и запоминающимися.


Разработчики VR-игр оказались талантливыми и увлеченными людьми. Вместе мы создавали не просто развлечение, а настоящий портал в прошлое. Игроки могли почувствовать себя героями мифов, сражаться с монстрами, исследовать древние храмы, принимать важные решения, от которых зависела судьба целых народов. Я верил, что эта игра сможет не только развлечь, но и научить, заставить задуматься о вечных ценностях, о добре и зле, о любви и ненависти.


Постепенно я почувствовал, что работа над VR-игрой - это не просто способ заработать деньги или продлить свою популярность. Это был шанс оставить после себя что-то важное, что-то, что переживет меня. Мои истории жили в блоге, но игра могла дать им новую жизнь, позволить людям не просто читать о прошлом, но и проживать его, чувствовать его на своей шкуре.


Премьера игры стала настоящим событием. Критики хвалили ее за историческую достоверность, захватывающий сюжет и потрясающую графику. Игроки были в восторге. Они погружались в виртуальный мир на долгие часы, забывая о реальности. Мой блог снова взорвался. Теперь подписчики хотели узнать больше об даигре, о процессе ее создания, о моем вкладе в нее. Мне было приятно осознавать, что мой опыт и знания оказались полезными не только для меня самого, но и для тысяч других людей.


Рецензии