Молитва, написанная при захвате турками Балкан пер

Дорогие Читатели! Что ж, войны всегда были, народы враждовали.

Но культура остается, и даже в такие непростые времена, как войны, рождаются настоящие шедевры. Читатели, как желаю познакомить вас с большим количеством интересных произведений, что застряли в глубинах истории и ждут, когда мы их вытащим.

Это стихотворное произведение Марко Марулича, известное как « Molitva suprotiva Turkom», было создано на рубеже XV и XVI веков под влиянием османской экспансии на Балканах. Вот предыстория его создания, составленная на основе доступной информации.

 Автор и его наследие

· Марко Марулич (1450–1524) — хорватский поэт и гуманист, которого называют «отцом хорватской литературы». Он родился и прожил большую часть жизни в городе Сплите, который в то время входил в состав Венецианской республики.
· Помимо сочинений на хорватском языке, Марулич создал множество трудов на латыни, которые получили широкую известность в Европе. Он был не только писателем, но и юристом, судьёй и активным участником общественной жизни Сплита.

  Исторический контекст: османская угроза

· В XIV-XV веках Османская империя активно завоёвывала балканские земли. После битвы на Косовом поле в 1389 году Сербия попала в вассальную зависимость от турок, а к 1396 году было сокрушено Болгарское царство. Эти события создали прямую угрозу для хорватских земель.
· Марулич стал свидетелем этого наступления и участвовал в борьбе против османской угрозы. Он даже написал «Эпистолу» к Папе, в которой просил помощи в борьбе с османами. Творчество Марулича, включая его знаменитую поэму «Юдифь», было призвано укрепить и воодушевить его соотечественников в этой борьбе.

  « Molitva suprotiva Turkom» и её значение

· « Molitva suprotiva Turkom» была создана между 1493 и 1500 годами. Это поэма, состоящая из 172 рифмованных строф.
· Как и «Юдифь», молитва носит патриотический и морально-ободряющий характер. В ней Марулич не только описывает ужасы турецких нашествий и страдания народа, но и взывает к Божественному милосердию, призывая защитить христианский народ.
· Интересный факт: в тексте поэмы был обнаружен акростих (первые буквы строк складываются в отдельное послание). Он гласит: «Solus deus potes nos liberare de tribulatione inimicorum Turcorum sua potentia infinita», что в переводе означает: «Только Бог может спасти нас от страдания от наших врагов турок Своей бесконечной мощью».

Это произведение является не только литературным памятником, но и историческим документом, отражающим чувства и переживания людей, столкнувшихся с одной из величайших угроз в истории региона.


МОЛИТВА, НАПИСАННАЯ ПРИ ПОКОРЕНИИ ТУРКАМИ БАЛКАН

Марко Марулич

Боже Всемогущий, чьей всё волей сотворено,
Отврати Свой гнев от нас и ниспошли нам милость.
Оставь гнев Свой, внемли верным чадам Твоим,
Что терпят каждый день от турецких рук страданья.

Села, города, усадьбы, предав всё огню,
Мужей, жён, детей, связав, как скот, угнали.
Изрубили воинов, что отважно стояли,
А прочих, немощных, в кандалы заковали.

Детей похитили с материнских колен,
И над дочерьми чинят насилие и тлен.
Далеко разлучают с милыми их сердцами,
Там одних продают, других — здесь, перед нами.

Вот уже и алтари Твои они крушат,
И все святыни в грязь и праху попирают.
В храмах Твоих священных коней размещают,
Распятия под ноги свои победно кидают.

Ризы, в коих славили Тебя в благоговенье,
Разрезают на себе для псового убранства.
Из чаш священных чеканят они украшенья,
Ими же оправляют рукояти кинжалов.

И что страшней всего — девический сан бесчестят,
Тех, кто в чистоте Тебе служил в смиренье;
И младенцев неразумных, окрестив, терзают,
В горшую беду ввергая, чем тех, кого казнили.

Вот, разрушив знатных домов немало,
Спешат, не медля, остальных изгнать.
И днём и ночью не знают устали,
Стремясь христианский род доконать.

Так их сила ныне возросла,
Что нету мощи, что спротив стала.
Наступают на нас, а нас страх одолел,
Твой народ гибнет, а Ты отступить велел.

Они нас теснят, вяжут, бьют, грабят,
О Тебе не радят, ни о вере Твоей,
Под ноги стремясь обратить свой закон;
Мощью сильной своею сковали нас всех.

Как пламя, что пало в лесу на сухой,
Лишь чёрный останется камень и голый ствол,
Так и города, и веси опустели,
Что покинули мы, спасаясь от зол.

Сражались с ними хорваты, босняки,
Греки и латины, сербы и поляки.
Вот одни ещё бьются, а других уж нет,
А иные не смеют — Ты отринул их, дескать.

Что толку спешить иль войско собирать,
Коль Тот, Кто всех судит, не желает прощать?
Но Ты, Господи, грехи нам отпусти,
Да не гибнет люд Твой, яви к нему милость.

Смилуйся, Господи, сокруши меч поганых,
Не дай окончательно сгинуть христианам.
Мы — Твоё творенье, Ты — Спаситель наш;
Грех нас предал в руки врагов, Ты — Искупитель наш.

По заслугам нашим за грех мы страдаем,
Но, что Ты милосерд, — мы знаем, взываем:
О, Боже, убери от нас эту плеть,
А на них обрушь, кто Тебя не хочет иметь!

К Тебе взываем, стеная в слезах:
«Мы — Твои, а гибнем, нас давят во прах!»
Жаждут всех пожрать, ненасытны в крови,
Всё, мол, разрушат, истребят Твой народ.

Желая свершить это, не знают преград,
Одних соблазняя, других убивая.
Силой захватывая замки, города,
Так свирепые львы себя проявляют.

Убежать от зла их некуда нам ныне,
Лишь под кров Твой, Ты, чье Царство повсюду.
Силу их всю легко Тебе укротить,
Что вознамерилась с Тобою нас разлучить.

Если с нами будешь, Господь, пребывать,
Обретёт свободу народ, что должен пропасть;
И обретёт смелость, удар свой направив,
Если Твоя крепость поддержкой нас ставит.

Уже довольно, Господи, полно уже,
Своих людей от тяжкой избавь невзгоды.
Мы видим теперь, что всех христиан сила
Сама по себе одолеть не в состоянии.

Народы могучие утратили мощь,
Ибо в битве такой не имели Твоей милости.
Вот поля усеяны костями витязей,
Которым и счёта нет, и воевод, и князей;

И те, кто с горсткой людей разбивали толпы
Бусурман повсюду, утратили доблесть;
Не смогли защитить свою землю-отчизну,
Ни себя уберечь — Ты отвёл свою десницу.

Ибо Ты, гневаясь за грехи наши на нас,
Кто ж сможет устоять в граде, кто даст отпор?
Мечи не помогают, ни щит с латами,
Ни те, что направляют стрелу с пищалями;

Иль коней могучих и копий остриё?
Что нам приготовить, коль гнев Твой на нас?
Как овцы за грех, обречён Твой народ,
Так не дай всем сгинуть, милосердьем смягчившись;

Оставь гневную ярость, и сжалься уже,
Яви милость к нам, мы к Тебе прибегли.
Разгневанный, Ты попускал, чтобы люд Твой
Под властью оказался фараоновой длани;

Умилившись потом, народ к Тебе взывал,
И десница Твоя могучая его освобождала.
Молимся и мы ныне, битые турецкой силой,
Чтобы Ты нас избавил могуществом Своей силы.

Не желай больше отринуть; дай познать им,
Что грех наш карает, а не они, нас.
Яви им могущество и силу Твою,
Как тем, что, собрав свою мощь,

С колесницами, с войском за народом погнались
Путем среди вод — и в пучине погрязли.
Так же, как явил Ты тому сонмищу, а также тем,
Кого огнь испепелил и смерть послал всем,

Разгневанный, воздать возжелав по заслугам,
Ибо хотели схватить Илию-пророка.
Ещё же как явил Ты тем,
Что дерзко воссели под градом Дофаимом,

Желая схватить там Елисея, пророка Твоего,
И не смогли видеть от причины такой.
Яви, Господи, как явил Ты
Ассирийской силе, когда покарал её;

Когда множество великое с воеводой надменным
Пришло и о стан стало под Иерусалимом.
Ту силу и мощь кто тогда разбил,
Как не Тот, Кто одной ночью сотни тысяч победил?

Яви ещё, Боже мой, как и тогда,
Когда Царь Зара вёл в бой воинство тьмы,
Войну ведя с народом Твоим, с Израилем,
С оружьем и множеством дерзким в те дни.

Коих десять сотен тысяч, триста колесниц было,
Ты наслал страх могущий, и обратились тылом.
Оглянуться не смели, а сам царь за ними,
С кем их было мало, изрубив всех, простёрся.

Рук Твоих ещё крепость неверному роду
Яви по милости, что нам чинит вред:
Явил Ты тогда, как силы неисчислимые
Поклялись захватить города Твои;

Города израильские подмять под себя
Войско идумейское и с ним моавитяне.
С ними же аммонитяне, что, все собравшись,
Не стали град брать, меж собою поссорившись.

Избитые полегли, своих своих бьют,
И тогда окружили горожане, нагнав;
Спору не чиня, кругом разграбили,
И добро расхитив, дома наполнили.

Покажи, Господи, что как кара Твоя
За вины наши нас в бедствие ввергла,
Так и милосердием можешь нас защитить
И с утешением свободу нам возвратить;

Турок всех низложить за неверия блуд,
Их силу сокрушить, что нас, режа, теснит.
Вот к Тебе с плачем матери, стеная, идут,
Что не чад рожают, ибо чад их угонят.

Иные изгнаны из отцовских владений,
А иные погнаны в рабство, в униженье.
Та плачет о детке, та — о муже, о жене,
Плачет брат о сестре, а сестра — о брате.

Уж дошли до Тебя вопли и слёзы их,
Не дай, чтобы увёл неверный турок всех.
А Ты, что распятый Бог, Господь наш,
Ты нам дал святой крест, не тем, кто не знает Тебя:

Извлёк Ты из блуда нас и из дьявольских рук,
На крест предав плоть, искупил верный люд.
Не дай, чтобы нас давили поганые ногами,
Иль чтобы страшили, ссекая саблями.

Раздоры и бой от нас уже отврати,
И силу, что без счёта, неверным сократи.
И Ты, Владычица, молись Сыну за нас,
Которого родила, девства не утратив глас;

Не преставай молить со всеми духами святыми,
Чтоб Бог, к нам милостив, отринул проклятых
И твёрдость сломил свирепых сердец их,
Иль чтобы их сокрушил, да не гибнем мы от них.

Ты нас, Владычица, защити, Сыну вручив,
На Вас мы уповаем, а не на иного;
А после, отринув от нас неверных,
На небе нас приняв, спасите во веки.

---


Рецензии