Чемпионат -осень 25. Выбор Е. Давыдовой-Бабочкиной

Дорогие участники и болельщики Чемпионата «Стихирские звёзды – осень 2025»!

С вами ведущая Елена Чалиева.

Шестой шорт мне прислала член жюри Екатерина Давыдова-Бабочкина - "золотая звезда" прошлого Чемпионата. Она дала свои комментарии только к тем десяти стихам, которые выбрала, но сделала не краткий, а подробный анализ выбранных стихов. Очень интересно написала Екатерина - большое спасибо ей за комментарии и выбор.

 
Итак, шорт Екатерины Давыдовой-Бабочкиной.


1- №9 В нашем городе (10 баллов) (Поликарпова Дарья)

В городе чёрных квадратов темно и горестно.
Люди-серые птицы под ветром горбятся.
И дожди каждый день идут.
Тёплый мир наизнанку, как шуба, вывернут.
Ультиматум свету ненастьем выдвинут,
и кострище прошлого не раздуть.

Тени чёрных квадратов всю радость выпили.
Старый плотник фанерное солнце выпилил
и подвесил на ниточке к фонарю.
Люди взоры потухшие к солнцу подняли,
перья серые сбросили наземь комьями,
поклонясь фанерному алтарю.

Стало в нашем городе снова весело.
Ходят слухи: Луну из фольги повесили,
начертили известью Млечный путь.
Человекам маленьким много надо ли,
как воронам, что кормятся в поле падалью,
не вникая в истинной жизни суть.

Лишь один дурак городской Иванушка
утирает горькие слёзы варежкой,
всё блажит - мол, солнышко умерлооо...
На Иванушку серые птицы шикают,
злой репейник бросают ему за шиворот,
дурачку жить в городе тяжело.

Год за годом идут по фанерным улицам,
на столбе фанерное солнце жмурится,
дождь идёт из фанерных туч.
Все довольны, один дурачок печалится
и забытого Бога зовёт отчаянно,
просит настоящего солнца луч.

Бог призреет на Ваню, больного разумом,
и положит солнце ему за пазуху,
и позволит небо в руках держать.
Мы однажды проснёмся - а над фанерками
реет Ваня-дурак, в темноте не меркнущий,
и репьями кидается в горожан.

(Тема "В моём городе")

Работа глубокая, богатая смыслами и ассоциациями. Город, который обычно воспринимается как место удобного и комфортного проживания людей, представлен как “город чёрных квадратов”; этот мир “наизнанку, как шуба, вывернут”, и он высасывает из человека все соки и всю радость. Но тут появляется “фанерное солнце” (сама по себе идея “фанерных” декораций не нова, но здесь решена автором последовательно и по-своему), и возникают мотивы, характерные для антиутопии: люди (”серые птицы” - не чёрные, а серые!) по-прежнему не вырывались из плена “черных квадратов”, но, поклоняясь фальшивому “фанерному алтарю” - мнимому богу - становятся весёлыми (ну как тут не вспомнить “О дивный новый мир” Хаксли и другие антиутопии?). Образ Вани-дурака традиционен и узнаваем: дураки, безумцы, шуты, юродивые всегда зрили в корень и позволяли себе глаголить истину. Вот и “больной разумом” блажит и “забытого Бога зовёт отчаянно”. В целом, очень достойная работа о ложных и истинных ценностях и о забытых нравственных ориентирах.


2 - №14 Звёзды (9 баллов) (Надежда Новицкая)

Давай построим дом на берегу,
на серебристом веере отлива,
где сквозь песок прокладывают живо
туннели пескожилы — берегут
хвосты свои от прозорливых чаек…
чтоб я, завидев борт, тебя встречала,
развязывая кудри на бегу.
Вязала шёлком, юрким челноком
в волне сети затягивая петли,
и острой сталью шкерила легко
блестящих рыб, ни капельки не медля.

Нам было б снова вместе хорошо,
и, может, даже дожили б до ночи,
что в чёрной бездне звёзды напророчат
не представляя… Тот убережён,
кто пестует свой свет ежеминутно —
пусть в маленькой песчаной лунке мутной,
купая звёзд морских на посошок.
Ведь в час, когда опустится Луна,
прилив их безнадёжно смоет в бездну,
и мы хлебнём солёного сполна
из новой чаши, не успев воскреснуть.

(Тема "Былое и думы")

Данное стихотворение запомнилось, в первую очередь, энергетикой, эмоциональностью, страстностью. Лирическая героиня - сильная натура, вполне самодостаточная, способная выжить в одиночку (вряд ли слабая барышня смогла бы “сталью шкерить” рыб, да к тому же “легко”); но вместе с тем она - любящая и страстная женщина, которая надеется на встречу с возлюбленным и на короткие мгновения счастья. Почему короткие? Да ведь и возлюбленный не прост; они как две стихии: его стихия - море, её - узкая полоска берега, “серебристый веер отлива” (красиво, кстати!). Эти две стихи должны неизбежно встретиться, но и обречены на расставание, потому и дом, который они возводят на берегу, смоется приливом. Их встречи - как дыхание: прилив - отлив, выдох - вдох. Но стихотворение на самом деле не о неизбежности расставания, а о способности наслаждаться кратким мигом счастья, дарованным судьбой и природой их натур: они, зная о неизбежном расставании, способны видеть звезды в “маленькой песчаной лунке мутной” и “пестовать” свет своей любви. В общем, глубоко, сильно, самобытно.


3 - №44 небудущий альцгеймер (8 баллов) (Ирина Чуднова)

всё то
о чём забыть осуждены
сквозь камень прорастает    и
над нами
высоко в небе облако встаёт
которое — всё то чем мы не стали
всё то — чем стать могли
над головой
грозит грозит — прольётся
напитает сухую землю

память — кощеева игла
игла в яйце
а утка в зайце
(мы рождены чтоб сказку сделать болью) —
здесь колет и вот тут
не начинай
ну право хватит дорогая хватит
каких к чертям врачей     пойми —
так больно
так горько                что

я кажется..
………….

..забыл..

(Тема "Былое и думы")

В этом стихотворении присутствует все условно “модные” тенденции, которые так часто авторы применяют направо-налево без учёта общей идеи текста. Но в данном случае все эти приёмы: и стиль лапслок, и произвольная разбивка строк, и авторский неологизм (”небудущий”), и несистемная рифма, возникающая то в конце строки, то в середине (”не стали” /”напитает” /”память”), и сбой ритма - использованы к месту и замечательным образом работают на замысел. Автор искусно имитирует мышление человека, страдающего как физически (”так больно”, “мы рождены, чтоб сказку сделать болью”), так и морально (”так горько”): это и незавершенные фразы, и перескакивание с одного на другое, и финальное “забываю”. Но если бы перед нами был только “небудущий” (т.е. уже наступивший) Альцгеймер, работа не была бы такой интересной и глубокой. Что жизнь человеческая, как не “небудущий Альцгеймер”? Для человека естественно бояться смерти, всячески ее отодвигать, прятать на кончике “кощеевой иглы” (а ведь на кончике иглы может быть и спасительное лекарство - перекличка с “врачом”, от которого отказывается лирический герой). И иное дело - природа; в ней все вовлечено в вечный круговорот жизни: облако прольётся дождём, дождь напитает землю, из земли (”камня”) прорастёт семя - и так по вечному кругу бытия. А человек вырвал себя из этого круга: “всё то, чем мы не стали”, но “чем стать могли”. Возможно, автор имел в виду нечто иное, но я поняла смысл этого стихотворения именно так.


4 - № 29 "Тум-балалайка" в прачечной самообслуживания. Паттайя. Январь 2024. (7 баллов) (Дмитрий Матавеев)

Полночь. На вывеске красное «Laundry» бегущей строкой.
В барабане стиральной машины, словно в иллюминаторе,
кружится одинокий носок, потерявший покой,
и старая футболка с надписью «Навигатор».
Пахнет озоном, дешёвым порошком и тоской.
Из динамика «Тум-балалайку» поют сёстры Бэрри.
Я почти отключаюсь в плетёном кресле, случайно рукой
касаясь стекла, за которым танцует материя.
Рядом девушка в розовом топике и потёртых шортах.
У неё на плече татуировка — маленькая комета.
Мы не смотрим друг на друга. Мы оба — люди такого сорта,
что не ищут ответы там, где, в сущности, нет ответа.
Она встаёт, забирает бельё, тёплое, как живое.
Дверь тихо скрипит, впуская запах дождя и асфальта.
И я остаюсь один, слушая это этническое озорное
пение скрипки, сопрано и бархатного контральто.
А между тем, мир за окном нехотя начинает вращаться.
Сперва медленно, а затем тум-балала-балалайнее.
И я ощущаю себя носком, обреченным вечно стираться,
потерявшим однажды пару, и отчаявшимся уже найти
ту самую – идеальную.
 
(Тема "Монологи")

Тема одиночества, пожалуй, вечна, посему и писать об этом тоже будут без конца, равно как и идеал искать можно хоть на лоне природы, хоть на светском рауте, хоть в прачечной самообслуживания. Жаль только, что найти идеал лирическому герою не удается: девушка с вытатуированной на плече кометой отнюдь не звезда. Одиночество подано в стихотворении без излишнего надрыва; оно вращается по кругу, и эти круговые движения организуют всё пространство стихотворения: вращается в барабане несчастный потерявший пару носок, вращается мир за окном (герой, видимо, начинает дремать); бесконечно идет по кругу припев еврейской народной песенки, в которой жених, в отличие от лирического героя, нашёл таки невесту и пытает её вопросами, проверяя на смекалистость. А вот лирический герой уже не ищет “ответы там, где, в сущности, нет ответа”. В целом - крепкая, достойная работа, с хорошо выдержанной интонацией, тонким юмором - без скабрезности, лёгким эротизмом - без пошлости, тоской - без истерики.


5 - №13 Монолог (6 баллов) (Надежда Новицкая)

Монологи, одни монологи!
Всё никак не сойдутся дороги —
плыть борт о бок и просто молчать.
Иль шутя объясняться друг другу —
ты б сигналы ловил с полузвука,
я бы стала свистеть и трещать.

Прыгать выше твоих ватерлиний,
изгибаясь всем телом дельфиньим —
расшифруй мой язык вековой!
И задорно отскакивать боком
от обшивки обструганной строго,
и бодать гордый киль головой.

Надоело расстроенной щукой
рубиконы очерчивать кругом
и под бортом втихую нырять,
наслаждаясь свободой теченья,
чтоб не слышать твоё тарахтенье,
и показывать зубы опять…

Кстати, винт им ничуть не помеха,
а попробуешь снова наехать,
берегись — прокушу бензобак!
Лучше жить под корягой миногой,
тень твою принимая за бога,
чем так!

(Тема "Монологи")

Это стихотворение запоминается благодаря крепкому юмору и самоиронии; я бы сказала что перед нами “практическое руководство” по женской психологии. Лирическая героиня может быть любой: соблазнительной, соблазняющей и ласковой; а может и зубы показать, если ее обидят. Но мечтает быть домашней наседкой (ой, миногой, конечно!), чтобы в комфорте, тепле и уюте спокойно жить в тени и под защитой своего “бога” (эдакая реплика на миф пещеры). При этом “бог” (кстати, по тексту не меняющийся и непотопляемый, как броненосец) должен понимать её с полуслова (полузвука, полусвиста и полутреска). Замечательная интерпретация устойчивых выражений добавляет тексту остроты и сочности. В общем, весело!

 
6 - №23 Завтра вечером (5 баллов) (Беляева Марина)

До тебя
была я чем-то неважным,
как былинка на ветру трепыхалась -
Весь мой быт - самолётик бумажный.
Весь мой прок - безобидная шалость.
 
А теперь, собрав свой мир по крупицам,
приношу тебе, как жертву, в ладонях,
всё, чем нынче я могу поделиться:
Утром, пахнущим смолою и хвоей,
драгоценным соловьиным рассветом -
зайцем солнечным в каждой росинке.
И дождём октябрьским – плачем по лету,
И безмолвным белоснежием зимним.
Или этой городской суматохой,
где колёсными белками скачем
в тщетной панике – успеть за эпохой
и в иллюзии надежд на удачу.
Только счастье, и ни грамма печалей.
Их оставлю для себя, смелой, новой.
Только слово, то, что было в начале,
Как основа для всего остального.
 
Ну, а чтобы не больней тебе падать,
подстелю, конечно, мягко соломку
из не самой расприятнейшей правды,
склеив странный этот пазл из осколков
поднебесных недостроенных замков –
в своё время ты их все покоришь сам.
 
Что же дальше?
Расскажу тебе завтра.
Завтра вечером,
 
когда ты родишься.
 
(Тема "Монологи")

Стихотворение пропитано драматизмом. Уже первые строки “До тебя /была я чем-то неважным...” бьют наотмашь. Что же происходило в жизни лирической героини, если она так обесценивает себя? А ведь с системой ценностей у нее все в порядке: главной ценностью, меняющей ее отношение к миру, является ребенок (что нормально для женщины), и то, что она хочет передать младенцу (пахнущее хвоей утро, соловьиный рассвет, солнечные зайчики, а главное - “только счастье” и “только слово”, “что было в начале”) - действительно важные ориентиры. Вот только собирает героиня свой мир “по крупицам”, склеивает “пазл из осколков”, приоткрывая завесу тайны над тем, что с ней произошло. А произошло крушение надежд, поэтому “соломка”, которую ЛГ собирается подстелить ребёнку, - это горькая правда, которую, видимо, сама героиня не услышала вовремя.


7 - №24 День занимался райский (4 балла) (Беляева Марина)

День занимался райский  едва-едва.
Добрые львы у ног, в головах - павлин.
Ева, зачем тебе яблоко? Вот айва,
вот абрикос, вот слива, вот мандарин.
 
Страсть разрушительна, зла и слепа любовь.
Дни сочтены твои, выбор необратим.
Как тебе, Ева, в муках рожать сынов
и дочерей, чтоб в муках рожалось им?
 
Вымыты страсти былинные в полынье.
Кто, не хлебнувши  горя, тебя поймёт?
Нынче не ищут истину в том былье,
Коим в душе дырища не порастёт.
 
Снова поминки - блины, кисель да кутья -
за упокой ушедших в быльё ребят.
Плачут веками евы по сыновьям.
Плачут, и зачинают  и вновь родят.
 
(Тема "Былое и думы")

Стихотворение начинается, вроде бы, иронично: “Ева, зачем тебе яблоко? Вот айва...”, но это первое впечатление обманчиво. Во втором катрене тональность текста меняется: Еве с абсурдным “павлином в голове” и “слепой любовью” предстоит из века в век рожать сыновей, чтобы затем справлять по ним поминки. Автор вписывает размышления о трагических событиях прошлого и настоящего в мифологический контекст, добиваясь тем самым общечеловеческого звучания мысли о том, что беспамятство (”вымыты страсти былинные в полынье”, “нынче не ищут истину в том былье”) приводит к человеческим потерям и к тому, что матери из века в век хоронят своих сыновей. Тема не нова, конечно, но написано достойно.


8 - №31 созерцание пионов Sarah Bernhardt в саду (3 балла) (Лёля Строптивая)

выйду в сад —
среди деревьев старых
есть цветник
и сонмы лепестков
в мир приносят
дар
великой Сары —
розовое с пеной молоко

из земли
из сумрачного плена
словно из потрёпанных кулис
чувственна
и дерзко откровенна
красота
является на бис —
на заре припудривая тело

и садовый нож узнать готов
хрупкость стебля
но замрёт без дела
и не тронет
прелести цветов

(Тема "В моём городе")

Еще одно стихотворение, написанное в стиле “лапслок”, и вновь стиль оправдывает себя. Вообще эта работа сильно выделяется из всей поэтической подборки лонга спокойной, выдержанной интонацией, практически полным отсутствием повествовательного начала (весь нарратив можно свести к фразе: “цветущий пион не срезали”) и какой-либо назидательности. Автор не стремится бить читателя по больному, оглушать эмоциями или подкидывать глубокие философские идеи; этот текст - действительно созерцание (что, собственно, и заявлено в заглавии). Но это не значит, что созерцание лишено мысли: красота способна остановить даже занесённый над нею нож. Кто-то скажет, что, мол, уже слышали: “Красота спасёт мир”. Да, слышали. Но выполнено филигранно, утончённо, стилистически выдержанно. Автору спасибо. 


9 - №33 Середина пути (2 балла) (Ольга Неунылова)

Выпадет винтик – и весь механизм сразу встанет,
Выпадет снег в октябре – и уже не растает,
Выпадут шарики с числами – все не с билета,
Выпадешь из разговора – эй, где ты?
А где ты?
 
Тянут киты в океане тоскливые песни,
Долгим гудком отвечает состав с переезда.
Ночью проснёшься – я знаю, как это бывает –
И не уснёшь, будто ты не на старом диване,
 
Будто на верхней в плацкарте, где светит неярко
Скромная лампочка цвета повторной заварки,
Спят пассажиры, и спит проводник у титана,
Только колёса стучат и стучат неустанно.
 
Вроде устроился, вроде и сыт, и привечен,
И остаётся всего полпути до конечной,
Но до утра всё ворочаешься, беспокоясь:
Точно ли нужным маршрутом идёт этот поезд,
 
Нет ли ошибки в билете, и в шуме вокзала
Не перепутал ли путь, что гнусаво назвали.
Выйти бы с кем-нибудь в тамбур, да только вот не с кем.
И разольётся гудок над ночным перелеском.

(Тема "Былое и думы")

Тема данной работы тоже не оригинальна: размышления о правильности выбранного пути, а развернутое сравнение (жизнь - поезд), на  котором держится композиция текста, также не ново. Но стихотворение сделано добротно, качественно. В позиции автора привлекает то, что он не рассматривает жизненный путь человека как проявление слепой судьбы, обстоятельств или чьей-то воли; наоборот, сам лирический герой делает свой выбор. Например, шарики с числами, которые ему выпадают, - “не с билета”, т.е. слепой случай не определяет то направление, которое выбирает ЛГ. То же самое и с решением темы одиночества: да, ему не с кем выйти в тамбур, да только ведь сам ЛГ “выпал из разговора” (кстати, именно эта строчка  с повтором “где ты?”- единственная во всём стихотворении, которая оказывается разбитой на две части, что подчёркивает ее значимость). По деталям: удачна “лампочка цвета повторной заварки”, а вот к китам есть вопросы. Где - киты, а где - железная дорога? А может, это те киты, на которых земля держится? Хотелось бы авторский комментарий.


10 - №17 Вяз (1 балл) (Ирина Полюшко)

В свой старинный двор захожу, как вор,
Через загородки.
Он не оскудел от годов, недель —
Всё такой же кроткий.

Нет былых жильцов, мелких удальцов,
Под забором лаза.
Скрыта соль земли, только подросли
Липы, ивы, вязы.

Друг былых проказ, у подъезда вяз
Тянет ветви-руки.
Я к нему тянусь. Как сомкнуть длину,
Ширину разлуки?

Ты скучал по мне в снежном зипуне,
Под дождливой лейкой.
На простой билет в толщу прошлых лет
Кинь свои копейки,

Если нет рублей. Старых кораблей
Мы с тобой контрфорсы.
Не стыдясь прильну, растянусь в струну.
Фарса нет и форса.

Молчаливый вяз, ты во мне увяз,
Я в тебе увязла.
Нас не расклепать. Слёз моих рапа
Метит листьев пазлы.

Добрые друзья — это ты и я.
Мы не обветшали.
Но от наждака,  что мохрит бока,
Стали чуть шершавы.

(Тема "Былое и думы")

Узнаваемая тема возвращения в родной город, родной двор, в котором старый вяз - олицетворение  былой жизни. Интонация стихотворения чистая: радость встречи сочетается с лёгкой грустью, без излишнего “фарса и форса”. И, вроде бы, образы частотные (”ветви-руки”, “пазлы листьев”), но все же есть в тексте своя прелесть и оригинальность: “старых кораблей /мы с тобой контрфорсы”, “я в тебе увязла” или “рапа слёз”. Общей интонации подходит избранный ритм и внутренние рифмы, а в целом текст оставляет приятное, тёплое впечатление.


Рецензии
Про текст № 33: песни китов и гудки поездов вызывают во мне одну и ту же эмоциональную реакцию. Странное, с трудом вербализуемое чувство: это и беспокойство, как будто тебя неясно зовут (кто? куда?), и такая же неясная, сильная, щемящая тоска (по кому? по чему?).
Но судя по тому, что не первый эксперт спросил, как связаны эти два понятия, это очень индивидуальная реакция)

Спасибо за выбор в шорт и подробный комментарий. А также за то, что разглядели что-то интересное в этом (и правда, не очень оригинальном) тексте)

Ольга Неунылова   24.11.2025 07:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.