Чемпионат -осень 25. Выбор Е. Давыдовой-Бабочкиной
С вами ведущая Елена Чалиева.
Шестой шорт мне прислала член жюри Екатерина Давыдова-Бабочкина - "золотая звезда" прошлого Чемпионата. Она дала свои комментарии только к тем десяти стихам, которые выбрала, но сделала не краткий, а подробный анализ выбранных стихов. Очень интересно написала Екатерина - большое спасибо ей за комментарии и выбор.
Итак, шорт Екатерины Давыдовой-Бабочкиной.
1- №9 В нашем городе (10 баллов) (Поликарпова Дарья)
В городе чёрных квадратов темно и горестно.
Люди-серые птицы под ветром горбятся.
И дожди каждый день идут.
Тёплый мир наизнанку, как шуба, вывернут.
Ультиматум свету ненастьем выдвинут,
и кострище прошлого не раздуть.
Тени чёрных квадратов всю радость выпили.
Старый плотник фанерное солнце выпилил
и подвесил на ниточке к фонарю.
Люди взоры потухшие к солнцу подняли,
перья серые сбросили наземь комьями,
поклонясь фанерному алтарю.
Стало в нашем городе снова весело.
Ходят слухи: Луну из фольги повесили,
начертили известью Млечный путь.
Человекам маленьким много надо ли,
как воронам, что кормятся в поле падалью,
не вникая в истинной жизни суть.
Лишь один дурак городской Иванушка
утирает горькие слёзы варежкой,
всё блажит - мол, солнышко умерлооо...
На Иванушку серые птицы шикают,
злой репейник бросают ему за шиворот,
дурачку жить в городе тяжело.
Год за годом идут по фанерным улицам,
на столбе фанерное солнце жмурится,
дождь идёт из фанерных туч.
Все довольны, один дурачок печалится
и забытого Бога зовёт отчаянно,
просит настоящего солнца луч.
Бог призреет на Ваню, больного разумом,
и положит солнце ему за пазуху,
и позволит небо в руках держать.
Мы однажды проснёмся - а над фанерками
реет Ваня-дурак, в темноте не меркнущий,
и репьями кидается в горожан.
(Тема "В моём городе")
Работа глубокая, богатая смыслами и ассоциациями. Город, который обычно воспринимается как место удобного и комфортного проживания людей, представлен как “город чёрных квадратов”; этот мир “наизнанку, как шуба, вывернут”, и он высасывает из человека все соки и всю радость. Но тут появляется “фанерное солнце” (сама по себе идея “фанерных” декораций не нова, но здесь решена автором последовательно и по-своему), и возникают мотивы, характерные для антиутопии: люди (”серые птицы” - не чёрные, а серые!) по-прежнему не вырывались из плена “черных квадратов”, но, поклоняясь фальшивому “фанерному алтарю” - мнимому богу - становятся весёлыми (ну как тут не вспомнить “О дивный новый мир” Хаксли и другие антиутопии?). Образ Вани-дурака традиционен и узнаваем: дураки, безумцы, шуты, юродивые всегда зрили в корень и позволяли себе глаголить истину. Вот и “больной разумом” блажит и “забытого Бога зовёт отчаянно”. В целом, очень достойная работа о ложных и истинных ценностях и о забытых нравственных ориентирах.
2 - №14 Звёзды (9 баллов) (Надежда Новицкая)
Давай построим дом на берегу,
на серебристом веере отлива,
где сквозь песок прокладывают живо
туннели пескожилы — берегут
хвосты свои от прозорливых чаек…
чтоб я, завидев борт, тебя встречала,
развязывая кудри на бегу.
Вязала шёлком, юрким челноком
в волне сети затягивая петли,
и острой сталью шкерила легко
блестящих рыб, ни капельки не медля.
Нам было б снова вместе хорошо,
и, может, даже дожили б до ночи,
что в чёрной бездне звёзды напророчат
не представляя… Тот убережён,
кто пестует свой свет ежеминутно —
пусть в маленькой песчаной лунке мутной,
купая звёзд морских на посошок.
Ведь в час, когда опустится Луна,
прилив их безнадёжно смоет в бездну,
и мы хлебнём солёного сполна
из новой чаши, не успев воскреснуть.
(Тема "Былое и думы")
Данное стихотворение запомнилось, в первую очередь, энергетикой, эмоциональностью, страстностью. Лирическая героиня - сильная натура, вполне самодостаточная, способная выжить в одиночку (вряд ли слабая барышня смогла бы “сталью шкерить” рыб, да к тому же “легко”); но вместе с тем она - любящая и страстная женщина, которая надеется на встречу с возлюбленным и на короткие мгновения счастья. Почему короткие? Да ведь и возлюбленный не прост; они как две стихии: его стихия - море, её - узкая полоска берега, “серебристый веер отлива” (красиво, кстати!). Эти две стихи должны неизбежно встретиться, но и обречены на расставание, потому и дом, который они возводят на берегу, смоется приливом. Их встречи - как дыхание: прилив - отлив, выдох - вдох. Но стихотворение на самом деле не о неизбежности расставания, а о способности наслаждаться кратким мигом счастья, дарованным судьбой и природой их натур: они, зная о неизбежном расставании, способны видеть звезды в “маленькой песчаной лунке мутной” и “пестовать” свет своей любви. В общем, глубоко, сильно, самобытно.
3 - №44 небудущий альцгеймер (8 баллов) (Ирина Чуднова)
всё то
о чём забыть осуждены
сквозь камень прорастает и
над нами
высоко в небе облако встаёт
которое — всё то чем мы не стали
всё то — чем стать могли
над головой
грозит грозит — прольётся
напитает сухую землю
память — кощеева игла
игла в яйце
а утка в зайце
(мы рождены чтоб сказку сделать болью) —
здесь колет и вот тут
не начинай
ну право хватит дорогая хватит
каких к чертям врачей пойми —
так больно
так горько что
я кажется..
………….
..забыл..
(Тема "Былое и думы")
В этом стихотворении присутствует все условно “модные” тенденции, которые так часто авторы применяют направо-налево без учёта общей идеи текста. Но в данном случае все эти приёмы: и стиль лапслок, и произвольная разбивка строк, и авторский неологизм (”небудущий”), и несистемная рифма, возникающая то в конце строки, то в середине (”не стали” /”напитает” /”память”), и сбой ритма - использованы к месту и замечательным образом работают на замысел. Автор искусно имитирует мышление человека, страдающего как физически (”так больно”, “мы рождены, чтоб сказку сделать болью”), так и морально (”так горько”): это и незавершенные фразы, и перескакивание с одного на другое, и финальное “забываю”. Но если бы перед нами был только “небудущий” (т.е. уже наступивший) Альцгеймер, работа не была бы такой интересной и глубокой. Что жизнь человеческая, как не “небудущий Альцгеймер”? Для человека естественно бояться смерти, всячески ее отодвигать, прятать на кончике “кощеевой иглы” (а ведь на кончике иглы может быть и спасительное лекарство - перекличка с “врачом”, от которого отказывается лирический герой). И иное дело - природа; в ней все вовлечено в вечный круговорот жизни: облако прольётся дождём, дождь напитает землю, из земли (”камня”) прорастёт семя - и так по вечному кругу бытия. А человек вырвал себя из этого круга: “всё то, чем мы не стали”, но “чем стать могли”. Возможно, автор имел в виду нечто иное, но я поняла смысл этого стихотворения именно так.
4 - № 29 "Тум-балалайка" в прачечной самообслуживания. Паттайя. Январь 2024. (7 баллов) (Дмитрий Матавеев)
Полночь. На вывеске красное «Laundry» бегущей строкой.
В барабане стиральной машины, словно в иллюминаторе,
кружится одинокий носок, потерявший покой,
и старая футболка с надписью «Навигатор».
Пахнет озоном, дешёвым порошком и тоской.
Из динамика «Тум-балалайку» поют сёстры Бэрри.
Я почти отключаюсь в плетёном кресле, случайно рукой
касаясь стекла, за которым танцует материя.
Рядом девушка в розовом топике и потёртых шортах.
У неё на плече татуировка — маленькая комета.
Мы не смотрим друг на друга. Мы оба — люди такого сорта,
что не ищут ответы там, где, в сущности, нет ответа.
Она встаёт, забирает бельё, тёплое, как живое.
Дверь тихо скрипит, впуская запах дождя и асфальта.
И я остаюсь один, слушая это этническое озорное
пение скрипки, сопрано и бархатного контральто.
А между тем, мир за окном нехотя начинает вращаться.
Сперва медленно, а затем тум-балала-балалайнее.
И я ощущаю себя носком, обреченным вечно стираться,
потерявшим однажды пару, и отчаявшимся уже найти
ту самую – идеальную.
(Тема "Монологи")
Тема одиночества, пожалуй, вечна, посему и писать об этом тоже будут без конца, равно как и идеал искать можно хоть на лоне природы, хоть на светском рауте, хоть в прачечной самообслуживания. Жаль только, что найти идеал лирическому герою не удается: девушка с вытатуированной на плече кометой отнюдь не звезда. Одиночество подано в стихотворении без излишнего надрыва; оно вращается по кругу, и эти круговые движения организуют всё пространство стихотворения: вращается в барабане несчастный потерявший пару носок, вращается мир за окном (герой, видимо, начинает дремать); бесконечно идет по кругу припев еврейской народной песенки, в которой жених, в отличие от лирического героя, нашёл таки невесту и пытает её вопросами, проверяя на смекалистость. А вот лирический герой уже не ищет “ответы там, где, в сущности, нет ответа”. В целом - крепкая, достойная работа, с хорошо выдержанной интонацией, тонким юмором - без скабрезности, лёгким эротизмом - без пошлости, тоской - без истерики.
5 - №13 Монолог (6 баллов) (Надежда Новицкая)
Монологи, одни монологи!
Всё никак не сойдутся дороги —
плыть борт о бок и просто молчать.
Иль шутя объясняться друг другу —
ты б сигналы ловил с полузвука,
я бы стала свистеть и трещать.
Прыгать выше твоих ватерлиний,
изгибаясь всем телом дельфиньим —
расшифруй мой язык вековой!
И задорно отскакивать боком
от обшивки обструганной строго,
и бодать гордый киль головой.
Надоело расстроенной щукой
рубиконы очерчивать кругом
и под бортом втихую нырять,
наслаждаясь свободой теченья,
чтоб не слышать твоё тарахтенье,
и показывать зубы опять…
Кстати, винт им ничуть не помеха,
а попробуешь снова наехать,
берегись — прокушу бензобак!
Лучше жить под корягой миногой,
тень твою принимая за бога,
чем так!
(Тема "Монологи")
Это стихотворение запоминается благодаря крепкому юмору и самоиронии; я бы сказала что перед нами “практическое руководство” по женской психологии. Лирическая героиня может быть любой: соблазнительной, соблазняющей и ласковой; а может и зубы показать, если ее обидят. Но мечтает быть домашней наседкой (ой, миногой, конечно!), чтобы в комфорте, тепле и уюте спокойно жить в тени и под защитой своего “бога” (эдакая реплика на миф пещеры). При этом “бог” (кстати, по тексту не меняющийся и непотопляемый, как броненосец) должен понимать её с полуслова (полузвука, полусвиста и полутреска). Замечательная интерпретация устойчивых выражений добавляет тексту остроты и сочности. В общем, весело!
6 - №23 Завтра вечером (5 баллов) (Беляева Марина)
До тебя
была я чем-то неважным,
как былинка на ветру трепыхалась -
Весь мой быт - самолётик бумажный.
Весь мой прок - безобидная шалость.
А теперь, собрав свой мир по крупицам,
приношу тебе, как жертву, в ладонях,
всё, чем нынче я могу поделиться:
Утром, пахнущим смолою и хвоей,
драгоценным соловьиным рассветом -
зайцем солнечным в каждой росинке.
И дождём октябрьским – плачем по лету,
И безмолвным белоснежием зимним.
Или этой городской суматохой,
где колёсными белками скачем
в тщетной панике – успеть за эпохой
и в иллюзии надежд на удачу.
Только счастье, и ни грамма печалей.
Их оставлю для себя, смелой, новой.
Только слово, то, что было в начале,
Как основа для всего остального.
Ну, а чтобы не больней тебе падать,
подстелю, конечно, мягко соломку
из не самой расприятнейшей правды,
склеив странный этот пазл из осколков
поднебесных недостроенных замков –
в своё время ты их все покоришь сам.
Что же дальше?
Расскажу тебе завтра.
Завтра вечером,
когда ты родишься.
(Тема "Монологи")
Стихотворение пропитано драматизмом. Уже первые строки “До тебя /была я чем-то неважным...” бьют наотмашь. Что же происходило в жизни лирической героини, если она так обесценивает себя? А ведь с системой ценностей у нее все в порядке: главной ценностью, меняющей ее отношение к миру, является ребенок (что нормально для женщины), и то, что она хочет передать младенцу (пахнущее хвоей утро, соловьиный рассвет, солнечные зайчики, а главное - “только счастье” и “только слово”, “что было в начале”) - действительно важные ориентиры. Вот только собирает героиня свой мир “по крупицам”, склеивает “пазл из осколков”, приоткрывая завесу тайны над тем, что с ней произошло. А произошло крушение надежд, поэтому “соломка”, которую ЛГ собирается подстелить ребёнку, - это горькая правда, которую, видимо, сама героиня не услышала вовремя.
7 - №24 День занимался райский (4 балла) (Беляева Марина)
День занимался райский едва-едва.
Добрые львы у ног, в головах - павлин.
Ева, зачем тебе яблоко? Вот айва,
вот абрикос, вот слива, вот мандарин.
Страсть разрушительна, зла и слепа любовь.
Дни сочтены твои, выбор необратим.
Как тебе, Ева, в муках рожать сынов
и дочерей, чтоб в муках рожалось им?
Вымыты страсти былинные в полынье.
Кто, не хлебнувши горя, тебя поймёт?
Нынче не ищут истину в том былье,
Коим в душе дырища не порастёт.
Снова поминки - блины, кисель да кутья -
за упокой ушедших в быльё ребят.
Плачут веками евы по сыновьям.
Плачут, и зачинают и вновь родят.
(Тема "Былое и думы")
Стихотворение начинается, вроде бы, иронично: “Ева, зачем тебе яблоко? Вот айва...”, но это первое впечатление обманчиво. Во втором катрене тональность текста меняется: Еве с абсурдным “павлином в голове” и “слепой любовью” предстоит из века в век рожать сыновей, чтобы затем справлять по ним поминки. Автор вписывает размышления о трагических событиях прошлого и настоящего в мифологический контекст, добиваясь тем самым общечеловеческого звучания мысли о том, что беспамятство (”вымыты страсти былинные в полынье”, “нынче не ищут истину в том былье”) приводит к человеческим потерям и к тому, что матери из века в век хоронят своих сыновей. Тема не нова, конечно, но написано достойно.
8 - №31 созерцание пионов Sarah Bernhardt в саду (3 балла) (Лёля Строптивая)
выйду в сад —
среди деревьев старых
есть цветник
и сонмы лепестков
в мир приносят
дар
великой Сары —
розовое с пеной молоко
из земли
из сумрачного плена
словно из потрёпанных кулис
чувственна
и дерзко откровенна
красота
является на бис —
на заре припудривая тело
и садовый нож узнать готов
хрупкость стебля
но замрёт без дела
и не тронет
прелести цветов
(Тема "В моём городе")
Еще одно стихотворение, написанное в стиле “лапслок”, и вновь стиль оправдывает себя. Вообще эта работа сильно выделяется из всей поэтической подборки лонга спокойной, выдержанной интонацией, практически полным отсутствием повествовательного начала (весь нарратив можно свести к фразе: “цветущий пион не срезали”) и какой-либо назидательности. Автор не стремится бить читателя по больному, оглушать эмоциями или подкидывать глубокие философские идеи; этот текст - действительно созерцание (что, собственно, и заявлено в заглавии). Но это не значит, что созерцание лишено мысли: красота способна остановить даже занесённый над нею нож. Кто-то скажет, что, мол, уже слышали: “Красота спасёт мир”. Да, слышали. Но выполнено филигранно, утончённо, стилистически выдержанно. Автору спасибо.
9 - №33 Середина пути (2 балла) (Ольга Неунылова)
Выпадет винтик – и весь механизм сразу встанет,
Выпадет снег в октябре – и уже не растает,
Выпадут шарики с числами – все не с билета,
Выпадешь из разговора – эй, где ты?
А где ты?
Тянут киты в океане тоскливые песни,
Долгим гудком отвечает состав с переезда.
Ночью проснёшься – я знаю, как это бывает –
И не уснёшь, будто ты не на старом диване,
Будто на верхней в плацкарте, где светит неярко
Скромная лампочка цвета повторной заварки,
Спят пассажиры, и спит проводник у титана,
Только колёса стучат и стучат неустанно.
Вроде устроился, вроде и сыт, и привечен,
И остаётся всего полпути до конечной,
Но до утра всё ворочаешься, беспокоясь:
Точно ли нужным маршрутом идёт этот поезд,
Нет ли ошибки в билете, и в шуме вокзала
Не перепутал ли путь, что гнусаво назвали.
Выйти бы с кем-нибудь в тамбур, да только вот не с кем.
И разольётся гудок над ночным перелеском.
(Тема "Былое и думы")
Тема данной работы тоже не оригинальна: размышления о правильности выбранного пути, а развернутое сравнение (жизнь - поезд), на котором держится композиция текста, также не ново. Но стихотворение сделано добротно, качественно. В позиции автора привлекает то, что он не рассматривает жизненный путь человека как проявление слепой судьбы, обстоятельств или чьей-то воли; наоборот, сам лирический герой делает свой выбор. Например, шарики с числами, которые ему выпадают, - “не с билета”, т.е. слепой случай не определяет то направление, которое выбирает ЛГ. То же самое и с решением темы одиночества: да, ему не с кем выйти в тамбур, да только ведь сам ЛГ “выпал из разговора” (кстати, именно эта строчка с повтором “где ты?”- единственная во всём стихотворении, которая оказывается разбитой на две части, что подчёркивает ее значимость). По деталям: удачна “лампочка цвета повторной заварки”, а вот к китам есть вопросы. Где - киты, а где - железная дорога? А может, это те киты, на которых земля держится? Хотелось бы авторский комментарий.
10 - №17 Вяз (1 балл) (Ирина Полюшко)
В свой старинный двор захожу, как вор,
Через загородки.
Он не оскудел от годов, недель —
Всё такой же кроткий.
Нет былых жильцов, мелких удальцов,
Под забором лаза.
Скрыта соль земли, только подросли
Липы, ивы, вязы.
Друг былых проказ, у подъезда вяз
Тянет ветви-руки.
Я к нему тянусь. Как сомкнуть длину,
Ширину разлуки?
Ты скучал по мне в снежном зипуне,
Под дождливой лейкой.
На простой билет в толщу прошлых лет
Кинь свои копейки,
Если нет рублей. Старых кораблей
Мы с тобой контрфорсы.
Не стыдясь прильну, растянусь в струну.
Фарса нет и форса.
Молчаливый вяз, ты во мне увяз,
Я в тебе увязла.
Нас не расклепать. Слёз моих рапа
Метит листьев пазлы.
Добрые друзья — это ты и я.
Мы не обветшали.
Но от наждака, что мохрит бока,
Стали чуть шершавы.
(Тема "Былое и думы")
Узнаваемая тема возвращения в родной город, родной двор, в котором старый вяз - олицетворение былой жизни. Интонация стихотворения чистая: радость встречи сочетается с лёгкой грустью, без излишнего “фарса и форса”. И, вроде бы, образы частотные (”ветви-руки”, “пазлы листьев”), но все же есть в тексте своя прелесть и оригинальность: “старых кораблей /мы с тобой контрфорсы”, “я в тебе увязла” или “рапа слёз”. Общей интонации подходит избранный ритм и внутренние рифмы, а в целом текст оставляет приятное, тёплое впечатление.
Свидетельство о публикации №125112204716
Но судя по тому, что не первый эксперт спросил, как связаны эти два понятия, это очень индивидуальная реакция)
Спасибо за выбор в шорт и подробный комментарий. А также за то, что разглядели что-то интересное в этом (и правда, не очень оригинальном) тексте)
Ольга Неунылова 24.11.2025 07:54 Заявить о нарушении