Чемпионат - осень 2025. Выбор Чен Кима
С вами ведущая Елена Чалиева.
Вторым свой шорт мне прислал член жюри Чен Ким (в миру Александр). Он также дал свои комментарии ко всем стихам лонг-листа, но более краткие, чем у Надежды Бесфамильной, в своей обычной манере. Он с нетерпением ждёт от вас отзывов, готов к любым. Спасибо, Александр.
Итак, шорт и комментарии Чен Кима.
№1 Медвежонок Барни (Дмитрий Мальянц)
Из комы выйду прямо на балкон
Смешной походкой медвежонка Барни,
Мой город утром пахнет табаком
И булочкой из маленькой пекарни.
Соседи смотрят в розовую синь,
Кто любит джаз, кто Михаила Круга,
А в небе Солнца рыжий апельсин
И хриплых птиц безудержная ругань.
Какашки невоспитанных собак,
Каштаны в опустевших, скучных скверах
И старая фабричная труба
Нахально лезет прямо в стратосферу.
Моя смешная утренняя жуть,
Спешу, лечу статистом из массовки
Туда, где замер словно мёртвый жук,
Троллейбус на конечной остановке.
Господь вдыхает в этот хаос жизнь,
Он всех прощает и жалеет будто,
Беззвучным колокольчиком дрожит
В моих руках стаканчик с кофе мутным.
Чернеет бездной незакрытый люк
Погас огонь в глазах красивых женщин,
Я этот город всё-таки люблю,
А он меня наверное всё меньше.
Синоптики
пророчат нам дожди,
Пугает пустотой почтовый ящик
И дворник, с редким именем Ваджди,
С тоской глядит на журавлей летящих.
(Тема "В моём городе")
------------------------
По-моему это прекрасное стихотворение. Очень городское. Со множеством утренних городских примет. Причем они не просто так для количества расставлены здесь – типа «а вот еще… а вот еще вот эдак, да? узнаете?»... Нет. Они несут в себе человеческий заряд городского утра. Я когда увидел стихотворение (еще не читая) подумал – «вот ведь длинное какое, наверное можно будет его подрезать маленько. Сказать, что типа хватит и пары-тройки строф»… Ан нет! Каждая здесь хороша. Ни одну позабыть не хочется. В общем вот так вот. Влюбился в этот стих.
№2 Город (Галиаскарова Елена)
Гуляет ночь по скользкой мостовой,
И город, как незримый часовой,
Стоит на страже мира и покоя.
Утихнул гул обыденных забот –
Спят люди, утомившись от невзгод,
И фонари мерцают над рекою.
Шальной сентябрь в ветрах знает толк
И листья, так похожие на шёлк,
Срывает с клёна ярким оригами.
Они красны, как розы лепестки,
Чаруют взор, спасая от тоски,
Кружась, на землю падают горстями.
Дождь барабанит с ночи до утра –
Неповторима осени игра…
Я вижу отблеск счастья, что угасло
В печальных размышленьях о былом.
Любовь давно ушла, махнув крылом,
Оставив сердце бедное несчастным.
Прохожий, затерявшийся один
В потоке мрачных мыслей-бригантин,
Вдруг слышит отголоски прошлых будней.
И в этом эхе, где любовь и грусть,
Доносятся слова: “Ещё вернусь…”
Гуляет ночь по площади безлюдной.
(Темы: "В моём городе", "Былое и думы")
-----------------------
Вот строки (ненаписанного, но конечно же существующего где-то в нашем внутреннем мире) городского романса, делают стихотворение по-настоящему городским.
«Я вижу отблеск счастья, что угасло
В печальных размышленьях о былом.
Любовь давно ушла, махнув крылом,
Оставив сердце бедное несчастным.»
Ну и былое и думы – эти же самые строки… Это прям такой XIX век… Тот который пришел к нам из книжек и живет в нас. Но мы этого старинного мира не чувствуем, пока вот такие строки не напомнят нам об этом времени русской жизни и русской литературы.
№3 (мышонок) (Алексей Прохоренков)
Юркнув за печку, мышонок подумал: – Зря!
Кошкам с котами, обласканным и надменным,
лижущим гла-а-ля-муррно самих себя,
не до меня, мелкой серости быстротленной.
Хочется сделать им маленькое пи-пи
в смысле «поблагодарить, пропищав любезно» –
вдруг умилятся?..
Но могут и придушить,
цапнуть-царапнуть, что чувственно не полезно.
Впрочем, вознёю мышиною на виду
сложно отвлечь от кискусства урчащей силы.
Стырю полкильки, за печку читать пойду
Кейт или Джона с Андреем и Самуилом.*
* им. в виду Кейт ДиКамилло, Джон Стейнбек, Андрей Усачёв, Самуил Маршак
(Тема "Монологи")
---------------
Ну такая игрушечка)) Для актерского чтения вслух.
№4 Монолог путника (Галиаскарова Елена)
Луна лила на крыши серебро,
И оживали статуи горгулий,
И ворон на лету ронял перо,
Бросаясь за добычей грозной пулей.
А замок спал, укрытый цепью гор,
Лесов дремучих, мглой и бездорожьем.
Случайный путник, выйдя на простор
Земель окрестных, вскрикивал тревожно:
“Чарует очи неба глубина,
Какая глушь вокруг и запустенье!
Коль заночую, будет не до сна
Мне этой ночью – всюду вижу тени
Умертвий жутких, призраков зимы
И их хозяев – сумрачных вампиров.
Дай, Боже, сил мне выбраться из тьмы,
Увидеть яркий свет дневного мира…”
(Тема "Монологи")
---------------
Мне показалось, что стихотворение похоже немного на крепкий перевод с английского. Почему не знаю. У меня вообще-то с иностранными языками дела обстоят как примерно у Чапаева)
№5 min lille fugl (Алексей Прохоренков)
Порывы nordavind сбивают с ног
на пне Nordkapp,
где никому нет дела,
что древо жизни, пав, окаменело
хребтами на зюйд-вест и на восток.
Закончен туристический июль.
Пора лететь
от пальцев моря – фьордов,
скуластых берегов, давно истёртых
пощёчинами волн, min lille fugl.
Я остаюсь
привычно созерцать,
как затухает маятник светила
и спят на скалах облака уныло,
сияния скрывая благодать.
У троллей оказавшийся в плену,
уткнётся в сумерки
на месяцы мой Gjesvaer,
что станется со мною, неизвестно…
А ты вернись
со страстной южной песней
и принеси надежду и весну.
min lille fugl (мин лИлле фюль) – моя маленькая птичка (норв.)
nordavind (нордавинн) – северный ветер (норв.)
Nordkapp (Нордкап) – мыс, считающийся самой северной точкой Европы
Gjesvaer (Йесвер) – небольшой частный остров на севере Норвегии
(Тема "Монологи")
-----------
Довольно сложные у меня отношения с пояснительными сносками. Конечно хорошо бы обходиться без них. А значит и без вставок иностранных слов, которые придется объяснять глухонемому (в смысле чужих языков) читателю.
Но уважением к автору проникаешься. Да. Как к врачу, когда он вдруг что-нибудь скажет из латыни.
№6 Чего-то нет (Сэм Табинин)
Во мне чего-то нет.
Напрасны все улыбки,
награды и ошибки,
коллекции монет.
По улице Лесной
звенящие трамваи
такими не бывали
ушедшею весной.
Давно отменены
счастливые билеты
и не хватает лета,
компании, страны.
Во мне чего-то нет.
Во сне сгорают лица,
провинции, столицы
неведомых планет,
где чёрному - пробел,
с отличницами шансы,
финансовы романсы
запретных децибелл.
Но царствует рассвет
у окон незнакомых -
не все сегодня дома,
во всех чего-то нет.
(Темы: "В моём городе", "Былое и думы")
--------------
А хорошая песенка получилась. Как человек, от лени и постоянного «устатка», желающий все сократить – я б строфу про «где черному – пробел… и финансовы романсы…» наверное бы убрал. До лучших времен. Может в другой песенке пригодится.
Потому что данное стихотворение и без этого четверостишия сложилось. Получилось.
№7 Мой город (Dnevalny)
Турист приезжий видит сказку:
стоит столица — чудо-град,
и в небо солнечной окраски
соборов купола летят.
Здесь каждый камень – тайна, память
о древнем прошлом, о былом,
а стен кремлёвских красный пламень
впитал российских душ геном…
А я родился на Арбате,
Арбат – отечество моё.
Узнать Москву в ином формате
я предложил бы,- про житьё
в текущих, пролетарских буднях,
про город-стройку, город-сад,
где даже ночью нет безлюдья,
и вечный звуков хит-парад.
Про город - труженик великий:
в нём для мечтаний нет преград,
защитник древности реликвий,-
он вечно славен и богат!
Здесь будущее с прошлым слито
в единый яростный поток.
И ни страницы не забыто,-
из каждой извлечён урок…
Пусть чередой проходят годы,
Москва - навеки город мой!
«Москвич» звучит по миру гордо,
и счастлив я своей судьбой…
(Тема "В моём городе")
------------
«Дорогая моя столица, золотая моя Москва» уже написана. Но наш любимый город достоин любого количества гимнов. Хотя про то, что это стихотворение о Москве понимать начинаешь только в последнем четверостишии. До этого четверостишия стихотворение можно к любому городу приложить – и сядет как влитое. Потому что слова все правильные. Может даже слишком правильные?..
№8 Собеседник (Марина Русова)
Собеседник , я ли тебе не воздам? Стекает луна по блёклым обоям,
я возвращаюсь домой, как в храм, чтобы поговорить с тобою.
Впрыгнуть в суть твою с антраша, вплеснуть печали, сердечные боли,
в каждом предмете живёт душа, а в каждой душе болит и колет.
Я-предмет, приравниваю себя к таковым, с мизерностью лёгкого саундтрека,
когда в реальность сгущается, как дым, суть одинокого человека.
И хочешь не хочешь, иди туда, по нарастающей жизни, где бы
высоко за окном цвели провода на океане безбрежном неба.
Ноты, буквы, танец или арт-нуво, многое сказано, и не наговориться,
этот горячий и искренний как плевок, - мой монолог, столица.
Режет искусственность без ножа, сети мои, ваш пленник я.
Бью по стеклу, экран кроша, как по лицу собеседника.
(Тема "Монологи")
---------------------
Конечно читатель приготовлен автором к некоторой вычурности текста уже практически с первых строк. Ну вот с этой хотя бы «Впрыгнуть в суть свою с антраша»… Вроде читатель готов. Но автор все равно так и норовит положить его на окончательные лопатки зашкаливающей плотностью нарочито противоречивых и от этого порою довольно раздражающих образов. Это я и про «мизерность легкого саундтрека» и про не монтирующееся в заданное перечисление «арт-нуво».
И цель достигнута – я раздражен. Я читаю с раздражением. Злюсь. И вдруг: «этот горячий и искренний как плевок, - мой монолог, столица» и шикарная финальная строка...
И я понимаю, что просто в этом стихотворении не длинная строка нужна, а «лесенка» Маяковского. И все становится на свои места. Абсолютно все!
№9 В нашем городе (Поликарпова Дарья)
В городе чёрных квадратов темно и горестно.
Люди-серые птицы под ветром горбятся.
И дожди каждый день идут.
Тёплый мир наизнанку, как шуба, вывернут.
Ультиматум свету ненастьем выдвинут,
и кострище прошлого не раздуть.
Тени чёрных квадратов всю радость выпили.
Старый плотник фанерное солнце выпилил
и подвесил на ниточке к фонарю.
Люди взоры потухшие к солнцу подняли,
перья серые сбросили наземь комьями,
поклонясь фанерному алтарю.
Стало в нашем городе снова весело.
Ходят слухи: Луну из фольги повесили,
начертили известью Млечный путь.
Человекам маленьким много надо ли,
как воронам, что кормятся в поле падалью,
не вникая в истинной жизни суть.
Лишь один дурак городской Иванушка
утирает горькие слёзы варежкой,
всё блажит - мол, солнышко умерлооо...
На Иванушку серые птицы шикают,
злой репейник бросают ему за шиворот,
дурачку жить в городе тяжело.
Год за годом идут по фанерным улицам,
на столбе фанерное солнце жмурится,
дождь идёт из фанерных туч.
Все довольны, один дурачок печалится
и забытого Бога зовёт отчаянно,
просит настоящего солнца луч.
Бог призреет на Ваню, больного разумом,
и положит солнце ему за пазуху,
и позволит небо в руках держать.
Мы однажды проснёмся - а над фанерками
реет Ваня-дурак, в темноте не меркнущий,
и репьями кидается в горожан.
(Тема "В моём городе")
-----------------------
И такой город имеет право быть. Потому что город – это живой организм. И он, как всякое живое, может болеть. А когда болеешь - фанера, фольга и крошащийся пенопласт – верные спутники горячки болезненного бреда.
№10 В городе моем (Нина Баландина)
В городе моем, а он у меня большой,
Столько надо еще: проторить тропинки,
Чуть раздвинуть небо, чтоб дождь прошел,
Вымывая прошлого все «соринки».
А еще мне надо бы там раскрыть мосты …
Как меха гармони – к радуге! - на ровном месте:
Чтобы вверх стремились и я, и ты -
Ближе стать к простоте небесной.
Только не ищи там недругов и врагов,-
Здесь на всех один лишь соперник – время.
Именно оно выдает улов:
Буквари, кольчуги, знамена … стремя.
В городе моем то свет, то тень –
Жизнь, она всесильна в любом раскладе.
Не о том ли памятки деревень
Посреди обширной безликой глади.
В городе моем есть место, где строить дом.
Стройся восходи, становись соседом.
Так или иначе, дела вдвоем
Спорятся быстрей и зимой, и летом.
Каждому свой праздник: торить тропу,
Дождь не замечать, освежая душу.
Обрастай жильем. Обходи толпу.
Приглашай соседа на поздний ужин.
(Тема "В моём городе")
---------------
Это стихотворении показалось мне продолжением стихотворения под номером 8. Только здесь город уже пошел на выздоровление. И вылечивает его – человек. А рецепт и протокол лечения прилагаются в последних двух строчках.
А может такое быть. что автор стихов №8 и №9 один и тот же?
№ 11 Монолог простодушия (Нина Баландина)
Я простой человек, Господи.
Что мне надо? – мира да денюшку,
Чтобы внука при случае радовать,
Чтоб цветочек купить. Не аленький,
Но почти что! – гераньку ясную.
А еще мне б здоровья, Боженька:
Здраво мыслить да делать дельное,
Не внося никакой сумятицы…
И над морем однажды вскинуться
Не тетёхою – белой рыбицей…
Вот и все, пожалуй, мой ласковый,-
Это время бедовой кручею
Изгаляется по-над разумом.
Не дай, Бог, пред ним опрокинуться…
Не оставь нас, родимый Батюшка.
Пусть земля наша дальше крепится:
Будет сильною, невозвратною
Под обиды, вражду и горести.
Дай мне, Господи, мира дольнего,
Как предписано роду нашему…
Счастью равному.
(Тема "Монологи")
---------------
Славная молитва. Но уж больно много усилий потрачено на стилизацию под народные колыбельные, которым, к сожалению, уже не находится места в нашей жизни… Они кончились. От этого и стилизация может не в полную силу работает – потому что предмет стилизации уже сам давно куда-то подевался…
№12 В моём городе (Юрий Рехтер)
Мой город полон укоризны,
Глядит сердито исподлобья,
Его высокие карнизы
Сдвигают узкие надбровья.
Он никого не осуждает.
Но знает много... И печально
Деревьев лиственные шали
Скрывают каверзные тайны.
Дождь бесконечен и назойлив,
На небе тучи ходят хмуро,
Но очищающей слезою
Ручьи стекают вдоль бордюров,
Смывая гадости и сплетни
Легко с панелей пешеходных.
Снега зимы и ветер летний
Ритм отбивают ежегодный,
Как бы подчёркивая этим -
Жизнь не бездумна городская
И никакое зло на свете
Неодолимым не бывает.
(Тема "В моём городе")
---------------
Строгий какой город получился… Надбровья исподлобья – чуточку как-то простовато… И еще немного насторожили «каверзные тайны» - с одной стороны это злые хитрости. Но вроде город суровый по тексту. А каверза - это все-таки больше отдает школьными проделками, облегчая заявленную строгую суровость города.
№13 Монолог (Надежда Новицкая)
Монологи, одни монологи!
Всё никак не сойдутся дороги —
плыть борт о бок и просто молчать.
Иль шутя объясняться друг другу —
ты б сигналы ловил с полузвука,
я бы стала свистеть и трещать.
Прыгать выше твоих ватерлиний,
изгибаясь всем телом дельфиньим —
расшифруй мой язык вековой!
И задорно отскакивать боком
от обшивки обструганной строго,
и бодать гордый киль головой.
Надоело расстроенной щукой
рубиконы очерчивать кругом
и под бортом втихую нырять,
наслаждаясь свободой теченья,
чтоб не слышать твоё тарахтенье,
и показывать зубы опять…
Кстати, винт им ничуть не помеха,
а попробуешь снова наехать,
берегись — прокушу бензобак!
Лучше жить под корягой миногой,
тень твою принимая за бога,
чем так!
(Тема "Монологи")
-----------------
Ну как-то мне показалось слишком надуманно все. Все усилия подчинены одной задаче – не оторваться от темы водных забав. И эти усилия явно видны. И это для стихотворения не очень хорошо. Из него уходит легкость и остается ощущение напряженной работы в рамках заданной предметной области. И да, автору удалось удержаться в очерченных им самим искусственных границах. Что конечно же является победой автора над словом. Хорошо ли это? Не знаю.
№14 Звёзды (Надежда Новицкая)
Давай построим дом на берегу,
на серебристом веере отлива,
где сквозь песок прокладывают живо
туннели пескожилы — берегут
хвосты свои от прозорливых чаек…
чтоб я, завидев борт, тебя встречала,
развязывая кудри на бегу.
Вязала шёлком, юрким челноком
в волне сети затягивая петли,
и острой сталью шкерила легко
блестящих рыб, ни капельки не медля.
Нам было б снова вместе хорошо,
и, может, даже дожили б до ночи,
что в чёрной бездне звёзды напророчат
не представляя… Тот убережён,
кто пестует свой свет ежеминутно —
пусть в маленькой песчаной лунке мутной,
купая звёзд морских на посошок.
Ведь в час, когда опустится Луна,
прилив их безнадёжно смоет в бездну,
и мы хлебнём солёного сполна
из новой чаши, не успев воскреснуть.
(Тема "Былое и думы")
---------------
Для меня стихотворение разделилось ровно на два независимых друг от друга стихотворения. Одно про картинку береговой встречи, которая конечно же насыщенней в пейзажном смысле, чем «рыбачка Соня как-то в мае, направив к берегу баркас…», но по сути кроме калейдоскопического размножения деталей сильно от этих бессмертных строк ничем не отличается, а может быть из-за обилия красот и проигрывает им…
И второе стихотворение – про любовь. Тут я сразу сдаюсь. Для меня вторая часть уже слишком сложна. Это мой недостаток. Я про него знаю.
№15 Заходи (Алексей Ленивец)
Заходи,
не включая свет.
Дождь сегодня
и завтра - дождь.
Знаю, лучшего - в мире нет.
Ты же лучшего - снова ждёшь.
"Объясни," - говорю.
Молчишь.
И, по-детски, не помнишь зла.
Океаны сползают с крыш,
наполняя твои глаза.
У подъезда - окурков грязь,
у порога - ковра отрез.
Ты зашла и я понял связь
между небом и всем, что есть.
Я твой зонт не раскрыл, забыл -
он промокший лежит у ног.
И на мне, как сто первый блин,
комом
собранное трико.
Всё, как прежде и всё не так.
"Ты останешься?"
"Да, на миг."
За порогом сгустившись,
мрак -
рядом с нами
покорно сник.
(Темы: "Монологи", "Былое и думы")
-----------------
А неплохое получилось стихотворение. Да что там – хорошее стихотворение. Мне нравится, когда простые бытовые приметы обрастают таинственной связью. Собственно наличие этого волшебства и есть главное для поэзии…
№16 Расскажи (Алексей Ленивец)
"Расскажи мне о всяком, о разном.
Я хочу просто слушать тебя."
Ты сидела на лавке под вязом
в парке "Юность", пакет теребя.
Там в пакете конфеты с шампанским.
Я тебе подарил просто так.
"Расскажи мне о всяком, о разном."
Было жарко, я сбросил пиджак.
Ты ответила: "Глупая просьба!
Мы чужие. Что было - прошло."
В каплях выпачкан солнечных, росных
был чулков притягательный шёлк.
Я смотрел на тебя, восхищаясь.
Ты смотрела на уток в пруду.
Утро таяло, таяли шансы.
ты спросила меня: "Я пойду?"
"Да, конечно!"
Промолвил и замер.
В парке "Юность" - не юные мы
(не чужие! не правда! я знаю!)
целый мир подожгли, как мосты.
Утки в небо кричали бессильно.
Ты на вздох мой шепнула в ответ:
"Я за нас выпью с дочкой и сыном" -
и ушла, взяв с шампанским пакет.
(Тема "Монологи")
---------------------
Замечательная история. Простая как жизнь. Точная по репликам. Может быть я (по причине лени и любви к тому, чтоб читатель не ждал окончательных объяснений) завершил бы его этим чудесным, с горькой иронией четверостишием:
«Я смотрел на тебя, восхищаясь.
Ты смотрела на уток в пруду.
Утро таяло, таяли шансы.
ты спросила меня: "Я пойду?"»
№17 Вяз (Ирина Полюшко)
В свой старинный двор захожу, как вор,
Через загородки.
Он не оскудел от годов, недель —
Всё такой же кроткий.
Нет былых жильцов, мелких удальцов,
Под забором лаза.
Скрыта соль земли, только подросли
Липы, ивы, вязы.
Друг былых проказ, у подъезда вяз
Тянет ветви-руки.
Я к нему тянусь. Как сомкнуть длину,
Ширину разлуки?
Ты скучал по мне в снежном зипуне,
Под дождливой лейкой.
На простой билет в толщу прошлых лет
Кинь свои копейки,
Если нет рублей. Старых кораблей
Мы с тобой контрфорсы.
Не стыдясь прильну, растянусь в струну.
Фарса нет и форса.
Молчаливый вяз, ты во мне увяз,
Я в тебе увязла.
Нас не расклепать. Слёз моих рапа
Метит листьев пазлы.
Добрые друзья — это ты и я.
Мы не обветшали.
Но от наждака, что мохрит бока,
Стали чуть шершавы.
(Тема "Былое и думы")
-----------------
Отсылки к Есенинским строкам очевидны. Но Есенинское настроение, атмосферу не совсем удалось вытащить на свет. Но это не страшно.
№18 Стихотворение снято с конкурса
-----------------
Ну снято и снято. Что там было? Почему снято? Нет ответа)
№19 Утро в городе (Елена Пронская)
Город выплеснулся в рассвет -
загудел, загалдел, затопал.
Повернулся за солнцем вслед
неприлично раздетый тополь.
Стая выспавшихся ворон,
гомоня, понеслась куда-то.
Бог пришил над седой горой
к небу облачную заплату.
Дом стряхнул позабытый сон
в руки улиц с озябшей крыши.
Резво день набирал разгон,
октябрём по асфальту вышит.
Улетал из депо трамвай
и трезвонил, прочистив горло.
Дел насущных сошёл обвал
на примятый предзимьем город.
Пробежал рыжеватый пёс
мимоходом пометив стену.
Полетела из-под колёс
жизнь в лицо горожан степенных.
Дворник шоркал не в такт метлой,
по привычке уныло горбясь.
С неба сплюнул второй пилот
пережёванный мятный Орбит.
У помойки дрались бомжи,
отнимая пустую тару.
Ненаточенные ножи
у соседки ржавели даром.
Шли автобусы косяком,
воздух утренний крепко портя -
дух бензиновый плыл клубком
в переулки и подворотни.
Брёл октябрь по своим делам,
в дальний путь собирал котомку,
листьев ржавый промокший хлам
торопливо в ладони скомкав.
Лист последний, почуяв смерть,
выбирал между раем - адом.
И, стремясь на земную твердь,
всё не падал, никак не падал...
(Тема "В моём городе")
-----------------
Хорошо читалось стихотворение. Легко. Нигде не жмет, нигде нет натужности какой-то что ли… Пасхалочки в виде «ненаточенных ножей» считаны. Зачот. Образы точны и естественны. Вообще стихотворение лишено какой-то хитровыдуманности. Получилось. На мой взгляд. Состоялось.
№20 Город мой (Ники Галини)
Город мой, не будь мне чужим.
В этом мире большом
я устала скитаться,
и утраты считать в плену вечных дорог,
чтоб однажды тебя отыскать...
Город мой!
Обними меня — синевой!
Обними
у причала солёных волн
облака
обледенелые...
и позволь мне тебя полюбить,
как умеют море любить
корабли
сине-белые.
(Темы: "В моём городе", "Монологи")
----------------
Про корабли хорошо. Понравилось.
№21 Загадка картины (Николай Максиков)
Акварель, гуашь, темпера, масло,
фреска, мел, пастель и карандаш –
сколько техник, стилей! В них увязла
многомерность городского пазла,
вжатого в извечности пейзаж.
Кто творец бессчётных черт и линий,
плавностей, зигзагов, тупиков?
Кто бы сдюжил более глубинней
выразить бесценный дух святыней,
блещущий из пропасти веков?
Нам и в эти дни едва знакомы
те, кто смог до мизера точней
на беду всем горе-астрономам
в окнах воссоздать созвездий сонмы
из вечерних радужных огней!
Ведь и сам, порой почти бессонно,
Груды точных рифм перемолов,
Тихо, без ненужного трезвона,
Восторгаюсь городом с балкона
И вношу в него штрихи стихов.
(Тема "В моём городе")
-------------------
Видно, что над стихотворением работали. Работа вызывает уважение. Но мотивы появления таких стихов – вот что является для меня основным вопросом…
№22 По душам (Марина Русова)
Ну что , мой друг, сегодня хмарь да боль. На небе шарф полоской голубой,
и где-то журавли кричат истошно. Вон, улетают среди туч в замес.
И к светлому теряя интерес, уходит день видением острожным.
Летит листва за журавлями вслед, и хочется взлететь, да крыльев нет,
осенний сплин опутывает негой из паутины, листьев, проводов,
не за горами видится Покров и чистота невыпавшего снега.
Он выпадет. Безумной красоты, оставив на безмолвии следы,
распишешься в присутствии сегодня. Снег заметёт, но ты отмечен здесь,
взлетает к небу буквенная взвесь, и оседает на губах Господних.
Нам до небес подать иль не подать, но если наступает благодать-
теряешь всё - привычная работа, и забываешь, что немолод, сед,
посмотришь клину убывшему вслед и сам курлыкнешь истинное что-то.
(Тема "Монологи")
----------------
Впервые стихотворение, изложенное в формате А4 не вызывало у меня желания расставить все в столбик. Так хорошо вдруг легло это размышление в форму единой какой-то мысли… Ну вот так именно думаешь о чем-то на ходу… Стихотворение совпало с ритмом моих осенних прогулок. Да и автор похоже примерно также передвигается по свету. В таком же ритмическом ключе. Спасибо за стихотворение.
№23 Завтра вечером (Беляева Марина)
До тебя
была я чем-то неважным,
как былинка на ветру трепыхалась -
Весь мой быт - самолётик бумажный.
Весь мой прок - безобидная шалость.
А теперь, собрав свой мир по крупицам,
приношу тебе, как жертву, в ладонях,
всё, чем нынче я могу поделиться:
Утром, пахнущим смолою и хвоей,
драгоценным соловьиным рассветом -
зайцем солнечным в каждой росинке.
И дождём октябрьским – плачем по лету,
И безмолвным белоснежием зимним.
Или этой городской суматохой,
где колёсными белками скачем
в тщетной панике – успеть за эпохой
и в иллюзии надежд на удачу.
Только счастье, и ни грамма печалей.
Их оставлю для себя, смелой, новой.
Только слово, то, что было в начале,
Как основа для всего остального.
Ну, а чтобы не больней тебе падать,
подстелю, конечно, мягко соломку
из не самой расприятнейшей правды,
склеив странный этот пазл из осколков
поднебесных недостроенных замков –
в своё время ты их все покоришь сам.
Что же дальше?
Расскажу тебе завтра.
Завтра вечером,
когда ты родишься.
(Тема "Монологи")
---------------
Мне показалось это стихотворение искренним. И важным для автора. Интимным что ли… Это очень хорошо, что оно такое. О технических деталях рассуждать не хочу и не умею. Было странное ощущение – будто бы читаю чужое письмо. И немного от этого не по себе. и в то же время остановиться не можешь – читаешь. Попался на крючок)
№24 День занимался райский (Беляева Марина)
День занимался райский едва-едва.
Добрые львы у ног, в головах - павлин.
Ева, зачем тебе яблоко? Вот айва,
вот абрикос, вот слива, вот мандарин.
Страсть разрушительна, зла и слепа любовь.
Дни сочтены твои, выбор необратим.
Как тебе, Ева, в муках рожать сынов
и дочерей, чтоб в муках рожалось им?
Вымыты страсти былинные в полынье.
Кто, не хлебнувши горя, тебя поймёт?
Нынче не ищут истину в том былье,
Коим в душе дырища не порастёт.
Снова поминки - блины, кисель да кутья -
за упокой ушедших в быльё ребят.
Плачут веками евы по сыновьям.
Плачут, и зачинают и вновь родят.
(Тема "Былое и думы")
-------------
Довольно пафосное стихотворение получилось. Но к последней строфе становится понятным – для чего им пропитано стихотворение. Конечно же для оправдания нашего существования. Задача важная. Может быть самая важная. Оправдание жизни. Раз уж смысла в ней мы найти не можем. То хотя бы это…
№25 Доломиты (Кофе Мания)
Почему так? Я не в чести,
Засыпаю и просыпаюсь дождливой осенью.
Ветки - чернее туч -
перестали расти,
Потому что их листья бросили.
То ли дело счастливый альпийский луг,
Пан козлоногий дудит на дудочке,
Телки холеные ходят вокруг,
Чувствуют себя нимфами, дурочки.
Гор доломитовых спины - твои тылы,
Белые камни,
сосен торчащие головы.
Вон за тобой вертикальные складки скалы
Будто бы замки средневековые.
Наверно, хватает тебе тепла,
Солнце дарует себя щедрыми дозами,
Красит суровых вершин тела
Розовым.
Фото в ‘ВК’, с тебя не спускаю глаз,
Служу на странице твоей
доберманом-сторожем.
Какого черта ты живешь напоказ?
Больно же.
(Тема "Монологи")
----------------
Про листья, которые бросили ветки понравилось. Про телок тоже. Ну и переход к соцсетям и всяким селфи – замечательный. Под конец понял что стих про любовь. Это хорошо. И что понял. И что про любовь.
№26 Последний Дракон (Владимир Данев)
II.
Стелется дым над рекой. Затаился страх.
Про;клятый лес полыхает в плену стихии.
Чёрная тень, парящая в облаках.
Адским огнем окольцованы вновь иные.
Тьма у порога. Бессилен придворный маг.
Век короля на исходе. Горит корона
И умирает вера - в толпе зевак,
В грязных трактирах, под крики: "Убить Дракона!"
Ставни закрыты. На башне огонь погас.
В темном лесу собираются снова черти.
Смотрит дракон на город как в первый раз.
Что-то мурлычет в глазах у "парящей смерти".
Сердце устало бороться. Пора пришла.
Ядом отравлен фонтан - постарались люди.
Мёртворождённый город, за гранью зла.
Будет Пророк, и Иуда, конечно, будет.
Но в бесконечном забеге календарей
Кто-то отыщет в руинах былое слово:
Жили драконы-боги среди людей -
Черные тени от черного зла земного.
I.
Волны пугают до жути, кругом вода.
Смотрят на маму недобро лесные звери.
"Это пройдет. И вновь расцветет тогда
Наша лужайка. Нам надо всего лишь верить!
Топай, малыш! Маме в этот ковчег не влезть.
Давят года, остаются грехи со мною.
Помни: хранить двуногих! Отвага. Честь.
Слово дракона. И мы обещали Ною."
(Тема "Былое и думы")
---------------
Компьютерная вещь получилась. Онлайновые игроки оценят. Я же ограничиваюсь «пасьянсом», но такие вот штуки понимаю. Хотя может стих вовсе и не из этой тематики. Но я прочел так.
№27 Это (Игорь Гладков)
«Это тебе даром не пройдёт»
Н. Островский
Мне проходит и даром и дорого,
Но всегда ни за что ни про что,
То зарёй на восходе, то всполохом
От зарницы на небе ночном,
То наводит на мысли греховные,
Вдруг о вечном напомнит свечой,
То холодным и сумрачным мороком,
То богатой и смелой мечтой.
Хороводит задорно и здорово,
Обнимая меня горячо,
То колотит как лютого ворога
До упаду на землю ничком.
Мимоходом прощаясь до скорого,
То встречаясь запечным сверчком
Мне заводит до колик знакомую
Ту же песню опять ни о чём.
(Тема "Былое и думы")
----------------
Не могу понять, чем зацепила меня кутерьма этих строчек… Но зацепила же! И эпиграф уместен. Хороший старт. И финал прекрасен. И вот это еще:
«Мимоходом прощаясь до скорого»
№28 Велесов камень (Ольга Королева)
Древний край. Река Ижора.
Спит валун на бывшей пашне.
На него садится ворон –
Словно сторож старой башни.
А под камнем – мох осклизлый
Вместе с палою листвою.
Поздней осенью нет жизни.
Прахом – древние устои.
В поколеньях племенные
Связи прерваны с землею.
Поцелован Берегиней,
Пал за род последний воин.
И насупленное небо
Ткет полотна – все завесить:
Под гнилым туманом вербы
Изчезают целый месяц.
На долину, лес и речку
Наступает серый город.
В гиблый морок – сил утечка.
Тьмы рекрутские наборы.
Затекает край Ижора
Бесконечными дождями,
Подправляя хмурость взора
Деревенскими огнями.
И в окне, в конце деревни,
Нимб свечи мерцает в кружке.
Молят Бога, чтоб царевной
Снова сделалась лягушка.
К ней идут, как богомолы,
Елки вдоль большой дороги.
Ветер треплет им подолы
О заляпанные ноги.
В тишине лесное диво
Днем застиранным и банным
Спрячет Боженька ревниво,
Спеленает мглой-туманом.
Не бросает ворон землю.
Звон ключей таят овраги.
Мощь болота дремлет темью.
Свет рождается во мраке.
(Тема "Былое и думы")
-----------------
В детстве меня пугающе волновала баллада Гете «Лесной царь» (это я не чтоб понтануться своим культурным слоем – просто училка пения на уроках часто мучала нас пластинкой с вокальным вариантом Шуберта – такая была странная тетка). Так вот здесь я тоже готов был натурально поймать это детское воспоминание испуга. Спасло мое старое сердце то, что я машинально прочел две строчки с точностью до наоборот.
У автора:
«Молят Бога, чтоб царевной
Снова сделалась лягушка.»
Я прочел:
«Молят Бога, чтоб царевна
Снова сделалась лягушкой».
Это показалось мне забавным и я перестал бояться. И вообще решил, что я молодец. Потому что мой вариант страшнее. А значит больше соответствует авторскому замыслу)))
№ 29 "Тум-балалайка" в прачечной самообслуживания. Паттайя. Январь 2024. (Дмитрий Матавеев)
Полночь. На вывеске красное «Laundry» бегущей строкой.
В барабане стиральной машины, словно в иллюминаторе,
кружится одинокий носок, потерявший покой,
и старая футболка с надписью «Навигатор».
Пахнет озоном, дешёвым порошком и тоской.
Из динамика «Тум-балалайку» поют сёстры Бэрри.
Я почти отключаюсь в плетёном кресле, случайно рукой
касаясь стекла, за которым танцует материя.
Рядом девушка в розовом топике и потёртых шортах.
У неё на плече татуировка — маленькая комета.
Мы не смотрим друг на друга. Мы оба — люди такого сорта,
что не ищут ответы там, где, в сущности, нет ответа.
Она встаёт, забирает бельё, тёплое, как живое.
Дверь тихо скрипит, впуская запах дождя и асфальта.
И я остаюсь один, слушая это этническое озорное
пение скрипки, сопрано и бархатного контральто.
А между тем, мир за окном нехотя начинает вращаться.
Сперва медленно, а затем тум-балала-балалайнее.
И я ощущаю себя носком, обреченным вечно стираться,
потерявшим однажды пару, и отчаявшимся уже найти
ту самую – идеальную.
(Тема "Монологи")
---------------
Ну вот как не похвалить автора за эту прекрасную, таинственную и важную тему – как непарные носки, вынутые из нутра стиральной машины! Это тема! Без шуток. Может быть самая важная из тех, которые присутствуют в нашей жизни.
Вообще хорошее получилось стихотворение. Почему-то на ум приходит слово «битники»… Нью-Йорк почему-то. Где я не буду никогда. Кино… Да. Это ведь и правда кино. Отличные кадры. Отличные.
№30 Хрустальная ваза (Наталия Юркевич)
Меняется мир, и про нас забывают.
Толпимся в серванте испуганной стаей.
Но были когда-то мы лучшим подарком,
Сверкали на солнце эффектно и ярко,
Будили восторг и снимали печаль.
Вот только ромашку не ставьте в хрусталь.
Хрусталь на столе появляется в праздник.
Он делает мир веселей и прекрасней.
Хрусталь – это роскошь, не просто посуда,
Ему доверяют особые блюда:
Селёдку под шубой, язык заливной
И ломтики сочной нарезки мясной.
Все мелочи помним, всё в памяти живо.
Украсили каждое блюдо красиво
Букетик петрушки и листики мяты,
Морковка, горошек, цветок из томата,
Солёный огурчик, зелёный салат…
А в воздухе вьётся густой аромат.
Всё было чудесно, понятно и просто.
Привычно звучали знакомые тосты,
Велись разговоры о том и об этом,
И песен огромное множество спето.
Я всё еще слышу «Малиновый звон»,
И хочется тихо звенеть в унисон.
И вроде квартира по-прежнему та же.
Но, кажется, стало прохладнее даже.
Меняются звуки, направленность света,
И много чужих появилось предметов.
Возможно, так лучше. И всё-таки жаль…
Прошу вас, поставьте ромашку в хрусталь!
(Темы: "Монологи", "Былое и думы")
-------------
Удалось ли стихотворению выйти из серванта на широкий смысловой простор? Не знаю. Но попытка была. Попытка засчитана.
Еще были чехословацкие стенки и югославские сапоги.
№31 созерцание пионов Sarah Bernhardt в саду (Лёля Строптивая)
выйду в сад —
среди деревьев старых
есть цветник
и сонмы лепестков
в мир приносят
дар
великой Сары —
розовое с пеной молоко
из земли
из сумрачного плена
словно из потрёпанных кулис
чувственна
и дерзко откровенна
красота
является на бис —
на заре припудривая тело
и садовый нож узнать готов
хрупкость стебля
но замрёт без дела
и не тронет
прелести цветов
(Тема "В моём городе")
--------------
Ну красиво конечно. Но мне почему-то чудится в этом увядание красоты. Наверное сказывается строка насчет «на заре припудривая тело». Тут даже немного моргом отдает…
№32 Яркий красный свет (Сергей Смицких)
Когда алел над городом рассвет,
Он шёл вперёд на яркий красный свет,
А чёрный кот шипел ему вослед:
"Вернись обратно!"
Но он не слышал, он куда-то мчал
И ничего вокруг не замечал,
Уйти от подлой злой судьбы мечтал,
Судьбы превратной.
Она навстречу двигалась, спеша,
И в ней звенела крепкая душа.
Вокруг асфальт как стёклышко лежал -
Они сближались,
А сверху лил холодный мелкий дождь,
Шурша уныло: "Всё на свете ложь".
Они неслись, обоих била дрожь,
И повстречались.
Под разноцветным светофонарём,
Горящим даже самым ясным днём
Зелёным, жёлтым, красненьким огнём,
Они столкнулись,
В последний миг пытаясь повернуть,
Чтоб от судьбы-злодейки ускользнуть,
Они вдруг поняли: окончен путь,
И ужаснулись.
Визжат с надрывом чьи-то тормоза,
Глядят с тоской огромные глаза,
В последнем крике слышны голоса:
"Ах, помогите!"
Машины дружно падают в кювет,
И поздно им теперь давать совет:
На сверхопасный яркий красный свет
Вы не спешите!
(Тема "Былое и думы")
---------------
Премиальное стихотворение. На конкурсе госавтоинспекции зашло бы в призы. А так – кино не особо получилось. Басенная дидактичность финального совета – очевидна и поэтому необязательна.
№33 Середина пути (Ольга Неунылова)
Выпадет винтик – и весь механизм сразу встанет,
Выпадет снег в октябре – и уже не растает,
Выпадут шарики с числами – все не с билета,
Выпадешь из разговора – эй, где ты?
А где ты?
Тянут киты в океане тоскливые песни,
Долгим гудком отвечает состав с переезда.
Ночью проснёшься – я знаю, как это бывает –
И не уснёшь, будто ты не на старом диване,
Будто на верхней в плацкарте, где светит неярко
Скромная лампочка цвета повторной заварки,
Спят пассажиры, и спит проводник у титана,
Только колёса стучат и стучат неустанно.
Вроде устроился, вроде и сыт, и привечен,
И остаётся всего полпути до конечной,
Но до утра всё ворочаешься, беспокоясь:
Точно ли нужным маршрутом идёт этот поезд,
Нет ли ошибки в билете, и в шуме вокзала
Не перепутал ли путь, что гнусаво назвали.
Выйти бы с кем-нибудь в тамбур, да только вот не с кем.
И разольётся гудок над ночным перелеском.
(Тема "Былое и думы")
-------------
Очень умелое стихотворение. Настолько, что этой конструкторской умелости и не замечаешь. Отличные две точные детали, хороший охотничий глаз. Лампочка в плацкарте «цвета повторной заварки» и вокзальные неразборчивые объявления. Но они ненавязчиво использованы. Мастерски скромны. В общем хорошо. И смыслы человеческие поддержаны и настроение…
№34 Аритмия (Арина Яковлева)
Вот прицепится чужая музыка, -
что вагон товарный к пассажирскому, -
и её не снимешь с языка,
как привычку к хлебу бородинскому.
В городе моём дворы осенние.
Заводской гудок включают снова.
И струится тихий снег рассеянный,
бело-рыжим выткана основа.
Будто в довоенные альбомы
пишутся военные стихи.
Аты-баты, сено и солома,
сталь и копоть, звёзды лопухи.
Даже рад чужой просторной музыке,
ведь своя - как дышится - не пишется.
Может сердце или голос на замке,
или поезд мчит так быстро , что - не слышится.
(Темы: "В моём городе", "Монологи")
------------
Стихотворение как будто бы лоскутное одеяло. Собрано и сшито из разных кусочков-четверостиший. Каждый кусочек о своем и вполне завершен. При этом сшито крепко.
И тут опять этот вопрос. Что послужило импульсом для написания этого стихотворения? Именно не само стихотворение – а его появление на свет. Оно для чего было затеяно?
№35 Достройка (Елена Чалиева)
Я несколько лет одиноко стоял,
хоть с виду кирпичный и крепкий –
строители сгинули, бросив меня,
остались окурки да кепка.
Пытались продать, но никто не берёт –
кто взять недостройку решится?
Напрасно ходил на осмотры народ,
висела растяжка-тряпица.
Жилец поселился – нахальный паук,
развесил свои занавески.
От холода, ветра немыслимых мук
я начал трещать не по-детски.
Разбили окно, обветшала стена,
и в думах маячила свалка…
Но тут на пороге возникла Она
и громко и чётко сказала:
«Чудесный какой, удивительный дом!
Всю жизнь о таком и мечтала».
Добавила тихо: «Конечно, берём,
хоть будет работы немало».
И чудо свершилось, и сделан ремонт,
в саду обживаются туи.
И я потерплю, если царственный кот
мне на пол однажды надует.
Паук убежал – по углам чистота,
его мне не жалко нисколько.
Пусть веником любят меня щекотать,
теперь я – счастливый Достройка.
Для нас, для домов, невозможного нет –
по нашей кирпичной планиде
мы будем служить вам, спасая от бед.
Вы, главное, нас берегите.
(Тема "Монологи")
------------
Наверное это детский стих для детей умных и с тонкой душевной организацией. А так я не очень понимаю зачем это? Я в принципе плохо понимаю зачем пишутся стихи. В данном конкретном случае – видимо просто для развлечения и тренировки навыков… Нормальная причина.
№36 Пальто (Евгения Белто)
Хочешь почувствовать осень? Послушай мой триггер:
В кухне на корточки сядь в направлении норда
Возле педали заброшенной старенькой "Зингер",
И ощутишь упоительный лиственный воздух.
Сразу захочешь наружу в - прохладный и первый
С летним пальто (непременно занять руки чем-то),
И понесешь гордо ношу то - в правой, то - в левой,
Чуть волоча по обрывкам листочных скелетов.
Будешь ее перекидывать через предплечья,
Будешь сжимать в кулаке до мурашек в запястье,
А рукавам жить захочется по-человечьи:
Прыгать в пыли, собирать разноцветное счастье,
Что застилает газоны, буреет от зноя,
Что, полежав, побледнеет и скрутится в трубку.
Ты протаскаешь пальто целый день за собою,
Не надевая, а лишь для осеннего лука.
Дома, довольный, покормишь голодную кошку,
Чай вскипятишь, отопьешь полстакана с малиной
И обомлеешь: пальто на ковровой дорожке,
К небу подняв рукава, закружит балериной.
(Тема "Монологи")
------------
С первой строки я сразу насторожился в удивлении. Про триггер. Про «Зингер» я понял. Про фэншуй ориентацию на север – тоже. Про остальное тоже понял. Я знаю что такое «лук» и вообще всякого рода сэлфи.
В принципе стихотворение понятное. Но какое-то немного пресное что ли. Несмотря на довольно большое количество современных слов и примет.
Что может означать на самом деле – просто фиксацию пресности нашего настоящего. С чем я вполне могу согласиться.
№37 Выбрать клетку (Ольга Денисова)
Мой день свинцово выцветает в раме
окна, где горизонт, как рваный шов:
короткими мор’осными стежками
сшивает криво город с небесами
ноябрьский дождь. Он словно вечно шёл
по гулким улицам, как силуэт в тумане,
в конце проспекта, в мареве толпы.
Мы ртом ловили капли обещаний
его о том, что боги завещали
нам воплощение благих иллюзий в быль.
Но в этом мире, сжатом до предела,
где каждый новый шаг – культурный шок,
мы ищем то, что вырвалось из тела,
струясь дымком прозрачным сизо-белым,
и вроде было названо душой.
Всё выше, выше сквозь кривые ветки
возносится, невидима людьми,
душа - на небеса к чертогам ветхим,
чтоб получить знакомую ответку:
свобода — только право выбрать клетку
и верить, что внутри и есть весь мир.
(Темы: "В моём городе", "Былое и думы")
----------
Суть стихотворения в его названии и в последних двух строках. Остальное – это натюрморт. Нельзя же чтоб стихотворение состояло из названия и двух строчек.
№38 Следы (Владимир С. Иванов)
Снежинки летят и улягутся вскоре.
Прощается осень, грустна и тиха.
На белом листе, как на снежном просторе,
Следы оставляю стопами стиха.
А были когда-то весенние грозы
И грохот прибоя, и солнечный свет...
Несложные нас волновали вопросы,
И каждому вмиг находился ответ.
Их все записать было проще простого,
Не "парились", кто там увидит, прочтёт,
Совсем не боялись неточного слова,
А жизнь не спешила нам выставить счёт.
С годами труднее даются страницы,
Кончаются, как отрывной календарь.
И реже приходят знакомые лица,
И страшно, что в том не большая печаль...
Вмерзают стопы, а сквозь снежные дали
Всё призрачней свет и весна не видна.
Зато, может, дольше следы не растают,
Согреет кого-то стихов седина.
(Тема "Былое и думы")
------------
Ну да – «как молоды мы были, как верили в себя»… Следующая остановка «констатация» - так фельдшер скорой сообщает диспетчеру о приезде к почившему туловищу.
№39 *** ("Скажи, хорошая, что нужен я тебе...") (Борис Балицкий)
Скажи, хорошая, что нужен я тебе не только для того, чтоб ранним утром
варить овсянку и готовить чай в твоей любимой чашке с перламутром.
Скажи, что больше нужен я тебе по вечерам, когда придёшь с работы,
снимать с твоих, по-детски хрупких плеч, промокший плащ и взрослые заботы.
Скажи, что вечер на двоих вкусней, и за столом, и в парке, и в постели,
трезвон капелей звонче и сильней, и дом уютней для двоих в метели.
Коснись губами моего виска, что заметён нетающей порошей,
а я в тепле дыханья твоего услышу: - Нужен, нужен, мой хороший.
(Тема "Монологи")
-----------
А вот хороший, мне кажется, стих получился. Простой и спокойный. Без особого волшебства, но с точным человеческим чувством.
№40 Гибискус (Ольга Волхонская)
Обласканный нежностью бабьего лета,
В конце захандрил и захныкал сентябрь,
Унылое солнце не балует светом,
И круглые сутки не гаснет фонарь.
Размыта дождями, дорога раскисла,
Не видно на улице даже котов.
В горшке у окна распустился гибискус,
Нежданный привет из далёких краёв.
Раскрывшись с восходом, цветок ярко-красный
Умрёт на закате, а с ним и мечта.
Иначе прочитана старая сказка -
Мой принц ненаглядный чудовищем стал.
Счастливый сезон весь до донышка прожит,
Любовь-однодневку никак не вернёшь.
Осенняя морось полезна для кожи,
И я ухожу в нескончаемый дождь.
Ни взгляда назад – не люблю многоточий.
Сквозь мутные стёкла уныло мне вслед
Глядит умирающий алый цветочек,
Уже не надеясь на новый рассвет.
(Тема "Монологи")
--------------
Трогательно. Всех немного жаль. Автора, цветочек и себя…
№41 Непереписанный сценарий (Жанна Карелова)
Ноябрьский снег - зимы начало,
её предчувствие, простуда.
Душа немного одичала,
что говорить? Да и откуда
ей взять слова? Она устала
от несбываемости чуда.
Я молча жму твою ладонь -
сухую, нервную, чужую.
В ней - не огонь, в ней - только бронь
на жизнь, на долю неживую.
Не тронь меня, мой друг, не тронь.
Я отпускаю, не ревную.
И речь моя - не речь, а лепет,
обрывки фраз, тире, запинки.
И этот жест, и этот трепет -
лишь две озябшие снежинки
на рукаве. И город слепит
миганием реклам-картинок.
Прощай. Не надо провожатых.
Мне путь знаком - приют мой близок.
Тут, в переулках узких, сжатых
хожу я десять тысяч жизней.
Домой, из дома, и обратно.
Не понимай меня превратно…
Сценарий вновь не переписан.
(Темы: "В моём городе", "Монологи")
------------
Печальное стихотворение. Печаль передать довольно просто. Но это только кажется, что просто. Тут вроде удалось.
№42 *** ("красный клён у пластмассовой рамы...") (Александр Андреев)
красный клён у пластмассовой рамы
ожиданье ночного звонка
нетерпенье придуманной драмы
для разгона стопарь коньяка
от привычек одни огорченья
воля ветра последний закон
за окном фонаря всепрощенье
и уже упомянутый клён
среднерусский пейзаж среднепрусский
на границе вчера и всегда
и до донышка и без закуски
без следа
ерунда
(Темы: "В моём городе", "Монологи", "Былое и думы")
----------
Очень тонко про огорчительность привычек! Очень. И некоторая канцелярская нотка «и уже упомянутый клен» - тоже хорошо ложится.
№43 Без пафоса (Нитикин)
В кофейной гуще профиль пустоты,
вчерашний день - забытая газета.
Мы строим хрупкие, как изо льда, мосты
в пространстве от вопроса до ответа.
Сквозь пальцы - время, золотой песок,
сквозь ребра - ветер, ледяная флейта.
И каждый вдох - отсроченный бросок
в водоворот текущего момента.
Мы ищем смысл в мерцании витрин,
в случайном взгляде, в трещине на чашке.
Но мир - лишь эхо собственных картин,
в воображении рисуемых мультяшно.
И вот, когда рассыплется узор,
и смолкнет бред тщеславия звенящий,
останется лишь этот разговор
с самим собой - без пафоса и фальши.
(Темы: "Монологи", "Былое и думы")
----------
Без пафоса не получилось. А насчет того что без фальши – это уже лишь автору ведомо.
№44 небудущий альцгеймер (Ирина Чуднова)
всё то
о чём забыть осуждены
сквозь камень прорастает и
над нами
высоко в небе облако встаёт
которое — всё то чем мы не стали
всё то — чем стать могли
над головой
грозит грозит — прольётся
напитает сухую землю
память — кощеева игла
игла в яйце
а утка в зайце
(мы рождены чтоб сказку сделать болью) —
здесь колет и вот тут
не начинай
ну право хватит дорогая хватит
каких к чертям врачей пойми —
так больно
так горько что
я кажется..
………….
..забыл..
(Тема "Былое и думы")
------------
И я похоже позабыл, что хотел сказать… Альцгеймер неизбежен.
№45 Утро раннее... (Сергей Иванов)
Врать по-нашенски -
труд монашеский,
ночь прошедшая холодна.
Звонкий колокол -
медь и олово,
смолк под тяжестью чугуна.
Утро раннее
в сердце ранено
взглядом, брошеннным из окна.
Скрытно, исподволь,
так, что исповедь
за предательством не видна.
Честь бы смолоду!
Да по холоду
первопутками свежий след
править заново,
вплоть до санного -
в день которого больше нет.
(Тема "Былое и думы")
-------------
Первая строка – огонь! И вот это очень зашло:
«Утро раннее
в сердце ранено
взглядом, брошеннным из окна.»
№46 Утренний туман в городе моём (Александр Кременьч)
Утренний туман в городе моём,
Палая листва влагою прибита:
Осветил рассвет арочный проём,-
С пеной до краёв, ржавое корыто.
Тихо по утрам в городе моём:
Больше птичий гвалт на заре не будит.
Прихватив зонты, погрустим вдвоём
В парке,- городском сером атрибуте.
Пустырём давно стал Центральный пляж:
В негу погружать перестало солнце…
И встречать рассвет позабыта блажь:
В городе моём - дефицит эмоций.
Радости большой требует душа,
А вокруг - минор, нет ему предела.
Это, в свой черёд, твёрдо, не спеша,
Городом моим осень завладела …
(Тема "В моём городе")
--------------
Минор… Ну да. Чуточку из другой оперы.
№47 Найти свою мелодию (Екатерина Избекова)
В тоннеле дней лишь эхо ищет путь,
Здесь каждый шаг - невидимый урок.
Не бойся в день грядущий заглянуть,
И написать хотя бы пару строк.
Ты - не ошибка, не программный сбой,
Не просто тень, скользящая во мгле.
Ты рождена, чтоб стать самой собой,
найти себя на маленькой Земле.
Пусть говорят, что мир - случайный блик,
И что планета лишь обычный шар,
Но ты всмотрись в свой собственный родник -
В нём плещется Вселенская душа.
И ты поверишь в завтрашний рассвет,
Не потому, что кто-то обещал,
А потому, что носишь в сердце свет,
Что жизнь тебе и близким освещал.
Ведь счастье - не сакральный манифест,
А тихий шёпот сердца: «Я иду.
И эта жизнь - наш слаженный оркестр,
Где я свою мелодию найду».
(Темы: "Монологи", "Былое и думы")
------------
Со всем вышесказанным согласен. Хотя конечно некоторая в этом самоуверенность – насчет света, которым освещаешь жизнь.
№48 Былое и думы (Тимофей Бондаренко)
Когда-то вовсе не было былого,
И отравленье дум случалось редко.
И нахлебавшись дела молодого,
По целям сладостным стрелялось метко.
Игрушкой вековечной мнились ружья,
Невидимыми были невдомеки,
Что как-то просыпаясь обнаружу,
Что истекли неназванные сроки.
И от любви с молитвой нет экстаза,
Мечусь как Карлсон, потерявший лопасть,
С небес слетает грустных дум зараза,
И намертво прилипнув, тянет в пропасть.
Спокойно спят скелеты в туалете,
На свет не рвутся - всё вокруг другое.
Зачем смотреть на то, что мне не светит?
И я уже - ослепшее былое.
Не видеть света все-таки гуманней
Забвенье боли божьим даром стало.
Раздолье жизни, хоронясь в тумане,
Седым быльём ковыльным зарастало.
Не ждя, что солнце вновь призывно брызнет,
Ступаю на тропиночку слепого,
И вот, повиснув на обрыве жизни,
Цепляюсь за былиночку былого.
(Тема "Былое и думы")
-----------
«Не ждя» - напрягает. А так-то да. И вот еще тропиночка и былиночка – уменьшительно ласкательно, но с усилием воли, вписаны в размер.
ИТАК ДЕСЯТКА:
1 №1 Медвежонок Барни (10 баллов)
2 №6 Чего-то нет (9 баллов)
3 №22 По душам (8 баллов)
4 №27 Это (7 б.)
5 №29 "Тум-балалайка" в прачечной самообслуживания. Паттайя. Январь 2024 (6 б.)
6 №16 Расскажи (5 б.)
7 №15 Заходи (4 б.)
8 №33 Середина пути (3 б.)
9 №39 *** ("Скажи, хорошая, что нужен я тебе...") (2 б.)
10 №41 Непереписанный сценарий (1 б.)
Свидетельство о публикации №125112203434
Алексей Ленивец 25.11.2025 14:30 Заявить о нарушении