Философская история. Часть 1
Вступление
Стих 1. Индуизм
Стих 2. Инь Ян цзя
Стих 3. Конфуцианство
Стих 4. Даосизм
Стих 5. Софистика
Стих 6. Сократ
Стих 7. Платон
Стих 8. Кинизм
***
Вступление
Хочешь подвести итоги -
В философию доро'ги.
Будет кратко изложенье -
Чтоб не быть в изнеможенье.
Для серьёзных - дальше путь,
Продерётесь как-нибудь.
__________
Примечания:
1. В сборнике представлен краткий поэтический обзор истории философии, выполненный исключительно в целях просветительства с использованием материалов общедоступных источников
2. Нумерация частей, стихов и их названия - условные от автора сборника
***
Стих 1. Индуизм
Индуизм - совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте в VII - II вв. до н. э., имеющих общие положения(1) и священные тексты «Веды»
В стране далёкой Индии то дерево растёт(2) -
Могучим корнем славится, что рощу создаёт.
И потому в той Индии поверье таково -
Ученья многочисленны, но корня одного.
«Санса'ра», «ка'рма» - важное в учении у них,
Без этого нет Индии, понятий смысл велик.
Их «карма» - это «действие», что образуют ряд,
В поступках человеческих последствия звучат.
В «сансаре» - колесо пойми, движенье не унять,
Перерожденье вечное для наших душ видать.
Во что перерождаемся - кармический закон:
«Как поступал до этого - таким и станет он».
Твори в поступках карму ты и улучшай судьбу,
Развитие духовное - нелёгкий путь к тому.
Круговорот страдания с бессмертием души? -
Из круга чтобы вырваться - в нирва'ну поспеши.
«Блаженство абсолютное, иллюзия - весь Мир»,
Не каждому награда та - чтобы в нирване был.
В нирване оказаться чтоб, все стадии пройди:
Растения, животные - начала для пути.
И может, в «просветленного» душа твоя влетит,
Блаженство бесконечное навечно посетит.
Из школ индийских древняя - по имени Санкхья'(3),
Мудрец Капи'ла выстроил то здание с нуля.
Вселенная - начала два: материя и дух.
«Пуру'ша» - дух-сознание, не видимый из двух.
«Пракри'ти» - то материя, без духа что мертва,
Пуруша оживит её - готовы существа.
В материи - три качества иль гуны отыскать:
Их са'ттва, ра'джас, та'мас привыкли называть.
«Разумный, чистый» - саттва, то главное у них,
«Активный и страдающий» - о раджас этот стих.
«Пассивный и инертный» - то в тамасе звучит,
Он в Санкхье бесполезен, ведь разум там молчит.
По Санкхье - для нирваны ты саттву преумножь:
В еде, в образовании, в поступках - стань хорош.
__________
(1) типичные положения индуизма - дхарма (установленный свыше порядок вещей), карма (причинно-следственный закон), сансара (колесо перерождений, реинкарнация), майя (иллюзия), мокша (нирвана) и др.
(2) баньяновое дерево - дерево рода фикус широко распространено в Индии, крона поддерживается воздушными корнями, которые укореняются и могут создать целую рощу площадью до 2 га
(3) Санкхья Капилы - одна из шести основных философских школ индуизма, проповедующая дуализм (двойственность) Мира, основана Капилой (VII - V вв. до н. э.), предшественником Будды
***
Стих 2. Инь Ян цзя
Инь ян цзя - философская школа Древнего Китая, возникшая в V в. до н. э. специализировавшаяся в натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах, интерпретирующая события исключительно в понятиях природных сил(4)
В иероглифах китайских изображался холм,
Со стороною светлой и тёмной виден он.
Ян - светлое начало, мужское естество,
В нём действия немало, рождает всё оно.
Инь - тёмное начало, в пассивности удел,
Для женщины угодно, в заботах много дел.
Так в Мире всё двоится, соединяясь вновь, -
Вселенная случится и в людях бродит кровь.
Узнали красоту коль - уродство будет тож,
Коль доброе узнали - то рядом зло найдёшь.
Простое будет в сложном, а есть - наоборот,
Та двойственность природы даёт природе ход.
Стихий пять порождает, от них всё и идёт:
Огонь, Вода, Металлы, Земля и Древо - в счёт.
Гармония в природе - коль в дружбе Ян и Инь,
А бедствия в народе - коль кто излишним был.
О Ян - Инь пишут книгу, то «Книга перемен» (5),
В ней случаи возможны укажут для всех дел.
Кто хочет знать - что будет с делами у него,
Гадает по той книге - не всем по ней везло.
__________
(4) центральная концепция Инь ян цзя - универсальность дуализма Тёмного (Инь) и Светлого (Ян) начала, цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли, что обуславливает всё развитие Мира
(5) «Книга перемен» («И цзын» или «Чжоу И») - наиболее ранний из китайских философских текстов, традиционно датируемый ок. 700 г. до. н. э. и предназначавшийся для гадания, состоит из 64 символов-гексаграмм, каждая из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию и её возможное развитие
***
Стих 3. Конфуцианство
Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное древнекитайским философом Конфуцием (551 - 479 до н. э.) и развитое его последователями как воплощение духовного опыта предшествующей национальной цивилизации в соответствии с принципом Конфуция: «передавать, а не создавать, верить древности и любить её»
Чиновником Конфуций служил, род обеднел.
В Китае всё не ладно, великих нет там дел.
Путь скрылся их во мраке. Как Дао(7) им найти?
Конфуций предлагает: «От Древности пути».
Тогда, мол, жили просто - природный был закон.
Верните ритуалы - порядок придёт в Дом.
Вселенной ритуалы - всему есть свой черёд,
Ведь за зимой суровой весна всегда грядёт.
И людям тоже важно порядок в жизни чтить -
То жизнь организует, гармонии в ней быть.
А Государству(8) в благо - жить как одна семья:
Правитель есть верховный, прекрасны сыновья.
Сын - человек учёный, чиновник иль поэт,
Во всём он благороден, в нём недостатков нет.
Блюдёт он ритуалы, известен как мудрец,
Почтителен и предан, гуманный, наконец.
Коль благородных много, не нужен будет «кнут»,
Харизмою моральной к себе всех привлекут.
Как идеал достигнуть, Конфуций указал -
Систему воспитанья для молодых созда'л.
И с ранних лет учили «добро - зло» различать,
«Гармонию» и «хаос» чтоб верно понимать.
И если воспитанье идёт под знаком «вэнь»(9),
То человек захочет быть лучше - в это верь.
Он крайностей избегнет, найдя срединный путь.
«Культура, ритуалы - вот благо» - не забудь.
__________
(7) Дао (буквально «Путь») по Конфуцию - моральное усовершенствование в рамках строго фиксированных, освящённых авторитетом древности этических норм жизни: жень (гуманность), ли (соблюдение этикета), чжун (преданность), сянь (сыновняя почтительность), чжи (мудрость), синь (добрые намерения) и др.
(8) идеал государственного устройства по Конфуцию - отождествление с семьёй, в которой функция отца сакральна (аналогична функции Неба), а центральной фигурой является - цзюнь-цзы (благородный муж)
(9) «вэнь» - культура
***
Стих 4. Даосизм
Даосизм - китайское традиционное учение о «Дао» или «Пути вещей», включающее элементы религии и философии, основателем которого считается древнекитайский мудрец Лао-цзы (V - VI вв. до н. э.), ему приписывается авторство классического даосского трактата «Дао Дэ Цзин», хотя историчность Лао-цзы и подвергается сомнению
В китайском Пантеоне есть множество богов,
Есть Яшмовый владыка - бог Неба для сынов.
Сын - каждый император, за ними - Лао-цзы(11),
Пань-гу - создатель Мира, всем боги те нужны.
Учение о Дао в Мир принесёт Мудрец -
Великому ученью Лао-цзы стал как отец.
Закон Великий - Дао(12), Мир по нему живёт,
Жизнь Космоса, людская вся по нему течёт.
Пронизано тем Дао всё, что на Свете есть,
Невидимо то Дао, хотя Оно и здесь.
По Дао - всё бессмертно и душу не сгубить,
Задача человека - в согласье с Миром быть.
Поэтому у Дао есть «Дэ» - то «благодать»,
Людей что заставляет их душу развивать.
«Постичь как это Дао?» - спросили мудреца(13)
- «У-вэй» используй силу - в покое без конца.
Не надо суетиться - отшельников(14) узри,
В их созерцанье жизни до Дао есть пути.
За Миром наблюдай ты - что вне и что внутри,
Постом и воздержаньем все страсти ты сотри.
Избавься от желаний - страданья ни к чему,
Доверишься теченью - прибьёт тебя к Нему».
__________
(11) обожествление Лао-цзы - в начале II в. н. э. в Китае разрабатывается сложная иерархия божеств во главе с Яшмовым владыкой (Шан-ди), который почитался как бог Неба, высшее божество и отец императоров («сынов Неба»), за ним следовали Лао-цзы и творец мира - Пань-гу
(12) Дао - всеобщий Закон бытия, Космоса, универсальное единство Мира, согласно которому человек-микрокосм вечен так же, как и макрокосм, физическая смерть означает, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме, задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао через силы Дэ (проявление Дао в мире) и У-вэй («неделание»)
(13) мудрец - имеется ввиду последователь Лао-цзы древнекитайский мудрец Чжуан Чжоу (369 - 286 гг. до н. э.), изложивший в трактате «Чжуан Чжоу» свои взгляды на постижение Дао
(14) отшельник - нравственный идеал даосизма, человек, который с помощью медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао
***
Стих 5. Софистика
Софистика - древнегреческое философское направление и метод ораторского искусства, разработанный в V - IV вв. до н. э, изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение из-за не всегда честных приёмов ведения споров с увлечением формальными определениями, подменой понятий и высокой платы за обучение её методам
Где Западные корни? - нам в Грецию пути,
Там мудрости начало - «софистику» учти.
«Софист» - мудрец, умелец, готовый научить,
Желающий за плату ученье мог купить.
Ученье было ново - мол, «человек - отсчёт»,
Так Протагор(15) вещает - всё от людей идёт.
Вещей, мол, это мера - субъективизм во всём,
И в том, что существует, и в том, что не найдём.
Сон - так же натурален, дневные как дела,
И в мнениях безумца, мол, польза тож была.
Он «О богах» напишет, укажет: «Не узнать -
Иль боги есть на свете, иль вовсе не видать».
Поплатится за книгу, которую сожгут,
А из Афин - изгонят, скитанья его ждут.
И Ксениад(16) дополнил, сказав: «Мир не понять,
Раз он - лишь представленье, то истину не знать».
И Горгий(17) подключился - мол, ничего в нём нет,
«Мир этот существует?» - нам не найти ответ.
А коли мы сумеем найти ответы те -
Другим не объясним их и - снова в маете.
В природе есть законы - там очерёдность знать,
А в обществе законов, мол, общих - не видать.
Поэтому софистам - не ясно, что «добро»
И «зло» что - им не ясно, вот так не повезло.
Условны раз законы - как «соглашенья» чти,
Для нравов в том уроны - напрасно не учли.
Учение софистов потом сошло «на нет»,
От них остался метод - «доказывать и бред».
Теперь то слово бранно, раз могут доказать:
«Окажешься с рогами, хоть их и не видать»(18).
Философов ругать тех, конечно, ни к чему -
Запачкал негодяй их - пристало то ему.
__________
(15) Протагор (ок. 485 - 410 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, один из родоначальников софизма, его относят к скептикам и материалистам, приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий
(16) Ксениад Коринфский (1-я половина V века до н. э.) - древнегреческий философ, отрицавший существование критерия истины
(17) Горгий Леонтийский (ок. 483 - 380 гг. до н. э.) - древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия, «отец риторики», за плату обучавший юношей из богатых семей выступать и логически мыслить
(18) имеется ввиду известный парадокс софистов: «У тебя есть то, что ты не терял; ты не терял рога, значит, ты рогат»
***
Стих 6. Сократ
Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, учением которого древнегреческая философия разделена на «досократический» и «сократовский» периоды, не был автором текстов, его воззрения изложили ученики по дискуссиям и беседам с ним, осуждён властями Афин за то, что «не чтит богов, которых чтит город,… развращает юношество», отказался от штрафа в качестве альтернативы казни, предпочел наказание путем отравления цикутой
Во времена софистов ученье нёс Сократ(19)
И этики(20) законам земной Мир станет рад.
Философов на Землю спустил Сократ с Небес:
«Смотри на человека - лишь он имеет вес».
Чтоб не было пороков - то «истину» б найти,
Коль правильное знанье - к добру ведут пути.
«Есть истина на свете» - софистам то в укор,
Познать её мы можем, поможет в этом спор.
Об истине коль спорят - в сомнениях душа,
Внутри есть даймон-голос, чья помощь хороша.
Как истину искать ту, он метод(21) подсказал -
С иронией вопросы в беседах задавал.
Ответы на вопросы и - оппонент сражён,
Коль был самоуверен, таким не будет он.
А чтоб «определенье» для вещи получить -
Все случаи рассмотрит, в которых вещи быть.
Беседует умело, раз повитухи сын -
Он к истине подводит, родишься что иным.
О чём он рассуждает? - что есть «добро» и «зло»,
Что «нравы» есть такое, как жить, чтобы везло.
Сократа мысль - «добро» то, что пользу принесёт,
Чтоб «пользу» распознать нам - то «знанию» черёд.
Так, «добродетель» - «знанье», тождественны они,
Твердил - сам мало знает, беседы, мол, важны.
Бесплатно просвещал он, учеников имел,
Они и записали, что он сказать успел.
«Есть солнце в человеке» - Сократ их научил,
«Светить ему вы дайте», душою благ чтоб был.
__________
(19) учение Сократа - в отличие от предшественников, которые преимущественно ставили вопросы сотворения Космоса и всего сущего, Сократ рассматривал внутренний мир человека, изучая нравственные проблемы, определял цель жизни как поиск истины
(20) этика - философская дисциплина, исследующая нравственность и мораль
(21) диалектический метод Сократа - отыскание истины путём постановки наводящих вопросов с помощью иронии (приём диалога, когда изначально он мнимо соглашался с одним из участников беседы, а затем через ряд приёмов показывал ложность мнения оппонента), индукции (рассмотрение частных случаев с целью выработки общего определения) и майевтики (дословно «повивальное искусство», диалог с собеседником или с самим собой, который помогает «рождению» истины)
***
Стих 7. Платон
Платон (ок. 428 - 347 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-идеалист классического периода, родом из Афин, ученик Сократа, чьи рассуждения он изложил в трактате «Диалоги», основатель платонической школы мысли и Академии (закрыта в 529 году императором Юстинианом), сыграл важную роль в становлении всей западной философии
Учеников немало имел мудрец Сократ,
Средь них и Аристокла был видеть тоже рад.
Назвал «Широкоплечим», по-гречески «Платон»,
С тем именем философ в историю вошёл.
Когда Учитель умер, то странствовать он стал,
Вернулся всё ж в Афины и Школу основал.
Тому учили в Школе, где главным был Платон, -
«Что Мир есть идеальный, вещам - основа он.
Мир идеальный - верхний, идеи там - о всём,
Для видимого Мира все образцы найдём.
Там - «лошади идея», здесь - слепки их живут.
Ничем мы не владеем - реальности нет тут.
Земной Мир - то пещера, а вне - простор полей,
На стенах видим тени от Мира всех идей.
И в нравственности также - лишь копии видны,
В том «умном месте», высшем, иерархии важны.
И главно - это «благо», как солнце для людей,
О «благе» кто не знает - тот и не зрит идей.
Без «блага» знанья тёмны, ведь мнений - целый лес,
Без знаний «блага» ду'ши теряют главный вес.
Душе вручил бог разум, отправил в нижний Мир,
Увидев, что там хаос, с душой Мир стал иным.
Душа стремится в Мир тот, где идеальность ждёт.
С идеями коль бли'зка - в бессмертии живёт.
Душа покинет тело, должно что умирать,
Чрез сто веков вернётся, чтоб в новом жить опять.
Кто просит доказательств бессмертия души,
Двоякость вспомни Мира, - все в паре хороши.
Раз смерти наблюдаем - должно бессмертье быть.
А всё, что почитаем, - должны в нас заложить(22).
В душе у нас три части - то мудрость, ярость, страсть.
Что в ней преобладает - таким тебе и стать.
Душой - производитель, не рвись с такою в рать,
А правит пусть мыслитель, в ком мудрость увидать.
Вот принцип государства, что хочет процветать, -
В нём каждый своё место достоин занимать.
Неравенство сословий - от качества души,
Но все нужны для дела - своё лишь ты верши.
Чтоб жить в благополучье, порядок должна быть,
Чтоб целое на части невзгодам не разбить.
В хорошем государстве - про собственность забудь,
Имущество всё - обще, детей - совместно в путь.
Республика, конечно, при этом подойдёт,
Где лучшие из лучших определяют ход».
__________
(22) заложить - имеется ввиду платоновское учение «о припоминании» как основной цели познания того, что созерцала душа в Мире идей, прежде чем спустилась на Землю в Мир вещей и воплотилась в человеческое тело, предметы чувственного (видимого) мира при этом служат для возбуждения воспоминаний души
***
Стих 8. Кинизм
Кинизм - одна из наиболее значительных философских школ сократовского периода, признававшая только «практический разум», соединённый с житейской мудростью, «практическую этику», родоначальником считается Антисфен(23), ярким представителем Диоген Синопский(24)
К Сократу приходили, чтоб мудрость постигать,
В одних беседах были, но разности видать.
Рабыни сын с Платоном поспорили(25) про Мир.
И Антисфен - Платону: «О высшем б ты забыл!
Есть только то, что видим и можем ощущать,
Понятие «идеи» - из жизни надо б гнать.
«Понятие» - лишь слово, конкретная есть вещь.
Зачем, Платон, ведёшь ты об «идеальном» речь?
Жить надо очень просто - к природе обратись,
Кто хочет жизнь благую - в потребностях уймись.
Есть «благо человека», нет в обществе того -
От века и до века «благ общих» не видно'.
Вот правила для жизни(26): аскеза вне культур,
Религия, союзы - излишне для натур.
В натуре человека - здоровым надо быть,
В спокойствии душевном ему пристало жить.
Нам в жизни мало надо - плащом торс закрывай,
В гармонии с природой внутри Мир познавай».
И так они ходили - есть посохи, в плащах,
На подаянья жили, отбросив стыд и страх.
Про «киников» вопросы - «собаки», мол, при чём?
От них ответ доносит: «Собакой, мол, живём.
Рычим на оскорбленья, довольные судьбой».
Раз есть такое мненье - на памятнике стой(27).
Понятие «кинизма» Мир сильно извратил -
Довёл всё до «цинизма», насмешкой наградил.
Напрасно проходимцам дал извратить его,
Но стоиков(28) ученье в нём смысл обрело'.
__________
(23) Антисфен (ок. 445 - 366 гг. до н.э.) - древнегреческий философ из Афин, ограниченный в гражданских правах, так был сыном рабыни, ученик Сократа, основатель школы киников (от др.-греч. «собака» и/или «Киносарг», холм в Афинах), учитель Диогена Синопского
(24) Диоген Синопский (ок. 404 - 324 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-моралист
(25) с Платоном поспорили - Антисфен утверждал, что реален лишь тот Мир, в котором мы живём, учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию чувствами человека доступен лишь единичный конкретный экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея»
(26) правила жизни - у киников: аскесис как предельное упрощение, ограничение своих потребностей, «сила духа, характера»; апедевсия как отстранённость от культуры и общества; автаркия как независимость и самостоятельность, отказ от семьи и государства
(27) на памятнике - на могиле Диогена в Коринфе стоит мраморная колонна с фигурой собаки
(28) стоики - последователи философской школы стоицизма, в переносном смысле «стоицизм» - твёрдость и мужество в жизненных испытаниях
Свидетельство о публикации №125112100885