Если б Бога не было, то его следовало б выдумывать
Итак, рассмотрим гипотетическую ситуацию. Допустим, некий Высший Менеджер, по недосмотру или в результате масштабного редизайна вселенского софта, был объявлен «вакансией». Системный кризис неминуем. Что делать?
Сразу же формируется междисциплинарный комитет «Бог-2.0» в составе: философов (отвечают за ТЗ), психологов (анализ потребительских страхов), маркетологов (брендинг и позиционирование), юристов (разработка Единых Скрижалей Пользовательского Соглашения) и, конечно, пиарщиков. Задача ставится четко: создать концепцию субъекта, способного обеспечить:
Детерминированность морали. Народ путается, что хорошо, а что плохо. Нужен четкий, желательно зарифмованный, регламент.
Управление надеждой и страхом. Без перспективы вечного блаженства за хорошее поведение и угрозы перманентного поджаривания за плохое – производительность падает, социум лихорадит.
Объяснение необъяснимого. Ураганы, землетрясения, внезапные падения котировок – всему должна быть причина, желательно имеющая глубокий, сокровенный смысл, который мы, конечно, не в силах постичь, но обязаны принять.
Консолидацию общества. Нужен объединяющий бренд, вокруг которого можно строить идентичность и, что немаловажно, вести дискуссии с носителями других брендов.
Начинается самое интересное – креатив.
Атрибутика: Борода? Обязательно. Придает солидность и скрывает мимику, что удобно для трактовок. Одеяние – строго белое или светящееся (оптимизированный бюджет на сияние). Голос – баритон с эффектом эха (настраивается в зависимости от целевой аудитории).
Функционал: Всевидящее око (проблемы с GDPR решаются пунктом «согласие дается при рождении»). Сверхъестественное вмешательство по запросу (услуга платная, форма оплаты – молитва, пост, пожертвование). Ответы на молитвы – строго в трех вариантах: «Да», «Нет», «Подожди» (во избежание судебных исков за неоказание услуги).
Каналы коммуникации: Пророки (верифицированные блогеры), священные тексты (тотальный гайдлайн), чудеса (пиар-акции с элементами шоу). Важно сохранять определенную дистанцию – личные встречи не предусмотрены, общение только через официальных представителей.
И вот здесь начинается стратегический ад. Выясняется, что конкуренты не дремлют.
Франчайзинг: Каждая рабочая группа в отдельно взятой местности начинает вносить свои правки в ТЗ. Один комитет добавляет многорукость, другой – запрет на свинину, третий – концепцию перевоплощения. Возникают бренды-конкуренты: «Бог-2.0: Abrahamic Edition», «Бог-2.0: Eastern Optimization», «Бог-2.0: Polytheistic Suite».
Ревизии и обновления: Начинаются споры о том, что именно имел в виду Исходный Дизайнер. Появляются секты, требующие отката к предыдущей версии («Бог-1.0: Старозаветный»). Другие требуют радикального обновления до «Бог-3.0: Просвещенный Безличностный Абсолют», но маркетологи предупреждают: «Безличностное» плохо продается, народу нужен персонаж.
Война брендов: Представители разных франшиз начинают ожесточенную борьбу за долю на рынке душ. Крестовые походы, джихады, аутодафе – все это, по сути, просто агрессивные маркетинговые кампании с применением нетехнологичных методов.
Таким образом, мы приходим к гениальному по своей иронии выводу. Бога не просто «выдумали». Его запустили как масштабнейший стартап, который вышел из-под контроля создателей.
Сегодня мы имеем дело с перегретым, фрагментированным рынком, где множество продуктов, претендующих на звание «истинного», яростно конкурируют друг с другом, используя те самые инструменты, для создания которых и были designed – надежду, страх, чувство общности и тайны.
И самое саркастическое во всей этой истории? Даже если бы Изначального Бога и не было, процесс его «выдумывания» оказался настолько эффективным, породил такие мощные социальные институты, психологические механизмы и культурные коды, что он де-факто обрел собственную реальность. Он стал самоисполняющимся пророчеством.
Так что фраза «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» – это не глубокомысленное наблюдение. Это бизнес-план. И, черт побери, какой же успешный. Жаль только, что отделы контроля качества и единства бренда работают из рук вон плохо.
Благодарю за понимание! Заглядывайте ещё! Подписывайтесь! Лайкайте! Репостуйте! Берегите себя! Не всё потеряно!
Сбор здесь, на сём канале би би си - это другое, прям и здесь и сейчас подпишись, толи ещё будет...
https://vk.com/public_ant_hag
Свидетельство о публикации №125112106278