Письмо о сонете

История показывает, что в противоречивые времена, когда одно вытесняет другое, когда рушиться связь неба с землей, литература дает утешение для множество людей, страждущих выхода из привычной рутины бытия, и воскресает в своем первозданном свете.

Сейчас поэзия не имеет того пленительного воздействия, которое она оказывала на умы и таланты прошлого. Она не возбуждает те пылкие чувства и не рождает новые идеи. Сейчас поэзия – это отдушина, игра чувства с интеллектом, позволяющая изменить свое отношение к действительности.
Сонет – прекрасная лампада для страждущих чувственной ассоциации и твердой логики.

С сонетной формой я познакомился ещё в школе, изучая историю музыки и литературы, тогда я поразился краткостью и наполненностью сонета.

Прав был Буало:

В сонете Аполлон завёл порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нём повторять слова поэтам запретил
И бледный, вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной:
Поэму в сотни строк затмил Сонет Прекрасный.

В студенчестве я начал увлекаться сонетом практически, изливая в нем свои юношеские заблуждения. Меня поразило, как с каждым новым сонетом я приводил в порядок не только технику письма, но свое отношение к тому, что меня волновало. А меня волновало многое.

Помимо вариативности и глубине сонетов Шекспира на меня произвел впечатление цикл Говарда Лавкрафта, который доказал, что сонет может передавать не только картины любви, разлуки и экзистенциального осмысления, но даже - кинематографические картины ужаса, фантастических миров и мистических откровений. А после того, как я узнал о сонетах Бруно и Микеланджело мне стало понятно, что любой мыслящий человек просто обязан поднимать себя за макушку из болота жизни при помощи сонетов.

Оставим в покое классиков. А знаете ли вы, что сонет спас жизнь двум талантливым советским мужчинам, которые попали в ГУЛАГ?
Есть такая книга «Злые песни Гийома дю Вентре» (https://lib.ru/POEZIQ/vintgrais.txt).

Ее авторами является переводчик Юрий Николаевич Вейнерт и звукоинженер Яков Евгеньевич Харон.  Сонеты Написаны в ГУЛАГовском лагере "Свободное", в краях БАМа, в годы Великой Отечественной войны.
Книга есть в Интернете, почитайте ее и посмотрите какой яркий образ гасконца создали эти два отважных мужа в условиях погибели и жесткости. Когда Юрий трагически погиб Харон довел до конца этот труд и снабдил стихи яркими комментариями, в которых очень искренно делился историями создания произведений. Их жизнь – прекрасный сценарий для сильного кино.

Но в данном случае меня вдохновляет сам факт их творчества. Если уж они смогли, получится и у нас.


***
Сонет подобен пазлу, материал которого преподносит вам ваша жизнь.
Представьте себе, что каждый день, с его событиями и зримыми образами это ваши детали пазла, ваша боль и ваш жизненный опыт – полотно для работы, а ваш талант – ваша неудержимая энергия.

Дерзайте! Соревнуйтесь с великими, ломайте границы, преодолевайте себя и с каждым новым сонетом совершенствуйте свою душу и свою писательскую технику. У вас все получится.

Помните, что на сонете можно отточить мастерство красноречия и монтажного мышления, то есть научиться убирать все лишнее и оставлять только нужное. Это жизненно необходимый навык в общении с людьми, с самим собой и с Создателем. 
Опыт поколений показывает, что любые игры с формой приводят к опустошению содержания. Я придерживаюсь мнения, что дух творит себе форму, чего желаю и вам – идти от идеи или вашей боли. Для начала изучите классику, проживите ее, а там кто знает, куда вас позовет влюбленная в вас муза!..


Рецензии