Трагедия Аннелизе Михель
Мирная деревня Клингенберг в 1970-х была символом немецкого порядка и благополучия. Однако за стенами одного из домов разыгрывалась битва за душу, где полем сражения стало тело молодой девушки Аннелизе Михель, а солдатами — два католических священника, вооружённые лишь молитвами и верой. Эта история не просто рассказывает о болезни, а является мрачным повествованием о том, что происходит, когда наука и вера сталкиваются с отчаянием.
Всё началось не с голосов, а с обычных недугов. В 1968 году 16-летнюю Аннелизе начали мучить сильные судороги. Врачи диагностировали эпилепсию и депрессию, но стандартное лечение не помогало. Состояние девушки ухудшалось, и вскоре к физическим страданиям присоединились голоса. Она утверждала, что слышит шёпот, называющий её проклятой и предрекающий вечное проклятие. Именно тогда на пересечении медицинского диагноза и религиозных убеждений возникла роковая идея: а что, если это не болезнь, а одержимость?
- Salik.biz
Родители Аннелизе, глубоко верующие люди, всё чаще обращались за помощью не к врачам, а к церкви. После долгих уговоров епархия разрешила провести обряд экзорцизма. Так начался долгий путь, который привёл к 67 ритуалам изгнания нечистой силы, проведённым между 1975 и 1976 годами.
В ходе этих ритуалов и раскрылась «территория непознанного». Священники и свидетели утверждали, что голос Аннелизе менялся, становясь грубым и угрожающим. Демоны, говорившие через неё, брали имена библейских злодеев, таких как Люцифер, Иуда и Нерон. Они произносили ругательства, кощунства и, по свидетельствам участников, проявляли сверхъестественные способности, например, невероятную устойчивость к боли. Для верующих это служило неопровержимым доказательством вмешательства тёмных сил.
Однако за мистическим покровом скрывалась суровая реальность. Длительные ритуалы истощили и без того ослабленное здоровье Аннелизе. Её перестали лечить от первоначального недуга, а во время обрядов она практически полностью отказалась от пищи и воды. 1 июля 1976 года, когда ей исполнилось 23 года, Аннелизе Михель умерла. Судмедэксперты установили, что причиной смерти стали истощение и обезвоживание, вызванные длительным голоданием.
Последующий судебный процесс над родителями и священниками вызвал широкий резонанс в Германии. Обвинение утверждало, что девушку погубили не демоны, а халатность и слепая вера, которая привела к отказу от необходимого лечения. Защита настаивала на свободе вероисповедания и искреннем убеждении в одержимости. В итоге все обвиняемые были признаны виновными в причинении смерти по неосторожности.
Трагедия Аннелизе Михель до сих пор вызывает ожесточённые споры. Была ли она жертвой редкого психического заболевания, которое медицина того времени не могла распознать? Или же её баварский дом действительно стал порталом в мир древнего, необъяснимого зла на несколько месяцев? Окончательного ответа на этот вопрос нет. Однако эта история служит мрачным напоминанием о хрупкой грани между верой и фанатизмом, а также о том, что самый страшный ужас часто рождается внутри человеческого разума, на самой грани понимания.
Источник:
Аннелиза Михель родилась в баварской коммуне Лайбльфинг с населением чуть больше 3 тысяч человек. Её отец Йозеф Михель вырос в верующей семье. Три сестры его матери были монахинями, и она желала, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал священнослужителем. Йозеф предпочёл карьеру плотника. Позднее он прошёл трудовую повинность в Имперской службе труда, затем в составе вермахта ушёл на западный фронт. Был военнопленным США, в 1945 году вернулся на родину и вскоре снова стал работать плотником. Мать Аннелизы Анна окончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь Марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного участка на кладбище. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё. Сама Анна так стыдилась своей внебрачной дочери, что на свадьбе с Йозефом закрывала лицо чёрной вуалью.
Аннелиза воспитывалась в строгости и была предана католической вере. Как сообщается, её родители были глубоко религиозны, отвергали реформы Второго Ватиканского Собора и сочувствовали экстремистским, даже сектантским католическим объединениям. Михель посещала мессу два раза в неделю, пела в церковном хоре и, как отметила The Washington Post, «пока другие дети её возраста бунтовали против власти и экспериментировали с сексом, она, пытаясь искупить грехи наркоманов и сбившихся с пути истинного священников, спала на голом полу в середине зимы.
Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. Аннелиза любила играть на лесопилке отца, брала уроки игры на фортепиано и аккордеоне, хорошо училась и мечтала стать учительницей начальной школы. Помимо Марты, у неё были ещё три сестры: Гертруда (род. 1954), Барбара (род. 1956) и Росвита (род. 1957). В 1959 году Аннелиза поступила в начальную школу в Клингенберге, затем в шестом классе перешла в гимназию имени Карла Теодора Дальберга в Ашаффенбурге
В 1968 году из-за спазма Аннелиза прикусила язык. Уже через год появились странные ночные приступы: Аннелиза из-за дизартрии не могла шевелиться, чувствовала тяжесть в груди, иногда теряла способность говорить и не могла позвать никого из близких. В 1969 году девушка проснулась из-за затруднённого дыхания и с полным параличом тела. Семейный доктор Герхард Фогт посоветовал родителям обратиться в больницу. Была произведена электроэнцефалограмма, которая не показала какие-либо изменения в мозгу Михель. Тем не менее, у неё была диагностирована височная эпилепсия. Девушку госпитализировали в начале февраля 1970 года с диагнозом туберкулёз.
В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт «лицо Дьявола». В том же месяце ей был назначен аолепт, схожий по составу с аминазином и использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Несмотря на это, она продолжала пребывать в депрессивном состоянии. В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет «гнить в аду».
Лечение Михель в психиатрической больнице не помогало, и она все больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала жертвой одержимости. Позднее она совершила с другом семьи Теой Хайн паломничество в Сан-Джорджо-Пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Михель одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Вместе со своей семьёй Михель обратилась к нескольким священникам с просьбой провести изгнание демонов. Все они отказались и порекомендовали продолжать лечение. Как сообщили Михель, для экзорцизма необходимо разрешение епископа и абсолютная уверенность в одержимости больного.
В период между приступами Михель не подавала признаков психического расстройства и вела обычную жизнь. В 1973 году она окончила Вюрцбургский университет. Позднее однокурсники описали её как «замкнутую и крайне религиозную».
В ноябре 1975 года она успешно прошла экзамены для получения Missio canonica — специального разрешения на выполнение образовательных функций от имени церкви.
Состояние Михель ухудшалось. Она разрывала одежду на теле, ела пауков и уголь, откусила голову мёртвой птице, слизывала собственную мочу с пола. Во время припадков она говорила на разных языках и называла себя Вельзевулом, Каином, Иудой, Нероном, Адольфом Гитлером и другими именами. По сообщениям окружения Михель, иногда демоны даже вступали в пререкания друг с другом, и казалось, что она говорит двумя разными голосами. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин. Высказываются мнения, что лечение было недостаточно продуманным и последовательным, в частности, дозы были слишком малы для излечения от столь серьёзного расстройства.
Точный диагноз Михель так и не был установлен.
Б. Даннинг приводит в своей статье мнение, что она могла страдать диссоциативным расстройством идентичности, отягощённым шизофренией, а припадки были вызваны хроническим стрессом. Хотя психиатрия того времени была не в состоянии излечить пациентку, но в какой-то степени контролировала заболевание. Михель умерла после того, как отказалась от лечения.
Католический священник и исследователь паранормальных явлений Джон Даффи опубликовал в 2011 году книгу о Михель. Он написал, что на основе имеющихся данных можно с уверенностью сказать, что Аннелиза не была одержима. Священник-иезуит и врач-психиатр Ульрих Ниман[нем.] сказал по поводу инцидента следующее: «Как врач я говорю, что не существует такого явления, как „одержимость“. На мой взгляд, эти пациенты душевнобольны. Я молюсь за них, но само по себе это не поможет. Вы должны работать с ними как психиатр. Но в то же время, когда пациент поступает из Восточной Европы и считает, что он одержим дьяволом, было бы ошибкой игнорировать его систему взглядов». Также было предположение, что, возможно, из-за фильма «Изгоняющий дьявола», который вышел на экраны в 1973 году (именно в то время, когда состояние Михель стало стремительно ухудшаться), она могла узнать о симптомах одержимости и подсознательно «настроила» себя на их проявление.
Антрополог и протестантка по вероисповеданию Ф. Гудман, опубликовавшая о Михель книгу «Аннелиза Михель и её демоны», была одной из тех, кто отстаивал версию об одержимости Аннелизы. В этой же книге она подвергла критике судебный процесс.
Первым священником, откликнувшемся на просьбы Михель, был Эрнст Альт.
Он сказал, что девушка не похожа на страдающую эпилепсией, и посчитал, что она в действительности одержима. Михель надеялась на его помощь. В письме ему от 1975 года она писала: «Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня». В сентябре 1975 года епископ Йозеф Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1172-го канона Кодекса канонического права 1917 года дал разрешение Альту и другому священнику Арнольду или Вильгельму Ренцу на проведение экзорцизма, но велел держать обряды в тайне. Первый обряд был проведён 24 сентября. После этого Михель прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Было совершено 67 обрядов за 10 месяцев. Они проводились с периодичностью один или два раза в неделю и длились до четырёх часов. 42 обряда были запечатлены на кинокамеру и позднее продемонстрированы в суде по делу о гибели Михель
Обстоятельства смерти Михель были столь необычны, что следователям потребовалось два года разбирательств, прежде чем дело было передано в суд.
Как позже признался прокурор Карл Штенгер, когда ему сообщили о деле по изгнанию демонов, он сначала принял это за розыгрыш со стороны коллег. Судебный процесс начался 30 марта 1978 года и широко освещался в прессе. Альту, Ренцу и родителям Михель были предъявлены обвинения в преступном бездействии, приведшем к причинению смерти по неосторожности
Все обвиняемые были признаны виновными, а вынесенный приговор был даже строже того, что требовало обвинение. Им было назначено наказание в виде шести месяцев тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года
После смерти Михель группа немецких богословов сформировала комиссию по изменению обряда экзорцизма, и в 1984 году они обратились с соответствующими предложениями в Ватикан. Было предложено убрать те места, где экзорцист обращается непосредственно к дьяволу. Как следовало из аргументов членов комиссии, такая форма обращения может ещё больше убедить психически нездорового человека в собственной одержимости. На принятие решения ушло 15 лет. Обновлённое описание обряда отличалось значительными изменениями, но наиболее радикальные из предложенных изменений не были приняты
В 2013 году дом, где проводились обряды, сгорел. Это возродило интерес к делу Михель и способствовало появлению новых спекуляций относительно его паранормального характера
Утром 1 июля 1976 года Михель нашли мёртвой в постели. Когда Альту сообщили об этом, он сказал её родителям: «Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего»[18].
Как показало вскрытие, гибель Михель не была напрямую вызвана экзорцизмом[6]. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. Михель считала, что её смерть будет искуплением за грехи молодого поколения и отступающих от канонов священнослужителей. Она надеялась, что люди, узнав о её судьбе, поверят в Бога[6]. На момент смерти Михель весила всего 68[6] или 70 фунтов[14] (около 30 кг) при росте 166 см, страдала пневмонией, её коленные суставы были разорваны от постоянных коленопреклонений, а всё тело было в синяках и открытых ранах. В последние месяцы Михель даже не могла передвигаться без посторонней помощи[9][19]. Её приходилось привязывать к кровати, чтобы она не наносила себе увечья.
По словам судьи Эймара Болендера, который вёл дело Михель, её смерть можно было предотвратить лечением даже за 10 дней до случившегося[1
Свидетельство о публикации №125111902542