Николай Рубцов. В звёздную ночь. В горнице

В ГОРНИЦЕ

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
---
В ЗВЁЗДНУЮ НОЧЬ

В горнице моей светло,—
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.

— Матушка,—который час?
Что же ты уходишь прочь?
Помнишь ли, в который раз
Светит нам земная ночь?

Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниёт совсем.

Сколько же в моей дали
Радостей пропало, бед?
Словно бы при мне прошли
Тысячи безвестных лет.

Словно бы я слышу звон
Вымерших пасхальных сел...
Сон, сон, сон
Тихо затуманит всё.

----
Около 20 вариантов музыки написано к стихам "В ГОРНИЦЕ".
Но самую известную песню создал композитор Александр Морозов, она прозвучала в первый раз в 1981 году в исполнении литовской певицы Гинтаре Яутакайте.
Многие до сих пор считают эту песню народной. Даже некоторые члены жюри передачи "Голос" были удивлены, что у песни есть авторы.
------

Катерина Никанорова (г. Череповец)

«В ГОРНИЦЕ»

Существует 2 варианта этого стихотворения. Первый, под названием «В звездную ночь», имеет дату написания – июль 1963 г. Второй, переработанный автором – убраны частные детали, конкретика, смысл приобрел более обобщенный характер, звучание стало «для всех и навсегда», – имеет привычное название «В горнице». Оно вошло в первый печатный сборник «Лирика» (1965 г.), изменения были сделаны, вероятно, в 1964 г.
В июне Рубцов успешно сдал экзамены за 1 курс Литературного института и приехал на каникулы в Николу, где жили его жена и трехмесячная дочка Леночка. Небольшим хозяйством «заведовала» теща – Александра Александровна Попова. Жилище – старая изба – самое скромное: поперек кухня-прихожая, с русской печкой, далее – большая комната с тремя окнами, а сбоку от нее – та самая горница – спальня, где жили молодые. Кровать в углу, сундук, стол у окна и берестяная зыбка, свисающая с потолка.
Лето 1963 года – время надежды для поэта. Рубцов полон творческих и жизненных планов, он живет в семье, надеется, что жизнь его наладится, что впереди будет все хорошо. Он осознает, что в прошлом жилось ему как-то не так, как хотелось бы. Он надеется все изменить.
В белые ночи июля, когда светло в маленькой «горенке», и родились строки знаменитого рубцовского стихотворения. Столичные критики видят в нем мистические детали, переплетение мира земного и мира потустороннего, обращение поэта к давно умершей матери…
Нет, «матушка» - это не его родная мать. Не ее он вспоминает, а пишет о своей теще – Александре Александровне Поповой. Именно ее он, помня свою любовь к ней в детском доме, называл летом 1963 года «матушкой». А как сон и явь переплелись в стихотворении, объяснить очень просто: поэт, занимаясь своими делами, не спал до глубокой ночи, а матушка вставала чуть свет, затапливала печь, наливала в чугуны воду, гремела ухватами – всем выросшим в деревне знакомая картина.
Следующую деталь в стихотворении хочется обговорить особо. Сколько раз приходилось читать в откликах, что воду несет пожилая женщина, а «Колю ведь не допросишься воды принести!» Или даже совсем резкое: «Иди, за водой сходи, стихи он, видите ли, пишет… » Как объяснить этим людям, что в деревне мужчины никогда не носили воду. На реку ли, к колодцу ли с ведрами и коромыслом шли женщины или подростки. Если не знали такого, то хотя бы сказки русские народные стоило читать внимательнее.
И вовсе не ночью носила воду матушка, а ранним-ранним утром. Все в доме спят, поэтому дела делаются хозяйкой молча. Бабушке Шуре, как любой деревенской женщине сначала, с утра, надо было свое хозяйство справить, потом на работу пойти, там все, что положено, сделать, а потом ребенка подхватить у дочери – той надо было на работу. Нет никакого тут «символа смерти», как видится исследователям.
Да, в стихотворении можно увидеть двоемирие, но это не мир земной и не мир потусторонний. Для поэта двоемирие здесь – это мир прошлого и мир будущего. Он осознает, что в прошлом было в его жизни много неладного, такого, чего бы не должно быть. Говорит об этом символическими деталями: «красные цветы мои… завяли все», «лодка на мели скоро догниет совсем». Все не так в его жизни! Поэтому светлой летней ночью и принимается решение – начать жить по-новому! В будущем его жизнь будет другой.
Что же собирается делать лирический герой стихотворения? Мы снова видим образы-символы. Он будет «поливать», но не огород, не гряды (как у обычно-практичного человека), а «красные цветы» - он будет заботиться о красоте. И еще он будет не работать, не трудиться, наконец, не ремонтировать лодку на мели, а «мастерить» ее. Он мечтает творить. Таким образом, мир будущего для лирического героя (и самого поэта) – это мир красоты и творчества. Светом надежды и веры наполнена горница поэта.
Почему же это, такое небольшое и простое, на первый взгляд, стихотворение нашло отклик в сердцах множества читателей? Почему же, когда звучит песня «В горнице», люди замолкают, поднимают головы и сидят, словно завороженные? Да еще потом и утверждать начинают, что это русская народная песня и автора у слов нет? В этом и есть величие поэтического таланта Николая Рубцова – он сказал о себе так, что получилось, что сказал он обо всех нас. В каждом (по крайней мере, во многих) таится горечь от того, что в его жизни что-то не так, ошибки уже сделаны, дрова наломаны. И в каждом живет надежда на то, что ему удастся изменить жизнь, он найдет в себе силы, завтра он начнет… и дальше все будет по-другому – все будет хорошо!

------
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Фото Марины Мурашовой.


Рецензии