Рабам поручена важнейшая работа - Рубаи

РУБАИ


Рабам поручена важнейшая работа:
Дерьмо господское покроет позолота...
Когда бы золотом платили им за труд,
Глядишь пропала бы к безумию охота.

2025-11-18 M. (Ред.1.2)


Иллюстрация: Камаль ад-Дин Бехзад. Миниатюра "Строительство замка аль-Хаварнак"
«Хамсе» Низами (1495 — 1496 гг.)


КОММЕНТАРИЙ АВТОРА

"Справедливость – это мера обмена. Она предполагает измерение отдаваемого и получаемого взамен, соотнесение того и другого. Справедливо, когда обмен «правильный». Как это определить? Мера измерения – чувства. Чувства от отдаваемого должны компенсироваться чувствами от получаемого. Соответствие этих чувств выражается особым критерием – «чувством справедливости»."

Это мысли Николая Михайловича Амосова, советского кардиохирурга и ученого, да будет доволен им Всевышний!

Источник:
Амосов Н. М. Книга о счастье и несчастьях : Дневник с воспоминаниями и отступлениями / Н. М. Амосов. – М. : Молодая гвардия, 1984. – 287 с.
https://www.booksite.ru/amosov/1.html


Рецензии
Не стоит ждать, что Небо, точно джинн,
За труд вручит с динарами кувшин.
Увы, размерам наших ожиданий
Судьбы не соответствует аршин...

Сергей Асланов   19.11.2025 10:34     Заявить о нарушении
Здравстуйте, Сергей!
Благодарю за поэтический отклик на мою "вещицу". Однако я не могу принять его за ОТВЕТ на рубаи Мусы по следующим основаниям:
.
1) Рубаи Мусы опубликовано как сатирическое произведение. Оно не претендует на философскую глубину, не критикует основы Мироздания, так сказать. Муса говорит о том, что безумная расточительность элит основана на несправедливом обмене экономическими благами, на фактически рабском характере наемного труда. Если угодно это не рубаи, а дубейти - простой "низкий" жанр двустишия из двух бейтов без "канонической" смысловой нагрузки рубаи.
.
2) Рубаи Аслана - это рубаи с классической темой критики несправедливости Мироздания в целом. Субъектами являются Небо, Судьба...
"Когда б от судьбы справеливость и милость явились"...
.
3) Ответом на дубейти Мусы может быть оспаривание его мысли - например, рабы сами виноваты, что принимают такие правила игры - им так удобнее - золотить хозяйское дерьмо,чем бороться, или что социальная и экономическая несправедливость общества - есть результат реализации свободы воли человека, последствиям которой вынужден попустительствовать Всевышний.
.
Но известен и такой хадис, что когда люди пришли к Пророку (САС) жаловаться на высокие цены на рынке, то он сказал, что Аллах устанавливает цены! Касается ли это и цены рабочей силы?
.
Вот такие мысли у меня, уважаемый Сергей, от вашей рецензии.

Муса Бен Юнус Исмаил   20.11.2025 03:16   Заявить о нарушении
Уважаемый Муса!
Примите мою искреннюю благодарность за столь серьёзное отношение к моему простенькому поэтическому отклику, который, разумеется, не может претендовать на роль ответа. Боюсь, в нём нет философской глубины, всего-то идёт речь о несоответствии наших ожиданий и того, что мы получаем. Оттого и все наши мелочные недовольства. Счастлив тот, кто обуздал свои желания.
Ваши разъяснения - это реально уникальная школа мастерства!
С искренними пожеланиями добра и всяческих удач, Аслан

Сергей Асланов   20.11.2025 05:46   Заявить о нарушении
Вам бы, Сергей, панегерики владыкам сочинять - точно озолотились бы в те достославные времена, умеете! Ахахахах!
Но я снова подчеркиваю, что упоминание Неба и Судьбы поднимает смысловую планку текста, так сказать. Не просто жалобы ЛГ на частные тяготы жизни, а целая претензия к размеру Аршина Судьбы!
.
Но Судьба - это весьма непростая концепция. Судьба - это вообще языческое понятие. Олипийские боги были невластны над судьбой, она СЛЕПАЯ подчиняла себе ход всех вещей. Мы же в Монотеизме говорим о ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ. Причем в тех или иных обстоятельствах (в особые моменты времени/истории) его можно изменить, поскольку все только в Руках Всевышнего-Личности, а не подслеповатых безразличных к людям и богам Мойр.
.
.
Напрасно ждать, что Небо словно джинн,
Нам вдруг пошлет с динарами кувшин.
Ведь у Судьбы для глупых ожиданий -
Есть ножницы, а не большой аршин...

Муса Бен Юнус Исмаил   20.11.2025 14:37   Заявить о нарушении
Сергей, благодарю за нашу небольшую поэтическую дискуссию - встряхнуло мозг от жизненной рутины! Вам - здоровья и всяческих успехов!

Муса Бен Юнус Исмаил   20.11.2025 14:45   Заявить о нарушении
Вот так лучше:
.
Напрасно ждать, что с неба добрый джинн
Пришлет тебе с динарами кувшин!
Ведь у Судьбы для наших ожиданий
Есть ножницы, а не большой аршин...

Муса Бен Юнус Исмаил   20.11.2025 14:55   Заявить о нарушении
Уважаемый Муса!
Честно скажу, мой опус - это результат очень долгих размышлений по поводу близких (детей прежде всего). Уже неоднократно убеждался, что разочарование и жалобы звучат, когда ожидания оказались завышены по сравнению с реальными итогами - что в плане оплаты за труд, что в личных отношениях, что ещё где-либо... Вся причина - в элементарном несоответствии и необъективности к любимому себе. Люди склонны переоценивать себя, свою работу, заслуги, свои дарования и таланты. Так что же тут жаловаться на несправедливость Мироздания или высших сил? Проблема-то именно в нас. Я это понимаю и принципиально далёк от какого-либо осуждения.
А Вам я реально благодарен за уникальные советы и рекомендации. Они мне принесли и приносят великую пользу. И я привык ценить сделанное мне добро. То, что могу, стараюсь брать на вооружение.
С искренней и сердечной благодарностью, Аслан.

Сергей Асланов   20.11.2025 16:54   Заявить о нарушении
PS: я склонен принять Ваш вариант как НАЗИРу (а также своеобразный мастер-класс).
Должен сказать, что у меня ключевое слово "увы", то есть ни в коем разе не осуждение, а простая констатация и сожаление.
Это и определяет существенное различие смысла наших вариантов.
Учитывая это, скопировал Ваш стих на свою страничку, считая его по-настоящему образцом. Очень не хочется, чтобы он исчез, как бывает.
Разумеется, при отсутствии Ваших возражений.
Благодарный Аслан.

Сергей Асланов   20.11.2025 20:14   Заявить о нарушении
Не возражаю) Тем более я уже опубликовал со ссылкой на рубаи Аслана.

Муса Бен Юнус Исмаил   20.11.2025 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.