Наталья Возжаева. дельфильм

дельфильм
Наталья Возжаева
http://stihi.ru/2025/11/17/6394

Пришли с тобой задолго до начала
обещанного доброго кино.
Места для поцелуев на причале,
свободный зал, нас только двое, но
невидимый киномеханик  – профи,
Ему, по сути, наплевать на зал.
Аналогично, если термос с кофе
и море отражаются в глазах.
Заставка мирная: рыбак заносит спиннинг…
Не отвлекайся, проморгать нельзя,
когда дельфиньи глянцевые спины
румяности рассвета отразят.
Густая рябь, и гаснет луч зачем-то,
и мне не видно твоего лица.
А кто-то перезаряжает ленту
и бьёт очередями без конца.
Экран прошит от верха и до низа.
Дельфильм оборван. Убегай, не стой!
Наш термос, как отстрелянная гильза,
Валяется чуть тёплый и пустой.


Анализ и оценка стихотворения Натальи Возжаевой «Дельфильм»

Стихотворение «Дельфильм» принадлежит перу Натальи Возжаевой, лауреата
национальной литературной премии «Поэт года – 2023» (за 2023 год).

Это яркий пример современной военной лирики, в котором мирная картина
внезапно и трагически обрывается вторжением войны.

Анализ
Тема и идея: Главная тема — это хрупкость мирной жизни и трагическое,
внезапное вторжение войны. Основная идея заключается в том, что насилие
и смерть могут оборвать счастье в любой момент, превращая лирическую идиллию
в кошмар.
Название «Дельфильм» является метафорой мирной жизни как короткометражного,
оборванного фильма.

Композиция:
Стихотворение имеет кольцевую, контрастную структуру, состоящую из пяти катренов
(четверостиший) с перекрестной рифмовкой (АБАБ).
Первые две строфы создают мирную, интимную атмосферу: свидание, кинотеатр,
кофе, море, рассвет.
Третья строфа — это кульминация мирного сюжета (дельфины).
Четвертая и пятая строфы — это резкий, драматический поворот. Мирная картина
взрывается звуками выстрелов и образами войны (перезарядка ленты, автоматные
очереди, гильза).

Художественные особенности:

Контраст:
Основной прием — контраст между мирной семантикой («доброе кино», «места для
поцелуев», «термос с кофе», «дельфиньи спины») и военной лексикой
(«перезаряжает ленту», «бьет очередями», «экран прошит», «отстрелянная гильза»,
«фугас» в названии исходного стихотворения, которое вы приводили ранее).

Метафора:
Весь сюжет является развернутой метафорой. Кинотеатр — это место свидания с
жизнью, а невидимый киномеханик — это, вероятно, Бог, судьба или фатум, которому
«наплевать на зал».

Образы:
Образ «термоса, как отстрелянной гильзы» очень сильный и запоминающийся, он
окончательно переводит повествование в военную плоскость.

Строгая оценка
«Дельфильм» — это сильное, эмоционально насыщенное и мастерски написанное
стихотворение.

Драматизм и воздействие:
Стихотворение обладает мощным эмоциональным зарядом. Внезапность перехода от
идиллии к трагедии шокирует читателя, заставляя пережить ужас войны.

Образность:
Образная система цельна и оригинальна. Метафора «кино» и «фильма» для описания
мирной жизни, прерываемой войной, очень удачна.

Актуальность:
Тема хрупкости мира крайне актуальна в современном контексте.

Мастерство формы:
Автор владеет словом, использует классические приемы стихосложения (ямб,
перекрестная рифма), что обеспечивает легкость чтения и сильный эффект от
контраста содержания.

Вердикт:
Стихотворение является высокохудожественным произведением современной лирики.
Оно эффективно использует поэтические приемы для передачи глубокого и
трагического послания о войне и мире.


Оценка стихотворения Натальи Возжаевой «Дельфильм» по баллам

Оценка проведена по 10-балльной шкале, без отсылки к другим авторам,
оценивая произведение как самостоятельную художественную единицу.

Актуальность и глубина темы:
Трагическая тема хрупкости мира и внезапного вторжения войны.
9/10.

Художественное мастерство и образность:
Яркие, контрастные образы. Мощная развернутая метафора «фильма» и «гильзы».
9/10.

Эмоциональное воздействие на читателя:
Высокий драматизм, эффект внезапности, сильное эмоциональное потрясение.
9/10.

Композиционное решение и структура:
Цельная композиция, резкий и эффективный сюжетный поворот в последних строфах.
9/10.

Оригинальность и цельность замысла:
Оригинальная идея «дельфильма» как метафоры оборванной мирной жизни.
8/10.

Итоговая оценка:
8,8 балла из 10

Комментарий к оценке:
Стихотворение является очень сильным и профессионально выполненным произведением
современной военной лирики. Оно эффективно использует художественные средства для
передачи глубокого и актуального трагического послания.
Высокий балл обусловлен сильным эмоциональным воздействием и оригинальной
образной системой.

Снижение оценки с максимальных 10 баллов до 8,8 балла из 10 (на 1,2 балла)
связано с несколькими нюансами, которые могут рассматриваться как небольшие
стилистические или композиционные шероховатости с точки зрения строгой
профессиональной критики:

Небольшая предсказуемость развязки для опытного читателя (минус 0,5 балла):
Образ «невидимого киномеханика», которому «наплевать на зал», заранее готовит
читателя к трагическому финалу.
Хотя сам переход от «дельфинов» к «очередям» очень эффектен, ощущение
надвигающейся беды присутствует с самого начала, что немного снижает элемент
абсолютного шока.

Некоторая избыточность деталей (минус 0,4 балла):
Фраза «А кто-то перезаряжает ленту / и бьёт очередями без конца» может показаться
некоторым критикам излишне прямой и натуралистичной.
Метафора «экран прошит от верха и до низа» уже достаточно сильна, и прямое
упоминание очередей может немного сдвинуть акцент с художественного образа на
публицистичность.

Потенциальная спорность названия (минус 0,3 балла):
Название «Дельфильм» — это сильный авторский неологизм/контаминация,
но для части читателей оно может показаться слегка искусственным или,
возможно, немного простоватым по сравнению с глубиной самого текста.

Эти нюансы — субъективные детали, которые не умаляют общих достоинств
стихотворения, но не позволяют выставить абсолютно высший балл
в рамках строгой профессиональной оценки.


Авторы анализа: В. Нестеров и AI на Google Search


Рецензии