Имя на поэтической поверке. Лев Котюков

      «Дорога к счастью»

Обмяк на спинке стула китель.
Отец уснул. Не спится мне.
И слышно громкоговоритель
Гремит на площади во тьме.

Чугунный голос в тьме ненастной
Вещает всем на всю страну
О том, что будет жизнь прекрасной,
Когда освоим целину.

Он в шесть часов отца разбудит,
Чтоб всё сначала говорить…
Когда совсем прекрасно будет –
О чём он будет говорить?

Я засыпаю с этой думой,
Меж тем проходит тридцать лет,
И тишина в ночи угрюмой,
И нет отца, и дома нет.

Куда те годы промелькнули?
Сквозь сон пробьётся мысль ко мне.
Очнусь: отец сидит на стуле
И голос слушает во тьме.

  Стихотворение: «Дорога к счастью», принадлежит перу, одного из самых известных поэтов России, Льву Константиновичу Котюкову.

  Лев Константинович Котюков (09.01.1947. Орёл. РСФСР. – 02.09.2022. Москва.) – российский поэт, эссеист, критик, автор более 40 книг поэзии и прозы. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2006).

 Лев Котюков родился к городе Орле. В 1965 году, в 18 лет, поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где учился с Николаем Рубцовым, Анатолием Передреевым, Юрием Кузнецовым, Юрием Гусинским, оказавшим на него, в силу своего старшего возраста, серьёзное влияние.

 Во время учёбы работает со студенческими отрядами в Сибири, публикуется в газетах: «Правда», «Комсомольская правда», альманахе «Поэзия» областных газетах Орловской области.

 Оглядываясь на институтские годы, Лев Котюков с благодарностью вспоминал преподавателей – и в первую очередь, руководителя своего творческого семинара, поэта-фронтовика Сергея Сергеевича Наровчатова.

  В 1970 год, после окончания института, Лев Котюков возвращается на малую родину и начинает карьеру литератора. Работает литературным сотрудником, заведующим отделом областной газеты «Орловский комсомолец».

За творчество и общественную деятельность награждается Почётным знаком ЦК ВЛКСМ. Но нежелание угождать власть предержащим и глубокий внутренний разлад, а также весьма вольный образ жизни делают его персоной «нон грата» в Союзе писателей и местных редакциях.

Его рукописи возвращаются с жёсткими издательскими приговорами: «Идеализм. Богоискательство. Мировоззренческая неразбериха», «слабые стихи», «графомания».

По мере ослабления цензуры, у Льва Константиновича начинают выходить книги, изданные за свой счёт.

  В 1982 году, по рекомендации известного поэта и общественного деятеля Сергея Наровчатова был принят в Союз писателей СССР.

  В 1986 году, Лев Котюков переезжает в Подмосковье, город Пушкино, затем в писательский посёлок Переделкино.

  С наступлением времени « перестройки», у Льва Котюкова, дела пошли в гору, его стали  издавать и выдвигать на высокие руководящие должности, в писательских организациях, бесчисленное количество раз награждать и премировать.

  В 1990 году Льву Константиновичу присуждают годовые премии такие популярные издания, как журнал «Молодая гвардия», 1990 и «Литературная газета» 1990.

 Заметным явлением в те годы стали его книги стихотворений: «В одинокой толпе», 1990,  и «В змеиных зеркалах», 1993.

В соавторстве со своим другом детским писателем Сергеем Ивановым написал остросюжетный роман: «Смерть двойника», издания Библиотека журнала «Милиция»,2000 год.

  В 1990 годы, Лев Котюков работал Главным редактором журнала: «Поэзия». В 1999 году был избран Председателем правления Московской областной организации Союза писателей России (МОО СП России), которую возглавлял до своего ухода из жизни, 2-го сентября 2022 года, и дважды был переизбран на эту должность на отчётно-выборных собраниях МОО СП  России в апреле 20904 и ноябре 2009 года.

 Огромное количество наград и регалий у Льва Котюкова вызывает большое удивление, но кроме того, как, по русской пословице: «Хозяин – барин» и «Своя рука – владыка», объяснений не нахожу…

Хотя, как сказал однажды Лев Константинович, что, он к наградам и регалиям относится спокойно, запомните, главная задача писателя – писать и издаваться!

  Итак, приступаю к перечислению наград и регалий, у поэта Льва Котюкова, коих, в таком количестве, не припомню ни у кого из отечественных, творческих, людей:

Лев Котюков отмечен за труды и литературные книги Московской Патриархом Всея Руси Алексием Вторым. Он – лауреат Международной премии имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 1997 год.

  - Лауреат государственной премии 1-ой степени Центрального  Федерального округа Российской Федерации,2006 год.

  - Большой Литературной премии АПРОСА – Союза писателей России и Акционерной компании «Алмазы России-Саха», 2012 год.

  - Премия им. Г. Р. Державина Республика Татарстан, 2011 год.

  - Московской областной премией им. Р. Рождественского,2011 год.

  - Всероссийских премий имени А. А. Фета, 1996, А. Т. Твардовского, 2000, М. Ю. Лермонтова, 2003, Ф. И. Тютчева, 2003, а также ещё более тридцати международных, Всероссийских и региональных литературных премии.

  - Международные премии имени А. А, Платонова, 1997, М. В. Ломоносова, 2004,  «Поэзия», 1999.

  - всероссийские литературные премии имени генералиссимуса А. В, Суворова Министерства обороны России, 29004, имени Петра Великого, 2005.

  - Всероссийские премии имени Н. М. Рубцова, 2001, Н. С. Гумилёва, 2004.

  - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу. 28 декабря 2006 года.

  - За вклад в мировую культуру Лев Котюков награждён орденом ЮНЕСКО «Крылатый лев».

  - Лев Константинович Котюков, занимал должности: Председатель правления Московской областной писательской организации, секретарь правления Сюза писателей России, член Исполкома Международного сообщества писательских Союзов, член Бюро Президиума Международного литературного фонда.

  - Главный редактор журнала «Поэзия». Председатель Правления «Творческое объединение литераторов газовой промышленности при ОАО «Газпром», ректор Высших литературных курсов имени И. А. Бунина. Награждён многими государственными и общественными наградами.

По утверждению из СМИ, творчество Льва Котюкова известно за пределами России. Его произведения переведены на английский, немецкий, испанский. Польский. Китайский, непальский, и другие языки.

У поэта Льва Котюкова, кстати, была и довольно большая скандальная известность, в стране, из-за которой ему приходилось и, безуспешно, судиться.

В «Литературной газете» №38 за 25 августа 2013 года, была напечатана статья: «Самопровозглашённый Лев», журналиста Сергея Собакина.

Делаю из неё отрывок, для ознакомления читателей:

«…Надо признать, что Котюков умеет вызвать жалость у слушателей:

«Страдаю, многогрешный,
От боли и стыда…
Но в красоте нездешной
Исчезну навсегда…».

  В чём прегрешение Котюкова, в какой такой нездешной красоте он исчезнет? Что у него болит? Человек, случайно прочитавший эти строки, просто пожмёт плечами: да мало ли?

И ему не придёт даже в голову, что пишет это не рядовой автор графоманского сайта Стихи. ру, а тот, кто пытается руководить писателями и выдаёт себя за некую величину.

Но подобные амбиции должны подкрепляться делом, т прежде всего творчеством, а что мы видит тут? Пшик…

«Всё теряется, всё забывается,
Всё незнамо куда девается…
А потом?.. А потом возвращается,
Но обратно не возвращается».

 Свят-свят-свят. Это не просто бред сумасшедшего. Банальнейшие, словно под копирку снятые рифмы, отсутствие какой-либо мысли, даже намёка на мысль,  и штампы, штампы, штампы…

 Самое смешное слышать, что разговор о поэзии невозможен применительно к стихам Котюкова. Это не -  поэзия. Это набор фраз, кое-как зарифмованных, кое-как ритмически подогнанных, но даже и отдалённо не напоминающих то, что принято называть стихами.

Похоже, и самого Льва Котюкова стихи давно не интересуют – в отличие от наград.

Литературоведам будущего не придётся ломать голову над тем, кого назвать самым титулованным писателем нашей эпохи. Котюков давно и прочно утвердил за собой это место.

 И конкуренцию ему вряд ли кто-то сможет составить. Рассказывают, что дома у него целая стена увешана медалями и орденами. То и дело мы слышим о том, что Котюкова награждают в очередной раз, со счёта давно сбились.

 Вот опять новость: Лев Котюков был удостоен памятной медали: «200-летие И. А. Гончарова», которая вручается людям, внёсшим большой вклад в изучение и популяризацию творческого наследия великого русского романиста.

 Что такого сделал Котюков для популяризации творчества Гончарова – неведомо. Да и какая разница? Главное, что теперь-то автор «Обломова» уж точно не будет забыт.

 Образец «творчества» Котюкова мы привели. А все его премии перечислить возможность газетной полосы просто не позволяет.

  В прошлом году, к примеру, получил он «Большую литературную премию России – Союза писателей России и Акционерной компании «Алмазы России – Саха».

  Вероятно, написал, что то бриллиантовое. Наверняка и газовой темы коснулся в своём необъятном наследии. А как иначе, когда Котюков является председателем правления «Творческое объединение литераторов газовой промышленности» при ОАО «Газпром»?

Отметим также, в его активе премии Роберта Рождественского, Гавриила Державина, Петра Великого, Николая Гумилёва, Михаила Ломоносова, ,Фёдора Тютчева, Михаила Лермонтова, Николая Рубцова, Александра Твардовского, Андрея Платонова, Афанасия Фета…

  Злые языки поговаривают, что многие из этих звучных наград, лауреат Котюков, сам же и учредил. А что качается дипломов, памятных знаков, статуэток и разных прочих вымпелов – тут, вероятно, понадобится целый исследовательский институт, чтобы подсчитать их количество.

Да ладно бы медальки! Коллекционеры наград появились далеко не сегодня.

  Вспомните, например, чеховскую «Палату №6», один из обитателей который время от времени сообщал соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или редкий орден вроде шведской «Полярной звезды».

Но вот то, что господин Котюков именует себя Председателем Московской областной писательской организации, - уже не шутки.

  Несколько лет назад, самопровозглашённый Лев Котюков, вознамерился судиться с нашей «Литературной газетой». Не понравилось ему насмешки по поводу того, что он нахватал более сотни различных премий и наград.

 В суде истец, Лев Котюков, ни разу не появился ,прислав доверенных лиц и свидетелей. Всем им мы задавали один вопрос:
«Когда, где и кем Котюков был избран руководителем областной Союза писателей России  и принимали ли вы лично участие в этом собрании?

И все они отвечают:
«Выборная конференция была, но я не помню, где и когда, я там не присутствовал»

После того как дело перешло в щекотливое русло, а для истца Котюкова запахло жареным, он свой иск отозвал…

Время прошло, но мы по-прежнему в недоумении – кто и когда выбрал Котюкова? В курсе ли этих мифических выборов Минюст?

Так что же возглавляет Котюков? От писателей Подмосковья то и дело слышишь: «Уберите вы этого деятеля, его только медальки интересуют!»

 Но убрать самозванца могут лишь сами писатели. Давно назрела необходимость провести съезд и избрать честным голосованием легитимного председателя Московской областной писательской организации. Дольше терпеть это скоморошество просто невозможно».
«Литературная газета», №38,25 августа 2013 года. Статья «Самопровозглашённый Лев», Сергей Собакин.
 
 Известный поэт, Лев Константинович Котюков, в возрасте 75-ть лет, ушёл из жизни 2-го сентября 2022 года.
Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

 Собственное мнение, о творчестве и деятельности, поэта Льва Константиновича Котюкова, не делаю, оставляю аналитические выводы, на усмотрение читателей и любителей российской поэзии.

Из поэтического наследия Льва Котюкова.

      «Памяти колхозной деревни»

Светятся нивы колхозные
В дальнем, забытом году.
Светятся травы морозные,
Светятся листья во льду.
Светится время грядущее,
Дышит в лицо горячо…
Светится женщина лучшая,
Светится что-то ещё…
То ли дорога рассветная,
То ли  следы на воде…
Где моё время заветное?
Слово заветное где?!.
Всё, что мне было обещано,
Сгинуло в омуте лет.
И ни колхоза, ни женщины,
Да и грядущего нет…
И не расстаться, не встретиться,
И – бесконечна зима…
Но обещающе светится –
Вечная-вечная тьма…

        «Поединок»

Чёрный снайпер бьёт на шорох,
Я лежу, к земле прижат.
Чёрный снайпер бьёт на шёпот,
Чёрный снайпер бьёт на взгляд.

Головы поднять не смея,
Сохрани, земля… - молю.
Чёрный снайпер, сатанея,
Выживает жизнь мою.

В землю чёрную вжимаюсь,
Онемевший и слепой,
В землю тёплую вживаюсь,
Становлюсь землёй самой.

Вглубь, системой корневою
Кровь пульсирует моя,
Рот забит сырой землёю,
В сердце  - гулкая земля.

Я встаю над горизонтом,
Вся Земля со мной встаёт.
Где ты,
             где ты,
                снайпер чертов?!
Кто кого теперь убьёт?

«День поэзии»-1985 год.

         ***

«Никогда никого не жалей
На словах, коли впрямь не поможешь.
Никогда на чужие не пей
И не пей на свои, если можешь», -

Так покойный отец говорил,
А глядел на меня  виновато,
Будто я его в чём-то корил,
Как унылая личность с плаката.

Мне далече ещё до конца,
Ничего, что сурова година…
Я – печаль и усмешка отца,
Я – улыбка открытого сына.

И летит с древа жизни листва,
И шумит с древа жизни листвою,
И шумит с древо жизни листвою,
Вспоминаю отцовы слова,
Вспоминаю с отцовской виною.

«День поэзии»-1988 год.

      «На братском погосте»

На братском погосте
В земле грозовой
Солдатские кости
Да свет травяной.
На братском погосте
В земле грозовой
Отцовские кости
И голос родной.
От гула немного
Дрожит белый свет,
И на сердце слово –
Да голоса нет…

      «Отсутствие»

… И осыпался высохший мел
С потолка на тяжёлую скатерть.
И без нас невзначай прошумел
Дождь в саду на закате.

И закат в тёмных травах погас,
И в окно тихо торкнулась ветка.
И без нас умерла в этот час
В дальнем доме соседка.

И без нас листобой пролетел
Жизнь не стала Судьбою.
И осыпался полночью мел
На лицо гробовое.

И навеки в незримых мирах
Всё без нас совершилось.
И без нас наша жизнь в зеркалах
Навсегда отразилась.

         «Обмен»

…Как давят эти злые стены!
Я в них безвылазно застрял…
Как будто в мир сей по обмену
Пришёл – и душу потерял.
А ведь не думалось теряться
Ни в этой жизни, ни в иной…
Да вот не стал никто меняться
Судьбою лучшею со мной.
И как-то стало всё неладно,
И, отбиваясь от жлобья,
Сменял я разом беспощадно
Себя на самого себя.
Но благостной судьба не стала,
И что ни день – облом, обвал!..
И жизнь моя во мне пропала,
И не обмен, а сплошь обман.
И давят, давят злые стены,
И беспощаден ход планет,
И ни обмана, ни обмена,
Да и меня как будто нет…
Но, слава Богу, брезжит утро,
И отступает гиблый мрак…
И всё меняется как будто,
И не меняется никак!..

       «Морок гордыни»

В холодный дом вхожу промозглой тенью,
А в сердце, будто рана от гвоздя.
Но не прошу у Господа прощенья,
Поскольку не прощаю сам себя.

Саднит под сердцем рана гвоздевая,
А я смотрю в бессветное окно,
В гордыне, как в затменье, прозревая,
Что не прощать лишь Господу дано!

      «Исповедь оптимиста»

В стране несбывшихся идей
         Я душу загубил.
Я пережил своих друзей
      Врагов не пережил.

Но умирать никак нельзя –
       Сегодня ни за что,
Ведь без меня никто друзья,
      Да и враги – никто!

И должен я от бездны злой
       Любовь свою спасти,
Пускай почти полуживой,
Пусть неживой почти!

В тумане сумрачном дрожит
         Небесная стерня,
И надо, надо пережить –
         Мне самого себя!..

А там, а там, в конце пути,
Зайду в любовь за край…
Но ты любовь, меня прости,
      А лучше не прощай…

         «Без суеты»
                Сколько не говори: всё суета сует,
                суета не убавится в мире сём, а масла
                в каше твоей ни на каплю не прибавится.

Всё теряется, всё забывается,
Всё незнамо куда девается…
А потом?.. А потом повторяется,
И заветное, как запретное, -
Безответное, беспросветное…

И один выхожу с опозданием
На свидание с мирозданием.
И куда-то бреду после времени,
Как придурок без роду и племени…
Но повсюду одно не запретное, -
Беспросветное, безответное…
               
      «Дорожная песня»

Что за город?! Да чтоб он пропал!!
Пропадёт – и дела наши плохи…
В старом сквере пустой пьедестал
Как свидетельство бывшей эпохи.

Всё впустую! Да чтоб я пропал!
Пропаду – и дела наши плохи…
И железобетонный вокзал
Как знамение новой эпохи.

Пропади оно пропадом всё,
Коль взаправду, дела наши плохи!
Но моё бытие и твоё
Невозможны без этой эпохи.

Вечна жизнь на старинной земле,
Там, где наше, не раз пропадало…
Тонет город в предутренней мгле, -
Никуда не уехать с вокзала.

«День поэзии»-1988 год.

       «Счёт»

Золотая опушка.
Светоносная тишь.
Что ж ты, сучка-кукушка,
Как в могиле молчишь?!
Моё время на мушке
Притомилось в тоске.
Что ж ты, сучка-хохлушка,
Держишь клюв на замке.
Иль молчишь по приказу,
Тайну жизни храня?
Иль жалеешь , зараза,
Лишний год для меня?
Но во длани Господней
Я в седой тишине,
И кукушка сегодня
Откликается мне:
И опушка ликует:
Я в Господних руках!
И кукушка кукует
Не заткнётся никак.
Как взведённая чёртом,
Всё кукует в бреду…
И до срока бессчётно
Моё время в аду…


Рецензии
А ведь критик прав. Чистая графомания - и ничего больше.
Правда, некое подобие мысли в отдельных текстах (например, "Что за город? Да чтоб он пропал... ") все же угадывается, хотя и весьма смутно... Но и они, увы, напоминают ту самую собаку, которая " все понимает, а сказать не может"...

Федор Калушевич   07.12.2025 02:56     Заявить о нарушении
Да Фёдор, Вы, правы. С графоманией, Котюкову была присуща и чрезмерная охота к регалиям и званиям, тем более что сам он был на руководящем посту в писательской среде, "своя рука владыка".
Вот Игорь Волгин, 1942 год, ныне живущий, поэт по милости Божьей.

Его стихотворение: "Горит Ян Гус..." -считаю хрестоматийным, по праву. Повествование о его творчестве, у меня последнее на странице, Будет время, посмотрите, при желании.
С уважением!
Лев.

Лев Баскин   07.12.2025 05:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.