Кто Он?
Б-г есть и Библия – истина. Оттого, что это так, интересно знать. Кто есть Б-г и что Он написал?
1. ВЕЛИК И СЛАВЕН ГОСПОДЬ САВАОФ
Когда народ Израилев расположился в Синайской пустыне напротив горы (Исх.19:2), 6 нисана в 1486 г. до н.э. при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над Синайскою горою, и сильный трубный звук; и вострепетал весь народ, бывший в стане (16). Моисей вывел народ из стана навстречу Б-гу. И стали у подошвы горы (17) Гора сильно дымилась и колебалась (18). Трубный звук становился сильнее и сильнее (19). Говоря о том, к Какому Б-гу приступаем мы в своих молитвах Апостол Павел напоминает (Евр.12:18-24): «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово... и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете". Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева».
На Синае из среды огня Б-г изрёк слова Десятословия, в котором сказал о Себе (Исх.20:2-6): «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Яhве Элоhим напоминает народу, что Он Тот Б-г, Который крепкой рукой вывел народ из Египта. Что надлежит Единому Ему поклоняться и одному Ему служить (Вт.6:13). Ничто и никто не должны стоять между Б-гом и человеком. Поклонение Б-гу в послушании – это выражение любви к Нему, за что Б-г милует детей любящих Его и соблюдающих Его заповеди до тысячи поколений; а непоклонение, непослушание Б-гу – выражение ненависти к Нему, за что Б-г наказывает детей ненавидящих Его до третьего и четвёртого поколения.
2. СВЯТО ИМЯ ЕГО
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Эта заповедь Десятословия запрещает произносить имя Б-га в суете, в пустых, лукавых разговорах, в бранных словах, шутках, в раздражении, в ложных клятвах и обещаниях, в магических формулах и суеверных ритуалах. Упоминать Б-жие имя напрасно значит говорить о Б-ге без уважения, приписывать Ему то, чего Он не говорил или не делал, использовать религиозные слова ради своей выгоды, поднятия своего авторитета, для самооправдания. Заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» – это заповедь против профанации святого, когда священное становится инструментом человеческих интересов. Когда человек упоминает Б-га, он берёт ответственность за свои слова. Ложная клятва или легкомысленное обращение к Б-гу – это форма неискренности, лжи, притворства – всего того, что несовместимо с верой. В древнееврейской традиции имя Б-га – Яhве – почиталось настолько святым, что его не произносили, а заменяли словом Адонай («Господь»), а в повседневной речи Гашем («Имя»). В русском Синодальном переводе Библии имя Б-га Яhве заменяется словом Господь и имя Б-га Элоhим заменяется словом Бог. Всё это подчёркивает трепет и благоговение пред Б-гом.
В еврейской традиции имя Б-г пишется через дефис. Написанное слово отрывается от написавшего его и начинает жить своей жизнью. Верующий иудей не желает, чтобы святое имя Б-жие даже независимо от него и помимо его воли оказалось в пренебрежении.
Указания не произносить имени Б-жия или писать его с применением дефиса в Священном Писании нет. После Вавилонского плена (VI в. до н. э.) у евреев усилилось чувство священного трепета перед Богом. Чтобы не допустить даже случайного нарушения заповеди Десятословия, еврейские мудрецы постановили вообще не произносить святое Б-жие имя Яhве вслух. Это имя произносилось только первосвященником один раз в год, в Йом-Киппур, во Святом Святых (см. Мишна, Йома 6:2). Народ, слыша это имя, падал ниц – так велико было почтение. После разрушения Храма в 70 г. н. э. употребление имени прекратилось полностью. Традиция писать имя Б-га «Б-г» появилась позже, уже в письменной культуре диаспоры. Её мотив тот же: если написанное имя Бога случайно будет уничтожено или выброшено, это может считаться непочтением к святому имени. Это не библейский запрет, а форма благоговения и уважения, выражающая идею: имя Бога — не обычное слово, его нельзя использовать небрежно.
Христиане веруют, что делами закона не оправдается пред Б-гом ни одна плоть, ибо нет другого святого, как Б-г, и угождают Ему не из страха наказания, а из любви к Нему и благоговения пред Ним, да благословенно имя Его во веки веков. Аминь.
На основании вышесказанного я поверил, что для меня предпочтительнее следовать этим традициям, нежели уподобиться некоторым харизматкам, называющим Б-га папочкой и рассказывающим, как они садятся Ему на колени. Но, скажут мне, такое написание смущает многих, не знакомых с еврейской традицией. Я не навязываю этой своей веры никому. Пусть всякий поступает по удостоверению своего ума, как наставлял Апостол Павел (Рим.14:1-23).
УРОК 6. ЧТО ОН НАПИСАЛ?
Имея серьёзные доказательства и свидетельства, зная, что Б-г есть и что слово Его – истина, бросим беглый взгляд на то, о чём рассказывает Библия.
1. СОТВОРЕНИЕ. Живой, сущий, истинный Б-г сотворил мир, человека, насадил райский сад и поселил в нём человека, заповедав ему не есть от дерева познания добра и зла.
2. ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ. Человек нарушил заповедь, согрешил, был выслан из сада и вместе с ним мы, так как первородным грехом наша первозданная человеческая природа была искажена (Раши). Люди через всю жизнь от страха смерти стали подвержены рабству (Евр.2:15).
3. ДВА ПУТИ ЖИЗНИ. Исторически люди, сифовы, избрали путь приближения к Б-гу: искали Б-га, призывали Его имя, ходили пред Б-гом, с Б-гом, Б-гом. Другие, каиновы, ушли от лица Господня, стали ходить своими путями.
4. ПОТОП. Потом произошло смешение сифовых и каиновых. В результате стало «велико развращение человеков на земле» (Быт.6:5). Господь положил, что через 120 лет, в 2499 г. до н.э. Он уничтожит человечество в водах всемирного потопа. Праведный Ной в послушании Б-гу построил ковчег спасения для себя и своей семьи (8 человек). Праведностью Ноя человечество было спасено от полного уничтожения в водах всемирного потопа.
5. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Затем люди стали строить город и башню, и они не оставили бы этой безумной затеи, если бы Господь не смешал из языки так, что они перестали понимать друг друга, и рассеял их Господь по всей земле, и они перестали строить (Быт.11:7,8).
6. ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ЕВРЕЕВ. Рассеявшееся по лицу земли человечество погрузилось в трясину архаического идолопоклонства. В этом идолопоклонническом мире отец Авраама, Фарра, вышел из Ура Халдейского, а Авраам, выйдя из Харрана, последовал за Б-гом до конца. Так начался процесс духовного восхождения евреев, продолжавшийся до смерти Иисуса Навина и старейшин, видевших великие дела Господни (Нав.2:7).
7. ДУХОВНОЕ НИСХОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ. После этого (11-13) «сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа... Оставили Господа, Бога отцов своих... и стали служить Ваалу и Астартам» от судей до воцарения Саула (Деян.13:21), вероятнее всего, учитывая манеру высказывания Луки, в 1089 г. до н.э.; затем от Саула до Вавилонского плена и разрушения Первого иерусалимского храма в 586 году; от разрушения храма до Ирода Великого проходящий через все перепития и эпизодические подъёмы процесс духовного нисхождения народа Израилева.
8. ДУХОВНОЕ ПАДЕНИЕ МИРА. Народы, - не гордитесь, но бойтесь! Процесс нисхождения Б-жия народа происходил не в одиночестве, а в едином русле грехопадения человечества, в результате чего мир дошёл до того духовного состояния, в котором находится ныне.
9. ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА. В мире наступят тяжелые времена. Дан.12:1: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени».
10. СУД И СПАСЕНИЕ. С прходом Мессии (Мошиаха) миру будет дан суд. Дан.7:26,27 / 12: «Затем воссядут судьи... Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему... Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». Помимо пророчеств, представленных в книге Даниила в ТаНаХе дан ряд пророчеств, имещих кроме исторического смысла эсхатологический, указывающий на конечную судьбу мира. Но у Исаии (Ис.24:19-23 / 26:19) даны пророчества, называемые «Апокалипсис Исаии», у Захарии (Зах.14:2-9), Иоиля (Иоил.3), Малахии (Мал.4:1-5) однозначно говорится о всемирном суде, воскресении, явлении Мессии и установлении вечного Царства, о чём пишут еврейские учителя и комментаторы.
Свидетельство о публикации №125111702641