Основы учения

ВВЕДЕНИЕ
Мы познакомились с составом Библии, её Нового и Ветхого заветов, ТаНаХа и Торы (Пятикнижия Моисеева); узнали, что Библия – это древний, тщательно сохранённый на языке оригинала текст содержащий уникальные, точные в деталях событий, обстоятельств места, последовательности и часто сроков их исполнения  пророчества; узнали, что история развития науки и техники – это решительное доказательство реальности материального мира, бытия Б-га и истины Библии; что Б-г – Всемогущий, всемилостивый, спасающий Избавитель и Освободитель, и Тора учит благоговейному, почтительному отношению к Его имени, запрещая легкомысленное, ложное или неуважительное к нему отношение; познакомились с кратким изложением содержания Библии.


УРОК 7. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

1. ЗАЧЕМ Б-Г СОЗДАЛ МИР?
В древности, по крайней мере в сказках, мудрецов назвали звездочётами. Современные мудрецы также занимаются подсчетом звёзд. Они определили, что в среднем в одной галактике содержится – порядка 200 миллиардов звёзд, а в наблюдаемой части вселенной – порядка 2 триллионов, а то и больше галактик. Получается поистине космическое количество звёзд. Для чего Б-г сотворил такую огромную вселенную? Библейский ответ: для того, чтобы создать по Своему, Б-жию образу человека – мужчину и женщину (Быт.1:26 для того, чтобы создать Себе народ «ревностный к добрым делам» (Тит.2:14).

2. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Человек, созданный по образу Б-жию, был особенным существом – живой душой, единством его физического тела и дыхания жизни от Бога в отношении их принадлежности друг другу в любви (Быт.2:7). В силу этого человек мог жить, двигаться и существовать в Б-ге, для чего искать Его (Деян.17:26-28). Природа человека такова, что он не может существовать иначе, как в каком-либо духе.

3. О НЕИЗБЕЖНОСТИ СОГРЕШЕНИЯ
Существуют разные мнения по вопросу о неизбежности согрешения в раю. Я допускаю разные сценарии согрешения и полагаю, что первые люди могли не согрешить, так как имели четырнадцать (14) степеней защиты от того, чтобы согрешить и только две (2) стенени свободы к тому, чтобы согрешить: 1) дерево познания добра и зла и змея в Эдемском саду.

4. МОШЕННИЧЕСТВО
Мошенник сатана предложил первым людям самим стать богами себе (Быт.3:5), что невозможно, так как не соответствует человеческой природе. Прельстив их перспективой знать добро и зло, он сделал людей рабами греха (Рим.6:17), живущими «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф.2:2,3).

5. НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИСПЫТАНИЯ
Если на вопрос о неизбежности согрешения возможны разные ответы, то однозначно: испытание неизбежно. К примеру, если человек решился стать чемпионом, он непременно будет испытан. И как во время испытания спортсмена тренер «отходит от него», так Б-г «отходит» от испытуемого человека.  Но если спортсмен должен справиться с задачей сам, то испытуемый в Б-ге человек в испытании должен искать Б-га.

6. БОДРСТВОВАНИЕ
Созданный вдохновением в него дыхания жизни от Б-га, первозданный человек жил по закону дыхания жизни. Чтобы жить по этому закону, люди должны были бодрствовать, не быть праздными, то есть: 1) любить Б-га; 2) иметь памятование о Нём; 3) быть благодарными Б-гу; 4) поклоняться Ему.

1) Любить Б-га значит искать Его (всегда, а не время от времени, потому что искание Бога - это не разовое действие, а направление и образ жизни), испытывать голод по Нему, стремиться к Нему, желать, искать молитвенного общения с Ним, призывать Его имя.
 
2) Иметь памятование о Б-ге значит иметь страх Господень, ходить пред Б-гом, с Б-гом Б-гом.

3) Благодарность Б-гу выражается в преклонении пред Ним, в псалмочтениях, в песнопениях Ему, в том, чтобы всегда за всё благодарить, хвалить и славить Его.
 
4) Поклоняться Б-гу значит угождать Ему, исполнять Его волю.

Живя по закону дыхания жизни, бодрствуя, первые люди поднимались духовно. Это, видимо, был непредставимый нами духовный подъём, духовный взлёт человечества. Однако он трагически оборвался.

7. ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
Победить в испытании значит выдержать его. Поражение в испытании – это духовное падение. Грехопадение началось с непамятования о Б-ге, с небодрствования в молитве, поклонении, прославлении, хвале, благодарении.

Зная Б-га, первые люди (Рим.1:21,22) «не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели». Люди нарушили заповедь, согрешили, были уловлены в рабство греха и духа противления, из живых человеческих душ стали мёртвыми. Грехопадение – не единичный случай, но прогрессирующий процесс. Они согрешили, потому что не бодрствовали. Бодрствование – условие и причина святости настолько, что не грешить значит бодрствовать.

8. СМЕРТЬ
Обнаружив резкий контраст между прежним и новым своим духовным состоянием, получив наставление от Б-га, первые люди покаялись, Б-г принёс за них жертву (Быт.3:21), и они не умерли физической смертью. Но кровь жертвенных животных в состоянии очистить только тела осквернённых, но не души и сердца для служения истинному и живому Б-гу (Евр.9: 13,14). Оттого в Адаме все люди духовно умерли. Первоначальная человеческая природа в нас оказалась искажённой.


УРОК 8. ЗНАМЕНИЕ ИОНЫ ПРОРОКА

1. ГРЕХОПАДЕНИЕ
В силу приобретённой духовно мёртвыми людьми расположенности к злым делам (Кол.1:21) даже раскаявшиеся люди грешат так, что дети поступают хуже отцов. Грехопадение – это не единичный случай, но прогрессирующий процесс, это падение во грехе, впадение в грех.

Так было с непободрствовавшими первыми людьми. Так было с Каином, убившем своего брата и ушедшем от лица Господня и с каиновыми, ходящими ложными, тщетными, человеческими путями без Б-га. В отличие от каиновых сифовы избрали ходить Б-жими путями: они призывали Господне имя, назывались Б-жьими, ходили пред Б-гом , с Б-гом, Б-гом. Однако до потопа Б-жии смешались с человеческими и люди дошли велкой степени зла и разврата. Так было и с единым человечеством, задумашем строить город и башню, чтобы сделать себе имя, и с народами, впавшими в грех идолопоклонства после того, как Б-г рассеял их по лицу земли.

2. ЗНАМЕНИЕ ИОНЫ ПРОРОКА
В истории человечества повторяется картина падения во грех плотского, ставшего рабом греха (Рим.7:14), духовно омертвелого человечества. Этот прогрессирующий процесс Б-г назвал знамением, знаком, явлением, феноменом пророка Ионы. Господь скакзал (Мтф.16:4): «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Речь идёт о лукавом и прелюбодейном поколении, которому не дастся знамение. Что это за феномен?

Бог говорит Ионе (Ион.1:2): «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня». Ниневия, город великий, ОПУСТИЛСЯ до того, что его злодеяния дошли до Бога. Бог повелевает пророку призвать неневитян к покаянию (Иона.1:1,2). Иона бежит в Фарсис от лица Йахве; СПУСТИЛСЯ к побережью Средиземного моря; приходит в Иоппию – Яффу, порт на берегу моря; СПУСТИЛСЯ на корабль (3), спустился во внутренность корабля (5), сброшен в море (15), во чреве кита спустился во глубину морскую до основания гор (Иона.2:7), извергнут китом на сушу, по слову Йахве пошёл в Ниневию и проповедовал то, что повелел ему Йахве, и покаялись ниневитяне и обратились (10). Ниневия была спасена. Однако, во исполнение пророчества Наума (Нахум – Йахве утешил), она была разрушена в 612 г. до н.э. объединёным войском вавилонян, мидян и скифов за её грехи и за то, что она вторгалась в Израиль. Ниневия – образ падшего человечества, Иона – образ Мессии.

3. ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
В идолопоклонническом, погрязающем во грехе мире праведный Фарра вышел из Ура Халдейского и наш праотец Авраам – из Харрана в землю, о которой не знал, куда идёт. Так началось духовное восхождение Б-жия народа, который, несмотря на отступления и падения складывался в доме праотцов, численно вырос в Египте, в великом послушании вышел из Египта, испытывался по пути к Синаю, принял Тору, впал в грех идолопоклонства, покаялся и был прощён, в великом послушании в точности, как показал Б-г на горе, выполнил скинию собрания, смалодушествовал войти в обетованную землю, сорок лет был испытываем и преображался в пыстыне, вошёл в обетованную землю, завоевал и освоил её. Духовное восхождение народа Израилева завершилось во времена судей, после смерти Иисуса Навина и его поколения.

3. ДУХОВНОЕ НИСХОЖДЕНИЕ
Началось духовное нисхождение народа, когда пришло другое поколение, которое не знало (Суд.2:10-13,18,19) «Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, – тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам...  Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих».


4. ЗНАМЕНИЕ ИОНЫ ПРОРОКА
Уже на примере народа Израилева мы наблюдаем феномен Ионы пророка. Так было с царём Давидом, в праздности и небодрствовании прельстившимся красотой Вирсавии; с народом во времена царств, с отступниками во времена Ахеменидов, с саддукеями и фарисеями времён Мессии. Б-г показывает действие закона падения на примере народа Израилева, искавшего праведности, но среди других народов, праведности не искавших, происходило стремительное падение, приведшее мир в то состояние, в котором он находится ныне. Грехопадение – это и начало падения и само падение, которое завершится спасением падшего человечества. Но пока что этот процесс представляется всё ниже опускающим нас ускоренным движением, когда дети, идя путями отцов поступают хуже отцов.

5. БОДРСТВОВАНИЕ
Причина падений – праздность, духовное небодрствование. Нам надо бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение (Мтф.26:41); бодрствовать в молитвах (1Пет.4:7); трезвиться и бодрствовать «потому что противник» наш «диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Мтф.12:43-45: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел, и,  придя, находит его  незанятым,  выметенным и  убранным;  тогда идет  и берет с собою семь других духов,  злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Теперь уже вся история как Б-жия народа, так и всего человечества открывает нам, что бодрствование – это условие и причина святости настолько, что бодрствовать значит не грешить и не грешить значит бодрствовать.

УРОК 9. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ

1. ПРОБЛЕМЫ ИУДАИЗМА
Первые люди в райском саду были невинны, святы, чисты. Вследствие первородного греха стали грешными, несвятыми, нечистыми. Они и с ними всё человечество стали недостойны вечной жизни, были изгнаны из рая и вместе с ними всё человечество (Быт.3:22:24). Мы стали плотскими, проданными греху (Рим.7:14) и духовно мёртвыми: 1) вследствие первородного греха по рождению. Царь Давид родился в благочестивой еврейской семье и пишет (Пс.50:7): «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», и Иов (Иов.14:4) констатирует: «Кто родится чистым от нечистого? Никто». 2) Со временем мы стали духовно мертвыми от нашей греховности по месту нашего обитания – социуму, в котором всё – желания наших тел, наши зависть, гордость, превозношение, надменность, и от которого мы постоянно оскверняемся. 3) Наконец, мы духовно мертвы от закона заповедей, по нашим собственным грехам и преступлениям, ибо среди людей праведных нет. Пр.20:9: «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»». Пр.29:19: «Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается». Писание неоднократно говорит о святости одного только Б-га. Анна в молитве (1Цар.2:2) говорит: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш». Также в Исх.15:11, Вт.32:4, Пс.98:3,9, Ис.6:3, Ос.11:9, Отк.4:8 и др. Очистительные жертвы за непроизвольные грехи, предусмотренные в скинии или храме, к чистоте которых предъявлялись строгие требования, были образом Б-жией святости. Но они могли очистить только тела, но не сердца и души осквернённых.

2. НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ЗАВЕТА
Закон, подобно юридическому кодексу, показывал грех, но не избавлял от него. Он был не в состоянии ни освятить и очистить, ни усовершить, ни оживотворить грешных. Поэтому ТаНаХ пророчествовал о Новом завете, который Йахве Элохгим заключит со Своим народом с приходом Мессии. Иеремия в 31:30-33 пророчествовал о том, что Йахве заключит с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Исаия в частности в Ис.7:14 сказал, что «Йахве Сам даст вам знамение: дева забеременеет и родит сына, и наречет ему имя Имману Эйл». (С нами Бог), а в Ис.53 сообщил о приходе страдающего Мессии. Даниил в 9:24-27 указал точное время прихода Мессии.

3. ВОИСТИНУ
Действительно, повеление о восстановлении Иерусалима (Ездр.7:7) вышло в седьмой год правления персидского царя Артаксеркса I (463-423) в 457 году до н.э. через (69х7) 483 года после этого, когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне Крестителе, не Мессия ли он, в 27 г. н.э. явился и был крещён Иисус Мессия (Лк.3;1,2,15,21,22). Затем, спустя  три с половиною года Он был распят в пятницу, на иудейскую пасху, 23 марта 31 г. н.э. Жертва и приношение в храме прекратились. Затем на крыле святилища установилась мерзость запустения (Эздр.7;7,8,11,13,18. Дан.9;25-27 / 11;31), когда в 34 г. н.э. после побиения камнями Стефана (Деян.8:1) «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Затем окончательная предопределённая гибель постигла разрушителя. Все эти события и их сроки определённо указывали на Иисуса,  как на исполнение Даниилова пророчества.  Неясно, идёт ли здесь речь о гибели Иерусалима и разрушении Второго иерусалимского храма в 70 году, об общем пораже-нии Иудеи в Иудейской войне или о падении Древнего Рима в 476 году. Скорее всего речь идёт обо всём вместе.

4. ЕВАНГЕЛИЕ СПАСЕНИЯ
Иисус Христос, Бог, пришедший во плоти, прожил жизнь праведника, ни разу не согре-шив, будучи искушён во всём, кроме греха (Евр.4:15), оправдал Себя в Духе, показал Себя Ан-гелам (1Тим.3:16), принял поругание, страдание, крестную смерть, умер за наши грехи и вос-крес для нашего оправдания (Рим.4:25), оживотворил, спас (Еф.2:5), освятил нас. Мы освящены «единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр.10;10); Иисус освободил нас от, имевшего над нами власть, закона греха и смерти (Рим.8;2); от власти над нами плоти, греха, мира и сатаны. Бог дал нам покаяние (2Тим.2:25). Мы приняли Иисуса Христа, как своего Спаси-теля, во имя Иисуса Христа, ради Его голгофской жертвы исповедовали Богу свои грехи, отвра-тились от всякого греха и от самой, унаследованной нами от грехопадения, греховности, по-просили у Бога прощения, и (1Ин.1:9) Он, будучи верным и праведным, простил нам грехи и очистил нас от всякой неправды.

5. ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ
Иисус Христос воскрес из мёртвых (1Кор.15:20), вознёсся во славе (1Тим.3:16), воссел одесную Отца на небесах (Мрк.16:19), умолил Отца, дабы дал нам Своего Святого Духа (Ин.14: 16,17) для того, чтобы (Тит.2:14) «избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе на-род особенный, ревностный к добрым делам», чтобы нам водиться духом, поступать (Гал.5: 18,16), жить по духу (Рим.8:4), «не по плотской мудрости, но по благодати Божией» (2Кор.1: 12), чтобы делать (Еф.2:10) «во Христе Иисусе... добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», чтобы через исповелание и покаяние найтись во Христе Иисусе (Флп.3:9-11) «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых».

6. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Теперь нам надлежит: 1) покаяться, креститься, получить Святого Духа; 2) приближаться ко Христу в бодрствовании, во Свете, в Церкви Христовой, стараясь не грешить (1Ин.2:1), не тревожась ни о чём, разрушая твердыни, ниспровергая замыслы, всякое превозношение, восстающее против Божия познания, пленяя всякое помышление в послушание Христу (2Кор.10:4,5), помышляя о горнем, о том (Флп.4:8), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала». 3) в исповедании и покаянии достигать Царствия Божия (1Ин.1;9, Рим.14:17); 4) в молитвах достигать Иисуса Христа; 5) в поклонении, во славе, благодарении и хвале исполняться Им (Еф.5:18-21); 6) пребывать в Нём (Ин.15:4,5); 7) познавать Его (Флп.3:11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы познакомились с составом Библии, её Нового и Ветхого заветов, ТаНаХа и Торы (Пятикнижия Моисеева); узнали, что Библия – это древний, тщательно сохранённый на языке оригинала текст содержащий уникальные, точные в деталях событий, обстоятельств места, последовательности и часто сроков их исполнения  пророчества; узнали, что история развития науки и техники – это решительное доказательство реальности материального мира, бытия Б-га и истины Библии; что Б-г – Всемогущий, всемилостивый, спасающий Избавитель и Освободитель, и Тора учит благоговейному, почтительному отношению к Его имени, запрещая легкомысленное, ложное или неуважительное отношение. Мы познакомились с кратким изложением содержания Библии и с основами библейского учения.


Рецензии