Два осенних дня в тайге Севера Сибири
Татьяна Немшанова
8 октября 2006 года. Две недели с Бимкой в тайге вдвоём. Скучать не приходится. С утра по небу плывут тучки. Погода переменно - облачная. С восьмого по десятое октября температура стоит стабильно минус три градуса по Цельсию. Луна начала убывать, но почти ещё полнолуние. После восьми вечера на северо-востоке всходит её оранжевый диск, за ночь он скатывается к востоку, а на рассветестоит низко над горизонтом.
Ходили вверх по реке. Там у нас стоял прежде балаган, - это что-то типа избушки с печкой. Строится из подручного материала: жердей, брезента, толи и прочего, чем располагает охотник. Главное в нём – это крыша, печь, спальник, чайник. Осенью день резко сокращается и не успеваешь порой сделать петлю по тайге, - вернуться в зимовье до темноты невсегда получается. На то и рассчитан балаган, чтоб застигнутый непогодой, темнотой, поспать не под кедром, а обогреться, если застанет осенняя ночь в предгорьях. А поздней осенью ночи непроглядны, - часто и собственной руки не видать, не то, что скалы, камни, болотные топи, чтоб дойти до дома (до избы). А за зверем уйдёшь, - и сил не хватит топать обратно…
Балаган совсем обрушился. Телогрейки, что висели - сгнили. Переночевать не получится в этот раз, пришлось ночью вернуться в зимовье. Шла в темноте по скользской гальке, пролазила на корячках, на ощупь по буреломам. Вода в горной реке местами сильно поднялась и залила смороженные валуны берегового аллювия. Идти сложно, скользко, нудно, опасно. А спешить нельзя, - можно травмироваться серьёзно, поскользнувшись. Местами рисковала и пробиралась в темноте прямо по воде, руками держась за брёвна завалов, ибо верхом немыслимо пройти из-за бурелома.
Летят лебеди – высоко, клиньями, летят преимущественно днём. Норка и выдра ловят сырка, жиреют на рыбе. А у норки рыбу отнимают добычу вОроны и ворОны. Их тут подналетело! Сверху выслеживают рыбин, затёртых льдом, выбросившихся на лёд, вытащенных норками. Хищники заелись! Порой выедают самое вкусное -жирок, остальное бросают. Бимка находит и успешно подкрепляется делекатесной свежатинкой. Видела четырёх уток на реке; сырка стайки, затёртые льдом. Иногда целые рыбины на льду попадаются, выдавленные шугой. Боровой птицы нет, по всем признакам: американская переселенка – норка, вычистила напрочь выводки! Подняли по пути лишь одну копалушку. Много норки! Спугнули на реке двух. Одна даже подо льдом плыла. Бимка гоняет их, загнал одну на огромный кедр. Та запряталась в вершинных ветка и сидит, дразнит пса. В лесу снега практически ещё нет.
9 октября 2006. С вечера вчера поджал морозец - минус шесть. А утром, в десять,- минус одиннадцать градусов! Совсем зима! Снега нет. Днём на солнце стоит плюс. Шуга весь день идёт по реке. Ночью опять похолодало уже до минус двенадцати градусов.
Бимка в темноте сильно лаял на реку. - На той стороне Маньи, около костровища мужиков, пытался на нашу сторону- к нам на бугор,перейти речку второй медведь, что там давно бродит. Ему пора закладываться в берлогу на зиму. - Перешёл ли?.. –по следуне поняла. По следу видно, что заинтересовался костровищем на предмет оставленного рыбаками съестного, но ничего кроме пустой водочной тары не обнаружил, разочарованно подошёл к воде, и долго размышлял, - не навестить ли нас с Бимом?!..
Поставила сорокопятку на курье под лёд. Лёд толщиной десять сантиметров; тоньше или толще в разных местах. Пока крутилась, над старицей низко пролетели пять лебедей. Два из них – сероватые,молодые, возможно, одна или две семьи, что жили рядом на озерке вместе, оттого низко летят и малой семейной стаей, не огромным сборным клином.
Луна взошла в восемь вечера почти на севере, над рекой. День стремительно сокращается, а ночь удлиняется. Собрала стакан смороженных ягод: черники и голубики. Собирала по темноте уже, как пришла. Оттаит, - отожму сок, разведу водой и вечером на сон грядущий выпью витаминный напиток. Переходя реку по перекату, видела хариуса и сырка. Онишли вверх - в старицу. Много в воде плавает мальков. - Весьма любопытны! - не уплывают, а смотрят из воды глазёнками на меня.
Горы дальние –уже совсем белые, полностью в снегу. Наши предгорья Приполярного Урала покрыты снегом лишь на макушках, словно в белых шапках.
Фото Татьяны Немшановой. На фотоснимке ледостав на реке Манья. Идёт шуга, забереги. Крайний Север Югры, ХМАо, Западная Сибирь, Зауралье, Приполярный Урал. Тайга севера. Бим лайка Западной Сибири ХМАО Югра Зауралье Приполярный Урал Таёжное безмолвие.
Ключевые слова:Тайга, река, ледостав, шуга, охота, Бим, лайка, изба, Манья, Север, ХМАО, Югра, Западная Сибирь, Зауралье, Приполярный Урал, ночь, день, балаган, лебеди, ягоды, мальки, лёд, старица, Луна, горы, Урал, норка, вОроны, ворОны, собака, снег, природа Сибири.
Анонс:Две недели в тайге Крайнего Севера Западной Сибири вдвоём с лайкой, охота, ледостав, природа, животный мир, погода, фенология.
Два осенних дня в тайге Севера Сибири
© Copyright: Татьяна Немшанова, 2023
Свидетельство о публикации №223060801177
Свидетельство о публикации №125111701400
Хорошо всё представил и ощутил.
Норку и мы здесь воспринимали как кару небесную. Выедала ондатру. Была нашей конкуренткой.
С уважением!
Юрий Лебедев 4 17.11.2025 08:31 Заявить о нарушении
Спасибо большое! С уважением!
Татьяна Немшанова 17.11.2025 15:20 Заявить о нарушении