Дело Дятлова просит последнего слова. Часть 1

Этот текст подготовлен не «дятловедом», как можно было бы понять из его заглавия - то есть не автором, предлагающим очередную разгадку причин таинственной гибели Игоря Дятлова и его легендарной тургруппы, отправившихся зимой 1959 года покорять уральскую вершину Отортен. Спешу заверить читателей, что здесь не будет добавлено ни одной новой авторской фантазии к уже сложившимся семидесяти пяти версиям, с которыми столкнулась в 2019 году прокурорская проверка обстоятельств этой резонансной трагедии. В этом исследовании не предлагается новых сногсшибательных открытий, потому что в процессе тщательного изучения основных материалов по теме становится ясно, что, на данный момент ни у кого нет исчерпывающе доказательной информации для выдвижения обоснованных концепций. Однако это не означает, что многочисленным расследователям этой загадочной истории следует смириться и опустить руки: никогда не знаешь, какие открытия поджидают следопыта на новой, ещё не изведанной тропе.

Цель данного исследования иная: восстановить те скудные, поизносившиеся от постоянного употребления факты, на которых все без исключения «дятловеды» строят свои как вполне вероятные, так и абсолютно ненаучно-фантастические теории. Думаю, читатель даже не узнает эти факты в их первозданном облике, поскольку уже привык к их преломлённому отражению в многочисленных конспирологических версиях.

Вот такая у меня авторская заявка на это исследование, посвящённое восстановлению известной достоверной информации о гибели в феврале 1959 года группы студентов и выпускников Уральского политехнического института (УПИ, ныне УрФу), которую пятикурсник Игорь Дятлов повёл в зимний поход по Северному Уралу. Но, как уже было сказано выше, я не дятловед, и тут может возникнуть вопрос: а отчего же тогда меня волнует эта давняя туристская история? Думаю, все, кто провёл свои лучшие школьные и студенческие каникулы в походах, меня отлично поймут.

Поскольку современному динамичному человеку недосуг читать длинные опусы, я честно пыталась свести повествование до минимума. Каюсь, никак совсем уж сжать текст не выходит: суть ускользает. Но я попытаюсь разбить повествование так, чтобы каждый мог познакомиться заново с наиболее интересующими его фактами.

Проблемы, которые возникали у меня по мере углубления в тему, крутятся вокруг нижеследующих вопросов.

- Не пойми, когда было начато легендарное «Дело без номера» о гибели тургруппы Дятлова. Но было ли оно начато вообще когда-либо? И существует ли надёжно где-то припрятанное «второе дело»?
- Маршрут туристов, который, казалось бы, все знают наизусть: придерживались ли туристы заявленного ими плана похода? Что там за несуразные даты выставлены в их дневниках, которые не соответствуют не только показаниям свидетелей, но и их же собственным дневниковым записям?  Это если повнимательнее их почитать.
- Очевидное присутствие иных групп военных поисковиков, кроме тех, кто был официально задействован в поисковой операции. Что или кого они искали?
- Пресловутые «огненные шары», которые не пойми «с чем едят», как гласит популярная поговорка. Они ли сгубили туристов, источая химические и радиологические пакости? А может, зря на них все так ополчились?
- А были ли задействованы шпионы-диверсанты, предатели-студенты, ракеты, кометы или инопланетяне? Какие факты могли бы послужить убедительным доказательством хоть одному из этих предположений?
- Кто и зачем способен выпрыгнуть в мороз на снег в одних носках?
- А самая главная героиня истории – Палатка – от чьей безжалостной руки она была изуродована и когда?

Предлагаю ещё раз рассмотреть все основные известные факты о том, кто, когда и что говорил по вышеперечисленным ключевым вопросам. Это включает как воспоминания или свидетельские показания очевидцев главных событий, так и вторичные свидетельства тех, кто слышал их рассказы. И тех и других на сегодня «раз, два и обчёлся», так что к их свидетельствам надо относится особенно бережно.

При этом следует не поддаваться соблазну связать все события, произошедшие в одном месте и приблизительно в одно время в единую логическую нить, ведущую к истокам раскрытия тайны. Нередко, распределив имеющуюся информацию на исследовательском холсте, знаток торжествующе восклицает: «Ага! Теперь всё ясно!» А копнуть поглубже, так эти события никак не пересекаются по существу, хотя и замечены в подозрительной близости друг от друга. Поэтому стоит начать более деликатное археологическое исследование, которое включает бережную очистку артефактов. Именно такую попытку я и решилась предпринять в отношении всего общеизвестного, что касается трагической гибели группы Игоря Дятлова на склоне горы Холатчахль, всего в двенадцати километрах от так и не покорённого ими Отортена.


1. Иллюзорность общеизвестных фактов

Откуда берётся коллективная уверенность в истинности или недостоверности широко известных фактов? Обычно от их эмоционально окрашенной, методично повторяющейся оценки и трактовки любимыми источниками информации, которым полностью доверяют. Я не исключение: сама с замиранием сердца следила за развитием различными популярными СМИ темы мистических событий, сопровождавших дятловцев в их последнем походе. После целой серии телепрограмм и телешоу, посвящённых этой легендарной группе, картина произошедшей с ними трагедии обрела каноническую форму и, с небольшими вариациями, выглядят примерно так. Тут я для тех, кто случайно ещё «не в теме», если такие вообще на сегодня остались, сообщаю, что мистика состоит в том, что опытные туристы-спортсмены внезапно распороли свою палатку изнутри в трескучий мороз и метель и, выскочив полуодетыми на снег, отправились прочь от палатки, что и привело к трагическому исходу, в причинах которого не могут разобраться до сих пор. Это стало одним из самых резонансных ЧП в истории советского спортивного туризма. Напоминаю сопутствующие обстоятельства.

23 января 1959 года 9 студентов и недавних выпускников УПИ из Свердловска (Екатеринбурга) плюс Семён Золотарёв, инструктор Коуровской турбазы (ныне база отдыха «Чусовая»), отправились прокладывать новый зимний маршрут высшей категории сложности по Северному Уралу. Кульминацией похода должно было стать восхождение на гору Отортен. Хотя один из членов группы, Юрий Юдин, вынужден был сойти с маршрута по болезни, в целом поход не предвещал никаких эксцессов: руководитель группы Игорь Дятлов уже не раз водил группы в те места, в том числе и зимой. Да и некоторые члены группы оказались там уже не впервые. Но внезапно их благополучно было начатый поход трагически оборвался при весьма таинственных обстоятельствах, так до сих пор и оставшихся неразъяснёнными.

Это вводная и фактически верная часть. Ей можно полностью доверять. А дальше предлагается главная драма в ореоле непознаваемой тайны. Главные факты, на которых выстроена вся мистика истории здесь выделены заглавными буквами.

В БУРАННУЮ ночь с ПЕРВОГО НА ВТОРОЕ февраля, когда туристы СПАЛИ (или, в других вариантах, готовились ко СНУ), случилось нечто ужасное, что заставило их пропороть в нескольких местах палатку, своё единственное укрытие от стихии, и ВЫСКОЧИТЬ через прорезь на мороз полураздетыми и в одних носках. В ПАНИЧЕСКОМ УЖАСЕ туристы побежали вниз по склону. Все их дальнейшие действия в рассказах также определяются УЖАСОМ и ПАНИКОЙ, заставлявшей их совершать НЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ поступки в попытке совладать с неведомой доселе беспощадной силой. Но всё было тщетно: таинственная стихия унесла девять молодых жизней, и УЖАС так навсегда и застыл на их ЛИЦАХ!

И далее в повествование в обязательном порядке вплетается неоднократно повторяемый в процессе всей презентации вопрос, который звучит почти как заклинание: «Что же могло до такой степени НАПУГАТЬ опытных туристов, что они В УЖАСЕ ИЗРЕЗАЛИ ножом палатку и помчались вниз по склону к своей погибели?» Причём с этого рефрена начинается и им же заканчивается почти каждая телепрограмма, каждый видео ролик или подкаст.

Сразу же после такого эмоционального вступления, для подкрепления впечатления, демонстрируют фотографию растянутой на верёвке палатки с искромсанной вдрызг правой стороной. Это действует, как гипноз: В воображении зрителя немедленно возникает картина наглухо застёгнутой, а может даже и зашнурованной брезентовой палатки – такие я помню из походов своего школьного детства. Палатку чем-то, видимо, придавило, вот она и обрушилась на спящих туристов. Становится ясно, что ни при каких обстоятельствах они не могли бы выскочить через дверь. Им пришлось срочно распотрошить палатку, и, выбравшись из-под завала, как можно скорее бежать прочь. Образы до смерти чем-то напуганных людей, не способных к рациональному мышлению, прочно врезаются в память. Да уж, такую экзекуцию палатке, какая изображена на предъявляемой фотографии, и впрямь можно учинить только в состоянии крайнего ужаса и временного помутнения зрения или рассудка.

И далее, чтобы зритель отбросил последние сомнения о панике, охватившей туристов, ему вкрадчиво сообщают, что это место имеет подмоченную мистическую репутацию: там-де, по мансийской легенде, неведомые силы некогда расправились с девятью манси, а туристов как раз и было девять. Вот почему и название горы Холатчахль, где погибли туристы, в переводе с языка манси якобы означает «Гора мертвецов». Более того, вершина Отортен, на которую ребята собирались взойти 2 февраля 1959 года, также место гиблое, потому и называется она будто бы, в переводе с местного языка на русский, «Не ходи туда».

А что тут не так? Да почти всё. Начнём с погоды.

А. ПОГОДА

В ночь с первого на второе февраля никакого бурана не было. В этом убедился руководитель поисковых групп, мастер спорта по туризму Евгений Масленников**, когда запросил сводку погоды в Ивдельском районе на 1 февраля. Оказалось, что температура была минус 17 градусов, снегопада не было, а ветер был северо-западный, 14 метров в секунду. Такой ветер никак ураганным не назвать, потому что для этого ему нужно было бы достигнуть или превысить 32,7 метров в секунду. Конечно, на горном склоне ветер гораздо злее, и это значительно сбрасывает температуру, и всё же на вечер первого февраля и утро второго версия с бураном несостоятельна. Это подтверждается и тем, что в те же два дня всего в двадцати пяти километрах от «политехников» находилась группа студентов геофака Свердловского государственного пединститута (теперь Уральский государственный педагогический университет - УрГПУ). Они также отмечали, что ночи были относительно тёплые вплоть до той, когда они спустились с горы Чистоп, на которую они совершили восхождение. Тут-то температура и упала настолько резко, что спирт в трубочке термометра от холода целиком убрался в свой шарик. И действительно, согласно сводкам погоды, уже в ночь на четвёртое и вплоть до шестого февраля наступили жуткие холода и ветродуй, повлекший обморожение ног у некоторых членов их тургруппы. Однако, по официальной версии, никого из группы Дятлова к тому времени уже не было в живых.

Несмотря на суровые морозы, все туристы из СГПИ остались живы, хотя у них не было печки, как у дятловцев. А у группы поисковика Сергея Согрина, находившейся в тот же период в походе на Приполярном Урале, даже и палатки к тому времени уже не было: они её случайно сожгли, так что им пришлось выживать при температуре -40. Несмотря на это, они не погибли. Умел выживать в условиях бурана и морозов также и поисковик-проводник, охотник Пашин И.В.* Вот что он рассказывал следователю: «Мне самому приходилось бывать там и во время ветра до 6 дней без пищи сидели в лощинах ожидали когда окончится ветер». Кстати, говоря о буране в начале января, Пашин не указывает, что тот случился с первого на второе число. Он употребляет слово «около»: «Около того времени когда погибли туристы даже в поселке Вижай был сильный ветер и метель, от которой дети падали».

Так что образ гонимых шквальными ветрами вниз по склону туристов следует оставить для художественного воспроизведения тех трагических событий и убрать из документальных повествований.

Б. УЖАС

Никакого УЖАСА на лицах, на который нажимает каждый второй рассказчик, не заметили ни поисковики, обнаружившие первых пятерых дятловцев, ни судмедэксперты, ни родные и близкие погибших, которые пришли попрощаться с ними уже в Свердловске. Что касается остальных четверых, то опуская тяжёлые подробности судмедэкспертизы, следует всё же напомнить, что выражения на их лицах определить было невозможно. Так что весь этот УЖАС на лицах – плод творческого воображения создателей подкастов.

Тут пришло время применить золотое правило: не считать, что два факта, обнаруженные в одном месте непременно связаны между собой. Например, разрез палатки не обязательно был произведён именно для того, чтобы из неё выскочить, и не факт, что он был вызван испугом: могли быть более веские причины. А также разрез вполне мог бы быть сделан и накануне, если туристов завалило надутым снегом на предыдущей стоянке (читайте их дневник). Разрез – не проблема – они только тем и занимались, что ремонтировали эту ветхую палатку, даже булавкой закололи полотно, поскольку не всё успели зашить. Искромсанная палатка на популярной фотографии это результат уже более поздних действий: не такой её впервые увидели. Но о характере разрезов, их расположении на палатке и доступности выхода из неё будет детально рассказано в следующей главе. А здесь пока хотелось бы лишь напомнить другие случаи выскакивания из палаток в носках, которые не связаны со страхом.

По свидетельству участника поисков Георгия Атманаки,* 17 февраля того же года, у вершины Ойко-Чакур (Ойкачахл), что южнее высоты 1079, где произошла трагедия, будущий поисковик, а тогда турист Вячеслав Карелин также молниеносно вывернулся из спального мешка и «выбежал в носках в нижнем белье на улицу». Но двигал им не ужас, а изумление: мимо палатки медленно проплывал огромный светящийся шар! Карелин*, в отличие от более эмоционального Атманаки, не воспринял это как «Конец Света», и не особо испугался, хоть и был в нижнем белье и носках!

По той же причине, как раз в месте гибели дятловцев, в ночь на первое апреля из палаток повыскакивали полураздетыми и без обуви военные поисковики. Одни от страха, а другие от любопытства: над ними завис какой-то светящийся бублик. Некоторые разбежались в ужасе по окрестным кустам. Но никто из них по этому поводу палатку не резал.

В том, что дятловцы вечером 1 февраля были поражены неожиданно возникшим свечением, сомнений нет: его наблюдали все жители Ивделя. Именно поэтому 2 марта Масленников направил радиограмму** полковнику Г.С. Ортюкову, организатору поисковых работ от УПИ, с запросом о том, не запускалась ли в том районе метеоракета. Текст радиограммы он фиксирует в своём дневнике: «В этом районе приземлялись метеорологические ракеты нового типа, запущенные за Сверд. на Южном Урале над Уралом. Прошу запросить срочную справку, была ли такая ракета в этом районе в ночь на второе февраля». В другой радиограмме от 2/III-59 г. на имя А.М. Сульмана*,  начальника Северной геологоразведочной экспедиции, который также был одним из организаторов поисков, Масленников также упоминал «пролет метеорологической ракеты которую видели I/II в Ивделе». Но светящимся шарам придётся посвятить отдельную главу. Здесь это лишь пример того, отчего иногда выпрыгивают в носках из палатки и что УЖАС это не причина её резать.

В. ПАНИКА

Паники там и вовсе не наблюдалось. Напротив, были приняты все возможные действия для наиболее рационального решения возникшей форсмажорной ситуации. Тот же Масленников в свидетельских показаниях от 11 марта 1959 года* пояснил следующее: «При осмотре палатки создавалось впечатление, что туристы ОРГАНИЗОВАННО оставляли палатку». Поисковик Георгий Атманаки также отметил большой объём работ, произведённых дятловцами в низине у высокого кедра, к которому они спустились в организованном порядке, возможно, взявшись за руки, как в альпинистской связке держатся за одну верёвку. Было очевидно, что спортсмены с максимальной скоростью выбрались из палатки, где по неизвестным причинам, больше невозможно было оставаться, и покинули ставшим опасным для жизни место. Далее дятловцы продолжали предпринимать действия, которые могли бы помочь им в беде, но не справились с обстоятельствами. Таким образом никакой паники и дезорганизованности там не наблюдалось, зато отчаянная борьба за жизнь очевидна.

Уже одно только упорство в разжигании костра показывает, насколько обдуманы были все действия туристов. Даже отсутствие верхней одежды на Юре Кривонищенко и Юре Дорошенко отнюдь не мистическое, а вполне логически оправдано: они же забирались высоко на кедр и ломали ветки, изодрав при этом в клочья кальсоны и кожу на руках и ногах, и всё это оставило след на коре кедра. Но зато их брюки оставались поначалу целы, пока их не изрезали для других целей. Кроме того, как отмечал в своих показаниях Атманаки*, который внимательно изучил кору дерева и характер изломов ветвей, спортсмены, как гимнасты, качались на ветвях, чтобы те обламывались под весом их раскачивающихся тел. Им нужна была свобода движения и хорошее сцепление тела с корой дерева, так что нижнее бельё служило им своего рода гимнастической формой. Все эти действия были абсолютно рациональны и вполне соответствовали задаче выживания в их экстремальных условиях. О костре, который якобы был слишком хилым, чтобы их согреть, также будет подробнее рассказано позже.

Итак, убрав из стандартной презентации «БУРЮ, УЖАС, ПАНИКУ и ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ», переходим к рассмотрению ситуации внутри и около палатки на момент происшествия, погнавшего дятловцев чуть ли не босиком вниз по склону. Для начала надо решить, сколько человек было в палатке?

Г. СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК БЫЛО В ПАЛАТКЕ НА МОМЕНТ МИСТИЧЕСКОГО ЧП?

Обычно пишут, что девять, и все они либо спали, либо готовились ко сну. Однако в палатке со всей определённости было не более семи человек, поскольку опытные туристы никогда даже не сидят в палатке в обуви, а не то, что в ней спят, а два члена группы – Николай Тибо-Бриньоль и Семён Золотарёв - были найдены в обуви и полностью одетыми. Туристы же снимают обувь сразу при входе в палатку и ставят её на просушку. Они переодеваются в толстые носки, тапочки, меховые чулки – у кого, что есть. Так что этих двоих в палатке точно не было.

К тому же не похоже, что они в ближайшее время собирались спать, так как на руке первого было двое часов, а второго – компас, да ещё фотоаппарат на шее, и записная книжка с карандашом наготове. То есть они явно планировали какие-то действия, например определение расстояния до какой-либо точки, замер скорости движения объекта или что-либо ещё. Впрочем, Кривонищенко (вторые часы были его), мог отдать Тибо свои часы и позже, на время лазанья вниз и вверх по кедру. Этого уже никогда не узнать.

Возможно, это их следы обнаружил командир поисковой группы оперработников Ивдельского лагеря капитан Алексей Чернышов*. В свидетельских показаниях 11 марта 1959 года он сообщил, что видел «две пары следов на некотором расстоянии от палатки, отдельно от остальных». Вот что он об этом рассказывал: «Цепочки следов тянулись как бы двумя направлениями – 6 или 7 пар следов мы насчитали от палатки вниз в лощину, а левее их, метрах в 20, шли еще 2 пар следов. Затем эти следы (2 и 7 пар) метров через 30-40 сошлись вместе и больше не расходились». Чем занимались эти двое в стороне от палатки? Принято предполагать, что те двое вышли «по нужде». Видать велика была эта «нужда», если, чтобы её справить, они вооружились компасом, часами, фотоаппаратом и карандашом с блокнотом и были полностью одеты для нахождение продолжительного времени на морозе.

Но отставим этот любопытный факт за кадром и перейдём к следам. Если студенту младшекурснику Михаилу Шаравину, первому подошедшему к палатке, там чётко виделось восемь пар следов, то опытному в хождении по следам беглых зэков Чернышову было предельно ясно, что вниз по склону вело шесть или семь пар следов. Ещё две пары также вели вниз по склону, но со стороны, после чего все следы соединились. Вот тогда их и стало 8-9 пар.

Каждый может выбрать, кому верить. Но, скорее всего, опер Чернышов, который не раз шёл по следам беглых зэков, разбирался в следах лучше, чем студент УПИ Шаравин. Следовательно, в палатке находилось не более семи человек без верхней обуви, хотя и они уж точно не спали и вряд ли готовились ко сну.

Д. ЧЕМ И В КАКОЕ ВРЕМЯ СУТОК ЗАНИМАЛИСЬ ТУРИСТЫ В МОМЕНТ ТАИНСТВЕННОГО ЧП?

Нередко выводы о действиях и состоянии дятловцев в последние их минуты пребывания в палатке строятся на основании показания свидетелей-поисковиков, находящихся в т.н. «Деле без номера». Но при этом исследователи упускают из виду тот факт, что многим свидетелям задавали вопрос: «А что, по вашему мнению, произошло в палатке, почему туристы её покинули?» И тут они начинали излагать своё видение событий, которое воспринимается как показания. Так свои теории предлагали поисковики Вадим Брусницын*, Вячеслав Карелин и многие другие. Отсюда и пошла эта история о том, что дятловцы либо спали, либо готовились ко сну. И испугались чего-то необъяснимого.

Однако спортивные туристы никогда не ложатся спать, не закончив дел текущего дня, а у них оставались неубранными порезанные для бутербродов 100 грамм сала, о чём говорил прокурор Василий Темпалов,* допрошенный 18 апреля 1959 в качестве свидетеля. И что немаловажно, там же рядом Темпалов обнаружил также и большой нож. Этот факт надо временно задержать в уме, потому что в следующей главе будет обсуждаться ряд любопытных моментов, связанных с разрезанием палатки. Но вернёмся к ситуации в палатке на момент её первого контакта с поисковиками. И тут я вынуждена выделить большими буквами слово ПЕРВЫЙ, потому что большинство умозаключений исследователей строится на показаниях свидетелей, которые застали несчастную палатку уже распотрошённой, а все вещи в ней перемещёнными с тех мест, где они лежали нетронутыми, как в первый день.

Но о реальных действиях и намерениях туристов можно судить только со слов тех, кто первыми осмотрел палатку, потому что все остальные перемещали вещи и готовили их к перевозке, полностью меняя картину предполагаемых событий. И уже ничего в палатке не было расположено так, как в момент её первоначального осмотра. Поэтому заслуживают самого пристального внимания свидетельские показания поисковика Владимира Лебедева*, а также и его видеоинтервью, записанное в 2013 году.

Лебедев, которому удалось заглянуть в найденную палатку уже на следующий день после её обнаружения, участвовал в более детальном осмотре её содержимого, поскольку их группе поручили разобрать и подготовить к перевозке вещи туристов.  27 февраля он принялся за дело со всей студенческой и комсомольской ответственностью, внимательно рассматривая пакуемые им для перевозки предметы туристского снаряжения и личные вещи туристов. Поэтому Владимир Александрович и запомнил многие детали, которые нередко ускользали от других поисковиков. Кроме рассыпанных сухарей и нарезанной корейки (сала, буженины – кто как называет обнаруженный в палатке мясной продукт), поисковик, заметил и другие «продукты, дoстанные из рюкзаков» - так он говорил в своих свидетельских показаниях.

Также ему запомнилась валявшаяся на полу кружка с остатками замёрзшей овсянки, которую бы точно вымыли перед тем, как начали укладываться спать: «В одной из кружек были, по-моему, остатки овсяной каши, возможно еще утренние остатки».  Это нерадивая хозяйка может оставить мытьё посуды на утро, а ответственный турист никогда не позволит себе эдакого разгильдяйства: ему же с утра пораньше на маршрут выходить и придётся тащить с собой немытую посуду! Так что нет ни одного указания на то, что дятловцы уже готовились ко сну или мирно спали.

Зато есть масса свидетельств того, что на момент вынужденного покидания палатки они были вполне активны и занимались своими неотложными делами. Но в какое время суток это было? Хотя овсянку чаще едят с утра, но могли, конечно, и вечером кашу есть, если это, по ситуации, легче было приготовить. Однако тут следует вернуться к свидетельским показаниям Темпалова, в которых он говорит о том, что ему бросилась в глаза «так же фляга с какао приготовленным к употреблению какао разведено водой и естественно замерзла».

Наполнить фляжку какао дятловцы могли только с утра, потому что они брали с собой фляжки или грелки с какао на маршрут. А с ночи какао бы остыло и даже могло замёрзнуть, так что заполнять фляжку было бы бесполезно. А вечером бы выпили какао из кружек. Так же и корейку могли нарезать как на ужин, так и для сухого пайка. Впрочем, кто-то не удержался и пожевал кусочек, поскольку от него осталась лишь одна найденная поисковиками корочка.

Есть ещё один важный аргумент в пользу того, что туристы не так готовились ко сну, как к сборам в дальнейшее путешествие по маршруту, которое было прервано чрезвычайными обстоятельствами. Поисковик-свидетель Лебедев обнаружил, что внутри палатки, «около входа в палатку, который, КАЖЕТСЯ, БЫЛ ОТКРЫТ, в чехле лежала печка. Трубы последней находились внутри печки, что говорит о том, что печку не пытались развести затопить, хотя за палаткой на улице у заднего конца палатки в снегу я нашел чурбачок, несомненно, предназначенный для печки».

Подведём итоги: печка упакована, а остатки каши в кружке есть. Следов костра рядом с палаткой нет, а на чём грели воду для каши и какао? Можно же кружку и сверху печки поставить, чтобы растопить снег для какао и каши. Теоретически, во всяком случае. Хотя дятловцы обычно подвешивали печку на ночь для отопления. И вот остался один лишь чурбачок. Неужели только один и тащили на гору? Неизвестно, но если нет возможности развести костёр, то можно же и печку подрядить для разогрева ужина. Возможно, что так они и сделали, это неизвестно. Так грели вечером печку, или нет, прежде чем упаковать её с утра? У Владимира Лебедева сложилось впечатление, что палатку покинули утром. А всем остальным автор предлагает посмотреть на приведённые выше достоверные факты, как они изложены свидетелями в их показаниях и более поздних воспоминаниях, и решить для себя, какой вариант дятловской истории им по душе.

Е. Кто кромсал палатку?

Тут речь идёт о фото, которое без вариантов сопутствует всем эмоциональным презентациям на тему непознаваемости причин гибели группы Дятлова. Так ведь это же ни для кого ни тайна: поисковики из УПИ Михаил Шарапов и Борис Слобцов, которые оказались первыми свердловчанами, вплотную подошедшими к дятловской палатке. Они были вынуждены её раздербанить воткнутым у входа в палатку ледорубом дятловцев, поскольку из-за сковавшего её со всех сторон жёсткого слоя фирнового снега невозможно было толком заглянуть внутрь и определить, нет ли там туристов из группы Дятлова, которым надо было срочно оказать помощь. А в первый момент её обнаружения палатка дятловцев имела совсем иной вид. Но подробнее об этом в следующем опусе. А на скате палатки, на самом деле, был сделан только один длинный диагональный разрез, стоящий внимания, поскольку два других были слишком короткими и бесполезными для молниеносного бегства. Причём большой разрез начинался сверху, рядом с ОТКРЫТЫМ и ничем на заваленными выходом, поверьте, а не застёгнутом на три пуговицы и забаррикадированным путём к отступлению. Но эта серьёзная тема заслуживает отдельной доказательной главы.

Переходим к заключительному аккорду в этой вступительной части. К мистике мансийских названий горных хребтов и вершин. Чистая лингвистка без мистики! К последней, впрочем, тоже стоит вернуться попозже.

Заключение. Чисто лингвистический вопрос

В «заключении вступления» осталось уделить заслуженное внимание мистической лингвистике. Чтобы разобраться в этимологии местных названий гор, неотъемлемой атрибутики дятловской саги, стоит обратиться к беспристрастным лингвистическим источникам. Вот, что известно:

Холатчахль, или Холат-Сяхл, как называют высоту 1079 коренные жители - манси, означает понятие «гора без растительности», то есть лысая, покрытая лишайником. Животным тут особо нечем поживиться, а потому она как бы мёртвая. Поэтому в 1929 году, при описании этой мрачной вершины, геоморфолог и знаток этнографии, профессор Вера Александровна Варсанофьева, перевела это понятие как «Мёртвая вершина». Мертвецы на горе, а тем более в количестве девяти человек, никогда не были частью местного эпоса и не подразумевались в названии этой горы. Лишь после гибели девяти туристов на неё начали ссылаться как на Гору Мертвецов, что и вошло в современный фольклор, во многом благодаря усилиям СМИ. Может, манси 21 века теперь сегодня и считают эту журналистскую сенсацию частью своей национальной легенды, но в этом случае они ошибаются.

А Отортен переводится всего лишь как Гора Сильных Ветров. Ни та, ни другая вершина не являются для манси местом священных ритуалов. Они их не любят за неприветливый ландшафт.  Традиционно манси молились и приносили жертвы в районе хребта Молебный Камень, мансийское название Ялпынг-Нёр, что километрах в пятидесяти южнее от места гибели туристов. Примечательно, что, по словам поисковика Владислава Карелина, Игорь Дятлов, а также его однокурсница Зина и друг Коля Тибо – все они участники того последнего для них похода - уже совершали восхождение на Ялпынг-Нёр в мае 1957 года и оставили там записку, которую и нашёл Карелин. При этом никто с ними за это не расправился несмотря на то, что манси якобы не дозволяют женщинам посещать их святые места.

Подробнее на тему мистики в других главах, но их же надо ещё написать, так что пока подведём итоги предварительного исследования по заявленной теме.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Итак, вспомним отправную точку всех рассуждений о гибели группы Игоря Дятлова. Ужас, паника, бесконтрольные действия членов группы, полный хаос. Время дня – поздний вечер, подготовка ко сну или глубокий сон. И вдруг … Кромсание палатки, хаотичное бегство, нелепые действия у костра и прочее.

НИЧТО ИЗ ЭТОГО НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ДАЖЕ ТЕМИ СКУДНЫМИ, НО ДОСТОВЕРНЫМИ ФАКТАМИ, КОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫ НА СЕГОДНЯ. Так уж получается по факту! Но это не значит, что какие-то конспираторы перемещали палатку или творили прочие каверзы, чтобы запутать своих современников. Что уж там на самом деле произошло, возможно и станет когда-либо публичным знанием, но не сегодня, не сейчас. А пока лучше отрешиться от домыслов, оставив новым поколениям исследователей факты такими, какими они были изначально – пусть даже сумбурными и противоречивыми.



КОНЕЦ ВВОДНОЙ ЧАСТИ



Источники:

* Свердловская областная прокуратура. Прекращённое уголовное дело о гибели туристов в районе горы Отортен. Портал «The Overwhelming Force of Dyatlov Pass». Загрузка 1.09.2015 (https://dyatlovpass.com/case-files)

Протокол допроса свидетеля Пашина И.В. Листы 49-50
Протокол допроса свидетеля Атманаки Г.В. Листы 209 – 220
Протокол допроса Карелина В.Г. Листы 290 – 292
Радиограммы. Листы 136 – 198
Протокол допроса свидетеля Масленникова Е. П. Листы 62 – 75
Протокол допроса свидетеля Чернышова А.А. Листы 88 – 93
Протокол допроса Брусницына В.Д. Листы 362 – 369
Протокол допроса свидетеля Темпалова В. И. Листы 309 – 312
Протокол допроса свидетеля Лебедева В.П. Листы 313 – 315

**Масленников тетрадь 1
https://dyatlovpass.com/maslennikov-notebook-ru?rbid=18465, загрузка 1.09.2015

Владимиров, Михаил. В страну Югорию
Путевые заметки во время туристического похода студентов Геофака СГПИ по Северному Уралу в январе-феврале 1959 года. Портал https://forumstatic.ru/files/001a/87/44/91993.pdf, загрузка Загрузка 1.09.2015


Рецензии