Хорошее название - ложка масла в кашу
«В древности стихи не имели заглавия, – это обычай новых писателей, от которых и древние стихи в более позднее время получили свои заголовки. Этот обычай вызван необходимостью по мере развития литературы называть отдельные произведения и различать их друг от друга».
Гёте
Заголовок – это первое слово автора, обращенное к читателю. В. Г. считал, что название поэтического произведения «всегда важно, потому, что оно всегда указывает или на главное из его действующих лиц, в котором воплощается мысль сочинения, или прямо на эту мысль».
Белинский
Александр Пушкин долго не мог придумать название повести, посвящённой пугачёвским событиям, и только перед самой отправкой книги цензору дал ей имя «Капитанская дочка».
Писатели остерегаются названий шаблонных, «заезженных». «Название «Разбитое счастье» не годится, – писал А. Н. Островский своему соавтору Н. Я. Соловьеву, – оно очень затаскано; надо придумать какое-нибудь другое…»
«Повесть о настоящем человеке» пользуется огромной популярностью. Это название пришло не сразу. Ему предшествовали различные варианты, в том числе и такой: «Русский воин Алексей Маресьев». Б. Н. Полевой вспомнил: «Что-то подобное уже было». И тотчас же зачеркнул.
Константин Федин пишет: «То, что повторяется, – уже не изобретение. А название книги – изобретение».
Для стихов название имеет исключительное значение. Тут дело не в том, что надо изыскивать оригинальные названия, а в том, что восприятие стихов сродни музыке. Мы сразу отвлекаемся от всего и вникаем в музыкальные аккорды. В прозе название будет выявляться по мере чтения. А стихе название уже начало чтения, поэтому оно должно как можно лучше отражать смысл стихотворения.Но название должно соответствовать содержанию. Нельзя давать название, которое разочарует читателя, когда как говорят, размах на рупь, а удар на копейку.Важно не обмануть читателя, не пообещать того, что он не найдёт в произведении.
Сейчас я дам пример названия к стихотворению, верней дополню авторское, чтобы вы целостно восприняли стих, и оценили насколько новое название соответствует содержанию, и стало лучше или нет по сравнению с авторским.
Поцелуй украдкой - самый сладкий
Роза Красная
Поцелуй меня украдкой
Чудодейственною, краткой.
Поцелуй меня тайком,
Быть с тобой хочу вдвоём.
Быть хочу твоей кокеткой,
Сладкой, тающей конфеткой.
В щёчку скромный поцелуй -
Умоляю, побалуй!?
Пригуби меня украдкой
Самой нежной, самой сладкой!
Мёдом губки ороси,
Позволенья не проси.
Пусть сердечко гулко бьётся
Пусть истомой разольётся
"Поцелуй украдкой" твой,
Мне приятно быть с тобой.
Как приятно мне томленье.
Губ твоих прикосновенье
Затаив дыханье жду...
Милый, я тебя люблю!
У автора начальное название было "Поцелуй украдкой". Я добавила "самый сладкий". То есть расширила смысл, внесла эмоциональную нотку, и настроила читателя на небольшую интригу - "Поцелуй украдкой - самый сладкий". Поэтому мое название более соответствует содержанию стиха, чем изначальное. И оно более привлечет читателей, чем академичный "поцелуй украдкой", который же не раз использовался в названиях.
Свидетельство о публикации №125111603466
Николай Левданский 16.11.2025 12:39 Заявить о нарушении
Елена Маркушева 16.11.2025 18:35 Заявить о нарушении
Николай Левданский 17.11.2025 13:15 Заявить о нарушении
