Равнодушие и безразличие
Равнодушие – это состояние или отношение человека, характеризующееся отсутствием интереса, эмоций или участия к окружающим людям, событиям или явлениям.
Величайший грех против ближнего — не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из всех человеческих чувств.
- Бернард Шоу
Есть равнодушие, когда
Нам всё равно, что происходит
Мы дышим ровно и душа
Не беспокоится, не бродит.
Душа ослепла в этот миг
Или в буддийской медитации.
Её не беспокоит крик
Её не всколыхнут овации.
Ведь, что мы чувствуем душой
Внутри печатью остаётся.
Для равнодушия - покой.
Душевной ленью отзовётся.
Душа затянется жирком,
Теперь она слезам не верит,
Душевный трепет незнаком
Как будто спит и снам тем верит.
Мы ровно дышим, когда гром
Звучит над головой соседа,
Пусть где-то кровь пролил погром,
Душе важнее час обеда.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
На этом свете нет жестокости,
Но есть глухое безразличие.
- М. Юдовский
Мне кажется, что безразличие -
Поверхностно и без души -
Скользнул глазами по страничке,
Считается, прочёл стихи.
Нас убивает безразличие,
Нам неприятно невнимание,
В нас уязвимость чисто личная
И душу жжёт непонимание.
Мы не годны под усреднение,
Мы не как все, мы все особые.
Имеем личное мы мнение
И эти мнения все новые.
Но с обострением своей личности
Другим то чувство не прощаем,
Есть невнимание в наличности
И мнения их не принимаем.
Мы не вникаем в их страдания,
Не видим глубину мышления.
Во всем мы ищем оправдания
И лишь своё лелеем мнение.
Их убивает безразличие
И наше с вами невнимание,
И это чувство тоже личное
Взаимно недопонимание..
НЕПРОТИВЛЕНИЕ СОВЕСТИ
Непротивление совести –
Удобнейшее из чудачеств!
И только порой под сердцем
Кольнет тоскливо и гневно –
Уходит наш поезд в Освенцим,
Наш поезд уходит в Освенцим
Сегодня и ежедневно!
- А. Галич
Есть те, кто не помнит.
Есть те, кто не знает.
А есть, кому всё безразлично.
И совесть не колет.
И мысль не внимает
Ведь то не касалось их лично.
Они не спешат на вокзалы
Где поезд гудит так тревожно
Где вместо улыбок оскалы,
А если улыбки, то ложны.
Теплушки опять набивают
Народа послушною массой,
И дверь на замок закрывают...
Как вам безразличным - не страшно?
РАВНОДУШИЕ СКЕПТИЦИЗМА
Жизнь — то шербет на льду, а то отстой вина.
Плоть бренная в парчу, в тряпье ль облачена —
Все это мудрецу, поверьте, безразлично,
Но горько сознавать, что жизнь обречена.
— Омар Хайям
Великие умы — имеют скептический склад.
Фридрих Вильгельм Ницше
Есть философии направление
Где мир -“иллюзия” для нас.
В ней чувства наши под сомнением -
Они обманны каждый час.
Примером “Матрица” послужит,
Где мир - программой сотворён,
Где все истории, все люди
Иллюзии! Мы в них живём.
Но, по порядку. Скептик первый
Был древнегреческий Пиррон.
Не верил в знания и суждений
Всегда воздерживался он.
Так, воздержание от суждений
Покой и счастье нам несёт.
Похоже на буддистов мнение…
Где равнодушие всё берёт.
Не зря, в походах Александра
С индийской мудростью знаком.
Быть равнодушным - вот отрада
Ведь чувства наши - все дурдом.
В эпоху христианской веры
За скептицизм грозил костёр.
Сомнения в Библии примеров
Могли убить - топор остёр.
Хоть был Фома, тот, кто не верил,
Он скептик, видно по лицу.
Дай факт и он его проверит -
"Пророк без ксивы? Не приму!"
Наука это позволяла
Пример тому - Рене Декарт.
Он сомневался и не мало,
Что чувства, как колода карт.
Порой не та “сдаётся в руку”,
Что ожидаешь. Жизнь сложна
И, может, сверху нам наука…
Лишь мысль - она одна дана.
Был скептиком философ Юм,
Считал рабом нас ощущений.
От ощущений - прямо в ум…
Но и они полны сомнений.
Всё это было до того,
Когда компьютеры известны.
Но и наркотик, и вино
Меняли чувства, было место.
Вернёмся к “Матрице”, а там
Живёшь в программе чинно, мирно.
Все чувства - код входят к нам,
И всё реально, хоть обидно.
Решайте сами, как вам жить.
Нет доказательства премого,
Что кто-то всем руководит.
Здесь - философии основа.
(1) Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
(2) Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. — 275 до н. э) — древнегреческий философ. Основатель античного скептицизма. Не писал философских «трактатов», поскольку считал, что знание нельзя получить извне.
(3) Апостол Фома не смог поверить в Воскресение Христово до тех пор, пока своими глазами не увидел Христа воскресшим. Имеется в виду выражение лица Фомы на картина Иванова "Явление Христа...", http://stihi.ru/2018/10/06/664
(4) Декартово сомнение также известно как картезианское скептицизм, методологическое сомнение, методологический скептицизм, универсальное сомнение, систематическое сомнение или гиперболическое сомнение.
(5) Скептицизм Д.Юма - Скептицизм (рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма скептицизма, основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.
(6) Мы не можем быть абсолютно уверены, что злой демон (или злая компьютерная система) не пытается обмануть наши чувства.
ТОЛЕАНТНОСТЬ
Толерантность и апатия, эти две последних добродетели умирающего общества.
— Аристотель
Сегодня толерантность в моде,
Социологии дитя -
Терпимость ко всему и более,
Не осуждая, не браня.
Дать право жить, как каждый хочет:
Святым иль грешником. И пусть.
Своей морали им не прочить,
У них в своей религии суть.
Согласен я с идеей общей,
И в мире разных жить готов.
Но почему, те кто пророчит,
Меняет смысл поступков, слов.
Те, кто хотели быть в покое, -
Мол: ”Тело и душа - мои,
И вправе я на всё и более…”
Те стали пудрить мне мозги.
Им толерантность позволяет
Проигнорировать мораль.
То, что грехом всегда считали,
Для них - прогресс и мысли даль.
В искусстве, в жизни, в поведении
Живут - никто им не указ.
Не важно им и ваше мнение,
Но мнение их для вас - приказ!
Укажут то, во что мне верить,
Что говорить, а что нельзя.
Своею саженью всё мерить,
“Где толерантность?”, спрошу я.
ПОФИГИЗМ
Я в тайну масок все-таки проник,
— Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушья у иных —
Защита от плевков и от пощечин.
- В. Высоцкий
Как много -измов в вашей жизни
Мы изучали и прошли,
Все постулаты их и мысли
На коже шрамами взошли.
Нас предавали идеалы
И веры рушились столпы.
Незаживающие раны -
Менялся мир, менялись мы.
И на руинах бывшей веры
Взошло безверие - пофигизм,
Когда плевать на всё без меры
С холма своих словесных призм.
Быть равнодушным в целом, в частном.
Скучать со всеми от всего.
И избегать всего, что важно,
Мораль и честь забыв давно.
Плыть по течению в мутной жиже,
А, кто остался за бортом
Не замечать. И всех, кто ниже
Считать на уровне с скотом.
Без точки зрения и споров,
Мол: “Пусть горит без лишних слов”,
И без дебатов, разговоров,
Закрывши душу на засов.
ПОЛЕ НИКУДЫШНИХ
Их память на земле невоскресима
От них и суд, и милость отошли
Они не стоят слов: взгляни — и мимо!
- Данте, “Божественная Комедия”
Тем, кто не сделал ничего,
Кто прожил жизнь свою, как лишний,
У Данте место для него
Зовётся “Поле Никудышных”.
Кто не грешил, не убивал,
Не написал письма с доносом,
Не накормил, не защищал
И не вставал с “За что?” вопросом.
Чья “хата с краю”, всем проблемам,
Рубашка чья прилипла к телу,
Кто не касался к важным темам
Ведь “не его” любое дело.
Пусть в “Красный угол” шли поклоны,
В глаза вождей смотрел с пристрастием,
Им в “Никудышном Поле” стоны
Дал Данте с божеским участием.
Их участь ангелы разделят,
Кто не пришёл на помощь Богу,
А поддержали Люцифера…
Им всем на Поле лишь дорога.
В преддверие Ада это Поле.
Там души мечутся по кругу,
И нет минуты им покоя -
Покой при жизни был их другом.
Их жалят слепни беспрестанно,
Их память на земле исчезла.
Их жизнь была без цели. Странно.
Ни смеха, ни слёзы, ни пепла.
Кто не грешил, кто не святой,
(А это - большинство из нас)
Найдут на Поле непокой,
Когда прийдёт тот самый час.
ХАТА С КРАЮ
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие;
милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.
- Джек Лондон
Истории маятник тяжёл
И часто режет по живому
Тех, кто покой себе нашёл,
Привык к эпохе, словно к дому.
Желая просто “тихо жить”,
Но видно этому не быть.
Нельзя нейтральным быть иль с краю,
Так было с самых давних лет -
Их били первыми, все знают
Не переждать, убравши свет.
И был не прав, кто дал совет:
«Молчание - золото». Нет, нет!
Всегда силён, кто только «За!»
И вместе с строем вдоль трибуны.
Кто смотрит предано в глаза,
Кто ест с руки вождя, структуры.
Кто знает, чья рубашка ближе
И чей поклон намного ниже.
Тот, кто не с ними - враг матёрый,
Вредитель он или кулак,
Чтоб Соловки им стали домом,
И вместо солнца - кельи мрак.
И чем упорней отрицание,
Яснее им врага старание.
Кулак мощнее, чем ладонь
И стая выхватит из стада
Тех, кто кричат: «Я свой! Не тронь...»,
А им такую жертву надо.
При всех порвать её в куски -
Энтузиазм - он враг тоски.
Другим их били в назидание,
Они - урок, они - пример,
Чтобы только нужное сознание
В душе росло, как пионер.
Чтобы готовым быть всегда
И только «за», и только «да».
У тех, кто «с краю» без улики -
Они без партий, лиг и групп.
И при погромах стоны, крики
С других «краёв» не призовут.
Ведь каждый ждёт, что пронесёт,
Но рубят дверь уже, и вот...
СВОЙ ПОКОЙ
… «То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
- Ответ Вергилия Данте о преддверии Аде в “Божественной Комедии”
Считаем мы, живя в довольстве,
Не беспокоя никого,
Что жизнь оставит нас в покое,
Ведь нам не надо ничего.
Мы никого не обижали,
Не зарились на их добро,
Обидных слов мы не роняли,
Глядели лишь через окно.
Мы не мешали хулиганам
Громить соседний магазин,
За защиту не вставали рьяно
Когда избит был гражданин.
Не возражали сотне пьяной
Погром чинить средь бела дня,
И лицемерам на собраниях
Кивали дружно - только "за".
Нам свой покой всегда дороже,
Его и уберечь хотим...
Но что мы слышим, боже, боже
Ломают дверь у нас... Прости...
ЧУЖИЕ ЧУВСТВА
Что знаем мы о чувствах тех
Кто нам близки или далеки?
О ком суждения мы наспех
Сформировали, зная крохи.
Себя мы судим изнутри
Себя уж мы наверно знаем.
Что мы хотели и могли
Важнее, что мы получаем.
Всегда, во всем, кругом правы
Мы знаем точно. Нет сомнений.
Мы тысячу причин найдем
Чтоб не считаться с чужим мнением.
Других судить другая мерка
Нам только виден результат
А с их души порывом сверка?
Где этот строгий адвокат?
Так каждый прав в своих суждениях
Перед собою каждый чист.
Не потому ли извинения
Нам так нелегки. Но простить?
Еще труднее, это правда
В душе все склоки вороша,
Себе мы отправляем завтра
Что будет хуже, чем вчера.
Как голос свой звучит чужим
Он в записи не твой, картавый
Себя ты слышишь изнутри
А все снаружи. Кто же правый?
Ты не суди, судим не будешь,
Великий Библии завет.
Но судим мы.
Ведь мы лишь люди.
И судим плохо. Таков свет
ЧУЖАЯ БОЛЬ
Не распознав чужую чью-то боль,
Чужое горе - мы проходим мимо.
Презрев других, мы заняты собой,
Забыв одно: всё в Мире обратимо...
- О. Мандельштам
Чужая боль не так болит,
Своя рубашка ближе к телу.
Что нам за дело, что других
Сожгли, их тело стало пеплом.
Что нам за дело, что давно
Кого-то где-то там распяли,
Неужто нам не всё равно,
Лишь это было бы не с нами.
Что где-то голод и война,
Не не у нашего порога...
Не знаем может быть судьба
И нам готовит ту дорогу.
Когда коснется это нас,
Как нам хотелось бы услышать
В защиту чей то громкий глас,
Кому не всё равно пиитов.
ОТКРЫТАЯ ЛАДОНЬ
И братья-земляне, в ком дух умирает,
чью совесть сожгла суета,
две тысячи лет равнодушно взирают
на крестные муки Христа.
- З. Вальшонок
Когда открытая ладонь
Протянута за подаянием,
Вам не мешает в сердце боль
Её оставить без внимания?
Не просто руку протянуть
Достоинство схватив за горло,
В глаза боятся вам взглянуть
И ваш отказ сглотнут покорно.
Лишь тот кто сам проголодал,
Мок под дождём и мёрз без крова,
Тот не колеблясь отдавал
Всё что в кармане для другого.
У них не бедность - нищета...
План не на завтра - до обеда...
И может грош кто-то подаст
И вам в ладонь. Случалось это.
КОГДА ВАМ БЕЗРАЗЛИЧНО
Свободы недостоин тот,
Кому свобода безразлична.
И кто свой голос подает
Чтоб не лишиться благ привычных.
И безразлично кто у власти,
И кто куда ведет страну.
Ему лишь были б в доме сласти,
Подай спокойствие ему.
Еще не плохо бы подачки
За счёт других, что ж хуже я?
И лучше бы - поменьше качки.
Бери мой голос - вот он, я.
Народ достоин руководства,
Того, что сам себе избрал
Очнется он когда уж поздно,
А у руля стоит тиран.
ЭПИЛОГ
А над Бабьим Яром – смех и музыка...
Так что, все в порядке, спи, сынок.
Спи, но в кулаке зажми оружие –
Ветхую Давидову пращу!
Люди мне простят от равнодушия,
Я им – равнодушным – не прощу!
- А. Галич
Не все боятся Страшный Суд,
Есть те, кто ни во что не верит.
Убить, унизить им не труд,
Мораль у них похуже зверя.
Я, также, не прощу других,
Смотрящих с краю, равнодушно.
Детей и женщин смертный крик
Не тронул их пустую душу.
Им нет расплаты на земле,
Проводят жизнь свою беспечно,
Но кровь их жертв кипит во мне!
Я верю, что гореть им вечно.
Свидетельство о публикации №125111505743
И нам легко существовать!
За что сегодня голосуем,
Что будет завтра, наплевать!
Закону подлости послушны,
Мы безразличия полны,
Всё принимая равнодушно,
На всё глядим со стороны...
Нам безразлично всё на свете,
Чужое горе - ерунда,
Нам всё равно, что гибнут дети,
Что по земле идет беда!
Своя рубашка ближе к телу,
Нам всё равно, что черт, что Бог,
И чтоб беда нас не задела,
Мы прячем головы в песок!
-----------------------------------
Спасибо, дорогой Оскар, за еще одну Вашу такую нужную познавательную работу!!
С признательностью и добром - Лариса
Лариса Чех2 22.11.2025 13:59 Заявить о нарушении
.
У равнодушия всё же есть
Та сторона, что привлекает -
О ней давно писал поэт
О том, кто пишет точно знает.
Принять хвалу и клевету
Эмоций без, без сожаления.
Как взглядом птицу на лету,
Как проходящее мгновение.
Но не дано было ему -
За клевету он звал к барьеру.
Признаюсь, тоже не могу -
Плачу за всё я полной мерой.
.
С признательностью,
Оскар Хуторянский 22.11.2025 15:36 Заявить о нарушении