Заметки о стихосложении
Для меня стихосложение это способ размышлять. Если ты размышляешь прозой, то мысли твои вполне тривиальны, иногда они тебе самому скучны и противны. А в некоторых жизненных ситуациях до того противны, что повеситься тянет.
Вот тут-то стихосложение мозги тебе и вправляет. И выход из затянувшейся житейской ситуации ты находишь гениальный - ты создаёшь для себя виртуальную зацепку, за которую и держишься. И она тебе помогает.
Как-то так.
http://stihi.ru/2008/10/20/4708
А искусственный интеллект такого не понимает. Тут нужно заложить в стихотворение нечто своё, сугубо личное. А откуда ИИ об этом твоём "сугубо личном" знает, если даже ты его не очень правильно себе представляешь и в собственных мыслях путаешься. Стихосложение это не просто творчество, оно позволяет ещё и собственные мысли распутать.
__________
дополнение
В тексте стихотворения можно усмотреть четыре общности:
1. Звуковая общность. Это ритмика, рифмы и созвучия, то есть. как бы музыкальная часть.
2. Семантическая общность. Это то, что вы через свой текст стремитесь передать читателю.
Семантика стихотворения устроена сложно - по выражению Николая Заболоцкого "Смыслы слов образуют браки и свадьбы", то есть они переплетаются и соединяются, образуя некую индивидуальную для этого стихотворения общность. Плохо, если создаваемая общность оказывается разорванной, а такое случается, поскольку иногда автор старается впихнуть в свой текст как можно больше образов, не обращая внимание на то, что они очень плохо согласуются друг с другом.
3. Зрительная общность. Зрительный ряд в стихосложении очень важен, именно через него мы понимаем семантику. Почему через него? Да потому что мышление у нас так устроено - каждое слово вытягивает за собой несколько зрительных образов, а каждый зрительный образ вытягивает за собой несколько слов, описывающих его. Такая последовательность - слово->образ образ->слово составляет цепочку человеческой мысли. Кстати, у животных (у них-то письменных слов нет) слова вполне могут заменяться обонятельными образами, тактильными знаками прикосновений или повизгиванием и поскуливанием.
4. Грамматическая общность. Длинные и сложные грамматические обороты в стихах бывают очень красивы, а знаки пунктуации традиционно подсказывают нужную интонацию произнесения слов.
Важны все четыре общности сразу. Все и каждая.
Это я к тому, что если у Вас есть патологическая склонность удалять из текста все знаки препинания, то это означает, что все общности у Вас автоматически распадаются. Если Вы по-другому писать не умеете, то что уж тут поделать, никудышный из Вас поэт. Хотя, возможно, именно это было Вашей целью - распад сознания литературного героя продемонстрировать?
Тогда это оправдано, как литературный приём. Изгнание знаков препинания из текста устраняет интонацию его прочтения, делает текст эмоционально отрешённым, и такой приём иногда работает. Особенно он хорош для того, чтобы попугать читателя, в поздних своих стихах поэт Алексей Цветков, например, использует такой приём, и, я думаю, именно с такой целью.
Принимая приведённый список общностей как базу для оценки или для критики поэтического произведения, к этим четырём общностям следует добавить ещё одну, и самую важную. Она относится к восприятию текста читателем и называется "переживанием".
5. Переживание это одновременно и понимание написанного, и возникновение эмоций по этому поводу. Иногда, и психологи говорят об этом, в сознании читателя формируется свой, ответный текст на написанное. Этот свой внутренний текст связан с собственным жизненным опытом, и он иногда выражается очень эмоционально - читателю хочется поддержать, выразить сочувствие лирическому герою, а заодно и автору, а иногда авторский текст вызывает резкое неприятие, иногда навевает скуку. Словом - эмоции разные, и оставляющие в памяти долгий след, называемый послевкусием, или не оставляющие следа вовсе. И вот этот пятый пункт, как правило, и является основанием для того, что называется "субъективной читательской оценкой".
Интересен также путь, каким авторское переживание передаётся читателю - в традиционном стихосложении эмоции появляются по мере осознания прочитанного, и только иногда на них указывается прямо, например, восклицаниями Ой! и Ах! В современной поэзии эмоции перекочевали непосредственно в текст, следуя правилу /Ваш текст не должен представлять собой пересказ переживания, когда-то испытанного вами, он сам должен быть таким переживанием/. И современные авторы смело включают в свой текст оксюмороны и незамкнутые метафоры - образы, понятные только им и необычайно вдумчивому читателю. К современным стихам, с их своеобразной образной конструкцией, нужно причитаться. Вот, посмотрите на этот пример http://stihi.ru/2011/06/04/814 образы так и усеивают этот текст.
"Склонность к таинству мелочей" это первая, и начальная фаза поэтического творчества, она называется "наблюдательность". А мастерство, оно приходит позже.
Вы погуглите слова "переживание прочитанного", и много интересного по этой теме найдёте.
Свидетельство о публикации №125111501621
Хорошие стихи и правда пишутся легко, слово за слово из глубины души. Вместе с пунктуацией, как неотъемлемой их части.
И не читаются - поются.
При этом все упомянутые четыре общности формируются автоматически, подсознательно.
У меня, по крайней мере. :)
Андрей Анатольевич Калинин 15.11.2025 12:18 Заявить о нарушении
Там и с экспертами интересно познакомиться, а не только с "мальчиками для битья", которые не мальчики, а девушки. Такой своеобразный женский бокс вперемешку с обнимашками.
Геннадий Маков 15.11.2025 13:12 Заявить о нарушении
А теперь думаю: и слава Богу! Не фотогеничен я. :)
Андрей Анатольевич Калинин 15.11.2025 15:36 Заявить о нарушении