Венец прекрасной эпохи

«Конец прекрасной эпохи»
            1969 г. И. Бродский
 
Finis coronat opus



Потому что искусство паденья не требует дна,
не посол — спелеолог ума,  глубина  —
там  кончается власть всех зеркал, всех немых разговоров.
Не желая продлять соглашенье с потомственной ложью,
сам себе отменив пресловутую визу не-Божью —
но от мира сего  — выхожу из темниц коридоров.
 
Ветер бьёт всех летящих наотмашь — херувимов, синиц —
без разбору. Центробежная сила закон — отлученье границ,
при содействии тьмы, порождает эффект тишины.
Обнаружив, что тени светлы, следом крысы, бегущие прочь
обретают повадки кошачьи. Ты не в силах помочь — 
видно, чувство, с которым смотрел на себя, — было чувство вины.
 
Время создано смертью, но она нам дарована жизнью.
Не нуждаясь в вещах, ни в господстве,  ни в теле деви;чьем,
тени ночью ища на стене,  обретаешь в них братьев
таких же  — безголосых как ты, пододвинувшись ухом поближе ,
немота — не вердикт, а условие слышать. Лишь в своих же,
нуждаясь словах, продолжаем рядить  земляков в инородцев.
 
Край души недвижим, ибо падаем внутрь, чтоб не впасть
в состоянье птенца, но яйца, обретая покой, так как власть
над собой — в прекращении духа бесчинства.
А за этим и внешние войны  уходят в пространство,
где теряется власть над тобой, где бессильно тиранство —
тяготенье к центру себя —  и в итоге единство.
 
И не то чтобы ты отрицал тупики и банкротство,
но раздвинутый мир, достигая стены оттолкнётся ,
и конец перспективы возвращается новым началом.
То ли миром помазать висок, то ли пенье осанн — всё едино.
И не стыдно. На воде иль на рельсах  следы — всё гордыня.
Отлетевшей главе и топор предстаёт опахалом


ноябрь 2025


Рецензии