О монотеизме и язычестве

   В очередной раз обратиться к этим темам меня побудили недавнее посещение лютеранской кирхи святого Георгия в Самаре и продолжительная беседа с ее прихожанином. Впрочем данная проблематика в последнее время нередко оказывается в фокусе внимания, как общественного, так и моего личного.
   Я - христианин в том смысле, что признаю христианский Символ веры, считаю, что Иисус Христос - Истинный Бог Наш. Но при этом далек от пренебрежительного отношения к язычеству.
   В развитии христианства наблюдалась одна довольно парадоксальная тенденция. С одной стороны, оно клеймило и вытесняло язычество. С другой, по сути, заимствовало некоторые языческие практики.
   Рождество Христово, которое по григорианскому календарю принято отмечать в ночь с 24 на 25 декабря, следует за зимним солнцестоянием, 21 декабря. В дохристианские времена у скандинавов и кельтов в эту ночь отмечался Йоль. Это ночь Матери Светлого Бога, рождения Короля Солнца.
   Из проповедей и притч Иисуса Христа, дошедших до нас через святое Евангелие в изложении апостолов-евангелистов, мне ничего неизвестно о заступничестве святых и чудодейственных свойствах их мощей. Очевидно, что это - последующее развитие "христианской традиции". Я не подвергаю в полной мере сомнению его значение. Среди причисленных церковью к лику святых есть выдающиеся личности с очень сильной общественной позицией, что подтверждено историческими свидетельствами. В Русской православной церкви для меня такой яркий пример христианского бесстрашия и гражданского мужества - Московский митрополит Филипп, не побоявшийся возвысить голос пастыря против бесчинств опричнины Ивана Грозного, отдавший жизнь со словами: "Боюсь Бога Единаго".
   Но есть немало святых, чьи жития уходят в глубину веков и содержат немало поистине сказочных деталей. При этом многие святые осуществляют заступничество перед Богом "по направлениям", что функционально сближает их с языческими богами. Еще раз подчеркну, что не отрицаю вполне их действенности. Но выглядит, как взаимная адаптация христианства и дохристианских верований в интересах распространения христианской религии.
   Конечно, я далеко не первый отмечаю подобные особенности. В христианстве вполне себе существует движение Реформации, разные его проявления: протестантизм, лютеранство, англиканство, сформировавшиеся в Европе еще в 15-16 веках. И, наряду с причинами политическими, были и есть для этого и основания чисто религиозные - не просто противостояние власти Рима, Римской католической церкви, а возвращение христианства к Новому Завету, без более поздних наслоений.
  В чисто религиозном аспекте теми же мотивами в 6 веке было продиктовано и появление ислама, как религии, освобождающей веру в Единого Бога от откровенно языческих заимствований.
  Уж не знаю, стоит ли копать еще глубже... Основополагающие сюжеты Ветхого Завета, такие как Сотворение мира и Потоп, - заимствованы из более древней шумерской мифологии. С учетом этих исторически подтвержденных обстоятельств можно ли считать позицию христианства, клеймящего язычество, честной?
  Философски появление христианства было во-многом подготовлено древнегреческой философией, критически осмыслявшей древнегреческую мифологию. Таков был объективный культурно-исторический контекст.
  Оставлю читателю простор для размышлений... Абсолютная истина для человека непостижима. Так решил Бог. В смысле философских и религиозных концепций к Богу ведут разные пути. Мой выбор - Христос! Но я никому его не навязываю. И к дохристианским богам отношусь с уважением.

14 ноября 2025 г.

   
   


Рецензии