Карамазовы - братья, потому в названии романа, что от помазанника бытия, и всё там "на мази", всё путём, да кара (из жития "Великого грешника") преследует братьев и отца. Азбучное выражение "на мази" первоначально применялось, конечно же, не к повозкам и лыжам, и вообще к тем орудиям или средствам передвижения, которые смазывались перед поездкой. И про которые исписаны тома лжеоправданий. Очевидно, что сначала была мазь - помазаннику. Река Мста этих мест, началом -цна имеет значение "мази" целебной. Мста и Порусья (Ловатью) впадают в Ильмень, первые словене - славяне. Перевод не замысловатый "Женщины слава" и есть славяне (к слову). То - что знали 2 века назад, не должны знать россияне сегодня. Поэтому выражение "на мази" в современном русском литературном языке неразложимо: оно не распадается, как и "на шару" (халяву). У Даля в «Пословицах русского народа» (с. 620) отмечено выражение: «У меня дело на чеке, на мази» (М., 1862). То есть - "человеке". У Н. С. Лескова в очерке «Загадочный человек»: «...надо было показать ему, что вся русская революция... тут уже совсем на мази...". У Лажечникова в «Ледяном доме» встречается поговорочный афоризм: «... без мази и воз с места не тронется...» (гл. 4). Ср. перекличку с Крыловым: воз есть бог (басня о Троице) - поныне там. У П. И. Мельникова в очерке «В Чудове»: «Вот беда-то... здесь у меня все на мази, а в Петербург до зарезу надо съездить...». У Писемского в романе «Богатый жених»: «Дело с барышней на мази» (ч. 1, гл. 3). Ср. там же: «Поначалу давай целковый, а как дело будет на мази, полтинник еще на чай» (ч. 1, гл. 6). Можно продолжить мазать и дальше, но не ворота дёгтем, а по отношению к местной героине: у Грушеньки всё на мази - отец семейства в гробу, сыновья кто с ума сошёл, кто в тюрьме, кто одинок. В финале романа о судьбе сыновей Фёдора: Иван, Дмитрий, Алексей (после смерти Илюши). Сама скопила капиталец, на содержании.
Почему нас так учат? Вопрос к культурной "русскоязычной" России: кара - это совсем не о цвете глаз или волос, хоть есть спор о чёрном и красном...
Не всякий чёрный будет красный и мурзатый
http://stihi.ru/2025/11/13/3248
Скотьегонску на Порусьи
http://stihi.ru/2025/11/14/1863
Начну с азов, листая Азбуку с Мурзилкой,
что есть на шару -или- было на мази,
что знали раньше (отчего так парусило),
а россиянам не досталось от руси...
Ворона каркнула (во всё воронье горло),
и почернела - стала чёрной от Того,
что Сыр упал - Она от горя стала Чёрной!
Ворона белая простилась с головой...
А царь-султан стоял (подлец) позадь забора,
и выбирал себе невесту (не в гарем).
Девицы пряли под окном, не чая вора.
Богатыря ему подайте в сентябре!
Всё дело в месяце, совсем даже не цвете,
Кара - не чёрный цвет (как камушек гагат),
и Карамзин - краснел за нас на белом свете,
что предок был его мурза -или- мурзат.
Что Петушка когда сосут все (карамельку),
Отцы святые носят крыж на животе,
как в Кара-кумах золотой (замечу мельком),
и речь с песка идёт - о боге, о земле...
А что вы можете навскидку - о романе?
Ну, если в целом или общем, так сказать...
Отец в гробу, а сыновья его в финале
(мне не имеет смысла имя называть),
Они ведь братья - тут я слог возьму высокий
(как на халяву не привыкший тормозить),
А кто с ума сошёл, в тюрьме ли, одинокий
и лишь - у Грушеньки "всё дело на мази".
А кто признает - Скотьегонска - на Порусьи
и "кара-м-азовых" осилит дописать,
ищите грязи у фонтана в Старой Руссе,
чтоб в князи выйти и помазанником стать.
*Житие великого грешника" - не дописано.
14.11.2025, Старая Русса