Двоеженец
-1-
А что, в любовном треугольнике, как ни поступи, кому- то будет очень больно.
Вам судить: кому больнее?
…Марфа с дочками поминала в церкви мужа. Прошло девять дней, как бандиты - кулаки убили её красавца Савелия, сильного, доброго, смелого. Они же подожгли и избу вдовы.
Изба догорала, когда Марфа подошла к родному пепелищу.
Зарыдала, заплакала, завыла женщина и смело шагнула в пожар.
Ерашовские мужики вытащили её из огня за горящий подол юбки.
- Марфочка, моя девонька, а как доченьки без тебя,- они же пропадут,- ласково и требовательно шептала ей в лицо семидесятилетняя Фёкла, обладательница шикарного дома и молодого, по сравнению с ней, 48- летнего мужа.- Поживёшь у нас, пока построим тебе дом, всей деревней построим. Вот увидишь.
Муж Фёклы Ян, - широкоплечий богатырь, был всё ещё красив зрелой мужской красотой. Густые седые волосы падали на высокий лоб. Из- под чёрных широких бровей недовольно смотрели на людей большие тёмно - карие глаза. Борода Яна была уже седа, зато усы черны, как сажа.
Женился Ян в 23 года на 46- летней Фёкле по большой любви. Крестьянка была сиротой, сирый домик качался от ветра, но внутри был так уютно убран всякими подзорами да салфетками, рушниками да самодельными скатертями, что напоминал белорусский музей по ткачеству.
-2-
И красива, и добра, и честна была Фёкла. И знал Ян, что женщина целомудренна. И так он её жаждал, что, не раздумывая, женился.
И жили Ян и Фёкла дружно. Но детей у них не было. И ничем жена не была виновата перед мужем. Но последний год перед пожаром в доме Марфы Ян не находил покоя,- так ему хотелось наследника.
Вы уже, наверно, догадались, как развивались дальше события. Но не до конца. Ох, и сложен человек!
Чем старше Фёкла, тем злее Ян, тем недовольнее своею жизнью.
И тут в их доме поселяется 33- летняя Марфа, во всём ещё женском, привлекательном, красивом.
Но до Яна ли Марфе? Ей только 33, а вся жизнь разрушена: погиб любимый муж, отец трёх девочек – подростков, сожжён дом, а как его восстановить? Всё сгорело! Девочки были рады любым кофтам Фёклы: не до жиру,- быть бы живу!
Однажды Ян преградил путь Марфе:
- Марфуша, нам нужно поговорить,- и осмотрел Марфу с ног до головы: высокая, ладная, зеленоглазая, русоволосая.
Заслонился за дерево: почувствовал, как разбушевалась кровь, как потекли сильные мужские соки, как захотелось обнять Марфу и крепко- крепко прижать к сердцу.
- Марфа, мне нужен наследник.
Марфа почувствовала, как сжалось сердце: улыбается судьба бестолково?! А Фёкла? Протянувшая руку помощи из большого человеколюбия, из глубин своей сердечности. А деревенские люди, как они её осудят!
-3-
- Ты не будешь обижена. Дом я тебе возведу на том же месте. Девочки будут накормлены, обогреты, выданы замуж. Я тоже не юн. Соглашайся!
Бедную Марфу охватила тоска. Это неславная добыча.
А что ей делать? Бедной- бедной- бедной. Всей семьёй работала Марфа на огородах Яна и Фёклы, а по воскресеньям и праздникам – на своём огороде, тем более, что Ян залил фундамент на пепелище, сложил уже три венца.
Капюшон, как горб, за спиной, и демонов злых хватает в виде своих собственных мыслей, очень недобрых:
- Расплата за хату. Охотников жениться на женщине с тремя дочками нет. А как их поднять? Как в деревне жить без мужчины? Как поле вспахать? И где деньги взять, чтобы оплатить работу?
Кто не знал такого горя, как потеря кормильца, тот не поймёт и не простит Марфу.
- За что купить тёлочку? Корова в деревне – это всё; молоко, сыр, масло, сметана. А кто накосит на неё сена?
Подумала Марфа – и согласилась.
Дочки и внучки Марфы говорят, что дед Ян принудил их мать.
А сыновья Яна и его внуки не соглашаются: принудил один раз.
Но Марфа перевыполнила план в три раза: родила Яну троих сыновей.
Так они и жили: Марфа рожала сыновей. Фёкла ведала хозяйством. Женщина отличалась добросердечием, Фёкла любила мальчиков Марфы и мужа, помогала их растить.
В этом любовном треугольнике никто не был счастливым до конца, но каждый получил своё: Ян - сыновей и яркую мужскую жизнь, но сколько ему приходилось работать…на две семьи, а ведь с каждым днём он не становился моложе и здоровее,- выдал дочек Марфы замуж, за каждой дал достойное приданое, каждой справил хорошую свадьбу, но я не слышала от дочек ни одного слова признательности и благодарности: жить с отчимом – совсем не то, что с любящим отцом.
Может, Фёкле – больнее всех: что же страшнее жгучей ревности! Как раздавался смех за стеной, Фёкла была спокойна. А как наступала полная тишина: сердце Фёклы разрывалось на части: целуются черти!
Но и она, бездетная, вволю нанянчилась с малышами, и всегда чувствовала себя нужной!
Марфа? И на её долю выпало много нужды и горя. Столько осуждения было в её судьбе в родной деревне! Марфа родила Яну троих сыновей, а он на ней так и не женился.
Первым умер Ян в семьдесят лет.
Законная жена Яна - Фёкла - пережила мужа на десять лет, а ведь она была старше его на 23 года. Фёкла прожила 103 года,( это надо ещё суметь столько прожить!!!) дети её похоронили рядом с законным мужем.
Умерла Марфа в 90 лет и похоронена рядом с самым младшим тридцатилетним сыном Онисимом и 43- летней дочерью Наташей, умершей во время шестых родов,- а провожали её в последний путь два сына, две дочери и сорок внуков. И она получила своё: вырастила всех сыновей и дочерей, жила в своей хате, где была полноправной хозяйкой.
Жизнь сложилась и не сложилась.
Так кому было больнее всех?
Свидетельство о публикации №125111402701