Кот в мешке Мандельштама
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
Над головой царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне?
Но вот Гомер молчит,
И море, чёрное, витийствуя шумит,
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915 год.
ЕМ
Стих так себе... И сравнения какие-то разнузданные - "выводок", "поезд", как будто в те в древне греческие времена ходили поезда.
George S.
ну и езжайте отсюда. Без метафор и гудка.
ЕМ
Так это вы едете в поезде Бродского вместе с Гомером, я туда и не садилась. Потому что подозреваю, что там за компанию еще кот Бегемот окажется, которого припрятал Мандельштам в мешке.
Вопрос такой. Насколько было уместно переносить современные технические средства в поэзию, посвященную событиям до нашей эры?.. Журавлиный поезд был бы уместен в наше время, но как соотнести его с древнегреческим?.. Ведь тогда можно будет вставлять любые современные технические средства в стихи про древнюю тематику. Так можно будет писать в стихе, что Иисус въехал в Иерусалим на осле, как водитель на Тесле. Чем не сравнение?
Но отдадим должное Мандельштаму, напустив туману про Гомера, (почему он молчит, если повествует об Элладе?) последние две строки наполнены мощным поэтическим аккордом. Только ради этих двух строчек, стоит читать все стихотворение.
И море, чёрное, витийствуя шумит,
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Удивительный образ моря!.. Так поэт проникся Гомером, что море с грохотом подошло к изголовью!.. Мастер, все-таки Мандельштам. И на последок, попробуйте угадать в этих двух строчках слово, которое отсылает нас к Пушкину, которое запало Мандельштаму, и которое он так красиво вставил в конец своего стиха.
Свидетельство о публикации №125111303151
