Семёрка часть 17

СЕМЁРКА ЧАСТЬ 17

Дни недели
Дни недели были названы в честь семи классических планет, среди которых были Солнце и Луна. Эта система названий сохранялась наряду с «церковной» традицией нумерации дней на церковной латыни, начиная с Dominica ( Господень день) как первого дня недели. Греко-римские боги, связанные с классическими планетами, в какой-то момент поздней Римской империи были представлены в их германской интерпретации, что привело к появлению германской традиции названий, основанных на местных божествах.
Названия дней недели расположены не в классическом порядке планет (по расстоянию в модели планетных сфер, то есть Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн), и не в соответствии с их видимой скоростью движения по ночному небу. Вместо этого в системах планетных часов последующие дни назывались в честь планет, которые в традиционном списке находятся на три позиции дальше. Эта особенность, по-видимому, обсуждалась в труде Плутарха, написанном примерно в 100 году н. э., в котором, как сообщается, рассматривался вопрос почему дни, названные в честь планет, расположены в другом порядке, чем в действительности? (текст трактата Плутарха утрачен).[13] Дион Кассий (начало III века) приводит два объяснения в разделе своей Римской истории после упоминания о еврейской практике освящения дня, называемого днём Кроноса (субботой).[14]
Воскресенье
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота

Планета Солнце
Луна
Марс
Ртуть
Юпитер
Венера
Сатурн

Греко-римское божество Гелиос-Сол
Селена-Луна
Арес-Марс
Гермес-Ртуть
Зевс-Юпитер
Афродита-Венера
Кронос-Сатурн

Греческий:[14]
День Солнца День Луны День Ареса День святого Эрмоса ;;;;; ;;;; День Афродиты День Кроноса
Латинский:
умирает Солис
dies L;nae
dies Martis
умирает Меркурий
dies Iovis
dies Veneris
умирает Сатурни

interpretatio germanica
Солнце
Луна
Тиваз
Воданаз
Унраз
Фридж

Древнеанглийский
суннандег понедельник в среду w;dnesd;g ;unresd;g фригедег сегодня
Индианки Наваграха
Сурьявара/
Равивара/Бханувасара/Адитьявара
Chandrav;ra/
Somav;ra/
Induv;sara Мангалавара/ Бхаумавасара Будхавара/
Саумьявасара Гурувара/Брихаспативасара Шукрав;ra/ Бхригувасара
Шанивара/
Стхиравасара
В поздней Античности была принята церковная, неастрологическая система нумерации дней недели. Эта модель, по-видимому, также повлияла (предположительно через готский язык) на обозначение среды как «середины недели» в древневерхненемецком (mittawehha) и старославянском (ср;да, sr;da, буквально средний день). В старославянском языке понедельник мог называться понєд;льникъ (буквально день после воскресенья) по аналогии с латинским feria Secunda.[15]
Церковная система получила распространение в восточном христианстве, но на латинском Западе она сохранилась только в современных исландском, галисийском и португальском языках. [16]
«Первый день» или
«День Господень»
(воскресенье)
«Второй день»
(понедельник)
«Третий день»
(вторник)
«Четвёртый день»
(Среда)
«Пятый день»
(четверг)
«Шестой день»
(Пятница)
«Седьмой день» или
«Шаббат»
(суббота)

Греческий
Господень день
/кириаки имера/ На следующий день
/devt;ra im;ra/ Третий день
/трити имера/ Четвёртый день
/tet;rti im;ra/ Пятый день
/p;mpti im;ra/ ;;;;;;;;; ;;;;;
/параскеви имэра/[17]
;;;;;;;;
/саб:атон/
Латинский
[dies] dominica;
редко feria prima, feria dominica feria secunda feria tertia feria quarta;
редко media septimana feria quinta feria sexta Sabbatum; dies sabbatinus, dies Sabbati;
редко feria septima, feria Sabbati
Иврит
На иврите: ;;; ;;;;;, транслитерация: Йом ришон, букв.; «первый день» На иврите: ;;; ;;;, транслитерация: Йом шени, букв.; «второй день» На иврите: ;;; ;;;;;, транслитерация: Йом шлиши, букв.; «третий день» На иврите: ;;; ;;;;;, транслитерация: Йом реви'и, букв.;'четвёртый день' На иврите: ;;; ;;;;;, транслитерация: Йом хамиши, букв.; «пятый день» На иврите: ;;; ;;;;, транслитерация: Йом шиши, букв.; «шестой день» На иврите: ;;;, транслитерация: Шаббат, букв.; «Отдых/прекращение»
История
 Круговые диаграммы, показывающие деление дня и недели, из каролингского манускрипта (Clm 14456, л. 71r) аббатства Святого Эммерама. Неделя делится на семь дней, а каждый день — на 24 часа, 96 пунктов (четвертей часа), 240 минут (десятых частей часа) и 960 моментов (сотых частей часа).
Древний Ближний Восток
Самым ранним свидетельством астрологического значения семидневного периода является указ царя Саргона Аккадского, изданный около 2300 года до н. э. Аккадцы почитали число семь, и ключевых небесных тел, видимых невооружённым глазом, было семь (Солнце, Луна и пять ближайших планет).[18]
Гудеа, царь-жрец Лагаша в Шумере во времена династии Гутиев (около 2100 г. до н. э.), построил семикомнатный храм, который он посвятил семидневному празднику. В истории о потопе из ассиро-вавилонского Эпоса о Гильгамеше буря длится семь дней, голубя выпускают через семь дней (как и в Книге Бытия), а персонаж, похожий на Ноя, Утнапиштим, покидает ковчег через семь дней после того, как он достигает твёрдой земли.[c]
Начиная с новолуния, вавилоняне отмечали 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа примерно 29- или 30-дневного лунного месяца как «священные дни», которые также называли «злыми днями» (то есть неблагоприятными для определённых действий). В эти дни чиновникам было запрещено заниматься различными видами деятельности, а простым людям - "загадывать желания", и, по крайней мере, 28-е число было известно как "день отдыха".[22] На каждом из них были сделаны подношения другому богу и богине. Несмотря на схожесть, более поздняя практика связывания дней недели с божествами или планетами не принадлежит вавилонянам.[23]
Иудаизм
Непрерывный семидневный цикл, который соблюдается на протяжении всей истории без привязки к фазам луны, впервые появился в иудаизме не позднее VI века до н. э.[24][25]
Существует несколько гипотез относительно происхождения библейского семидневного цикла.
Фридрих Делич и другие учёные предположили, что семидневная неделя, составляющая примерно четверть лунного цикла, является скрытым астрономическим источником семидневной недели,[26] и действительно, в вавилонском календаре использовались дополнительные дни для синхронизации последней недели месяца с новолунием.[27] Согласно этой теории, евреи переняли семидневную неделю у вавилонян, избавившись от зависимости от луны.
George Aaron Barton speculated that the seven-day creation account of Genesis is connected to the Babylonian creation epic, En;ma Eli;, which is recorded on seven tablets.[28]
In a frequently-quoted suggestion going back to the early 20th century,[29] the Hebrew Sabbath is compared to the Sumerian sa-bat "mid-rest", a term for the full moon. The Sumerian term has been reconstructed as rendered Sapattum or Sabattum in Babylonian, possibly present in the lost fifth tablet of the En;ma Eli;, tentatively reconstructed [according to whom?] "[Sa]bbath shalt thou then encounter, mid[month]ly".[22]
However, Niels-Erik Andreasen, Jeffrey H. Tigay, and others claim that the Biblical Sabbath is mentioned as a day of rest in some of the earliest layers of the Pentateuch dated to the 9th century BCE at the latest, centuries before the Babylonian exile of Judah. They also find the resemblance between the Biblical Sabbath and the Babylonian system to be weak. Therefore, they suggest that the seven-day week may reflect an independent Israelite tradition.[30][31][32][33] Tigay writes:
Очевидно, что среди соседних народов, которые могли оказывать влияние на Израиль — и действительно оказывали его в различных вопросах, — нет точной параллели израильской субботней неделе. Это позволяет сделать вывод, что субботняя неделя, которая так же уникальна для Израиля, как и суббота, из которой она проистекает, является самостоятельным израильским творением. [32][34]
Семидневная неделя, по-видимому, была принята на разных этапах Персидской империей, эллинистической астрологией и (через греческую передачу) Индией эпохи Гуптов и Китаем эпохи Тан.[d][нужна ссылка] Греки познакомились с вавилонской системой в IV веке до н. э. (в частности, благодаря Евдоксу Книдскому). Хотя в некоторых источниках, таких как Британская энциклопедия,[8] утверждается, что вавилоняне назвали дни недели в честь пяти планет, Солнца и Луны, многие учёные с этим не согласны. Эвиатар Зерубавель говорит: «Установление семидневной недели, основанной на регулярном соблюдении субботы, является исключительно еврейским вкладом в цивилизацию. Выбор числа 7 в качестве основы для еврейской недели мог быть связан с ассирийским или вавилонским влиянием, однако важно помнить, что у древних жителей Месопотамии не было семидневной недели. [36] Астрологическая концепция планетарных часов — это нововведение эллинистической астрологии, вероятно, впервые появившееся во II веке до н. э. [37]
Семидневная неделя была широко известна на территории Римской империи к I веку н. э.[38] Римские авторы, такие как Сенека и Овидий, упоминали еврейскую субботу.[39] Когда в Риме в ранний имперский период стала использоваться семидневная неделя, она не сразу вытеснила более древнюю восьмидневную нундинальную систему.[40] К тому времени, когда император Константин в 321 году н. э. официально ввёл семидневную неделю, нундинальная система, вероятно, уже вышла из употребления, и День Солнца (dies Solis) стал официальным выходным. [41]
Период Ахеменидов
Зороастрийский календарь похож на вавилонский тем, что 7-й, 14-й, 21-й и 28-й дни 29- или 30-дневного лунного месяца соотносятся с Ахура Маздой.[42] Предшественником всех современных зороастрийских календарей была система определения дат в Персидской империи, заимствованная из вавилонского календаря в IV веке до н. э.
Фрэнк С. Сенн в своей книге «Христианская литургия: католическая и евангелическая» приводит данные, свидетельствующие о раннем и постоянном использовании семидневной недели. Он ссылается на евреев во время вавилонского пленения в VI веке до н. э.[25] после разрушения Храма Соломона. Хотя семидневная неделя в иудаизме связана с учением о сотворении мира в Книге Бытияеврейской Библии, неясно, предшествовало ли повествование в Книге Бытия вавилонскому пленению евреев в VI веке до н. э. По крайней мере, со времён периода Второго Храма под властью Персии иудаизм опирался на семидневный цикл повторяющихся суббот.[25]
Таблички[нужна ссылка] периода Ахеменидов указывают на то, что лунация из 29 или 30 дней в основном состояла из трёх семидневных недель и последней недели из восьми или девяти дней включительно, что нарушало непрерывный семидневный цикл.[22] Вавилонцы также отмечали 19-е число как особый «злой день», «день гнева», потому что это был примерно 49-й день (предыдущего) месяца, завершавший «неделю недель», с жертвоприношениями и запретами.[22]
Трудности, связанные с теорией происхожденияФридриха Делича, которая связывает еврейский Шаббат с вавилонским лунным циклом[43] включают в себя необходимость примирить различия между непрерывной и лунной неделей, а также объяснить отсутствие текстов, в которых лунная неделя называлась бы Шаббатом на каком-либо языке.[44]
Эллинистическая и римская эпохи
Основная статья: Нундины
В еврейских источниках ко времени Септуагинты термин «суббота» в результате синекдохи стал обозначать всю семидневную неделю,[45] промежуток между двумя еженедельными субботами. Притча Иисуса о фарисее и мытаре описывает фарисея как человека, постившегося «дважды в неделю». В рассказе о том, как женщины обнаружили гробницу пустой, говорится, что они пришли туда «в одну из суббот». В переводах вместо «суббот» используется слово «неделя».
Древние римляне традиционно использовали восьмидневный нундинус, но после того, как в 45 году до н. э. вступил в силу юлианский календарь, всё чаще стала использоваться семидневная неделя. Какое-то время неделя и нундиновый цикл сосуществовали, но к тому времени, когда неделя была официально принята Константином в 321 году н. э., нундиновый цикл вышел из употребления. Связь дней недели с Солнцем, Луной и пятью планетами, видимыми невооружённым глазом, восходит к римской эпохе (II век).[46][25]
Непрерывный семидневный цикл дней недели восходит к эпохе правления Августа; первая известная дата, указанная вместе с днём недели, — 6 февраля 60 года н. э., обозначенная как «воскресенье» (как viii idus Februarius dies solis «восьмой день до иды февраля, день Солнца») в помпейском граффито. Согласно (современному) юлианскому календарю, 6 февраля 60 года было средой. Это объясняется существованием двух традиций наименования дней недели, основанных на системе планетарных часов: 6 февраля было «воскресеньем» по традиции наименования дней по закату и «средой» по традиции наименования дней по восходу.[47]
Исламская концепция
Согласно исламским верованиям, семидневная неделя появилась вместе с сотворением Вселенной Аллахом. Абу Хурайра сообщил, что Мухаммед сказал: «Аллах, Возвышенный и Славный, создал глину в субботу, горы — в воскресенье, деревья — в понедельник, а то, что требует труда, — во вторник. Он сотворил свет в среду, расселил животных в четверг и создал Адама после полудня в пятницу. Последнее творение было создано в последний час пятницы, то есть между полуднем и ночью». [48]
Усыновление в Азии
Китай и Япония
Самое раннее известное упоминание о семидневной неделе в китайских текстах принадлежит Фань Нину, который жил в конце IV века при династии Цзинь, а влияние манихеев прослеживается в трудах китайского буддийского монаха И Цзина и цейлонского или среднеазиатского буддийского монаха Бу Куна VII века (династия Тан).
Китайский вариант планетарной системы был привезён в Японию японским монахом Кукаем (IX век). В сохранившихся дневниках японского государственного деятеля Фудзивара Митинага упоминается семидневная система, использовавшаяся в период Хэйан в Японии ещё в 1007 году. В Японии семидневная система использовалась в астрологических целях вплоть до перехода на полноценную календарную основу западного типа в период Мэйдзи (1868–1912).
Индия
Семидневная неделя была известна в Индии уже в VI веке, о чём упоминается в Pa;casiddh;ntik;.[требуется ссылка] Шаши (2000) упоминает Garga Samhita, которую он относит к I веку до н. э. или н. э., как возможное более раннее упоминание о семидневной неделе в Индии. Он приходит к выводу, что «вышеупомянутые источники дают terminus ad quem (т. е. I век) Terminus a quo не может быть определён с точностью".[49][50]
Христианская Европа
Дополнительная информация: Страстная неделя и Пасхальная неделя
Семидневный недельный цикл оставался неизменным в христианском мире и, следовательно, в западной истории на протяжении почти двух тысячелетий, несмотря на изменения в коптском, юлианском и григорианском календарях. Об этом свидетельствует тот факт, что дата пасхального воскресенья была восстановлена с помощью многочисленных вычислительных таблиц на основе эфиопской копии ранней александрийской таблицы, начинающейся с Пасхи 311 года н. э.[51][52]
В период раннего Средневековья развивается традиция гаданий, приуроченных к определённым дням недели. Существует множество более поздних вариантов этой традиции, в том числе немецкий Bauern-Praktik и версии Erra Pater, опубликованные в Англии в XVI–XVII веках и высмеянные в Сэмюэле БатлереГудибрасе. Южно- и восточнославянские версии известны как колядники (от коляда, заимствованного из латинского calendae). Болгарские копии датируются XIII веком, а сербские — XIV веком.[53]
Средневековые христианские традиции, связанные с удачей или неудачей в определённые дни недели, сохранились до наших дней. В первую очередь это касается пятницы, связанной с распятием Иисуса. Воскресенье, иногда олицетворяемое в образе святой Анастасии, само по себе было объектом поклонения в России. Эта практика была осуждена в проповеди, сохранившейся в копиях XIV века.[54]
Воскресенье в церковной системе счисления также считается feria prima или первым днём недели; в то же время оно считается "восьмым днём" и иногда так называется в христианской литургии.[e]
Иустин Философ писал: «Первый день после субботы, оставаясь первым из всех дней, называется, однако, восьмым, согласно числу всех дней цикла, и [всё же] остаётся первым». [55]
Период в восемь дней, который обычно (но не всегда, в основном из-за Рождества) начинается и заканчивается в воскресенье, называется октавой, особенно в римско-католической литургии. В немецком языке фраза heute in acht Tagen (буквально «сегодня через восемь дней») может также означать «через неделю» (то есть в тот же день недели). То же самое можно сказать об итальянской фразе oggi otto (буквально «сегодня восемь»), французской ; huitaine и испанской de hoy en ocho.
Нумерация
Дополнительная информация: календарь с високосной неделей
Недели в григорианском календаре могут нумероваться для каждого года отдельно. Такой способ нумерации часто используется в странах Европы и Азии. Он менее распространён в США и других странах.
Система недельных дат ISO
Система нумерации недель — это дата начала недели по ISO, которая включена в ISO 8601. Согласно этой системе, каждая неделя начинается в понедельник и связана с годом, в котором находится четверг этой недели.
Определение 1-й недели
На практике первую неделю (W01 в нотации ISO) любого года можно определить следующим образом:
• Если 1 января приходится на понедельник, вторник, среду или четверг, то неделя 1 января - это неделя 1. За исключением случая, когда 1 января приходится на понедельник, эта неделя 1 включает в себя последний день (ы) предыдущего года.
• Если 1 января выпадает на пятницу, субботу или воскресенье, то 1 января считается частью последней недели предыдущего года. Первая неделя нового года начнётся в первый понедельник после 1 января.
Примеры:
• Первая неделя 2015 года (2015W01 в нотации ISO) началась в понедельник, 29 декабря 2014 года, и закончилась в воскресенье, 4 января 2015 года, поскольку 1 января 2015 года выпало на четверг.
• Первая неделя 2021 года (2021W01 в нотации ISO) началась в понедельник, 4 января 2021 года, и закончилась в воскресенье, 10 января 2021 года, поскольку 1 января 2021 года выпало на пятницу.
52-я и 53-я недели
Также можно определить, была ли последняя неделя предыдущего года 52-й или 53-й неделей, следующим образом:
• Если 1 января выпадает на пятницу, то это часть 53-й недели предыдущего года (W53-5).
• Если 1 января выпадает на субботу,
• тогда это будет 53-я неделя предыдущего года, если это високосный год (W53-6),
• и часть 52-й недели в остальных случаях (W52-6), то есть если предыдущий год был обычным.
• Если 1 января выпадает на воскресенье, то оно считается частью 52-й недели предыдущего года (W52-7).
Схематическое представление даты недели по ISO
Буква, обозначающая воскресенье (s) плюс дни недели, даты и номера недель в начале и в конце года
Доминикальная
буква(ы)1 Дни в начале января Эффект1,2 Дни в конце декабря1
1
Понедельник 2
Вт 3
Ср . 4
Чт 5
Пятница 6
Сб 7
Солнце W01-13 неделя с 01 января ... неделя 31 декабря 1
Mon4 2
Вт 3
Ср . 4
Чт 5
Пятница 6
Сб 7
Солнце
G(F) 01 02 03 04 05 06 07 01 Января W01 ... W01 31 (30) (31)
F(E) 01 02 03 04 05 06 31 Декабря W01 ... W01 30 (29) 31 (30) (31)
E(D) 01 02 03 04 05 30 Декабря W01 ... W01 (W53) 29 (28) 30 (29) 31 (30) (31)
D(C) 01 02 03 04 29 Декабря W01 ... W53 28 (27) 29 (28) 30 (29) 31 (30) (31)
C(B) 01 02 03 04 Января W53 ... W52 27 (26) 28 (27) 29 (28) 30 (29) 31 (30) (31)
B(A) 01 02 03 Января W52 (W53) ... W52 26 (25) 27 (26) 28 (27) 29 (28) 30 (29) 31 (30) (31)
A(G) 01 02 Января W52 ... W52 (W01) 25 (31) 26 (25) 27 (26) 28 (27) 29 (28) 30 (29) 31 (30)
Примечания
1. Цифры и буквы в скобках ( ) относятся к марту — декабрю в високосные годы.
2. Подчёркнутые цифры и буквы относятся к предыдущему или следующему году.
3. Первая дата первой недели года.
4. Первая дата последней недели года.
Другие системы нумерации недель
Однако в некоторых странах система нумерации отличается от стандарта ISO. Используются как минимум шесть систем нумерации:[56][57] [сомнительно – обсудить]
Система Первый день недели Первая неделя года содержит Может быть, в прошлую неделю Используется компанией или в
ISO 8601 Понедельник
4 Января 1 - й Четверг 4–7 дней в году ДА ЕС (за исключением Португалии) и большинство других европейских стран, а также большинство стран Азии и Океании
Ближневосточный Суббота
1 Января 1 - я Пятница 1–7 дней в году ДА Большая часть Ближнего Востока
Западный традиционный Воскресенье
1 Января 1 - я Суббота 1–7 дней в году ДА Канада, США, Исландия, Португалия, Япония, Тайвань, Таиланд, Гонконг, Макао, Израиль, Египет, Южная Африка, Филиппины и большая часть Латинской Америки
Календарь вещания
Понедельник
1 Января 1 - е воскресенье 1–7 дней в году ДА Службы вещания в Соединённых Штатах[58]

Поскольку во всех этих системах неделя начинается либо в субботу, либо в воскресенье, либо в понедельник, дни рабочей недели, с понедельника по пятницу, всегда будут иметь одинаковый порядковый номер в системе календарных недель. Довольно часто в этих системах порядковый номер каждого дня рабочей недели совпадает:
• В те годы, когда 1 января приходилось на понедельник, вторник, среду или четверг, все вышеперечисленные системы нумерации недель совпадали.
• В те годы, когда 1 января выпадало на пятницу, ISO-8601 будет отличаться, но в остальном всё будет согласовано.
• В те годы, когда 1 января выпадало на субботу, ISO-8601 и ближневосточная система совпадали, в отличие от западного традиционного календаря и календаря вещания, которые совпадали.
• В те годы, когда 1 января выпадало на воскресенье, календарь трансляций был другим, но в остальном всё было согласовано.
Обратите внимание, что это правило действует только для порядкового номера каждого дня рабочей недели, а не для порядкового номера дня в неделе или порядкового номера выходных.
Эпидемиологическая неделя (эпидемическая неделя) используется для публикации статистических данных в сфере здравоохранения, например о случаях заражения COVID-19:[59]
Эпидемиологическая неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Первая эпидемиологическая неделя в году заканчивается в первую субботу января при условии, что она приходится на период, когда в месяце остаётся не менее четырёх дней. Таким образом, первая эпидемиологическая неделя может фактически начинаться в декабре предыдущего года.
Использование
Код даты изготовления полупроводникового прибора часто представляет собой четырёхзначный код YYWW, где первые две цифры YY — это последние две цифры календарного года, а последние две цифры WW — это двухзначное число, обозначающее номер недели.[60][61]
Код даты изготовления шины, требуемый Министерством транспорта США представляет собой четырёхзначный код WWYY, где две цифры обозначают номер недели WW, а две последние цифры — календарный год YY.[62]
«Недели» в других календарях
Термин "неделя" иногда расширяется для обозначения других временных единиц, состоящих из нескольких дней. Такие "недели" продолжительностью от четырех до десяти дней исторически использовались в различных местах.[63] Интервалы продолжительностью более 10 дней обычно не называются "неделями", поскольку по продолжительности они ближе к двум неделям или месяцу, чем к семидневной неделе.
Досовременный
В календарях, не связанных с халдейской, эллинистической, христианской или иудейской традициями, часто используются временные циклы разной продолжительности между днём и месяцем, которые иногда также называют «неделями».
Восьмидневная неделя использовалась в Древнем Риме и, возможно, в дохристианском кельтском календаре. Следы девятидневной недели можно найти в балтийских языках и в валлийском. В древнем китайском календаре была десятидневная неделя, как и в древнем египетском календаре (и, кстати, во французском республиканском календаре, где 30-дневные месяцы делились на трети).
Шестидневная неделя использовалась в календаре акан и культуре кабинье в Западной Африке до 1981 года. В некоторых культурах использовалась пятидневная неделя, в том числе в яванском календаре и традиционном цикле рыночных дней в Корее.[требуется ссылка] У игбо «рыночная неделя» длится четыре дня. Доказательства существования «трёхдневной недели» были получены на основе названий дней недели в баскском языке Гипускоа.[64]
Ацтеки и майя использовали мезоамериканские календари. Самый важный из этих календарей делил ритуальный цикл из 260 дней (известный как Тональпоуалли на науатле и Цолкин на юкатекском языке майя) на 20 недель по 13 дней (известных на испанском как тресенас). Они также разделили солнечный год на 18 периодов (winal) по 20 дней и пять безымянных дней (wayeb;), создав 20-дневный месяц, разделённый на четыре пятидневные недели. В конце каждой пятидневной недели был базарный день.[65][66]
Балийский Павукон — это 210-дневный календарь, состоящий из 10 различных недель по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 дней, из которых недели по 4, 8 и 9 дней прерываются, чтобы уложиться в 210-дневный цикл.
Современные реформы
Дополнительная информация: Международный Фиксированный Календарь, Десятичный календарь, Французский революционный календарь § Десять дней недели, и Календарь бахаи
Международный фиксированный календарь (также известный как «план Истмана») предусматривал 7-дневную неделю и год, состоящий из 13 месяцев по 28 дней в каждом (364 дня). Каждая календарная дата всегда приходилась на один и тот же день недели. Это был официальный календарь компании Eastman Kodak на протяжении десятилетий.[требуется ссылка]
Десятидневная неделя, называемая декадой, использовалась в революционной Франции в течение девяти с половиной лет, с октября 1793 года по апрель 1802 года.[67]Парижская коммуна приняла этот календарь на 18 дней в 1871 году.
Календарь бахаи состоит из 19-дневного периода, который одни считают месяцем, а другие — неделей.[68]
Советский
Дополнительная информация: советский календарь
 
Советский календарь, 1930 год.
Пять цветов пятидневной рабочей недели повторяются.
 
Советский календарь, 1933 год.
Выходной день шестидневной рабочей недели выделен синим.
Дни каждого григорианского месяца в обоих календарях сгруппированы по вертикали в семидневные недели.
В Советском Союзе в период с 1929 по 1940 год большинство рабочих фабрик и предприятий, но не колхозники, работали по пяти- и шестидневной рабочей неделе, в то время как в стране в целом продолжала действовать традиционная семидневная рабочая неделя.[69][70][71]
С 1929 по 1951 год пять государственных праздников были выходными (22 января, 1–2 мая, 7–8 ноября). С осени 1929 года по лето 1931 года оставшиеся 360 дней в году делились на 72 пятидневные рабочие недели, начинавшиеся 1 января. Работники могли выбрать любой из пяти дней в качестве выходного, даже если у их супругов или друзей был выходной в другой день. Пик использования пятидневной рабочей недели пришелся на 1 октября 1930 года, когда на нее перешло 72% промышленных рабочих. С лета 1931 года по 26 июня 1940 года каждый григорианский месяц делился примерно на пять шестидневных рабочих недель, начинавшихся в первый день месяца. Шестой день каждой шестидневной рабочей недели был официальным выходным. На 1 июля 1935 года 74,2 % промышленных рабочих трудились по ненормированному графику, в основном по шестидневной рабочей неделе, в то время как 25,8 % по-прежнему работали по нормированному графику, в основном по пятидневной рабочей неделе. Григорианский календарь с его нестандартной продолжительностью месяцев и традиционной семидневной неделей использовался в Советском Союзе на протяжении всего его существования, в том числе в 1929–1940 годах. Например, он был указан в шапке Правды, официальной коммунистической газеты, и в обоих представленных здесь советских календарях. Продолжали использоваться традиционные названия дней недели, в том числе «Воскресение» (Воскресенье) для воскресенья и «Суббота» (Суббота) для субботы, несмотря на официальный атеизм правительства.


Рецензии