Валун Дзед
Жил и в день, и в ночь
Озорной, причудливый
Дух речной-Водяной,
С Лешим спорил он.
У подножия холма
Леший был день ото дня.
Говорит он Водяному:
"Ну давай решать,
Кому это место будет принадлежать."
Водяной же отвечает:
"Кто из нас валун возьмёт
И к горе той донесёт,
Кто из нас это сумеет,
Тот тем местом завладеет!"
Первый начал Водяной,
Взял валун, взвалил на плечи,
Но пронёс он недалече.
Тогда валун взял Леший,
Он сильнее оказался,
Валун к горе почти донёс.
Водяной проиграть боялся
И спрятавшись среди берёз,
Он решил схитрить немножко -
Подставил Лешему подножку!
Леший вдруг перецепился,
Вниз с валуном он покатился.
Валун в землю врос тогда
И поднять его не смогут никогда.
Рядом с камнем ручеёк
По земле тогда потёк.
Там же вырос большой дуб,
Знахарь там построил сруб,
Хранил он жертвенный огонь.
Люди туда часто приходили,
Разные жертвы приносили.
Кто-то приносил петуха,
Мясо-знахарю, в огонь-потроха.
Кто-то приносил рушничок,
Знахарю-деньги, на камень-платок.
По разным причинам приходили,
Счастья, здоровья у Бога просили.
Но потом пришили попы,
Поразвесили кресты,
Там каждый день стали молиться
И святой водой кропиться.
Дуб вековой срубили,
Жертвенный огонь потушили,
Знахаря оттуда прогнали,
С тех пор его люди не видали.
Но хотя бы Дзед остался,
Так валун тот назывался.
25.06.2023
Пояснения
Дед (белор. Дзед) - валун из гранита в Минске, экспонат Музея валунов. Раньше находился на берегу реки Свислочь. Почитался как священный камень, по данным Михаила Кацара вокруг него существовало «языческое капище». Одним из первых культовое место у данного камня описал геолог Эрнст Левков в своей книге «Молчаливые свидетели прошлого».
Легенда, связанная с валуном «Дед»
У подножия одного из холмов леса лежал валун, его ещё называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование - кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб-великан.
Описание капища.
Капище состояло из полусферического камня, креста, увешанного вышивными рушниками и помоста. Часть этого помоста лежала на земле и подходила к валуну. Вторая часть нависала над водой реки Свислочь, он стоял на столбах, которые были вбиты в дно Свислочи. Помост служил знахарю-священнику для проведения службы. До 1888 года на капище рос огромный священный дуб «Волат», горел неугасимый жертвенный огонь, рядом с которым жил его хранитель - «Старец» (знахарь-священник). Дуб «Волат», с сухим верхом и с большим дуплом, был в четыре обхвата, под дубом так же молились. Дуб получался в центре композиции: с одной стороны от дуба стоял валун «Дед», а со второй - жертвенник с огнём. На самом камне ничего не палили, жертвенный огонь был недалеко от камня. В этом огне сжигали потроха овец, коз, свиней и петухов, которых приносили в жертву.
Описание ритуалов.
Знахарь-священник святил воду и окроплял ей собравшихся верующих, которые клали в специальную посуду свои деньги. После освящения священник позволял верующим брать освященную воду со Свислочи. Так же на капище устанавливался ящик из досок, в который складывали святые жертвы, подношения (в основном это были полотенца, холст, рожь в мешочках, ячмень, разные крупы). Весь камень был увешан рушниками и холстом. Так же на камень выливали вино, мёд, молоко. На огне палили останки жертвы; когда приносили петуха, то мясо брал к себе знахарь-священник, а ноги, кишки и всякий сор сжигали на огне, как жертву своим богам.
В 1850-х гг. был знахарь-волшебник Савастей - высокий и толстый мужчина с большой чёрной бородой и длинными волосами, который весьма разбогател при камне. Он давал женщинам по небольшому петушку - свистульке из глины (он их сам делал, сам обжигал и сам раскрашивал). Этого петушка надо было держать на стене в «красном углу». Жил Севастей в деревянном доме при капище-молельне. Этот дом построил ещё отец Севастея, который так же был священником-знахарем при этом камне.
Борьба с местом поклонения «Деду»
В 1880 году, перед празднованием 900-летия крещения Руси, царские власти попытались прекратить проведение языческих служб. Был потушен «священный огонь» и спилен вековой дуб «Волат». Церковнослужители прогнали Севастея, отобрав у него камень и все молельные принадлежности. Был установлен крест и «аналой». В ящике были кадило, крест, Евангелие и миска, куда клали деньги. При этом месте стал служить отец Яфимий, к которому продолжали приходить и бывшие прихожане, поклонявшиеся камню.
Мнение автора:
Моё стихотворение высмеивает как знахарей-волшебников так и священников, потому что они по сути мошенники, пользуются суеверностью людей. Плохо и то, что уничтожили капище, если бы оно осталось, то была бы интересная достопримечательность славянской культуры.
Свидетельство о публикации №125111207880