Момент хайку
Существует понятие «момент хайку» или хайку-но-сюнкан. Сюнкан – это «момент», «мгновение», «миг», а прилагательное сюнкан-но – «моментальный», «мгновенный» Это же синонимично слову тайкэн, означающему личный, в житейском плане, опыт. Таким образом, «момент хайку» – это непосредственное переживание под влиянием вдохновения, и процесс написания хайку в данном случае можно сравнить с моментальной фотографией.
Также Басё говорил, что самые лучшие строки – те, которые возникают будто сами собой, безо всяких усилий. Такое спонтанное сложение хайку возможно при переживании сатори. Сатори – это «внезапное озарение», «понимание», «осознание», «просветление». Сатори поэта хайку – вспышка внезапного озарения, интуитивного прозрения, понимания природы вещей.
Однако не каждый момент является «моментом хайку». Чтобы мгновение было стихотворением, нужно пережить откровение и показать читателю необычный ракурс привычной вещи, совершить открытие и пригласить к сотворчеству через воображение, оставив свободное пространство недосказанности. Не нужно перегружать «момент хайку» авторскими оценками и заслоняющим всю картину присутствием, так как это не детальный рассказ о себе и своих чувствах. Автор присутствует в «моменте хайку», но лишь настолько, насколько уместно будет для целостной картины и передачи эмоций без ущерба для свободного пространства, предназначенного воображению читателя, и недосказанности. Также «момент хайку» – это здесь и сейчас, и события стоит излагать в настоящем времени.
всё забыто
на ладони
бабочка
«Момент хайку» может быть динамичным, экспрессивным или передавать атмосферу покоя, медитативности. Выбор зависит от авторского взгляда и переживания. Можно обратить внимание на величественный пейзаж или на нечто малое.
не спешит муравей
свет вечерней зари
в чашечке мальвы
В моменте должно быть что-то, что тронуло бы поэта своей неординарностью, тем самым породив вспышку вдохновения и желание выразить это в строках.
коснулся плеча
в раскалённом трамвае
июльский дождь
Это хайку было написано в разгар лета. Я ехала в трамвае, стоя возле окна, как вдруг начался такой желанный в знойный день дождь, и его капли попали через открытую форточку на моё плечо, как бы ободряя меня. Здесь я использовала приём олицетворения – гидзинхо, который ввёл в поэзию хайку Масаока Сики.
вспорхнула синица
и опали два жёлтых
листика липы
Это насыщенный, динамичный момент, где встречаются жизнь и увядание. Птица взлетает с ветви в осеннее небо, а листва опадает, и всё происходит в одно мгновение, чем оно и уникально.
уборка в саду
среди жухлой листвы
распустились фиалки
Увидеть необычное в привычном – задача хайдзина. Такое обыденное действо как осенняя уборка в саду оборачивается маленьким чудом – цветущими фиалками, хотя их время, казалось бы, давно прошло, и тем ценнее мгновение, которое хочется остановить, запечатлев в стихотворении.
зимний лес
за окном вагона
светящееся окошко
Хайку было написано вечером в электричке. Внезапно среди зимнего пейзажа промелькнул домик с озарённым светом окном, и мне это напомнило самую суть «момента хайку» – неосязаемое прикосновение читателя к описываемому автором миру, встреча двух сердец благодаря образам, возникающим из строк. И просто сатори – один свет из разных окон.
Но не всегда удаётся моментально запечатлеть свои чувства в стихах. На этот случай Мацуо Басё давал такой совет: сосредоточиться на избранных предметах в пейзаже, взволновавшем душу, записать свои впечатления прозаически, а позже, обретя покой, сложить стихотворение.
Будьте открыты и внимательны к окружающему миру и ловите «моменты хайку».
P. S. Примерами в тексте служат мои стихи.
Свидетельство о публикации №125111207536
распускаются астры
кончается августа
.
последнюю строку навязала себе
но:
начало жизни и конец
ну и вечность
Елена Хвоя 12.11.2025 20:14 Заявить о нарушении