Исчезающая натура

.
#школа_сонета_литературные_практики
#система_оценки_поэтического_текста
#игра_города_сонет_селфи




ЦИКЛ ОБЗОРНЫХ СТАТЕЙ (игра в города)

1. Гравюра, выцветающая в небо http://stihi.ru/2025/11/02/3034
2. Игра с перспективой http://stihi.ru/2025/11/05/3402
3. Прощание с абстракцией  http://stihi.ru/2025/11/06/4854
4. Импрессионизм сонетного кадра http://stihi.ru/2025/11/11/3328


Актуальный статус игры:
Москва (lf) – Астрахань (lf) – Новгород (ti) – Дербент (lf)  – Тихвин (ti) – Нижний Новгород (lf)  – Давлеканово (ti)  – Облучье (lf)  – Елабуга (ti) – Архангельск (lf)  – Красногорск (es)  –  Кисловодск (ti) – Керкинитида (es) – Азов (ti) – Волоколамск (lf) – Калининград (lf) – Джанкой (ti) – Йошкар-Ола (lf) – Алатырь (ti)  – Ржев (lf) – Вязьма (es) – Алдан (ti) – Новорсийск (ti) / Новочеркасск (lf) – Каппадокия (es) – Ярцево (ti) – Оренбург (lf) – Галич  (ti) – Чебоксары (lf) – Ыллымах (ti)  – Хар-Булук (lf) – Канск (ti) – Касимов (lf) – Великий Устюг (ti) – Гурзуф (es) – Фатеж (lf) – Железноводск (ti) – Коломна (lf)  Ачинск (ti) – Каргат (lf) – Тобольск (od) – Кандалакша (es) – Александровск-Сахалинский (ti) – Кизилюрт (lf) – Тверь (od) – Ростов Великий (es) – Выборг (ti) – Городец (lf) – Цвылёво (ti) – Орёл  (mp) – Лангепас (lf) – Симферополь (es) –Липецк (lf) – Казань (sa)  – Нарьян-Мар (lf) – Рыбинск (lf) – Курильск (lf) – Кижи (jl) – Ивангород(nd)  –Дивеево (mp) – Омск (nd) – Кизляр (es) – Раменское (lf) – Евпатория (es) – Ясный (ti) – Нерехта (lf)  – Алупка (es) – Арзамас (ti) – Севастополь (mp) – Лиски (lf) – Ивдель (es) – Ладейное поле (ti) – Ельня (od) – Я……. (любой автор) 

=============


ИСЧЕЗАЮЩАЯ НАТУРА:
топонимическая поэзия как акт спасения места от забвения

Творческая игра в «города», с ее обманчивой легкостью и аккуратным вскрытием жанрово-канонических особенностей современного сонета, уподобившаяся вскрытию слоеного пирога, каждый пласт которого таит в себе новую, подчас противоречивую начинку, привела к трем фундаментальным и подозрительно навязчивым темам,  игнорирование которых далее было бы равносильно попытке проигнорировать трех слонов, водрузившихся с чаем и плюшками в некой крошечной поэтической гостиной, – темам, требующим отдельного и обстоятельного (по возможности) разбирательства.

Первая из них, этакий двуликий Янус, взирающий одновременно на современный атлас РФ и в Зазеркалье, будет определена как «топонимический сонет» оказавшийся между реалистическим описанием и мифологизацией места. В этом пограничном состоянии поэт, подобно незадачливому землемеру Кафки, пытается одновременно измерить рулеткой конкретный переулок и ухватить арканом тень гения места, витающую над этим самым переулком. Ведь что есть, в сущности, любой город, выбранный в качестве жертвы для сонетного заклинания? Это не точка на карте, а поле битвы между фактом и вымыслом, между «здесь когда-то была стройка» и «здесь по преданию является призрак несчастной невесты». Сонет неминуемо очерчивает круг, в центре которого оказывается не реальность, а ее поэтический двойник, сотканный из исторических пейзажей, чьих-то личных воспоминаний и общественных суеверий. Реалистическое описание – эта вывеска, этот запах жареного лука – служит ему трамплином для прыжка в миф, поскольку сам канон по природе своей мифологичен и требует от материала не правды, а красоты. В результате, топонимический сонет – это всегда акт мифотворчества, попытка навязать месту свою собственную, сонетную оптику, подменить его душу – своей фантазией.

Что же до второй темы, «проблемы нового в старом», то она, скорее изысканный яд в хрустальном бокале, отравляет радость любого современного сонетиста, вынуждая его вновь и вновь задаваться вопросом: а не является ли его блестяще выстроенная четырнадцатистрочная конструкция всего лишь изящно выполненной бутафорией, стилизацией под былую мощь, этаким литературным денди, щеголяющим в поношенном, но еще модном фраке? Где же, в конце концов, проходит та зыбкая, почти что невидимая грань, что отделяет вторичную, пусть и виртуозную, стилизацию от подлинного новаторства? Ответ, как это часто бывает, лежит не в области формы, а в области содержания, вернее, в самом нутре, в самой плоти языка: новаторским является не тот сонет, что изобретает новую рифму к слову «любовь», а тот, что заставляет это самое слово «любовь» означать нечто, не предусмотренное ни Петраркой, ни Шекспиром, – скажем, любовь к стриминговой платформе или к запаху бензина на загородной заправке. Новаторство – это когда старый, добрый, истоптанный канон вдруг проваливается в новую реальность, как проваливается под лед незадачливый рыболов, и выныривает оттуда, задыхаясь и брызгаясь, с неизвестной доселе рыбой в руках. Стилизация же – это когда он аккуратно, в белых перчатках, перебирает коллекцию давно выловленных и набитых ватой чучел.

И, наконец, третья тема, быть может, самая еретическая и потому – самая плодотворная: «эпистемологический сонет». Может ли быть четырнадцатистрочная форма инструментом познания в противовес «потоку сознания», который наблюдается в верлибре и обычных стихотворениях с легким налетом графомании. Стоит заметить, что верлибр, этот разнузданный демократ от поэзии, с его принципиальной вседозволенностью и ставкой на спонтанность, зачастую оказывается не столько потоком сознания, сколько его сточной канавой, куда сбрасывается все подряд – от гениальных озарений до банальностей, достойных разве что дневника подростка в коротких штанишках. Сонет же, со своей тиранической дисциплиной, выступает в роли сурового следователя, который не позволяет мысли растекаться по древу, но заставляет ее давать показания – четкие, структурированные и под протокол. Он есть форматный пресс, выдавливающий из сырого и аморфного переживания кристаллическую структуру. Если верлибр фиксирует хаос бытия, то сонет – это попытка навязать ему порядок, выявить в нем скрытую логику, заставить мир объясниться на условиях разума, а не на условиях эмоции. Он не описывает познание; он является актом познания в себе, предлагая не сырой материал впечатления, а уже готовый, отполированный продукт понимания. И в этом его главное оружие в борьбе с той размытой, аморфной «графоманией», что выдает отсутствие мысли за ее «глубину», а неспособность её сформулировать – за «тайну».

Путешествие по сонетным четверкам и игра в «города» незаметно оборачивается ни много ни мало – грандиозной ревизией самого статуса поэзии в современном мире, в котором сонет предстает не реликтом, а остроактуальным инструментом – для мифологизации современной реальности, для поиска нового в лоне старого и, наконец, для строгого, почти что научного познания человеческой души в эпоху, когда душа эта предпочитает прятаться в хаосе бессвязных и бесконечных слов.


Татьяна ИГНАТЬЕВА

ДЖАНКОЙ. Геотермальный источник.

Степное солнце, выжженный простор,
Седой травы сухие завитушки.
Две сойки неразлучные подружки
Пикируют на дальний косогор.

Парит источник, йодная вода
Бурлящей пеной бьётся в стену ванны.
Смакует мир джанкойская саванна.
Всему теперь тут горе – не беда.

За далью даль клубится неустанно.
И глазом не объять, и мысль летит,
Как над добычей ястреб в аппетит,
Туда где солнце льёт лучи фонтанно.
Тут всё певуче, длинно и жеманно.
И центр земли ослабил свой магнит.
 

ЦВЫЛЁВО. Медвежий угол

Во глубине нехоженого леса
Не слышит ухо, глаз не разберёт.
Но празднует честной лесной народ,
Достойна сцены их простая пьеса.

Ручей Медвежий в зарослях малины.
И лакомое пиршество творя,
От мишки до слепого глухаря
Смакуют, наберясь адреналина.

Исадский бор богат и знаменит,
Былой усадьбы след  –  кирпич с распиской.
Тут всё далёко, всё отрадно близко.
И солнце, залетевшее в зенит
Ладони гладя, будто говорит  –
Лови меня, я рядом, низко-низко.
 

ЖЕЛЕЗНОВОДСК. Осенняя ночь

Железная гора хранит молчанье
как изливая соль подземных вод
не превзойти окрестный небосвод
и не затмить чудесного сиянья

тих день и вечер нежно бархатист
а ночь замрёт и будто бездыханна
безмерна звёздна, томна, чуть туманна
и даже не вздохнёт осенний лист

Бештау лишь одна издалека
как часовой на страже в темень смотрит
сиреневый шалфей в лощине мокнет
и вспоминает задремав слегка
как от крыла ночного мотылька
вдруг вздрогнет мир и сердце странно ёкнет.
 

АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ. Мыс Жонкиер

Холодный ранним утром свищет ветер,
Он ночью ждал целительных лучей.
Сиротство не спасти, он тут ничей,
И ветер злится целый день и вечер.

Гоняет волны, ловят их Три Брата,
Три стойкие отважные скалы.
Полоски неба у воды белы,
И облака  –  намокнувшая вата.

Седой моряк  –  заброшенный маяк,
Он мог во мгле указывать фарватер.
Сегодня только памятью богатый,
Лишь привечает к вечеру гуляк.
Его собрат, шиповник, что сорняк,
Гуляк тех неизменный провожатый.


Если теперь обратить взор – или, точнее, прицелиться подзорной трубой, настоянной на всех ранее высказанных «ересях», – на четверку сонетов Татьяны Игнатьевой, чтобы усмотреть, каким же образом ее топографические изыскания укладываются – или, что более вероятно, взрывают изнутри – те три концептуальные рамки, что были обозначены ранее с тщательностью, достойной лучшего применения.

Прежде сонеты-города напоминали тщательно выверенные архитектурные проекты, теперь же Игнатьева предстает в роли геолога-первопроходца, который бурит скважины в самых, казалось бы, немыслимых для сонетной формы локациях, извлекая на свет не отполированные до блеска образцы, а порой грубые, но оттого не менее драгоценные керны породы, в которых запечатлена вся многослойная и противоречивая летопись места.

Возьмем для начала «ДЖАНКОЙ. Геотермальный источник» – сонет-образец той самой мифологизации, что прорастает из самого что ни на есть реалистического субстрата. «Степное солнце, выжженный простор, / Седой травы сухие завитушки» – это фотографическая, почти что протокольная точность. Но вот уже «йодная вода / Бурлящей пеной бьётся в стену ванны», и этот рукотворный, почти курортный образ, сталкиваясь с дикой степью, порождает новый миф – миф о «джанкойской саванне», где «всему теперь тут горе – не беда». Поэтесса не описывает источник; она творит его эпическую биографию, где «центр земли ослабил свой магнит», – и это уже не наблюдение, а космогоническое действо, возводящее частный случай в ранг вселенского закона. Грань между реальностью и мифом здесь растворена в самом паре, поднимающемся от воды.

Что же до проблемы «нового в старом», то ее Игнатьева решает с вызывающей прямотой, особенно явной в сонете «ЦВЫЛЁВО. Медвежий угол». Она начинает с откровенной, почти что ученической стилизации – цитаты из русского фольклора: «Во глубине нехоженого леса...». Казалось бы, вот он, приговор вторичности! Но нет, это лишь тактический ход, обманный маневр. Поэтесса впускает нас в знакомый миф о нетронутой природе, чтобы затем взорвать его изнутри современными деталями: звери «смакуют, наберясь адреналина», а след «былой усадьбы» – это не романтические руины, а конкретный «кирпич с распиской». И этот разрыв, этот диссонанс между фольклорной канвой и современной лексикой и рождает то самое новаторство, которое не отрицает канон, а вступает с ним в сложный, игровой диалог, заставляя «старую пьесу» зазвучать на новый, нервный и тревожный лад.

Наиболее же сильным аргументом в пользу эпистемологической мощи сонета становится, как ни парадоксально, самый тихий и созерцательный текст – «ЖЕЛЕЗНОВОДСК. Осенняя ночь». Здесь форма выступает в своей чистейшей ипостаси: она не описывает ночь, она ею становится. Длинные, замедленные, почти безглагольные периоды («тих день и вечер нежно бархатист / а ночь замрёт и будто бездыханна») имитируют сам процесс замирания, оцепенения природы. Это не рассказ о состоянии, а его прямое воплощение в языке; это невидимая решетка, на которой вырастает понимание тишины как некоего позитивного, почти осязаемого вещества. Верлибр с его «потоком сознания» зафиксировал бы сумбур впечатлений; сонет же, с его принудительной дисциплиной, позволяет познать тишину как структурированную, имеющую внутреннюю архитектонику сущность, когда даже вздрагивание мира от крыла мотылька оказывается не случайным событием, а логическим завершением выстроенной композиции.

И, наконец, «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ. Мыс Жонкиер» – это локальная точка, в которой сходятся все присутствующие в рассматриваемом квартете темы. Здесь мифологизация («Три Брата... Три стойкие отважные скалы») сталкивается с суровой, почти натуралистической правдой забвения («заброшенный маяк... лишь привечает к вечеру гуляк»). Познание этого места – это познание его одиночества, его сиротства, и сонетная форма служит идеальным инструментом для такого познания, поскольку ее замкнутость, ее обреченность на самодостаточность зеркально отражает замкнутость и обреченность этого «ничейного» пространства. Новаторство же здесь – в самой смелости выбрать такой объект, в готовности увидеть поэзию не в благостном пейзаже, а в «свистящем ветре», «намокшей вате» облаков и «шиповнике, что сорняк», который становится единственным «провожатым» для тех, кого принимает заброшенный маяк.

Сонеты Татьяны Игнатьевой и подтверждают наши догадки, и радикализируют их, демонстрируя, что топонимический сонет –форма экзистенциального риска, когда поэт, вооружившись каноном как скальпелем, вскрывает не только географию, но и саму душу места, обнажая нервные окончания истории, памяти и того одиночества, что скрыто в сердце даже самого, казалось бы, незначительного топонима.

И вот, под занавес многословного, подобно реке в половодье, разбирательства, мы неминуемо подходим к тому, чтобы признать за литературным сонетозавром, этим четырнадцатилапым мастодонтом, которого столько раз торопливо хоронили с почестями, подобающими отжившему свой век реликту, – статус остроактуального поэтического инструмента, в чьей выверенной до миллиметра структуре, скрыты возможности, которыми не обладает ни один другой поэтический жанр в наш век тотальной верлибрической вседозволенности, когда каждый считает своим долгом излить на читателя поток бессвязных и бесконечных слов, уподобляясь не столько Орфею, усмиряющему хаос мелодией, сколько садовому шлангу, брошенному на землю с мечущимися во все стороны струями.

Возьмите, к примеру, первую его ипостась – инструмент мифологизации реальности. Что из себя представляет современный мир, как не гигантский склад разрозненных фактов, цифр, новостных сводок и рекламных слоганов, лишенных какой бы то ни было связной повествовательности, некое вавилонское столпотворение, где у всего есть цена, но нет ценности? Сонет же, с его нерушимой архитектоникой, с его обязательством уложить хаос в прокрустово ложе двух катренов и двух терцетов, есть не что иное, как попытка навязать бессвязному миру связный сюжет, вычленить из сырой, неудобоваримой реальности – ту самую «чудную повесть», о которой мечтал Гоголь. Современный сонет не отражает мир; он творит из его обломков новый, параллельный мир, наделенный целью, завязкой и развязкой, – мир, в котором джанкойская степь обретает эпический размах саванны, а заброшенный сахалинский маяк становится седым моряком, хранящим память о былых фарватерах. В эпоху, когда реальность рассыпается на пиксели, сонет скрепляет их в мозаику, и в этом акте принудительного осмысления – его первое и, возможно, главное терапевтическое предназначение.

Что же до поиска нового в лоне старого, то здесь сонет и вовсе предстает этаким философским камнем алхимиков, способным превращать свинец вчерашних клише в золото сегодняшних откровений. Парадокс его природы заключается в том, что его несвобода – это и есть условие его высшей свободы. Поэт, добровольно надевающий на себя смирительную рубашку метра и рифмы, подобен узнику, который, изучив до миллиметра камеру своего заточения, вдруг обнаруживает в ней потайную дверь, ведущую в неизведанные вселенные. Жесткие рамки заставляют не подчиняться, а изворачиваться; они провоцируют на семантические кульбиты и лексические прорывы, когда для описания тревоги приходится использовать заключительный терцет, а для рассказа о сталеваре – лексикон Петрарки. Новое рождается не вопреки старому, а благодаря напряженному диалогу с ним, в зазоре между архаичной формой и современным содержанием, и прорастает тот самый уникальный цветок, что не мог бы вырасти ни на какой другой, вольной почве.

И, наконец, третий аспект – сонет как научное познание человеческой души. «Поток сознания» – идол современной литературы, зачастую оказывается не столько методом исследования внутреннего мира, сколько его имитацией, воспроизводящим не структуру мысли, а ее хаотический шум, ее словесный мусор. Сонет же, со своей безжалостной логикой развития темы, с диктатом кульминации и обязательной развязки, выступает в роли психолога-классика, который заставляет пациента не разбрасывать ассоциативные ряды, а выстраивать свои хаотические переживания в связную исповедь, имеющую начало, середину и окончание. Он схож с формой интеллектуальной гигиены, прививающей душе дисциплину, заставляющей ее изливаться, и одновременно самоопределяться, кристаллизоваться в ясную и отчетливую идею. Если верлибр фиксирует душу в ее «естественном» состоянии – растерянной, аморфной, противоречивой, – то сонет предлагает ей проект ее же собственного преодоления, ее возведения в статус произведения искусства.

В итоге, этот поэтический анахронизм, оказывается куда более современным, чем все разрекламированные примеры пост-модерна. Поскольку в эпоху, когда душа человеческая, испуганная и растерянная, предпочитает прятаться в хаосе бессвязных и бесконечных слов, сонет предлагает ей то, в чем она отчаянно нуждается, но чего панически боится: порядок, смысл и ответственность за каждое произнесенное слово. Он – не бегство от реальности, а попытка выковать из ее хаоса новую, более прочную и осмысленную данность, где у всего есть свое место, своя причина и – свой, неизбежный и прекрасный, заключительный аккорд.





.


Рецензии
Огромное спасибо! Чудесная статья,вдохновляющая на подвиги))

Татьяна Игнатьева   12.11.2025 14:05     Заявить о нарушении
Актуальный статус игры:
Москва (lf) – Астрахань (lf) – Новгород (ti) – Дербент (lf) – Тихвин (ti) – Нижний Новгород (lf) – Давлеканово (ti) – Облучье (lf) – Елабуга (ti) – Архангельск (lf) – Красногорск (es) – Кисловодск (ti) – Керкинитида (es) – Азов (ti) – Волоколамск (lf) – Калининград (lf) – Джанкой (ti) – Йошкар-Ола (lf) – Алатырь (ti) – Ржев (lf) – Вязьма (es) – Алдан (ti) – Новорсийск (ti) / Новочеркасск (lf) – Каппадокия (es) – Ярцево (ti) – Оренбург (lf) – Галич (ti) – Чебоксары (lf) – Ыллымах (ti) – Хар-Булук (lf) – Канск (ti) – Касимов (lf) – Великий Устюг (ti) – Гурзуф (es) – Фатеж (lf) – Железноводск (ti) – Коломна (lf) Ачинск (ti) – Каргат (lf) – Тобольск (od) – Кандалакша (es) – Александровск-Сахалинский (ti) – Кизилюрт (lf) – Тверь (od) – Ростов Великий (es) – Выборг (ti) – Городец (lf) – Цвылёво (ti) – Орёл (mp) – Лангепас (lf) – Симферополь (es) –Липецк (lf) – Казань (sa) – Нарьян-Мар (lf) – Рыбинск (lf) – Курильск (lf) – Кижи (jl) – Ивангород(nd) –Дивеево (mp) – Омск (nd) – Кизляр (es) – Раменское (lf) – Евпатория (es) – Ясный (ti) – Нерехта (lf) – Алупка (es) – Арзамас (ti) – Суздаль (mp) – Лиски (lf) – Ивдель (es) – Ладейное поле (ti) – Ельня (od) – Ялта (es) – А……. (любой автор)

Елена СЕРГЕЕВА

ЯЛТА. Вечная дама с собачкой.

Шепни мне о любви в бреду магнолий.
Ползёт дракон - туман по склонам гор,
Скрывая неуютный разговор
О боли, о разлуке, о бездолье.

Вольны слова, как ветер в чистом поле.
Умчатся, позабыв былой задор.
Опять тоска с весной затеет спор.
Но это там, за гранью сладкой воли.

Ах , как прозрачны крылья стрекозы.
Я стану верить каждому дыханью,
И каждому глотку твоей лозы,
Забыв про муку жажды ожиданья.
Как зной июлю мне нужны признанья,
Что жарко плавят чистый лёд слезы.

Психоделика Или Три Де Поэзия   12.11.2025 16:34   Заявить о нарушении
АРТЁМ. Озеро лотосов

Бывает так, что прячется цветок
И наслаждаясь жизнью понемногу,
Бесследно увядает, а дорогу
К нему никто не зрит, так мир жесток.

И вот однажды лотос в мир людей,
Открыл свободно чудные бутоны.
Хоть рядом будь, хоть наблюдай с балкона —
Так близко и без всяческих затей!

И человек открылся тем доверьям,
И каменные джунгли расцвели.
Чудесный дар воды и той земли,
Что принимает древние поверья.
Как розовый ковёр, фламинго перья,
Здесь лотосы — живые хрустали.

Татьяна Игнатьева   13.11.2025 09:52   Заявить о нарушении
МЦЕНСК. Тихий шелест вчерашних страниц.

О, леди Макбет Мценского уезда,
Кинжалом взгляд с потрёпанных страниц.
Но белый ангел Мценский кружевниц
Поёт о мире столь ему любезном.

Давно седой туман над вечной бездной
Укрыл черты ордынских смуглых лиц.
Тургеневский охотник бьёт куниц
В компании с легавою прилежной.

Трепещет лист и что - то о любви
В лугах бормочут пчёлам медоносы.
Вновь мучают проклятые вопросы
Болконского. И с Фетом визави
Всю ночь поют о розах соловьи .
Горят слезами утренние росы.

Елена Сергеева 28   13.11.2025 15:03   Заявить о нарушении
РАЗЛИВ. КУРСК. Итальянский сонет http://stihi.ru/2025/11/13/9508

Весной из берегов выходят реки,
И плещется вокруг домов вода,
Сосед угрюмый в старой телогрейке
В ручей бегущий, вылил два ведра.

Виднеется лишь спинка от скамейки,
Стрелецким – это горе, не беда,
И скрип калитки, словно плач жалейки,
Конечно – это тоже ерунда.

Сияет солнце, отражаясь в окнах,
Вот правит лодкой мальчик озорной,
Весло сжимая маленькой рукой,
И куртка от воды совсем промокла,
С ним рядом пёс и старый кот хромой,
А он хохочет: «Я почти что Ной!!!»
.
08.11.2025
.
© Copyright: Анна Хурасева, 2025
Свидетельство о публикации №125111309508

Итальянский сонет, схема рифмовки: AbAb_AbAb_CddCdd

Анна Хурасева   13.11.2025 23:36   Заявить о нарушении
СТРЕЛЕЦКАЯ СТЕПЬ. Река Псёл. КУРСК. Итальянский сонет http://stihi.ru/2025/11/11/9472

Степные травы стелются ковром,
Пестрят цветами, отблеском ковыльным,
И проплывая в небе голубом,
Далёкий клин легко расправил крылья.

Вдали затих весенний первый гром,
Смешав слезу небес с дорожной пылью,
И словно вспоминая о былом
Широкий Псёл раскинулся всесильно.

И наблюдая лишь издалека,
Увидеть можно танец серой цапли,
Цветут кувшинки, словно облака,
И стразами блестят на солнце капли,
Такое позабыть сумеешь вряд ли,
На то и заповедная река.
.
10.11.2025
.
© Copyright: Анна Хурасева, 2025
Свидетельство о публикации №125111109472
.
Итальянский сонет, схема рифмовки: aBaB aBaB cDcDDc

Анна Хурасева   13.11.2025 23:59   Заявить о нарушении
Надежда УВАРОВА

КИНГИСЕПП. Временные метки

Ещё один случайный городок,
Дорога – трещина, дорога – яма,
Но вьётся в лужских сумерках упрямо
Наискосок, печалям поперёк.

Царапнул тучу каменный цветок
Барочного, изысканного храма,
– А почему ж не крестится?
– Незнамо
– А есть ли в этом божьем месте Бог?

Есть запахи, как временные метки:
Сырая известь, спиленные ветки,
Дымок костра, опавшая листва,
Рыбак с плотвой, пекарня в старом доме,
Растрескавшиеся смешные гномы,
В углу двора… трава, на ней дрова…

Психоделика Или Три Де Поэзия   14.11.2025 10:53   Заявить о нарушении
Сергей АСЛАНОВ

ПОКРОВСК (Энгельс)

Патриархальный тихий городок.
Кирпичные немецкие лабазы –
Согласно Высочайшему указу,
Здесь побратался с Западом Восток.

Покровск. Заволжья сказочный простор.
Здесь гостя калачами у порога
Встречают, ибо хлеб – частица Бога,
Зерном Россию кормит до сих пор.

Причалы и торговые ряды.
Пшеница, соль, железо, кожи, сало.
От века трудолюбия хватало

Хозяевам Покровской слободы.
Они богатством славились... Святые
Места в глубинке матушки-России

Психоделика Или Три Де Поэзия   14.11.2025 10:54   Заявить о нарушении
КРАСНЫЙ КУТ. Закуток

Степные ветры дуют всё сильней.
Не волны моря – красные тюльпаны
Окрашивают берега лимана
В закатные цвета прошедших дней.

Чернёный струг стирает в пыль курганы,
Руины городов и крепостей.
В бардовом малахае чародей
Везёт невесту горному султану.

В её руках – серебряный браслет,
С тончайшей гравировкой, с облаками,
С цветущими садами и домами,
Которым непонятно, сколько лет.
Мгновенье – и виденья больше нет,
Лишь город-след над серыми холмами.

Фомин Алексей   14.11.2025 10:56   Заявить о нарушении
Жанна БАРАНЧИНСКАЯ

ТАГАНАЙ

Зима. Урал. Вечерняя заря.
Седые сопки. Серебристый иней
Хрустальным блеском розовато – синим
Покрыл тайги суровые края.

Случайно можно встретить глухаря
И множество следов неровных линий.
Зима. Урал. Вечерняя заря.
Седые сопки. Серебристый иней.

Покоится промозглая земля
В перине мхов, кипрея и полыни.
Лобазник замер в виде журавля.
И тонет в фиолетовой пучине,
Передавая эстафету дня,
Дорожкой ускользающей, лыжня.

Психоделика Или Три Де Поэзия   14.11.2025 10:57   Заявить о нарушении
Рустам ФАЙЗУЛЛИН

АСБЕСТ. Баженовский карьер

Рождённый трением о камень света
Огонь внутри разорванных пластов
Двух саламандр рисует силуэты
В холодном мареве густых лесов.

И вагонеток чёрные лафеты
Вверх поднимают белый камень снов.
Железные колёсные фальцеты
Поют свою, отпетую, любовь.

Чем станет горный лён, когда расчешут
Его на арфах голубых станков,
Когда уральской оплетут чудешей,
Утешей успокоят и с депешей
Отправят в сумрак дальних городов,
И танец саламандр на два разрежут.

Психоделика Или Три Де Поэзия   14.11.2025 10:58   Заявить о нарушении
ТАГАНРОГ. Надгорье

Осенний шторм. Залив, взбелённый пеной.
И берег от и до трещит по швам,
Как будто отрывают по кускам
Часть улицы, часть дома, часть вселенной;

Как будто бы позволено ветрам
За нитью нить тянуть из гобелена
И превращать портовый город в тени,
Ползущие по пористым камням.

Заброшенный дом у воды, скрип двери,
Забиты окна вздувшейся фанерой,
Ненужный стол, истлевший старый плед.

Размытые границы дня и ночи
На сотню криков чаек стал короче
Дырявой сетью пойманный рассвет.

Фомин Алексей   14.11.2025 10:59   Заявить о нарушении
ГОРНО-АЛТАЙСК. Легенда о принцессе Укока

Плато Укок, молчания кристаллы,
И саркофаг из льда принцессы снов…
Её душа – пространство, небо – кровь,
А чувства, не познав печалей – алы.

Не смерть, а жизнь – великая опала.
В ноябрьском искушенье холодов
Найти себя в прообразе снегов,
Чтоб воплотиться в мире грёз сначала.

Олень с рогами козерога – миф,
И клюв грифона не эскиз, а странность
В квартире на окраине Москвы,
В которой холод в сердце – тоже данность,
И кожа, и безмолвье стен – реальность
На перекрёстке тьмы и синевы.

Фомин Алексей   14.11.2025 11:01   Заявить о нарушении
Ягодная Поляна (Бееренфельд). Сонет
.
Берёз серёжки нежные, как пальцы,
И белизна сияющих стволов.
Алеет земляника меж крестов
Переселенцев Гессена и Пфальца.

Война гнала их, точно ветер пух -
Они кусочек Родины в котомках
С собою унесли, но в их потомках
Ещё живёт трудолюбивый дух.

Природа, как заботливая мать,
Стократ готова детям воздавать,
Но мудрецы когда-то были правы -

Когда есть меч, то проще отобрать -
Трудом и потом сложно создавать.
Век изменился. Неизменны нравы…

Сергей Асланов   14.11.2025 11:16   Заявить о нарушении
КАНДАЛАКША. Каменные вавилоны

Полярный круг, ледовые объятья,
Страна ветров, грохочущих морей.
И каменная тайна алтарей —
Не склепов, не пещер и не распятьев —

А тропы лабиринтов, вязь спиралей.
Куда ведут, зачем и почему?
Известно только Богу одному,
И не известны ни одной скрижали.

Пустынна местность, тут травы чуть-чуть,
И кедры вдалеке шумят у моря.
Прозрачной лентой радужные зори
Выписывают ряд своих причуд.
Но лишь росянка не грустит ничуть,
С обильем комаров ей мало горя.

Татьяна Игнатьева   14.11.2025 14:11   Заявить о нарушении
АРМЯНСК. Улочки старого города

Земля сползла к солёной, плоской глади
Ночами слушать шелест камыша.
Иных небес лишённая душа,
Забылась навсегда: чего же ради?

Что задний двор, что улочки – шарады
Армянских притч, туманов Сиваша.
Остались только камни-сторожа,
Прах охранять осенних листопадов.

Мир выцветает голубых дверей
Одноэтажных домиков, трухлявы
Ограды палисадников, а язвы
Оббитой штукатурки всё видней,
И сложно отличить побеги дней
От бархатных головок чахлой мальвы.

Фомин Алексей   14.11.2025 14:27   Заявить о нарушении
Юрий КУЛЕШОВ

КАЛУГА. Багряные туманы

То Пятницкое кладбище туманом
заволокло, то зданье Районо,
то бронзовых рельефов полотно,
то жёлтое такси у ресторана.

То вдруг идут в холщовых сарафанах
немые Лиды, Софьи, как в кино,
по Воскресенке, в каждое окно
заглядывая, гостьей к ночи званой.

На набережной призрачной Оки,
Зажженные задолго до заката,
В багряной неге тонут фонари
Плодами яблонь неземного сада.
И безразлично всё к земным утратам,
Но не со стороны, а изнутри.

Психоделика Или Три Де Поэзия   14.11.2025 14:30   Заявить о нарушении
АНАДЫРЬ. Чукотская окраина

Аляска ближе, чем соседний город,
Коротким летом не успеть вздохнуть.
На пол сезона отрезает путь
Суровый заполярный снежный морок.

Киты у горизонта бьют фонтаны,
И котобой, извечный визави,
С солёной злой романтикой в крови,
Летит навстречу битве неустанно.

А город разукрасил витражи
От главных зданий до простых бараков,
От центра до далёких буераков
Позёмка, словно кисточка бежит.
И человек поёт о том, что жив...
Чукотская окраина, однако.

Татьяна Игнатьева   15.11.2025 19:02   Заявить о нарушении