Записки затойчи. мгафк. экзамен по биохимии

                Записки Затойчи.
     МГАФК. Экзамен по Биохимии.

               "Если кислород соединить с водородом...
           То... Может, сначала, произойти "Бабах"...
                Вслед за тем...
               Слегка подмочиться ваша репутация..."
                Фрагмент первой лекции по Химии.

  К моему великому сожалению, я не помню как звали наших прекрасных преподавателей по Биохимии.
  Заведующий кафедрой был небольшого роста, с отличным чувством юмора, в ту пору ему было что-то около семидесяти, может, чуть больше. как я потом узнал, он был одним из учёных, создателей витаминного препарата "Ундевит", разработанного специально для Юрия Гагарина.
  С ним мы познакомились очень забавно. Как мне потом говорили сокурсники,
  - Николай, так можешь входить только ты!
 
                "Невидимкой можно стать...
                Только при наличии угла!"
                Из размышления мышки,
                Попавшей в стеклянную банку.

  На первую лекцию, открывающую  первую сессию третьего курса, я слегка опоздал…
  И это сыграла "роковую роль" в нашем знакомстве с этим прекрасным человеком…
  Вход в лекционный зал располагался внизу, со стороны трибун. Их в зале  было две. Одна у левого входа, вторая - у правого. Между ними располагались столы, сидя за которыми, иной раз, преподаватели нам читали лекции.
  За время обучения в институте, ребята привыкли к тому, что когда я где-нибудь появляюсь, то ничего не остаётся делать, как только ждать улучшения настроения.
  В зал вошёл через правую дверь...
  Меня, слегка, смутило то, что зал, наполненный под самую завязку, был погружён в абсолютную тишину...
  Постояв в дверях секунд десять и не увидев никого из преподавателей, я решил воспользоваться  микрофоном, благополучно расположившимся на ближайшей ко мне трибуне...
  Так как, зрение у меня плохое... То, я, скорее почувствовал всеми фибрами своей души, чем увидел, лица, ожидающие чего-то сногсшибательного...
  Не предав значения моим чувствам, взошёл на трибуну... И, наклонившись над микрофоном, три раза щёлкнул по нему пальцами, отвесив щелбаны... Оказалось, И микрофоны были подключены к усилителям, и мощные колонки, развешенные по периметру зала.
   Тут уже и я  прочувствовал улыбки до ушей всех студентов, расположившихся в данном помещении...
  Из-за левой трибуны раздались какие-то непонятные звуки...
  Не останавливаясь в своих намерениях, я повторно наклонился над микрофоном и загадочным голосом произнёс,
  - Хелоу эврибади!
  Мой голос прозвучал, как гром среди ясного неба!
  И, в тот же момент, из-за левой трибуны вывалился преподаватель по Биохимии...
  Это уже мне потом ребята поведали,
  - Николай, буквально за три секунды до твоего проявления, Профессор решил разместить плакаты на левой трибуне... и, что-то там у него не получилось... Одним словом, они все дружно рухнули! И, как только он скрылся за трибуной, входишь ты! Мы все прекрасно осознавали, что ты не видишь его, точно также, как и он тебя... И, понимая, что ты сейчас чего-нибудь нам выдашь, мы все сидели в ожидании… И Ты не подкачал! Конечно, мы догадывались, что ты захочешь поздороваться со всеми за руку... И это у тебя может занять большое количество времени... А тут... В зоне доступа микрофон, на который ты уже покушался пару раз на предыдущей сессии...  И, как только, ты подошёл к микрофону и щёлкнул по нему три раза, Профессор, находясь в позиции, пятой точкой кверху, застыл, закинув голову к звёздам... Сразу после того, как ты громогласно со всеми нами поздоровался, он, не удержав плакаты в руках, вздрогнув, завалился на пол...
  - Вот ведь... И что мне теперь делать? А ну, как он злопамятный… Приду к нему на сдачу экзамена... А он, не глядя, поставит  двойку... И всё...
  - Не переживай, Николай... Он, вроде, нормальный мужик...
   - Поживём... Увидим...


                "Аэробные мышцы красные...
                Анаэробные мышцы белые....
                Деточки... Вам всё ясно?!"
                Фрагмент воспитательской работы          
                В младшей группе детского садика...

  Когда началась учёба в аудиториях, Биохимию у нас стала вести ещё одна замечательная преподавательница. Ей, в ту пору, было что-то около шестидесяти лет. Внешне, она очень напоминала директрису из фильма "Чучело". Такая же степенная.
  Это была последняя сессия, на которую я приносил с собой Брайлевскую машинку для записи лекций... Она грохотала, как десять плоскопечатных машинок.
  Преподавательница ещё на первой паре предложила мне расположиться за первой партой и во время уроков всегда находилась рядом, отслеживая мою запись. Как только я останавливался, она интересовалась,
  - Николай, вы всё успели записать?
  - Да, благодарю вас.
  И, в конце каждой пары, она уточняла у меня,
  - Николай, всё ли вам ясно? Есть ли какие-то вопросы по материалу?
  Если у меня вопросы возникали, то она с огромным удовольствием мне разжёвывала то, что не совсем хорошо уложилось в клеточках головного мозга.
  Как-то раз, после пятой пары, она потратила на меня что-то около часа на объяснение того, что я не до конца понял.
  Сказать, что я был в восторге от умения преподать материал... Ни сказать ничего!


                "Дружба дружбой...
                А мёд со сгущёнкой - врозь..."
             Мысли Винни-пуха в гостях у кролика...

  Ещё на предыдущей сессии, у меня сложились очень хорошие отношения с несколькими девчатами из нашей группы. В том числе, с Аней.
  Она была очень своеобразная девушка. Не сказать, что красавица, но очень симпатичная. с хорошей спортивной фигуркой и с очень густыми волосами. Одним из её недостатков был тот, что она относилась к тем, кто ей не интересен, с каким-то непонятным высокомерием и пренебрежением...
  Меня эта доля, почти, миновала...
  Хотя... Как говорится, и мне тоже слегка досталось. И, как вы, дорогие читатели, сами понимаете, именно в эту сессию... И именно в завязках с экзаменом по Биохимии.
  Незадолго до времени "Ч", она мне заявила,
  - Николай... Ты знаешь, тебе хорошие оценки ставят исключительно за то, что у тебя инвалидность по зрению...
  - С чего ты взяла?
  - Просто... Я знаю это...
  Меня разобрало хулиганство... Посмотрев ей в глаза, решил уточнить.
  - Аня, ты и правда так думаешь?
  - Я не думаю... Я в том уверена...
  - Хорошо! Давай тогда так! Идём сдавать экзамен вместе! Ты  будешь смотреть и слушать, как сдаю я! А я, буду созерцать ушами и глазами потоки твоих знаний!, Договорились?
  Она, с небольшим злорадством на лице,
  - Я только за!
  - Но! Анечка... Давай ещё одно условие с тобой обговорим...
  - Какое?
  - Все конспекты по предмету оставляем за дверьми кабинета!
  - Почему?
  - Ну, как... Анечка, ты хоть раз видела, чтобы я с собой на экзамен или зачёт брал какие-нибудь записи?
  - Нет...
  - Вот и давай, как говорится, по честному! Я без подсказок... И ты, уж окажи милость, тоже... Оставь все бумажки снаружи!
  Было очевидно, что она к такому повороту событий не была готова.


                "Если у тебя чего-то нет...
                То... При наличии ума... Это что-то...
                Иногда... Можно  чем-то заменить...
   Фрагмент общения Шарика и Кота Матроскина.

 На экзамен я направлялся с хорошим настроением.
  Преподавательница, на пятой паре, нас обнадёжила, пояснив,
  - Дорогие мои студенты… если, вдруг, всякое бывает, кто-то из вас вытащит билет, который не знает, то! Может сразу же реабилитироваться, поведав все цепочки химических реакций в Аэробных и Анаэробных мышцах! В случае, если раскроете тайну этих цепочек, оценка будет четыре, не зависимо от того, знаете ли вы ответы на, именно ваши, вопросы... Вам всё ясно?
  Мы с Аней вошли в кабинет.
  Она вытащила свой приговор на бумажке, я - свой.
  Аня села за парту, расположенную немного впереди от меня через проход.
  Мне пришлось обратиться за помощью к профессору.
  - Прошу прощения, вы не могли бы мне продиктовать билет, чтобы я знал свой приговор...
  - Он, улыбнувшись, подошёл ко мне и выполнил мою просьбу.
  Первый вопрос был связанный с витаминами. В нём было около десяти подпунктов... Где и какие витамины содержаться... На что они влияют... Какие оптимальные дозировки... И Т.Д.
  Второй вопрос, связанный с водой... Формула воды... Сколько её в человеке, на что она влияет и т.д. Около двенадцати подпунктов...
  И третий вопрос, наивысшая эффективность тренировочного процесса...
  Как никак, в Академии Физической Культуры учимся...
  Как только записал  формулировку всего билета, мгновенно, подпрыгнул выше Останкинской телебашни от счастья! На эти вопросы я мог бы ответить в любом состоянии и в любое время суток! Даже, если меня разбудить посреди ночи!
  Профессор, обратив внимание на мои радостные эмоции, поинтересовался,
  - Николай, глядя на вас, у меня сложилось ощущение, что вам не требуется время на подготовку?
  - Совершенно верно! Я готов к дуэли!
  Он, улыбнувшись, расположился напротив меня и дал понять, что готов от меня выслушать всё, что я думаю о его предмете...
  В этот же момент, та преподавательница, которая вела у нас пары, обратилась к Профессору,
  - Вы только через чур строго не проводите свой допрос... Николай работал на парах с полной выкладкой!
  - Не беспокойтесь... Сильно загружать не буду...


                "Если соединить Аскорбиновую кислоту...
                Воду... Шашки... И... Кимоно...
                Так это же будет экзамен по Биохимии!"
            Из размышлений студента перед экзаменом.

  Я начал раскрывать суть своих знаний.
  Сосредоточенно ответив на первые четыре пункта первого вопроса, уже, было дело, собрался отвечать дальше, как вдруг, профессор заявил.
  - Вижу, Николай, что вы в теме... Давайте на второй вопрос...
  По воде тоже прошёлся по первым трём пунктам без задержек...
  Преподаватель снова улыбнулся.
  - Вижу, вижу, Николай, и с водой у вас тоже всё в полном порядке... Могу ли я вам задать один дополнительный вопрос?
  - Да, конечно, Господин Профессор!
  - Николай, а вот, скажите мне, пожалуйста, сколько у нас в сутки образуется мочи...
  Тут уже я улыбнулся от уха до уха. Явно, этот вопрос был с подвохом... И, явно, на нём спотыкались сотни студентов, которым попадался этот билет.
  Год с небольшим прошёл, как я закончил медицинский колледж. И, у нас там, тоже были очень сильные преподаватели... В том числе и по Урологии...
  Глядя в глаза Профессору, с улыбкой во весь рот, уже я поинтересовался,
  - А первичной? Или всё таки вторичной?
  Мой ответный вопрос пробудил в профессоре бурю положительных эмоций! Он, хлопнув тихонечко в ладоши, снова улыбнулся и уточнил,
  - Давайте начнём с первичной...
  Я, глядя ему в глаза,
  - Что-то около полутора тонн...
  Он, не сводя с меня глаз,
  - А не девятьсот?
  Слегка смутившись, я решил уточнить,
  - Не знаю, Господин Профессор, как у вас...
  Потом, полностью вернувшись в сознание, поправился,
  - Прошу прощения... Я только что закончил Мед Колледж... И нас там учили, что первичной мочи у нас образуется в сутки что-то около полутора тонн...
  Профессор, снова улыбнувшись,  продолжил,
  - А вторичной?
  Я, не сводя с него глаз,
  - Пятьсоооооот… Семьсооооот грамм.
  Он открыл, было дело, рот, чтобы что-то сказать... Но я его опередил, уточнив,
  - У детей...
  Он, улыбнувшись,
  - А у взрослых?
  - Что-то около полутора двух литров в сутки...
  - Молодец! И, теперь, у нас остался заключительный, третий вопрос...
  - Тут вообще, предельно всё ясно!
  - Я вас внимательно слушаю...
  - В своё время, в начале девяностых, когда у меня уже были разряды по шашкам и дзюдо, я на общественных началах вёл в школе, которую закончил, две секции по этим видам спорта. И, те ребята, которые начинали ходить ко мне только на борьбу, в том числе, начинали ходить и на шашки... И наоборот, Те, кто начинал ходить на шашки, в том числе, стали заниматься и борьбой.
  - А суть в чём?
  - Я не собирался из них готовить чемпионов по этим видам спорта... Для меня было важно, чтобы детишки, те, у кого математический склад ума, не выглядели, как тряпки! Чтобы, в случае чего, они могли за себя постоять! И, в обратную сторону, те, кто мог за себя постоять, чтоб умели пользоваться и своим серым веществом по полной программе...
  - Николай, а как вам удалось сделать так, чтоб они ходили и на шашки и на дзюдо?
  - В конце тренировки по борьбе устраивал пятиминутку "Весёлых стартов"... Но! Только, если ребята вели себя на занятиях хорошо. На шашках тоже у меня была своя "фишка". Каждый раз, приходя на занятие, после хорошей  разминки, устраивал им мозговой штурм. Сначала, диктовал им десять позиций, потом, они занимались самостоятельным решением, и, те, кто первым решал каждую комбинацию, получал маленький вкусный приз... В конце каждого занятия, те трое, которые набрали больше всех очков, получали самые вкусные призы... Да, я не сказал, что вёл в тетрадке учёт, кто, какое место занял в решении каждой комбинации... И, потом уже, подводил итоги. Иногда, бывало так, что ребята, которые ни разу не были в призах в отдельных решениях, становились лидерами! И, наоборот, было немало  случаев, когда откровенно слабые ребята решали быстрее всех ту или иную комбинацию! И тоже получали вкусные вознаграждения!
  Профессор снова улыбнулся от уха до уха.
  - Николай, так понимаю, что у вас с мотивацией детишек проблем вообще не возникало?
  - Скажем так, они были... Но, довольно редко.


                "Включить можно не только свет...
                Но и интеллект..."
      Из размышлений проснувшегося Академика.

  Из кабинета выходил в отличном настроении!
  Около дверей, ожидали  три сокурсницы, Одна из них та Татьяна, с которой у меня при знакомстве на втором курсе были небольшие напряжённости в общении... (СМ. рассказ "Нонна Илларионовна").
  Они подошли ко мне и поинтересовались,
  - Николай! Сдал?
  - Да...
  - Что поставили?
  - Не знаю... Вот, посмотрите сами... Вы же в курсе, что у меня зрение не совсем хорошее...
  Они открыли зачётку... И у них округлились глаза.
  - Николай! Какой билет тебе достался?
  - Витамины, вода и тренировки...
  - И ты получил за этот билет пятёрку?
  - Из выше сказанного становится ясно, что именно так... А что? Вы тоже этот билет вытащили?
  Татьяна, смутившись,
  - Да, Николай, нам троим именно этот билет и достался... И мы получили по трояку...
  - Так понимаю, на дополнительном вопросе засыпались? На моче?
  - А ты откуда знаешь?
  - Меня тоже пробовали на этот крючок поймать...
  - Не удалось?
  - Девчата... Сколько вам лет... Уже давно пора понять, что, если преподаватель задаёт дополнительный вопрос, то он, однозначно, с большим подвохом! Вы-то, как я понимаю, ответили, что полтора два литра...
  Они, смутившись,
  - Да... А ты-то откуда знаешь правильный ответ? Мы же на занятиях этого не повторяли...
  - Всё очень просто... Я очень внимательно учился в Мед Колледже...


                "Очень сложно жить....
                Когда все вокруг глупее тебя..."
                Мысли расстроенной пессимистки.

  Ещё через пару минут, из кабинета вышла Анечка... Она, подойдя ко мне, тихо сказала.
  - Николай... И всё равно, если бы у тебя не было инвалидности, то тебе оценки ставили бы на балл ниже...
  - Аня, так понимаю, что тебе без конспекта ответить не удалось... По этой причине, ты и пытаешься хоть какую-то часть своей злости вылить на меня... У тебя есть ещё два дня на то, чтобы уже с тетрадкой в руках получить оценку...
  На следующий день, ей удалось сдать экзамен, получив пятёрку...  Готовилась она к ответу, держа перед глазами конспект…

***Маленькое пояснение. Первичная моча, это вся кровь, проходящая через почки в течении суток.

Николай Дежонков-Дайбов
1:06 10.11.2025


Рецензии