Кто ты на самом деле?

Персона — маска, скрывающая истинное "Я".

Кто ты на самом деле?

Представьте, что вы прокладываете свой путь сквозь день, как обычно, но вдруг замечаете, что люди вокруг выглядят совсем не так. Одни еле вписываются в роли, как в спектаклях, которым грош цена, другие выполняют свои сценарии безупречно. Но и первые, и вторые — в масках.

Сегодня термин "персона" вошел в лексикон психологии и культуры. Он часто используется в разговорах, блогах, кино. Этот термин, как правило, означает образ человека, а не реальную личность.

Карл Юнг выбрал его для своей психологической теории, поскольку он связан с ролями в обществе. Его интересовало, каким образом люди играют определенные роли, принимая общие коллективные установки, представляя социальные и культурные стереотипы, не принимая своей уникальности. Безусловно, это хорошо известная человеческая черта, это своего рода "мимикрия". Юнг дал ей название и включил в свою теорию психики.

На первый взгляд "персона" — простой архетип, поскольку мы его осознаем и ежедневно сталкиваемся с таким "явлением". Но эта простота только кажется.

По Юнгу, функционирующая персона — это часть души человека, связанная с сердцевиной. Персона служит необходимым противовесом нашей тени. Точно так же, как тень является мостом к бессознательному, персона — это мост в сознание. Нам нужно понимать архетипы, чтобы защитить себя от бури внутри. Если мы будем плыть вслепую, внутренний мир захлестнет нас.


Персона как душа.

Карл Юнг начинает своё определение персоны с того, что многие психиатрические и психологические исследования показали, что человеческая личность может быть "расщеплена" и фрагментирована, и что даже в нормальной человеческой психике может быть несколько субличностей. Однако сразу же становится очевидным, что "множественность личностей" никогда не возникнет у здоровых людей. Иначе говоря: мы не являемся множественными личностями в клиническом смысле, но у каждого "объекта" есть следы расщепления характера. Нормальный или здоровый человек – это, прежде всего, менее драматичная версия того, что встречается в патологии.

Достаточно внимательно понаблюдать за человеком в различных условиях, чтобы увидеть, как переход из одной среды в другую приводит к разительной перестройке характера. Характер ситуативен.

"Ангел за чертой (границей), дьявол дома". На публике такой человек радуется, общается, шутит, а дома – кислый и ворчливый. Он как будто две разных личности, но с одним и тем же плохим чувством юмора.

Люди обычно чувствительны к ожиданиям других. К. Юнг указывает, что конкретное заведение, будь то школа, семья, работа – требует от человека определенных установок. "Установка – ориентация под конкретную цель".

Установка – это сочетание психических факторов, которые будут определять поступки. Отсюда следует, что установка – это не что иное, как черта характера. Чем дольше сохраняется установка и чем чаще она нужна для удовлетворения требований среды, тем более привычной и родной она становится.

Согласно бихевиоризму, чем чаще поведение подкрепляется средой, тем прочнее оно закрепляется. Люди могут выработать специфическое отношение к определенному окружению и соответственно реагировать на сигналы. Когда отношение полностью сформировано, для активации поведения требуется лишь соответствующий сигнал или триггер.

"Существует неосознанная правильность того, как во всех европейских языках слово "персона" обычно используется для обозначения человека. Но на самом деле persona означает "маску", какую привыкли надевать актеры на античной сцене. И совершенно верно, что никто не показывает себя таким, какой он есть, а надевает маску и играет свою роль. Действительно, все наши общественные порядки можно уподобить вечной комедии".

Артур Шопенгауэр.



Персона как парадный костюм.

"Нам никогда не следует приходить в коллектив без одежды. Внутренний костюм служит, чтобы внешний коллектив не бил нам по лицу. Мы должны приберечь свое цельное существо для внутреннего круга друзей, с которыми мы можем быть самими собой".

Если вы считаете, что персона вам не нужна, то вы либо неосознанно идентифицируете себя с ней, либо недооцениваете влияние внешнего мира.

Только гении могут себе позволить бескомпромиссность, растворить свою индивидуальность в обществе (С. Хокинг, А. Эйнштейн). Вы должны быть кем-то, кто вносит крупную компенсацию обществу за эту привилегию.

Если нормальный человек хочет адаптироваться во внешнем мире, ему придётся идти на компромиссы. В некоторых школах психологии существует такой термин: "объектные отношения".

Чтобы быть связанным с миром, мы должны адаптироваться к его постоянно меняющейся среде. Разные ситуации требуют разного поведения и внешнего вида. В основном персона ассоциируется с работой или местом в мире.

К. Юнг заметил, что в отличие от людей, живущих и работающих в сельской местности или на природе, представляющих собой единую среду обитания, городские жители перемещаются в двух совершенно разных средах: домашний круг и общественный. Две среды, которые требуют совершенно разных установок.

Психологический термин "идентификация" указывает на способность эго воспринимать и объединяться с внешними объектами, установками и людьми. Это бессознательный процесс, человек непроизвольно подражает другому человеку. Возможно, сам он этого даже и не замечает, но другие (окружающие его люди) видят подражание. В принципе можно сказать, что эго отделено от персоны, но в реальной жизни это не так. Эго склонно отождествлять себя с теми ролями, которые играет в жизни.

"Домашний характер", как правило, формируется под влиянием эмоциональных требований, ради комфорта и удобства, например: уступчивость. Поэтому часто бывает так, что люди в общественной жизни чрезвычайно энергичны и упрямы, а дома в кругу семьи оказываются добродушными, мягкими и даже слабыми. На вопрос, каков же истинный, настоящий характер, ответить невозможно.

"Можно сказать, что персона – это то, чем человек в действительности не является, но что он сам, а также другие считают таковым".


Источники формирования персоны.

В соответствии с социальными условиями характер ориентируется: на ожидания и требования общества, а с другой стороны – на цели и устремления индивида.

К первому случаю относится соответствие определенным требованиям среды (религиозные организации, постулаты).

Второй ориентир: социальные амбиции индивида. Для того, чтобы общество могло влиять на человека, он должен хотеть принадлежать к нему.
Эго должно быть мотивировано на принятие тех черт личности, которые требует общество, иначе идентификации просто не случится. Для того чтобы личность сформировалась, между ней и обществом должно быть достигнуто соглашение. В противном случае индивид живет изолированно, на обочине культуры, навсегда оставаясь "трудным подростком" в мире взрослых. Это отличается от "героического бунтаря", идущего своим путем, игнорирующего социальные нормы. "Бунтарь" – это другой тип личности, который предполагает любое общество и группа.


Существует множество ролей.

Как правило, чем престижнее роль, тем сильнее тенденция к идентификации с ней. Люди не отождествляют себя с ролями "низшего класса". Ролевая идентификация мотивирована амбициями и социальными устремлениями.

Отношения эго и персоны.

Из-за противоречивости целей архетипов персоны и эго отношения между ними не простые. В эго заложено стремление к автономии, а персона движется в противоположном направлении – адаптации к миру. Мы имеем две противоположные тенденции, одна из которых заключается в потребности к отделению, другая – в потребности отношений.

Радикальное стремление эго к отдалению уходит корнями в "тень", поскольку представляет собой угрозу как для жизни "группы", так и для самого человека.

Движение к отношениям и адаптации, направленное на обеспечение выживания, дает возможность закрепиться персоне. В этом случае она и становится "самопрезентацией" миру. Конфликт между отделением и социализацией порождает тревогу.

К началу взрослой жизни человек надеется, что развитие эго и персоны произошло в достаточной степени. Очевидно, что между развитием эго и персоной существует фундаментальный конфликт: как можно быть свободным и уникальным и в то же время нравиться другим и быть принятым, соответствовать требованиям и ожиданиям?

Выходит так, что человек, персонализируясь, никогда не сможет добиться тех рациональных целей, которые были ему "обещаны" за следование простому и логичному пути, предполагающему отождествление себя с социальной ролью. Отсюда неизбежно рождается конфликт между ожиданием и реальностью, ведущий к стрессу и депрессиям. Вывод только один – не отождествлять себя с профессией.

Предположим, человек представляется как банкир или бухгалтер, находясь на светском мероприятии, которое не имеет ничего общего с профессией. Это не личность, это социальная маска, настолько раздутая, что "носители" постоянно боятся, как бы окружающие не усомнились в его положении.


Ловушка "успеха" персоны.

Когда мы анализируем персону, мы сбрасываем маску, обнаружив, что то, что казалось индивидуальным, на самом деле является коллективным. По сути персона не является чем-либо материальным, это компромисс между личностью и обществом относительно того, каким должен казаться человек.

Психологическое понимание персоны позволяет принимать и отбрасывать её по желанию, но "вознаграждая" конкретную персону, внешний мир побуждает к идентификации с ней: деньги, власть, слава и уважение приходят к тем, кто может целеустремленно и хорошо выполнять свою роль. Таким образом, из "полезного" удобства персона может стать ловушкой.

Человек не может избавиться от себя в пользу искусственной личности без "наказания". Даже простая попытка может обернуться бессознательной реакцией в виде плохого настроения, фобий, навязчивых мыслей, идей и вредных привычек.
Требования приличия и хороших манер являются дополнительным стимулом надеть подобающую маску.

Человек не может избавиться от себя в пользу искусственной личности без "наказания". Даже простая попытка может обернуться бессознательной реакцией в виде плохого настроения, фобий, навязчивых мыслей, идей и вредных привычек.

Требования приличия и хороших манер являются дополнительным стимулом надеть подобающую маску. То, что происходит "за маской", является личной жизнью. Это разделение сознания на две фигуры, часто нелепо разные.


В заключении.

Хоть персона часто и бывает универсальной, вы не сможете "вызывать" её по щелчку пальцев. Как правило, она включается самостоятельно, в определенных ситуациях. Рабочая персона крепко связана с вашей личностью и сильно отличается от синдрома "приклеенной маски".


Рецензии