Вот, я сегодня посетил зубного. Было, конечно, неприятно, но очень, прям, сильные ощущения, что очищение происходит. (Алеся: «Ну, папочка, у тебя теперь будет улыбка и, знаешь, это – блёстки будут сверкать. Когда ты будешь улыбаться, переливы будут!.. (Со смехом.) Сколько в тебя вгрохали! («Да?») Жуть! Сколько мы тебе зубов отремонтировали? – «Ну, меньше, чем я зарабатываю?» - Соня: «Зубы – это лучшее вложение».) Да, зубы – это важно. Вы в своё время оцените, насколько это важно. Пока я к Инессе Валентиновне не пришел, 25 лет к зубному не ходил. Они все посыпались. (Алеся: «Слышь? О чем мне говорить? – Я семерых родила. Она сказала, что у меня весь кальций из зубов на детей ушёл… Ещё завтра она мне напишет. Если будет свежее, я ей просто покажу… Потому что очевидно, что ничего срочного нету…». – «Ну у тебя ничего не болит?» - «Ничего не болит, но у меня там скол тоже есть… Ещё один зуб рассыпался…» - Наташа: «Мама делилась с каждым из нас своими зубами»… - Алеся: «Да».) Да, так оно и было, дети. (Алеся, со смехом: «И волосами!») И очень обидно потом встречать неблагодарность. (Алеся: «Да ла-а-адно!.. Они потом своим детям будут зубы делать…») Но тем не менее… (Алеся: «Да ла-а-адно, пап, не жа-а-алко!..) Не жалко? («Не жа-а-алко!..») Нужно найти в себе великодушие, чтобы не бросить престарелых родителей. Это я говорю не из-за эгоистичных соображений, это просто такой закон духовный. Если вы бросите своих родителей, почему ваши дети должны с вами оставаться? (Алеся: «Но мы же бросили своих родителей, папочка…») Это было не так. Они нас прогнали. (Алеся: «Да. Дети, мы их не бросали! Ей-Богу! Они сами нас прогнали!») Мы их не бросали – ни тех, ни других. Они сами нас прогнали. (Алеся: «Мы их не бросали. Такой уникальный случай, когда родители нас сами выгнали…») Они нас прогнали. И те, и другие! Своими собственными руками. Нас прогнали. А Господь дал нам жильё». (Алеся, смешным голосом: «Почему-то они не захотели с нами жить… («Да…») Непонятно, почему… («Да…») Я всё помню, как возмущалась женщина, в больнице лежала… Значит, они жили в доме со своей бабушкой. У них было трое детей, вот… Это была бабушка мужа… Она уже лежачая была и она вредничала. Она бросала памперсы в туалет, который был рядом, приходилось периодически менять всю систему, и ненавидела детей, которые мотались везде по дому, нарушали ее покой... И эта женщина всё возмущалась: «Ну первый раз вижу человека, который ненавидит своих ПОТОМКОВ!» (Смеёмся.) – «Потомков!» - «Да!» - «Это она по отношению к внукам так себя вела?» - «Да…. Да-да-да…») Да… Ну, сейчас что угодно может быть: когда веры нет в людях, всё рассыпается на составные части. Просто в порошок жизнь рассыпается без веры. Потому что непонятно вообще, все установленные вещи, от века, - они становятся непонятны. «А зачем это? А какой в этом смысл? А почему я это должен делать?» Если веры нет, как у Фёдора Михайловича Достоевского написано, «то какой же я капитан?» «Если Бога нет, какой же я капитан?» Там один говорит… Всё сразу теряет смысл. Поэтому вопросы веры – они должны стоять на первостепенном месте. Даже Чехов, Антон Павлович, говорил, что если веры нет, то ее надо искать. Нельзя соглашаться на жизнь без веры. (Алеся: «Соня! Это откуда папа знает?» - Соня: «Это из «Чайки»… - Алеся: «Ты мой хороший… Я вот забыла эти слова». - Молодец! Не читал, но знаю. Соня. Я не читал, но знаю.) Но путь к вере… Её нельзя, оказывается, передать по наследству. Нет, конечно, если вы будете очень сильно нас почитать, то вместе с почитанием нас какая-то вера будет. Раз мама с папой верили, то и вы должны. Но ваша личная вера не придет просто. Это тяжёлый болезненный процесс – обретения веры. И обязательно нужно пройти и через отчаяние. И настоящая вера – она всегда подпитывается даже этим отчаянием – отчаянием во всём земном. Во всём видимом, очевидном… (Алеся: «Ещё немножко, и мы отчаемся. Если ты будешь каждый вечер нас к этому подводить, то мы отчаемся».) Вот вера – это опора на невидимое. Когда душа убеждается, что невидимое реальнее видимого. Вечное реальнее временного. Это очень всё не просто. Не просто. Потому что когда человек рождается на этой земле, он очень быстро забывает свой опыт вечности… Мы все пришли оттуда, но мы не помним этого. И перед ним предстает вот эта временная жизнь, эфемерная. Где много очень зла, страдания и кажущаяся бессмыслица. Человек постепенно это понимает и – отчаивается. Отчаивается. Он не понимает смысл: «Какой смысл в этом во всём?» Вот чтобы обрести смысл, нужно обрести веру. Без веры не будет смысла. И вера нужна не только церковная. Церковная-то – конечно, обязательно! Но должна быть ещё своя, личная вера. Вера выстраданная, всеми фибрами души – вера в Бога и вера в бессмертие души. Слышишь, Соня?.. Это должна быть твоя вера. Твоя – выстраданная, сердечная. А вера церковная, православная – мы с любовью её принимаем, исповедуем, изучаем, впитываем, погружаемся в неё, ищем через неё спасение – это само собой. Но её мало, как оказывается. Как оказывается, вот этой общепринятой веры – её мало. Должна быть твоя личная ещё. Не противоречащая православной. Как бы даже её подпитывающая. Потому что если есть Бог и есть бессмертие души, значит, и неслучайна эта вера, которую нам Господь дает на этой земле. Ведь это же не может подвиснуть в безвоздушном пространстве – твоё собственное бессмертие и Бог, который создал весь этот мир. А это значит как-то проявляется в нашей жизни, а проявляется вот как. Это всё не обман – Церковь, Православие. Это правда.
А если начинаются вопросы: «А почему столько вер? Откуда столько разделений, вероисповеданий, религий?..» Есть такие люди, которым это очень важно. На это тоже есть ответ. Это условие нашего земного существования. На самом деле, вера одна, как говорили мудрые люди. И чужих вер даже не бывает!.. Вера всегда только одна. А на земле всё вот так распадается. Нужно уметь найти, и увидеть, и ощутить присутствие Православия в жизни каждого народа, в жизни каждой группы людей. В жизни даже каждого человека. Будь это какой-нибудь индус, негр или вот русский православный христианин. Православие как воздух, оно везде есть. Но мы верим. Что наибольшая его концентрация – вот, в Православии. (Алеся: «И поэтому ты нам почитаешь Евангелие») Да, и поэтому я вам почитаю… Извините, простите… (Алеся: «Ничего…») Что я говорю много от себя… Потому что я должен. Одного Евангелия тоже, получается, мало. Без комментариев… (Дальше читаю Евангелие от Иоанна, об исцелении слепорожденного.)
Из вечерней беседы с семьей 23.05.2021
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.