Три простых дня. История одного перемещения. СВО

Три простых дня
(история одного перемещения)

Как отмечали ранее, истинная душа (дух, характер, сущность) человека в максимальной степени проявляется в экстремальных обстоятельствах. Бригада «Невский», выполняя в рамках СВО задачи, поставленные верховным главнокомандующим России (В. В. Путиным), является для настоящих мужчин тем местом, где делом доказывается личное отношение к великой России с тысячелетней историей, ее правильному будущему, в основе которого – любовь к Богу, ближнему; традиционные духовные и нравственные ценности; дружное сосуществование многонационального народа.
Находясь через шесть месяцев после подписания контракта в командировке, которая проходила по большей части вне СВО, общаясь с российскими гражданами, отметил, что недостаточно информации о повседневной жизни бойцов. Многих интересуют вполне обычные вопросы: что и как устроено, чем заняты, когда нет военной и спортивной подготовки и т. д.
С учетом того, что общее количество российских граждан, которые более-менее имеют представление о текущих событиях на СВО, составляет не более 2–3 % от общей численности населения России, в представленном материале остановимся на двух историях, которые считаются обычными событиями в условиях, когда боец находится на боевом задании (БЗ).
Прежде чем перейти к описанию, необходимо отметить следующее.
Гражданин, подписавший контракт на выполнение определенной задачи (не будем углубляться в терминологию) в рамках СВО, может дислоцироваться в нескольких основных местах.
Первое – вне пределов СВО. Как правило, короткий промежуток времени. Чем занимается боец – военная тайна.
Второе – непосредственно в зоне СВО. Может находиться не на БЗ. Что делает – военная тайна.
Боец находится на БЗ – как правило, в месте дислокации, расположенном достаточно близко к противнику (от 350 м до 15 км).
Постоянно происходят перемещения (по разным обстоятельствам).
Важный момент (ранее акцентировал): то, что поведано читателям, – это реальные истории бойцов бригады «А. Невский». Рассказчик не является компетентным в том, что происходит в иных формированиях. Также очевидно, что определенные моменты имеют сходство. Напомним, что линия фронта – до 2000 км.

История одного перемещения

В течение июня 2025 года произошло занимательное событие, связанное с автором данного повествования, поэтому в рамках общей концепции оно будет упомянуто под общим заголовком «Три простых дня».
Убежден, что у постоянного читателя будет формироваться правильное и объективное отношение ко всем бойцам (да и не только), кто находится в зоне СВО.
Описанное перемещение является рядовым и повседневным мероприятием с общим народным определением «рутинная повседневная работа». Или «так и живем». (Кто помнит забавный анекдот про сотрудников КГБ и Моисея Лазаревича? Пришли к нему в 3 часа ночи с вопросом: «Здесь живет Моисей Лазаревич?». На что, вздыхая, он ответил: «Да разве это жизнь?»)
С одной стороны, данная история плавно будет подводить к другому личному событию, а с другой – даст дополнительное понимание, что и как происходит в рамках одного из видов передвижения бойцов.
Появилась необходимость направить простого бойца с точки «А» (более 100 км от линии боевого соприкосновения (ЛБС)) на «полку» «М» (до 1 км от позиций неприятеля).
Этап 1. Перемещение до ЛБС. Подробности не описываем, так как некоторые вопросы являются военной тайной. Время прибытия не уточняется.
Напомню, что ЛБС является именно тем местом, где постоянно все стреляют (различные виды тяжелого вооружения), летают дроны и т. д. Одним словом – риски. Угрозы жизни существенно возрастают.
Этап 2. В определенное время отбыл к месту временной дислокации. В место, где прогулки на свежем воздухе нежелательны. Все перемещения – по «погоде», а именно во время сниженной интенсивности полетов дронов.
Движение на транспортном средстве занимает какое-то время. Обязательное условие – включение специальных устройств (радиоэлектронной борьбы (РЭБ) с дронами), которые, по объективным причинам, не всегда выполняют свою функцию (враг не дремлет и часто меняет частоты, которые РЭБ не может подавить). Еще имеется датчик оповещения об обнаружении дрона, который показывает расстояние до объекта. Рабочая ситуация, когда уровень оповещения указывает на то, что целесообразнее всего (если нет укрытия) покинуть транспортное средство и, по возможности, рассредоточиться.
В конкретном случае машину покидать не пришлось, но провести некоторое время в укрытии необходимость имела место.
Этап 3. Приехали. Пересев на мотоцикл, ближе к кроссовому, поехали к другому месту дислокации.
Через две минуты после начала движения появился дрон. С учетом отсутствия иных транспортных средств передвижения оператор дрона противника посчитал (по всей видимости), что два бойца могут быть хорошей целью.
Проехав еще до 200 метров, поняли, что именно мы приглянулись оператору.
Остановились возле ближайшего дома. Того, что от него осталось. Аккуратно (насколько позволяла обстановка) уложив мотоцикл на землю, резко рванули в укрытие. Как оказалось, укрытие не вполне является таковым – крыши не нашлось. В подобных случаях не очень приветствуется. С другой стороны, можно четко увидеть, где находится дрон в конкретный момент.
Ответственно заявляю: разговоры о том, что бойцы могут видеть сквозь стены при отсутствии дыр, не соответствуют действительности. Также отмечу, что по звуку летящего устройства можно много чего определить: вид дрона, расстояние до него, уровень «заряженности» и еще пару параметров.
С учетом конструкции укрытия нам пришлось немного побегать по разным комнатам – выходить наружу и заходить обратно. Так как дроны фиксируют движение объекта (в зависимости от прикрепленных на них приборов), то приходилось стоять и не двигаться (дышать при этом не возбраняется).
Подобные действия в целом заняли не более пятнадцати минут. В моем случае перемещаться было не совсем комфортно, так как на мне был бронежилет (до 14 кг), рюкзак со скромными пожитками весом не более 15 кг, каска до 1,2 кг и автомат с боекомплектом (до 5 кг). Обычно имею при себе сумку с компьютером, но в данной ситуации она осталась на предыдущем месте (взять не было возможности).
Как только дрон удалился, поспешно сели на мотоцикл и поехали дальше. Добрались до существенного укрытия.
Этап 4. Место временной дислокации. Расстояние до неприятеля – до 9,5 км. Обстрел возможен из танка и дальнобойных орудий. Основная проблема – дроны с различной мощностью сброса. Самая неприятная история – «Баба-Яга».
Как оказалось в дальнейшем, авиационная угроза также имеется.
После небольшого отдыха через несколько часов продолжили движение к конечной точке моего временного пребывания.
Этап 5. Мотоцикл. Несколько мощнее, чем предыдущий. За рулем тот же боец. У бойца – в обязательном порядке прибор определения расстояния до дрона. Его обязанность в том, чтобы довезти меня до некоей точки, на которой, в свою очередь, уже встретит другой боец и доведет до конкретного места. Прежде чем двинуться, рекомендации товарища были следующими.
1. Все максимально закрепить.
2. Слушать мои команды.
3. Держаться крепко.
4. Смотри по сторонам. Увидишь дрон – информируй.
5. По возможности молиться. А там как Бог даст.
Выдвинулись. То, что держаться нужно не просто крепко, а очень – стало понятно сразу. Минут через пять после начала движения датчик зафиксировал приближение «птички». Со словами: «Держись, постараемся успеть до укрытия», – боец прибавил газу. Через минуту заехали под укрытие и в ускоренном порядке (мотоцикл остался под маскировочной сетью) пробрались в один из более-менее уцелевших домов.
Со словами «ну что, немного покурим» боец закурил.
«Вроде улетел», – продолжил боец. – «А ты что такой спокойный? Не страшно?»
«Рабочая ситуация. Действительно, их стало больше».
Мой ответ его немного удивил. Он не знал, что ранее я был три месяца на БЗ.
Прошло минут десять. Вышли. Послушали. Все тихо. Можно ехать, но для контроля минут пять постояли.
Выкатили мотоцикл. Сели. Вдруг чуть впереди справа резко поднимается дрон. В результате он практически над нами. По всей видимости, сидел в поле и ждал, когда мы выйдем из укрытия.
В сложившихся обстоятельствах как можно аккуратнее мотоцикл был положен на землю, а мы вновь были вынуждены переместиться в укрытие.
С риторическим вопросом: «Как здесь можно бросить курить?» – боец закурил очередную сигарету.
Минут пятнадцать выждали. Вышли, послушали и со словами, мол, дел и так много, выдвинулись в заданном направлении.
Добрались. Передав меня следующему бойцу, мой провожатый уехал для выполнения следующего задания.
Следует заметить, что боец-мотоциклист передвигается в таком режиме в течение всего дня, семи рабочих дней, каждую неделю, а поездки в ночное время суток – нередкое явление.
Перемещение на автомобилях – такая же рутинная работа с ответственностью водителя за тех бойцов, которые находятся внутри транспортного средства, а также за БК (боевой комплект) для различных типов вооружения.
 В начале движения в сторону позиции по звуку был определен приближающийся дрон. Пришлось не менее тридцати минут отсиживаться в укрытии (если так можно сказать про объект).
Выдвинулись. Общее расстояние до места назначения не менее 6 км.
Дорога разная. Открытые участки до 2 км (в общей сложности), состоящие из отрезков разной длины (от 200 до 500 м), которые необходимо преодолевать в ускоренном режиме. С тропы лучше не сходить. Практически вся местность заминирована (разными способами).
С учетом нагрузки бойца (от 15 до 45 кг) и особенностей организма (есть бойцы-добровольцы, которых в сборную России по кроссу вряд ли бы взяли, разве только из-за уважения к заслугам перед отчизной) делаются перекуры. В моем частном случае ускоренное движение с нагрузкой требовало остановок через 800–1000 м – поразмышлять о мире бытия и параллельно немного отдышаться и отдохнуть.
Особых приключений при перемещении первые 4 км не наблюдалось. Несколько раз прятались, но ничего необычного не происходило.
Мой типичный ответ на вопрос проводника: «Старый, ты как?» – заключался в общей фразе: «Двигаемся в рамках сил и возможностей». Мое предложение проводнику двигаться в ускоренном режиме, разве что указав мне направление, было отклонено сразу. Им была озвучена мысль: «Позиция общая: двигаемся вместе. Нужен отдых – скажи. Покурим».
Необходимо отметить, что мне было предложено дослать патрон в патронник, что позволяло в случае необходимости сразу вести стрельбу, сняв оружие с предохранителя (режим боевого перемещения). На что я сказал, что, в принципе, стреляю более-менее, но с учетом обстоятельств вряд ли смогу на ходу попасть в летящий дрон (довольно сложно из автоматического оружия (из ружья гораздо проще)).
Чем ближе к точке назначения, тем интенсивность полетов дронов больше.
Пришлось в одном месте отсиживаться не менее 2 часов.
По приходе на очередную «полку», после которой через 800 метров (400 метров «открытки») – мое местоназначение, бойцы поведали историю.
Минут пятьдесят назад была попытка камикадзе влететь в гости в наш блиндаж. Их оператор не справился с управлением (к счастью), и дрон врезался в переднюю балку блиндажа. Отделались легким волнением. У пары бойцов приемлемая контузия. У одного, от неожиданности, пошла кровь из носа. В общем, рабочая ситуация.
Отсиделись и пошли далее.
К 20:00 был на месте.
Вот, пожалуй, и все, что касается типичного перемещения простого бойца к месту дислокации (несения службы).


Рецензии