Здравоохранение в Царской России

В. И. Ленин в статье «Капитализм и народное потребление», опубликованной в 1912 г., отмечал, что рабочие и неимущие крестьяне капиталистических стран не имеют возможности потреблять молочные продукты, а вынуждены довольствоваться суррогатными, неполноценными пищевыми продуктами. «У нас в России, – писал В. И. Ленин, — происходит то же самое.

Дети бедных крестьян, оставаясь без молока, мрут в громадном числе. Смертность детей в России невероятно высока»


Земская медицина, возникшая после отмены крепостного права, являлась единственной формой оказания медицинской помощи населению. До её возникновения практически единственным источником её в сельских районах были знахари и повитухи. Несмотря на привлечение научно-медицинских обществ вроде “Общества русских врачей”, политику царских властей в области оздоровления населения нельзя назвать удачной. Её эффективность в области здравоохранения можно оценить по следующим критериям:

Организация здравоохранения. В Российской Империи больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.

2.Заболеваемость. Дореволюционная Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости среди населения инфекционных болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано около 13 млн. инфекционных больных. Основной причиной высокой детской смертности были детские инфекции.

3.Медицинские кадры. В 1913 в России было 28,1 тыс. врачей, большинство которых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население многих районов было практически лишено врачебной помощи. На территории Таджикистана и Киргизии — 1 врач приходился на 50 тыс. жителей, Узбекистана — на 31 тыс., Казахстана — на 23 тыс. жителей.

4.Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913—1914 санитарная организация имелась в 73 городах и 40 губерниях России, работали 257 врачей, было 28 санитарно-гигиенических лабораторий; земские санитарные бюро выполняли главным образом статистическую работу. Санитарное состояние страны оставалось крайне неблагополучным: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологическим показателям).

5.Больничная помощь. В дореволюционной России более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало всего 5 и менее коек, 53% — от 6 до 20 коек и только 21% — более 20 коек.

6.Амбулаторно-поликлиническая помощь. В 1913 г. в крупных городах насчитывалось всего 1230 амбулаторных пунктов и лечебниц для оказания первичной помощи приходящим больным.  Всего в 9 городах были учреждения, которые условно можно назвать станциями скорой помощи.

7.Санаторно-курортное лечение. В 1913-м году в России имелось 60 санаториев на 3 тыс. мест. Официальная численность рабочих и их семей в начале XX-го в., для сравнения, составляла свыше 20 млн. чел. Таким образом курортное лечение было практически недоступно трудящимся.

8.Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям. В дореволюционной России было 7,5 тыс. коек для беременных и рожениц. В 1913 лишь 5% родов проходили в стационаре. Учитывая, что к 1913 г. численность сельского населения, составляла около 150 млн. чел., то акушерскую помощь на селе оказывали преимущественно повивальные бабки, а не акушерки.

9.Аптечное дело и фармацевтика. Аптеки находились в руках частных владельцев; в городах на 1 аптеку приходилось 10,8 тыс. жителей. В сельской местности (в современных границах Европейской части СССР) — 119,5 тыс. жителей, на территории Средней Азии — 436,4 тыс. жителей.

Фармацевтические предприятия России не производили алкалоиды, салициловые, висмутовые препараты, препараты мышьяка и др. Лекарственные препараты закупались Россией в основном в Германии, которая в те годы являлась лидером в области фармацевтического производства, а также в Англии, США, Франции. Кроме того, Россия ввозила в значительных объемах йод, бром, борную кислоту, препараты ртути, органические кислоты и др.


Яркий пример слабости политики в сфере здоровья населения — это неудовлетворительная профилактика инфекционных заболеваний. Например, вакцинация от натуральной оспы. В конце XIX века медик-писатель Святловский писал: «В Англии, где введены обязательные вакцинации и ревакцинация, умирает в среднем за год от этой болезни 1, и самое большее — 12 человек. Заметим — это во всей Англии; в Австрии же, не имеющей обязательного закона, в самые лучшие годы умирает от оспы не менее 5 тысяч человек за год.

В одной Вене, или у нас в Варшаве, умирает от оспы ежегодно более, чем в целой Англии или даже в целой Германии». При этом вакцинация от оспы в России, началась ещё в начале XIX века и члены императорского дома были от неё привиты. Однако, ни о какой тотальной вакцинации населения не было и речи. Так что на рубеже XIX-XX вв. в России оспой ежегодно заболевали около 100 тыс. человек и эпидемии натуральной оспы были большой опасностью, для большинства населения страны


В аграрной Российской империи, несмотря на то, что отечественная медицина, уже тогда располагала врачами и учёными с мировыми именами: Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И. П. Павлов и др. Из-за архаичной социально – экономической системы, с её феодальными пережитками и сословной стратификацией общества. Квалифицированная медицинская помощь, для широких слоёв населения оставалась практически недоступна.

 "В темном и не­культурном населении эти два фактора, экономический и быто­вой. Настолько тесно переплетаются друг с другом, что далеко не всегда можно провести между ними демаркационную черту, за которою начинается влияние одного и кончается действие второго. Итак, в способе вскармливания, убийственном для детей, в невежественном уходе за ним, закрепленном к тому же зави­симым положением женщины в семье, традициями и неподвиж­ностью уклада последней, может объясняться, почему эти бы­товые условия особенно невыгодны для известного района Рос­сии и для русского населения ее»


Рецензии