В историческом сердце Москвы

 Если бы нашёлся такой режиссёр, который захотел бы снять исторический фильм о Москве в стиле классицизма или неоклассицизма, в котором главным принципом считается единство времени и пространства, то он не нашёл бы, пожалуй, лучшего места, чем Берсеневская набережная, где на протяжении километра сосредоточились московские достопримечательности семи веков – от 14 до 21 века.
Сегодня Берсеневка входит в микрорайон «Золотой остров» или же, историческое название этой местности в центре Москвы, - «Якиманка» (топоним произошёл от Благовещенского храма на перекрёстке Большой Якиманки и Якимовского переулка, в обиходе церковь Иоакима и Анны, родителей Богородицы). Известный москвовед Борис Арсеньев в своей замечательной книге «Неисчерпаемая Якиманка» писал: «Якиманка лежит в самом сердце столицы – напротив Кремля, за Москвой-рекой. Она, кажется, вместила в себя целый мир – улицы, площади, дома, парки, события, судьбы, явления, замыслы, традиции, курьёзы, легенды и тайны…».
Только в 2004 году пешеходный мост соединил Пречистинскую набережную (Бульварное кольцо с инфраструктурой и суетой современного мегаполиса) с древностями и красотами Берсеневской набережной, где расположены не просто исторические строения, а здания-символы целых исторических эпох. Иными словами, путешественник, направив свои стопы по Патриаршему мосту от храма Христа-Спасителя на Берсеневку, попадает в заповедник московской истории, в музей под открытым небом.
 Уже с Патриаршего моста видно архитектурную доминанту Берсеневки – мрачное серое здание эпохи «нэпа», типичная советская гигантомания, как символ «светлого коммунистического будущего». Дом на Набережной – известный литературный образ, стены которого извне украшают 29 памятных табличек и ещё 9 во внутреннем дворике – абсолютный мировой рекорд. В «чёрные» 30-тые годы 800 счастливых обитателей этого коммунистического рая были репрессированы, из них 300 попали под расстрельные статьи – тоже мировой рекорд. Правда, перед расстрелом они успели наяву повидать свои мечты о светлом коммунистическом будущем – квартиры от 100 до 200 метров квадратных, потолки высотой 3,8 метра… «Увидеть коммунизм – и умереть!» - такой девиз можно было бы написать на парадном входе этого дома со стороны Москвы-реки. Умереть как враг народа – саркастическая улыбка истории и торжество справедливости. Потому что жить в этих царских палатах в то время, когда простой трудовой люд ютился в крохотных комуналках и общежитиях, могли действительно только враги народа.

Сразу за Патриаршим мостом, во глубине старинного дворика с вековыми деревьями, смотрит своими барочными окнами на Москву-реку усадьба Аверкия Кириллова – самый богатый дом Москвы 17 века, который поражал заезжих иностранцев невиданной роскошью: немецкие витражи, итальянская мебель, картины голландских мастеров, персидские ковры – вот далеко неполный перечень предметов интерьера палат думного дьяка (то есть председателя Государственной Думы, на современном языке) Аверкия Кириллова, потомственного московского купца, которого сейчас мы бы окрестили «олигархом». Уже в наше время реставраторы обнаружили в основании этого здания эпохи барокко архитектурные элементы 15 и 16 веков, что даёт ему право именоваться старейшим гражданским строением Москвы, которое сохранилось до нашего времени.
  «Всего несколько метров отделяют палаты Аверкия Кириллова от церкви Святого Николы Чудотворца на Берсеневке. Храм – одно из чудес старой Москвы, благодаря которым она и по сей день зовётся Златоглавой. Его называют хрестоматийным образцом «дивного узоречья» 17 века», - пишет в своей книге о красотах и древностях Москвы известный историк-москвовед Борис Арсеньев.
Но сегодня, когда паломники и туристы любуются великолепием архитектурных форм этого шедевра русских зодчих, трудно поверить, что ещё в 1991 году, когда весь храмовый комплекс, вместе с набережными палатами, передали Русской Православной Церкви, без боли и слёз нельзя было созерцать то, во что превратили этот памятник архитектуры, охраняемый законом, советские чиновники-варвары.
«Как после бомбёжки», - так в двух словах передал свои впечатления от увиденной картины игумен Кирилл (Сахаров), монах Данилова монастыря и выпускник исторического факультета МГУ, которого Промысел Божий поставил возрождать эту святыню в историческом сердце Москвы.
Из воспоминаний игумена Кирилла: «Огромное здание Набережных палат площадью 630 квадратных метров было в ужасном состоянии – без окон и дверей, без крыши, в стенах большие трещины – как будто после бомбёжки. Долго ходил я кругами вокруг него, не зная, как к нему приступить. Потом прорвало – с группой прихожан за пару часов мы заделали все оконные проёмы. Успех окрылил. И мы начали постепенно осваивать здание».
И сегодняшнее благолепие храмового комплекса Николы Чудотворца на Берсеневке – это подвиг веры всей церковной общины, которая в тяжелейших социально-экономических условиях, когда распалось огромное государство и народ массово обнищал, когда не хватало элементарного, при явной помощи благодати Божьей сумела восстановить древнюю святыню. И не только восстановить, но и стать центром духовно-патриотического возрождения России. Вот об этом явленном чуде благодати Божьей, об этом подвиге веры прихожан храма и хочется вспомнить в этом юбилейном издании, посвящённом 30-тию общины.


Рецензии