Оазис древнерусского благочестия

 «Церковь Великого Чудотворца Николы» - так именовался храм на Берсеневской набережной в исторических документах 17 века, так он в обиходе и на картах Москвы называется и поныне, как дань традиции, хотя в реестре храмов Московской Патриархии носит название «Свято-Троицкая церковь», с тремя престолами: центральный – Троицкий, левый – Николы Чудотворца, и правый – в честь Феодосия Великого, основателя общежительного монашеского жития. И первый же вопрос, который возникает у простого паломника, не посвящённого в тонкости древнерусской культуры, почему «Николы», а не «Николая», как принято сегодня в русской традиции именовать святителя? Ещё больше вопросов возникает, когда случайный прохожий попадает под своды этого старинного храма – прихожане в косоворотках и сарафанах, подлокотники и лестовки, паникадила со свечами и необычные головные уборы у священства – такое впечатление, что попал в Московскую Русь 15 века и стоишь среди бояр Великого князя, и только поминовение в молитвах Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси возвращает сознание в нашу историческую реальность.
  Этот памятник церковной архитектуры 17 века построен ещё в дониконовский период, то есть до трагических событий 1666 года – великого раскола в Русской Православной Церкви. Святейший Кирилл, давая оценку этим трагическим страницам в русской истории, писал: «Это был раскол русского духа, посеявший в общественном сознании комплекс неполноценности, что и привело в конечном итоге к Петровским реформам и слепому поклонению перед Западом. Негативные последствия этого психологического надлома русского духа мы пожинаем и доныне, и без преодоления этих негативных тенденций нельзя говорить об полноценном возрождении Церкви и Российской империи» (недавно этот тезис патриарха стал предметом глубокого анализа на различных круглых столах).
     Необходимо заметить, что уже Поместный Собор 1917 года, на котором было возобновлено Патриаршество на Руси, де факто признал спасительность старого обряда, разрешив некоторым приходам переходить на дораскольнический древний чин богослужения. Однако только в мае 1971 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Загорске (Сергиев Посад) при личном участии новоизбранного патриарха Пимена были сняты все запреты и клятвы со старообрядцев, а в документах собора старый обряд признавался одинаково спасительным, как и новый. Так был сделан первый шаг в переосмыслении русской истории, к врачеванию её старых и глубоких ран.
     В замечательном многосерийном документальном фильме об истории Русской Православной Церкви «Земное и Небесное», подводя итог серии о расколе Святейший Алексий II даёт следующую оценку этих событий: «Когда государь Алексей Михайлович отлучался из Москвы, то фактическим правителем Руси оставался патриарх Никон – человек властный, который не считался с боярами, окружавшими царя. И в конечном итоге властолюбие патриарха Никона привело его к размолвке с Алексеем Михайловичем, а затем и ко всем трагическим последствиям в судьбе патриарха Никона и в судьбе раскола. За последние годы много было контактов со старообрядцами, но снятие тех клятв, которые произошли в 1971 году на Помесном Соборе, - не повлекло объединение со старообрядчеством. Потому что чем дольше продолжается раскол, тем труднее преодолеть его последствия. И эта рана, которую мы носим на теле Русской Православной Церкви, она кровоточит и сегодня, потому что старообрядцы – это плоть от плоти и кровь от крови нашего народа».
  В прямом эфире на радиостанции «Радонеж» 21 октября 2010 года игумен Кирилл (Сахаров), размышляя о древнем благочестии и старообрядчестве в России, на вопрос ведущей Нины Карташёвой: «Что необходимо сделать для врачевания раны раскола на теле Русской Православной Церкви?» - дал следующий ответ: «Необходимо сделать такой же шаг, какой сделала Русская Зарубежная Церковь – то есть принести всецерковное покаяние перед старообрядцами за все те гонения и страдания, которые понесли они на протяжении всей русской истории». Об этом же игумен Кирилл беседовал с митрополитом Лавром, главой Русской Зарубежной Церкви, когда тот посетил храм Николы Чудотворца на Берсеневке.
    Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что просветительская и культурная деятельность церковной общины на Берсеневке – единственного старообрядческого прихода в Москве в лоне Московской Патриархии – и является воплощением надежд и чаянь лучших сынов Церкви, что и эта рана на теле русской истории благодатью Божией будет исцелена, как и объединил Господь две ветви Русской Православной Церкви по обе стороны океана – на что надеемся и о чём молимся.


Рецензии