Фаготистке
Слоновой костью раструб окаймлён,
Как серебро, сияет каждый клапан,
Увенчан тростью эс. Да, он влюблён
В две хрупкие точёные пластинки,
Казалось бы, простого камыша -
Их вместе закрепили по старинке
Суровой нитью - нежно, не спеша.
Неважно, Пюхнер, Геккель или Мусман,
А может быть, старинный дульциан -
Стоит в углу безмолвным, тяжким грузом...
Но вот его коснется музыкант
И трость любовно обовьёт губами,
Короткий мощный первый вдох - и вот
На нужный клапан пальцы лягут сами -
Свершится чудо! Зазвучит фагот -
Глубок, печален снизу, в контроктаве,
И кларнетово-звонок в верхней соль,
Окутывает зал обертонами -
Но не всегда...
А в чем секрет? Изволь:
Секрет не в трости, не в изгибах эса,
Не в дереве - убогой связке дров...
Знай, это ты звучишь, моя принцесса,
Ты, фея чудных фаготовых снов!
............
Слово “фагот” с французского переводится как “вязанка дров”, т.к. инструмент состоит из нескольких деревянных частей: двойного нижнего колена (”сапога”), большого, малого колена и раструба; их делают из волнистого клёна, произрастающего в Боснии и Канаде; эс - металлическую изогнутую трубку в виде латинской буквы S, на которую надевают двойную трость, и клапаны - из сплава никеля и серебра. “Пюхнер”, “Геккель”, “Мусман” - самые известные фирмы-производители фаготов. Дульциан (от лат. “нежный”, “сладкий”) - бытовавший в эпоху Возрождения предшественник фагота. Фагот, как и прочие духовые, - нетемперированный инструмент, поэтому высота, тембр и качество звука зависит не только от инструмента и аппликатуры, но и от качества дыхания, работы диафрагмы, губ, языка, гортани, нёба. Самое сложное на фаготе, который Гофман называл “астматиком”, а Грибоедов “удавленником”, - это научиться извлекать мягкий, сильный, чистый, богатый обертонами звук.
Свидетельство о публикации №125110606350
Елена Амосова 06.11.2025 18:25 Заявить о нарушении
Екатерина Давыдова-Бабочкина 06.11.2025 20:37 Заявить о нарушении
