О стихотворении Иона Дегена Валенки

Стихотворение «Валенки» фронтовика Иона Дегена до сих пор вызывает неоднозначные, резко противоположные отклики читателей. И действительно, оно шокирует своей откровенностью и жутким… Реализмом? Цинизмом? Не будем пока давать оценок, просто приведу его полностью, в том виде, как опубликовал его автор.

Для затравки – отрывок из поста пользователя под ником Княжна Тараканова, он размещён в Дзене пять дет назад (https://dzen.ru/a/X7TzQ9YM0XeSjCzR?comments_data=n_reply) :

«"Ты не ранен, ты просто убит..." Эти строки написал в 1944 юный танкист, но они никогда не войдут в учебники - слишком правдивы!

В декабре 1944 года 19-летний младший лейтенант Ион Деген напишет в своем планшете стихотворение.

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

Во время войны и после нее оно ходило по рукам без имени автора. Считалось – автор погиб. Рассказывали, что будто бы это стихотворение нашли в полевой сумке, извлеченной из подбитого танка.
Многие большие поэты — фронтовики — Александр Межиров, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Михаил Дудин, Михаил Луконин – называли эти строки лучшим военным стихотворением. Василий Гроссман опубликовал его в своем романе «Жизнь и судьба» как анонимное, поскольку имя автора ему было не известно.
На самом деле автор этого теста был жив, работал врачом в Израиле. И только в 2008 году стихотворение было опубликовано полностью в авторской редакции и с указанием имени - Ион Деген.
Стихи, сочиненные на фронте, я оставил в таком виде, в каком они родились. Мне не хочется ничего менять и казаться лучше и умнее, чем я был в ту пору. Без моих опусов литература не обеднеет. Я ведь врач, а не литератор.
Правда этого стиха страшно неудобна для современных диванных критиков. И уж тем более никто не хотел признавать ее в 45-м!».

Сразу заявляю со всей определённостью: я как раз выступаю на стороне этих самых «современных диванных критиков». Но ради «чистоты эксперимента», как говорится, начнём с восторженных отзывов на эту самую публикацию «княжны»:

Марианна Ситунова15 сен 2022
Просто нет слов! Вечная память героям! Теперь по другому буду смотреть на танки - памятники. Спасибо!

Всевидящее Око12 янв 2023
Человек из стали, с золотым сердцем и хрустальной душой. Вечная память!

m m13 янв 2023
Могли бы дать звание Героя России в постперестроечное время!
Светлая память Иону Дегену!

Andrey K.1 апр 2023
Гвозди бы делать из эти людей--не было в мире крепче гвоздей!

Актив-Термокуб16 апр 2023
Спасибо ему за Победу! Он НАШ ГЕРОЙ независимо от наград и национальности. Вечная слава!

Дед Сергей22 июн 2023
Вот Человек! Снимаю шляпу!

vladimir gulin24 дек 2024
До слез! Вот это строки....

Ну, и так далее. Имя им – легион. Как у Грибоедова: «Кричали женщины “ура!” и в воздух чепчики бросали!»...

Предвижу возмущение некоторых особо впечатлительных особей: что за хамский сарказм! Правда глаза колет?! Вам же ясно написали: этими строками восхищались Межиров, Слуцкий, Гроссман и прочие! А уж они-то разбирались в поэзии получше вас!

Это кто сказал? Даже очень хорошие, да что там – даже гениальные литераторы часто  не могут по достоинству оценить чужие стихи и прозу. Мне, как говорится, глубоко фиолетово мнение Гроссмана и других уважаемых авторов. К сожалению, они оказались не в состоянии увидеть всей МЕРЗОСТИ И ГНУСНОСТИ этого стихотворения Дегена. Возможно, и сам автор не особо понимал, что за пакость и дрянь он написал. Так бывает. Не зря в народе бытует выражение: «Ты сам-то понял, что сказал?».

К слову сказать, другие поэты-фронтовики возмутились «Валенками». Вот как описывает это Княжна Тараканова:

«Летом сорок пятого танкист Деген едва ковылял на костылях после незалеченного ранения. И внезапно был приглашен в Дом литераторов читать стихи вместе с другими поэтами-фронтовиками. Председательствовал Константин Симонов, были там Михаил Дудин, Сергей Орлов. Когда Ион прочел эти строки, все присутствующие словно оледенели! И началось. Он вспоминал потом:
"Не просто лаяли и песочили. В пыль растирали. Как это коммунист, офицер мог стать таким апологетом трусости, мародерства, мог клеветать на доблестную Красную Армию?».
В 1942 году летом, когда валенки не носили, товарищ Иона Дегена, которого он перевязывал, разорвав свою рубашку, просил: "Не рви рубашку, лучше отдай её живым". И умер. В память об этом, а не о случаях мародёрства, как это было воспринято Симоновым и другими литераторами, он и написал этот тест».

По поводу этого отрывка есть несколько вопросов. Первый: как же так вышло, что поэт-фронтовик Михаил Дудин, который якобы считал «Валенки» лучшим стихотворением о войне, не выступил в защиту его автора? А может, ещё и сам присоединился к хору обличителей?

Ну, лады. Бывает. Сначала не понял смысла, потом, через годы, дошло. И такое случается. Но далее - опять мутный пассаж. Как говорил профессор Преображенский: что на чём стоит? Товарищ Дегена рвёт на себе рубашку или Деген рвёт свою для перевязки? Надо думать, речь всё-таки идёт о рубашке Дегена. Увы, таракановы ещё, видимо, не научились связно выражать свои мысли.

Но изломы стиля оставим на их совести. Важнее другое: в приведённом примере товарищ Дегена САМ ПРЕДЛАГАЕТ СВОЮ РУБАХУ! И тут не может быть никаких вопросов. Почему-то Деген не предложил ему: скидывай сорочку, всё одно сейчас дуба дашь! Или предложил, но постеснялся упомянуть?

Так что насчёт мародёрства – есть вопросы. Я вполне согласен с Симоновым и его товарищами. Но к этому мы ещё вернёмся.

Сразу оговорюсь: не сомневаюсь, что Ион Лазаревич достойно воевал и заслужил огромное уважение за свои фронтовые заслуги. Об этом очень подробно рассказано в материале Княжны Таракановой. Но вот «Валенки» в число его заслуг я уж точно включить не могу.

Под очерком о стихотворении Дегена я поместил свой отклик. Со мной в полемику вступил один из пользователей. Я ответил несколько раз, и мой оппонент исчез. Не знаю, убедил ли я его. Надеюсь, что да.

Так что повторяться не буду, просто размещаю ниже нашу дискуссию. Решайте сами. Очень надеюсь, что многие из тех, кто разделял восторги по поводу дегеновских «Валенок», изменят своё мнение. Я выступал под ником «ЗОНА ФИМЫ ЖИГАНЦА».

Итак:

«ЗОНА ФИМЫ ЖИГАНЦА18 окт
Жизнь Дегена, конечно, героическая. А вот стихотворение, откровенно говоря, МЕРЗКОЕ. Удивляюсь тем, кто его хвалит. Да вы только вчитайтесь! Товарищ в смертельной агонии зовёт друзей, и вот один из "друзей" к нему подходит - К ЖИВОМУ, УМИРАЮЩЕМУ В МУКАХ! - и спокойненько так говорит: ну чё ты скулишь? Ты сейчас подохнешь. Так что я согрею свои лапы над дымящейся раной твоей, а потом стяну с тебя - С ЖИВОГО! - валенки. И ЭТО - ПРАВДА О ВОЙНЕ, ПО-ВАШЕМУ?! Да, прав был Симонов со товарищи - НАТУРАЛЬНОЕ, СКОТСКОЕ МАРОДЁРСТВО. Ещё и бравирование этим. Ну, чего не напишет молодой человек с посттравматическим синдромом, ему простительно. А вам, идиотам, непростительно! Да ещё включать вот это в школьные учебники?!

У самого Дегена, судя по биографии, тоже были критические моменты. С тем же пенициллином. Врач запросто мог сказать: фуль ты скулишь, словно маленький? Лежи и тихо подыхай, у нас тут таких много! Или ногу могли на хрен отчекрыжить: у тебя гангрена, не умничай! Ничего, не скули, ещё одна нога останется...

***
(Уточнение по ходу дела: в очерке княжны рассказано, как врачи дважды спасали Дегена: один раз доктор с трудом достал для него, умирающего, драгоценный пенициллин, а второй раз Дегену спасли загнивающую ногу. – Ф.Ж.).
***

Вы хотите, чтобы ВОТ ЭТОМУ УЧИЛИ В НАШИХ ШКОЛАХ? Даже не представляю, каких уродов будут из них выпускать...
А то, что воевал героически - поклон земной. Только вот стихов не стоило писать. По крайней мере, "Валенок".

Болт с левой резьбой27 окт
ЗОНА ФИМЫ ЖИГАНЦА, Тогда, по вашей логике, мародёрство присутствует у господина Симонова в романе " Живые и мёртвые", часть 2-я,- "Солдатами не рождаются". Эпизод: "...Ноги были без валенок. Одна -босая, в разметавшейся по снегу портянке. -Герой... А валенки уже сняли, - сказал Синцов." Или у Б. Васильева- "А зори здесь тихие"- Васков снимает сапоги с убитой Гурвич и приказывает надеть Гале Четвертак - "Что ж делать, девоньки, война, о живых думать нужно" - тоже мародёрство? Насчёт упомянутых вами уродов из школ. Анализируя исторгнутую вами из себя этакую словесную слякоть, несложно сделать вывод относительно автора (т. е. вас) - упомянутый сорт выпускников существовал и ранее. И вообще бы вы поаккуратней. А ну как Бог накажет.

ЗОНА ФИМЫ ЖИГАНЦА29 окт
Болт с левой резьбой, Вы невнимательно читаете. Вся беда таких, как Вы, в неспособности к простейшему анализу. К элементарному. В приведённых Вами эпизодах говорится о том, что валенки снимали С МЁРТВЫХ. Вы в состоянии хотя бы это понять? Между тем Деген (точнее, его персонаж) имеет дело с ЖИВЫМ ЕЩЁ ЧЕЛОВЕКОМ:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей...
Уловили разницу? Он обращается к ЖИВОМУ ЧЕЛОВЕКУ, который зовёт ДРУЗЕЙ! Вы понимаете - К ЖИВОМУ! Которому необходимо хотя бы предсмертное сочувствие. Если вы в состоянии включить мозг, представьте себя на месте "гэроя". Ваш товарищ, с которым вы вместе воевали, пайку делили, теперь корчится в муках и зовёт друзей на помощь. И что же он слышит?
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Перевод на простой русский солдатский: Фуль ты ноешь, придурок? Настогрёб уже. Ты уже дохлый, чё непонятного? Какие тебе, на фиг, друзья? Сдохни тихо и не скреби никому мозги! А я погрею руки над твоими развороченными кишками и валенки сниму. Тебе уже, плять, не холодно.
Это что, реакция нормального, вменяемого человека? Это - реакция конченого урода и ублюдка, в котором не осталось ничего людского. Вместо того, чтобы достойно проводить в последний путь своего друга, он откровенно глумится над ним - ЕЩЁ ЖИВЫМ И СТРАДАЮЩИМ!
Война - страшное дело. И в ней не до сантиментов. Но солдат не должен превращаться в омерзительное животное, в тупорылую скотину.
Если нет ничего святого, то почему бы толпой не насиловать немецких девочек? "Не ори, мы же тебя не убиваем"... Разбивать головы младенцам о стены. Вспарывать животы беременным. Ну, и так далее.
Чем это отличается от поведения любителя чужих валенок?

Болт с левой резьбой29 окт
ЗОНА ФИМЫ ЖИГАНЦА, Думаю, что, подобного рода трактовка описываемых в стихах Дегена фронтовых эпизодов с применением вами нескладной, вульгарной матерщины выдает в вас человека не только недалёкого, но и надломленного. Ну чего нагородили? Изнасилования, убитые младенцы, вспоротые животы... Может, было и это. У Дегена есть стих "Ущербная совесть" 1945 года по подобным событиям. История войны - это история преступлений, и вообще война сама по себе страшное преступление. Надо же, какое откровение, раньше никто не догадывался! В другом беда - в том, что миллионам людей воюющих за Правое Дело пришлось действовать ЛЮБЫМИ способами и средствами, что никого, может, лучше и не делает, а вот жизни забирает. Ничего себе - из 27-и миллионов людских потерь CCCP военных (солдат) - 7 миллионов, остальные - гражданские! Пока до Германии добрались мало видели, мало испытали? Так что-  солдаты дерущиеся в мясорубке, Шекспира, что ли, на перекурах будут цитировать -" Быть или не быть, вот в чём вопрос!"? Совсем другие там и тогда стояли вопросы. И не на все находится ответ даже теперь. Но зато на вопрос, присутствует ли у вас элементарная порядочность по отношению к воевавшим людям ответить легче лёгкого, а именно: Бога, похоже, не боитесь. И Бог вам судья.

ЗОНА ФИМЫ ЖИГАНЦА29 окт
Болт с левой резьбой, Вы действительно на голову слабый? Я даже не о том, что оправдываете уголовные преступления советских солдат на немецкой земле. Это назовём делом десятым. Не знаю, чего там Деген нагородил, да и знать не желаю. Я в своё время достаточно изучал этот вопрос, не хочу опять топтаться.

Я - о другом. Вы действительно такой тупой? Автор стихотворения откровенно, открыто глумится над своим ЕЩЁ ЖИВЫМ товарищем, греет свои ручонки шаловливые над его смертельной раной, предлагает ему заткнуться и не стонать, называет его фактически трупом (хотя тот не только дышит и стонет, но и зовёт на помощь!), а потом С ЖИВОГО сдирает валенки! Что непонятного?! У Вас действительно мозги отморожены? Ну каким тупым надо быть, чтобы не понять того, что этот Деген написал русским по белому?!
А по поводу того, что я переложил хамские и скотские слова Дегена на русский матерный - так перевод один в один соответствует оригиналу. Извините за мой плохой французский и за то, что я истерзал Вашу, надо думать, нежную и ранимую душу. Но мозги себе всё-таки купите. Хотя бы в секонд-хэнде».

ВОТ Я И ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ, ДОРОГИЕ МОИ: КТО ЖЕ В ЭТОМ СПОРЕ ПРАВ – БОЛТ С РЕЗЬБОЙ ИЛИ ФИМА ЖИГАНЕЦ?

А на фото – автор «Валенок» Ион Деген


Рецензии
Саша, на войне (и на зоне, в которой ты большой специалист, но с другого края с пышным медийным караваем) люди эмоционально выжжены и опустошены до мгновенного проявления обычных звериных инстинктов выживания любой ценой, а тут ещё и приказ расстрельный над душой висит и довлеет.
Я уже не говорю о мыслях, которые у каждого человека бывают разные, диаметрально разные, и наши автодорожные истории этому наглядный пример, без войны, но с матом и мордобоем даже у интеллигентов.
Такова наша природа. И что? Каждого топить, как Дегена? Или Юрия Буданова, которого ты "гуманистически и высокоморально" мочил, так же, как сейчас мочишь Дегена.
На войне бывает всякое. И чтобы судить о ней и о боевых товарищах, надо побыть в их шкуре реально, от начал и до конца, а не виртуально. Странно, что ты этого снова (Ю.Буданов) не берешь в расчёт при анализе ситуации со стихом, основанном на РЕАЛЬНЫХ событиях, бывших у КАЖДОГО, без исключения ,не штабного фронтовика.
НО. Все молчат об этом и спиваются, или уходят в бандиты. Без фатальных последствий для психики нет НИ ОДНОГО выжившего фронтовика, и длятся они от Победы и до смерти уже после войны, в мирное время..
Ион Деген же, об этой страшной стороне орденов и медалей, рассказал честно и принял удар на себя без возражений.
Он не стал спиваться, и не стал рыдающим потерпевшим без вины, он выбрал путь искупления, путь героя и в этом стихотворном признании, молча отвечая на вопросы инфантильного "мирняка" - было? Было.
Но балансы! Балансы с победой, раскаянием и искуплением в активе, где у тебя зарыты от совести эти активы их ВСЕЙ жизни, и Буданова ранее и Дегена сейчас? Их нет. Когда нет честных балансов, то это значит что кредитуется ложь и её флаги.

Алексей Царство-Отреченский   17.11.2025 23:03     Заявить о нарушении
Вот это "есть нюансы" мне особо отвратительно. Есть множество нюансов, ты прав, и ничего нельзя сскидывать с чаши весов. Но - вовсе не обязательно быть на передовой, чтобы понять, что глумиться над умирающим товарищем - мерзко. Да, понятно, что снять валенки с трупа - в этом нет ничего постыдного, учитывая ситуацию на войне. Как правильно замечено, живым ещё надо воевать, а мёртвых хоронить некогда, да и валенки им без надобности. Но - речь в стихотворении идёт ещё о живом человеке, который в сзнании и зовёт на помощь. В такой ситуации говорить ему, чтобы он заткнулся, что он уже труп и снимать с него живого валенки... Ну ты в своём уме?! Человек может озвереть на войне, я понимаю. Однако он не должен опусскаться до скотского состояния.

Вот и всё.

О Буданове я даже рассуждать не буду. Я достаточно много и подробно писал репортажи чуть не с каждого заседания суда. И позицию свою высказал однозначно. И аргументировал. Буданов - одновременно и преступник, и жертва, и отважный солдат.

Те, кто послал его с посттравматическим синдромом и исскалеченной психикой снова воевать (несмотря на категорические запреты врачей) - преступники.

Больше мне добавить нечего. Надоело жевать прописные истины.

Фима Жиганец   18.11.2025 01:29   Заявить о нарушении
Саша, вот в этом ты глубоко заблуждаешься - "вовсе не обязательно быть на передовой, чтобы понять".
Любое понимание основано на девяти(!) полных кругах личного опыта: желание-идея-слово-метод-воля-дело(работа)- опыт(результат)-идея-желание.
Без этих кругов опытного понимания - есть у человека есть только иллюзии и амбиции его эгоизма, рождённые его же иллюзиями.
Это как самонадеянно рисовать себя бывалым и знающим перед выжившей пехотой, штурмами или перед рецидивистами, не говоря уже про воров в законе.
Профессионал? Это человек ежедневно повторяемого умного опыта в реальном деле и опыте. Это всегда воин дела, а не жонглёр собственным яйцами на глупую публику.
"Он не должен опускаться"???
Это ты можешь сказать только сам себе, а затем попробовать себя в реальном, а не в бумажном деле.
Я тебя уверяю, при первом же опыте ты обосрёшься по уши, не снимая штанов, и начнёшь смутно понимать, что опустить можно и слонов и жирафов до грязи и смешать их с ней.
Я тебе выше написал о сугубо флажном типе твоего мышления с дальнейшими его плясками вокруг твоих же непроверенных нравственных закладок. А мышление должно быть процессуальным и реально контекстным.
Ты же увидел флаг стиха... - и понеслась нелёгкая, как у слышал звон, да не знаю откуда он.
Что предшествовал этому стиху? Какие отношения и договорённости между бойцами? Какая боевая обстановка, какое обеспечение амуницией, какие оперативные задачи и приказы? Неужели ты не видишь в стихе, за его нарочитой эпатажностью, отвращения самого автора к этой КАЖДОДНЕВНОЙ реальности войны и его слёз?
Ну тогда мне добавить нечего, к твоим ветвистым журналистским понтам. Иди в штурма за опытом жизни и смерти.
И не будешь жевать свои приписные "истины". Каков зритель такова и видимость и пьеса.

Алексей Царство-Отреченский   18.11.2025 10:20   Заявить о нарушении
У меня тесть воевал, в том числе на Курской дуге. Не надо мне рассказывать о том, что герои могут на некоторое время становиться паскудами, а затем вновь обращаться в белых и пушистых. Я как журналист общался со столькоми ветеранами - реальными участниками Великой Отечественной... И друзей - ыоенных, которые воевали и в Афгане, и в Ччене, у меня немало. Так что - война ничего не списывает. ТЕ, с кем меня сводила судьба, были глубоко порядочными, светлыми людьми.

Не надо мне рассказывать байки о валенках.

Фима Жиганец   18.11.2025 12:13   Заявить о нарушении
Саша, не надо мне рассказывать, кто, у кого, и как, где воевал, ведь вышли все мы из народа одного, но разного, отважного, трусливого, продажного, заразного, но на войне пехота точно знает, за счёт кого она сейчас жива, и потому в вине медали топит, а память водкой в ноль стирает.
О том я тебе и говорю, что ты - с тёплого бока припека, вводя в поле твоего поверхностного зрения страшные реалии войны, о которых не говорят даже родным. Ведь - ты - не - воевал - ни разу - и - даже - не - тянул - срока.
И прав на высказывание своего оскорбительного мнения о выживших участниках войны с твоей вертухайской вышки у тебя нет никаких. Это всегда было западло в честном народе.
Понюхай крови, пороха, предательства и смерти, годами, тогда милости просим за стол воспоминаний выживших, с водкой, чёрным хлебом, но без баб и песен. Не твое время, не тебе и судить о нём, о его чёрном дне и ясном свете.

Алексей Царство-Отреченский   18.11.2025 14:38   Заявить о нарушении
Повторяю для тех, кто в скафандре. Не надо расписываться за ВСЕХ участников войны. Разные были участники. Прошедшие Крым и рым. И наверняка бывавшие в разных ситуациях и принимавшие не смые простые решения. И видевшие то, чего не рассказывали. Но вот так паскудно изображать войну, как в "Валенках"... Да, молодой парень с травматическимм синдромом, с изломанной психикой мог это написать в 1942-м. Он, возможно, даже не понимал, что пишет. Но сейчас восхищаться подобной гадостью и выдавать её за "окопную правду", за "все такими были" - это запредельная тупость и гнусность. Не все - и не такими.

И давай без дешёвых плевков в сторону моего мнимого "вертухайства". Меня такой дешёвый троллинг не трогает. Просто сразу ясно, с кем имею дело. Если человек в своих высказываниях опустился до подобных личностных выпадов, я могу ответить одно: захлопни свою вонючую помойку.

На этом дискуссия окончена.

Желаю всех благ - и немного ума.

Ругаться не имею желания. Выкину в бан.

Фима Жиганец   18.11.2025 16:51   Заявить о нарушении
Фима, тебя снова понесло по кочкам безумия от горячечной невнимательности и непоследовательнсти?
Ровно об этом, о разных ветеранах, я тебе и писал. И твой высокопорядочный дед, не указ шилом в глаз Дегену, так же и наоборот. Слишком разные они.
И ещё раз повторяю тебе образованному, но не наученному ничему, кроме понтовой распальцовки с угрозами, и возвращаю тебя к стиху Иона Дегена от твоего заслуженного деда, теперь уже вызывающего у меня сомнения в его порядочности, при взгляде на тебя.
Я уже не верю и твоим словам о знакомстве с у.б.д., разве что шапочном и вертухайском. Уж прими это как данность.
Вертухая можно выгнать с зоны, но вертухая из души - никогда, до смерти, это уже неизменяемый характер, повадки и семейная профориентация. И конечно же от гуманитарных юных устремлений в высокому. К забору с вышкой и ШИЗО или баном по-твоему нынешнему, с учётом твоих стихирянских пристрастий и самоназваний.
Но это касается любой профессии, поэтому не кипятись и не брызгайся паром кипятком попусту и не приделывый к себе новые понты, типа: меня не колышет. Раз реагируешь, значит колышет.

На Иона Дегена же ты навешиваешь свои дешёвые вертухайские ярлычки типа: "молодой", "постравматика", "ничего не соображал" и т.п. Но я надеюсь что это не обычный антисемитизм?
И на этом ярлычном основании ты делаешь вывод о его подлости, и гадости его честного, но ЭПАТАЖНОГО стиха.
Слезай, приехали, называется. Ты забыл ещё ему вменить классическое - "а если бы он вёз патроны" и "на развалинах старого замка". Блеск. Особенно удивительный на фоне твоего блестящего исследования по "Мастеру и Маргарите".
Что это за резкий когнитивынй сбой, чем он внезапно вызван после многих лет бесплодного молчания на Стихире?
Можно узнать?
Далее. Подобного рода эпатажные стихи, с их ницешанской помпой пишутся, ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯЮ, ради прикрытия их шоковой отважностью своей ранимой души, души неопытного юноши. Разве это секрет? Нет, это не секрет.
А сама фактура стиха, развёрнутая как плод невыясненных обстоятельств, позволяет говорить только о том, что на войне бывает всякое и с каждым, без исключения. Даже на СВО. Когда геройский бурят добил раненого им нациста по его же просьбе, что не мучатся. И был за это мужество представлен к высшей государственной награде.
А как ликвидируются раненые офицеры, обладающие секретными знаниями при их неэвакуационном смертельном ранении?
Это война, деточка чистоплюйная, и на ней действуют самоотважные законы войны, самоотверженное - всё для фронта, всё для Победы.
Тебя, нежного, с души на выселки воротит от правды? Не смотри. Но и не лги. И про себя, хорошего не пой.
Кстати, а ты сам-то себе как, без деда и без понтов, хороший? Безгрешный, поди?
Ну бывай. И не гони свою пургу на героев фронта и труда. Даже если это евреи, если судить твоей, услужливой подсунутой фотке. Для чего? Для сальной пущести наведённого с твоей тени на честный плетень омерзения?
Эх, ма, воля не тюрьма. Давай, Саша, малохольствувовывай без ума и дальше.
Судьба и линия жизни. Банк "Империал".

Алексей Царство-Отреченский   18.11.2025 18:24   Заявить о нарушении
Оспади, какая убогость, какое самолюбование... Лапотный мудрец. А на самом деле - просто идиот и хам.

Ну, да чего можно ожидать от законченного графомана. В бан.

Фима Жиганец   18.11.2025 18:29   Заявить о нарушении
Саша, кто бы не сомневался здесь в твоих неистребимо вертухайских наклонностях, типа: очень мало скудоумных аргументов, но очень много отбивающих разум эмоций на маслице привычной подлости, но это - никак не - я - несомненный.
Пилите шибче дальше сук свой, Шура Балаганов.
А мы пойдём солдатскими лаптями щи из топора хлебать. Без сосунков из пальца.

Алексей Царство-Отреченский   18.11.2025 18:41   Заявить о нарушении
Саша, это для тебя, трусливого мародёра с памяти и славы наших героев.

Ион Лазаревич Деген родился 31 мая 1925 года (по документам — 4 июня) в Могилёве-Подольском (Украина). В июле 1941 года добровольно ушёл на фронт. Был пехотинцем, командиром танка, командиром танкового взвода. 21 января 1945 года, будучи гвардии лейтенантом, командиром танковой роты, ранен в третий раз. Результат — тяжёлая инвалидность.

Награждён орденом Красного знамени, орденом «Отечественная война» 1-й степени, двумя орденами «Отечественная война» 2-й степени, медалью «За отвагу», медалями за оборону, за взятие и другими. Награждён польским Крестом Грюнвальда („Krzyż Grunwaldu”) и высшим польским орденом „Virtuti Militari” («Военной доблести»).

В июле 1941 года добровольцем записался в истребительный батальон, состоящий из учеников девятых и десятых классов. Затем был пулеметчиком в составе 130-й стрелковой дивизии, товарищи выбрали его исполняющим обязанности командира взвода, он был ранен при выходе из окружения, переплыл Днепр в районе Днепропетровска (ныне Днепр), при помощи украинских крестьян (Фёдора Григорука и Параски Григорук) села Грушевка (Грушевато-Криничное сейчас) перебрался через линию фронта. Попал в полтавский госпиталь; по счастливому стечению обстоятельств избежал ампутации ноги, так как по его просьбе его направили в госпиталь на Урал, где ногу сохранили. Как несовершеннолетнего, его при выписке из госпиталя демобилизовали. На вокзале в Актюбинске Ион встретил знакомого ему по Могилёву-Подольскому пограничника из Грузии, по совету которого Ион приехал к его родителям в село Шрома Махарадзевского района ГССР.

Ион работал трактористом, но узнав, что на соседней станции стоит бронепоезд, он решил вернуться в армию. 15 июня 1942 года Ион был зачислен в отделение разведки 42-го отдельного дивизиона бронепоездов. В дивизион входило два бронепоезда — «Сибиряк» и «Железнодорожник Кузбасса» и штабной поезд. Боевой задачей дивизиона осенью 1942 года было прикрытие направления на Моздок и Беслан. Ион стал командиром отделения разведки, 15 октября 1942 года был ранен при выполнении разведзадания в тылу противника.

После выписки из госпиталя — курсант 21-го учебного танкового полка в поселке Шулаверы. Затем был переведён в 1-е Харьковское танковое училище (Чирчик). Весной 1944 года окончил училище с отличием и получил звание младшего лейтенанта.

В июне 1944 года назначен командиром танка во 2-ю отдельную гвардейскую танковую бригаду, которой командовал полковник Е. Е. Духовный, участвовал в Белорусской наступательной операции 1944 года. Впоследствии — командир танкового взвода; командир танковой роты (T-34-85), гвардии лейтенант.

Мы… чувствовали себя «смертниками», и нам было глубоко плевать, где нас убьют, в танковой атаке в родной бригаде или в стрелковом строю штрафного батальона.
— И. Л. Деген

Является одним из советских танковых асов: за время участия в боевых действиях в составе 2-й отдельной гвардейской танковой бригады экипажем Иона Дегена уничтожено 12 немецких танков (в том числе 1 «Тигр», 8 «Пантер») и 4 самоходных орудия (в том числе 1 «Фердинанд»), много орудий, пулемётов, миномётов и живой силы противника.

Перенёс ожоги и четыре ранения, в которых ему достались более двадцати осколков и пуль.
В результате последнего тяжёлого ранения 21 января 1945 года получил инвалидность.

Был дважды представлен к званию Героя Советского Союза.

Алексей Царство-Отреченский   18.11.2025 21:46   Заявить о нарушении
- Стихи когда писать стали, Ион Лазаревич?

- Понимаете, специально я ничего не сочинял, они сами записывались, рождались изнутри.

Стихи на фронте.
В огненной реке
не я писал их,
мной они писались.
Выстреливалась запись в дневнике
про грязь и кровь,
про смерть и про усталость.
Нет, дневников не вел я на войне,
не до писаний дневников солдату,
но кто-то сослагал стихи во мне
про каждый бой, про каждую утрату...

- Тем не менее, с чего-то ведь началось?

- Это было все в том же июле 41-го.

Девятый класс окончен лишь вчера.
Окончу ли когда-нибудь десятый?
Каникулы - счастливая пора!
И вдруг - траншея, карабин, гранаты...
И над рекой дотла сгоревший дом,
сосед по парте навсегда утерян.
Я путаюсь беспомощно во всем,
что невозможно школьной меркой мерить.
До самой смерти буду вспоминать:
лежали блики на изломах мела,
как новенькая школьная тетрадь,
над полем боя небо голубело.
Окоп мой под цветущей бузиной,
стрижей пискливых пролетела стайка,
и облако сверкало белизной
совсем, как без чернил "невыливайка"...
Но пальцем с фиолетовым пятном,
следом диктантов и работ контрольных,
нажав крючок, подумал я о том,
что начинаю счет уже не школьный...

Наверное, не все сегодня поймут приведенные мною образы. Вот как объяснить нынешней молодежи про "невыливайку", если перьевые ручки давно вышли из обихода? Это чернильница, даже перевернувшись, она практически не оставляла клякс...

- А товарищ, который в смертельной агонии? Тот самый, из ставшего, по сути, народным стихотворения тоже был вашим одноклассником?

- Нет, это о Гошке Куликове, сибиряке. Я его перевязывал, а из его груди били два фонтанчика крови. До сих пор картина стоит перед глазами...

1 апреля 1944 года. Танковый бой за станцию Раздельная в районе Одессы. Сколько таких сражений было в жизни Иона Дегена... / Ольга Ландер / РИА Новости ria.ru
1 апреля 1944 года. Танковый бой за станцию Раздельная в районе Одессы. Сколько таких сражений было в жизни Иона Дегена... Ольга Ландер / РИА Новости ria.ru

Мой товарищ, в смертельной агонии
не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам ещё наступать предстоит.

Гоша погиб 10 октября 1942 года, выполняя задание в тылу врага, а стих я написал лишь в декабре сорок четвертого. Более двух лет прошло... Куликов работал на железной дороге, у него была бронь от армии, но Гоша попросился добровольцем. Отважный парень! Да сибиряки все такие. Каждый из них заслуживал высшей награды, Золотой Звезды!

Алексей Царство-Отреченский   18.11.2025 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.