Эссе Е. П. Варфоломеев При Рождении Мира, Бог назв
При Рождении Мира, Бог назвал произнёсОУМ (АУМ) — первый звук, произнесённый при Творении. Также этот звук обозначают буквой (азъ) или (альфа). Этот знак присутствует в рассмотренном выше символе Прави). Сия буква (руна) занимает первое место во многих алфавитах. Ей же соответствует 1-я руна старшего футарка (Ass, или Ansuz), со звучанием «б» (первая согласная).
Эссе Е.;П.;Варфоломеев При Рождении Мира, Бог назвал произнёсОУМ (АУМ) — первый звук, произнесённый при Творении. Также этот звук обозначают буквой (азъ) или (альфа). Этот знак присутствует в рассмотренном выше символе Прави). Сия буква (руна) занимает первое место во многих алфавитах. Ей же соответствует 1-я руна старшего футарка (Ass, или Ansuz), со звучанием «б» (первая согласная
Эссе: сакральный смысл первозвука и первобуквы в традициях мира
В мифологиях и эзотерических учениях многих народов присутствует идея первозвука — сакрального слога, с которого началось Творение. В индуистской традиции это знаменитый Ом (или Аум, санскр. ;), который считается вибрацией, породившей Вселенную. Согласно Упанишадам и другим священным текстам, Ом — это «слово силы», изначальный логос, содержащий в себе всё сущее.
Ом (Аум) как первозвук
Слог Ом состоит из трёх фонем:
• А — начало, рождение, проявление;
• У — развитие, поддержание, трансформация;
• М — завершение, растворение, покой.
Вместе они символизируют цикличность бытия: творение — поддержание — разрушение.
В веданте Ом отождествляется с Брахманом — абсолютной реальностью, а также с Атманом — истинным «Я» человека.
Повторение Ом (джапа) считается способом соединения индивидуального сознания с космическим.
Параллели в других традициях
Идея первозвука не уникальна для индуизма. В иных культурах мы находим схожие концепции:
• Христианство. В Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).
• Здесь «Слово» (греч. Логос) — это божественная мысль, творящая мир.
• Иудаизм. В каббале буква Алеф (;) символизирует первопричину, невидимый источник бытия.
• Её форма трактуется как соединение верхнего и нижнего миров.
• Ислам. В суфизме звук Х (ху) считается отражением божественного дыхания, изначальной вибрации.
Буква «Азъ» и её символизм
В славянской традиции буква «Азъ» (первая в кириллице и глаголице) несёт сходный смысл:
• Она обозначает первое лицо («я»), подчёркивая идею самосознания и начала.
• Её графическая форма (; в глаголице, А в кириллице) трактуется как символ единства неба и земли, вертикаль, соединяющая миры.
• В эзотерических толкованиях «Азъ» — это «точка отсчёта», из которой разворачивается алфавит как модель мироздания.
Руна Ansuz (Ансуз)
В германской традиции первой руной старшего футарка является Ansuz (;), чьё название связано с богами (др.-сканд. ;ss — «бог»). Её значения:
• Коммуникация и откровение. Ansuz ассоциируется с Одином, богом мудрости, поэзии и рун. Она символизирует передачу знания, вдохновение, речь.
• Звук и дыхание. В некоторых реконструкциях её звучание сближают с гласным [a] или согласным [;], но идея «первого звука» сохраняется.
• Связь с божественным. Руна олицетворяет диалог человека с высшими силами, получение посланий через знаки и сны.
Синтез идей
Таким образом, во многих традициях первый звук или первая буква:
1. Маркируют начало — как космогенез, так и личностное самосознание.
2. Служат каналом связи между миром людей и божественным.
3. Содержат в себе потенциал всего последующего — алфавита, языка, Вселенной.
Это указывает на универсальную архетипическую модель: творение через слово/звук, где первоэлемент становится семенем, из которого вырастает всё многообразие бытия.
Заключение
Сакральный слог Ом, буква «Азъ» и руна Ansuz — это не просто графические или фонетические символы.
Они воплощают древнюю интуицию о том, что мир возник из вибрации, а язык — это инструмент постижения божественного порядка.
Их изучение позволяет увидеть глубинные параллели между культурами и осознать единство человеческого поиска смысла.
Свидетельство о публикации №125110605065