Прощание с абстракцией. Сонет-селфи

.
#школа_сонета_литературные_практики
#система_оценки_поэтического_текста
#игра_города_сонет_селфи






ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦИКЛА СТАТЕЙ (разговора и игры в города)

1. Гравюра, выцветающая в небо http://stihi.ru/2025/11/02/3034
2. Игра с перспективой http://stihi.ru/2025/11/05/3402





ПРОЩАНИЕ С АБСТРАКЦИЕЙ: сонет, приговоренный к конкретике

Рассуждение о самой известной в мире твердой поэтической форме, в нашей игровой ситуации имеет смысл начать с предпосылки, столь же очевидной, сколь и упрямо игнорируемой в угоду абстрактным догматам, а именно: что любая поэтическая форма, даже самая строгая и, если угодно, аристократическая в своем отточенном веками совершенстве, подобна не мраморной статуе, взирающей на суетный мир с недосягаемого пьедестала, а – однако здесь рискну провести параллель, способную вызвать усмешку у пуристов, – игроку в незабвенные «Города», который, вытянув из колоды случайный, испещренный буквами жребий, обречен вписать его в неумолимую логику уже названных пунктов, дабы не ударить в грязь лицом и не проиграть «партию». Представьте себе сонет, этот шедевр самоограничения, когда мысль, облеченная в средневековые латы из двух катренов и двух терцетов, шествует с торжественностью кардинала, но который вдруг, по капризу творца, решает стать не отражением страсти, философской максимой или гимном преходящей красоте, а топонимической табличкой, сонетом-городом, сонетом-селфи, поэтом, который подобно незадачливому туристу, водружая селфи-палку на фоне древних развалин, помещает свой неизменный каркас в сердцевину конкретного места – будь то душный, пропитанный солью и грустью Генуэзский порт или же затерянный в воронежских степях городок, чье название иначе как в базарные дни и не услышишь.

И вот, едва этот стройный, отполированный до блеска стих, в коем, кажется, навеки отлиты сентенции о любви и смерти, ступает на мостовую, пахнущую рыбой и тиной, или же оказывается пронзен криком одиноких чаек над северной рекой, как с ним происходит метаморфоза поистине вавилонского масштаба: он немедленно, с поразительной покорностью, начинает впитывать в себя краски места, его шумы, его исторический смрад или, напротив, аромат свежеиспеченного хлеба, его диалектные ужимки и фонетические курьезы, так что каноническая строфа, эта гордая наследница Петрарки, внезапно начинает звучать на мотив местной застольной песни или же оплакивать свои невоплощенные рифмы с акцентом, позаимствованным у здешних рыбаков. Это и есть тот самый первый, едва уловимый звоночек – не столь громкий, как колокол на ратуше, но столь же неотвратимый в своем значении, – который возвещает нам о том, что мы стоим на пороге рождения вариации сонетного канона, вариации, в которой уникальный, сиюминутный и неповторимый колорит места, его «цвет и звук», перестают быть просто мимолетным впечатлением, курсивом в суровом тексте вечности, а дерзко претендуют на то, чтобы обрести свой собственный, формально закрепленный признак, свою геральдику в гербовнике поэтик.

Игра в «города», – а поэзия, в своем глубинном существе, всегда есть игра, хоть и с трагическими ставками, – наглядно демонстрирует этот феномен с самого первого хода, с той самой секунды, когда автор, перебирая все очевидные столицы и метрополии, вынужден, скрипя зубами, вспомнить о существовании, скажем, города Щигры, что в Курской губернии. И разум, воспитанный на звучных именах – Рим, Париж, Амстердам, – спотыкается об эту фонетическую кочку; ему приходится выворачивать свой лексикон наизнанку, чтобы извлечь оттуда нечто, способное удовлетворить правилам. Так и сонет, этот геометрический идеал, столкнувшись с топонимом, обладающим столь же «непоэтичной» фактурой, вынужден перестраивать свою мелодику, жертвовать благозвучием ради аутентичности, впускать в свои священные стены сквозняки провинциальности, которые, надо заметить, зачастую куда живее и правдивее, чем затхлый воздух салонов, в которых привыкли околачиваться его более респектабельные собратья.

Возьмем, к примеру, гипотетический «Сонет о Выборге», чей замысел уже сам по себе есть акт эстетического мужества. Каким образом втиснуть в упрямые рамки октавы и секстета это нагромождение гранита, эту смесь шведской суровости, русской меланхолии и финской сдержанности? Рифма «камень – память» напрашивается сама собой, но она несет в себе ту самую грубоватую, почти что лубочную энергетику места, которую гладкопись классического сонета сочла бы дурным тоном. А ритм? Разве может он оставаться размеренным ямбом, когда за окном – сломанный, нервный ритм Балтийского прибоя и скрип сосен на ветру? Нет, он неминуемо становится внесистемным, или же, того хуже, дольником или тактовиком, подражающим неуверенной походке пьяного матроса по брусчатке Старого города. Здесь-то и происходит та самая алхимия, когда местный колорит – уже не приправа, а главный ингредиент, и форма, эта вечная платоновская идея, вынуждена признать: ее конкретное воплощение в Выборге столь же радикально отличается от ее же воплощения, скажем, в Венеции, сколь селедка отличается от трюфеля.

Вывод, который напрашивается сам собой, быть может, покажется ересью адептам «чистого искусства», но который для любого непредвзятого наблюдателя лежит на поверхности: топонимический сонет, этот гибрид карты и канцоны, является не курьезом, не забавным левиафаном в аквариуме с золотыми рыбками, а самым что ни на есть передовым отрядом поэтической эволюции. Он демонстрирует удивительную гибкость канона, его способность к мимикрии, его готовность – подобно тому самому игроку, отчаянно вспоминающему город на букву «Ы», – идти на компромиссы с грубой, неуклюжей, но бесконечно живой материей реального мира. И если уж на то пошло, то подобное «озвучивание» сонета мелодией места и «окрашивание» его красками есть не что иное, как возвращение к его изначальной, языческой сути, когда заклинание обретало силу лишь будучи произнесенным на определенном холме, под шепот определенных деревьев. Так что, в конечном счете, подобная игра – это не снижение высокого жанра, а, напротив, его очищение, его проветривание, изгнание из него академической пыли и возвращение ему того самого ветра с моря, который, как известно, свеж, несмотря на все усилия текстологов и стиховедов доказать обратное.




Москва – Новгород – Дербент – Тихвин – Нижний Новгород – Давлеканово – Облучье – Елабуга – Архангельск – Красногорск / Кисловодск – Керкинитида / Коломна – Азов // – КАЛИНИНГРАД – Джанкой – Йошкар-Ола – Алатырь – РЖЕВ –   // Ачинск – Новорсийск / НОВОЧЕРКАССК – Каппадокия – Ярцево – ОРЕНБУРГ – Галич – Чебоксары….


КАЛИНИНГРАД. Куршская коса, Танцующий лес.

На дюнных гребнях многих лунных миль,
Древесных мускул напрягая вены,
Танцуют сосны под напев сирены, –
И пусть тому никто их не учил.

Балетный арабеск изящно мил,
Хоть пластика их па несовершенна, –
Кривые тени на песчаной сцене,
И выпрямиться нет ни прав, ни сил.

А рядом – царство водяной стихии,
И волчьи стаи волн, сбиваясь в вихри,
Бросаются на берег золотой

И спин их напряженные изгибы
Предсказывают пустоту и гибель
Любым мечтам, любой душе живой.


РЖЕВ. Ночь в домике настоятеля храма.

Не Ржев, а запылённая икона,
Оставленная на изнанке дней,
Всё светится, становится видней,
Что и в рассветный час квадрат оконный.

Нет места суете. Заворожённо
Смотреть на этот свет из ноябрей
И понимать: не ночи путь длинней –
Путь благодати, верой освящённый.

Полунощницы эхо всё ещё
Томится в пятистенке Вавилона
Души, так и не принявшей полона
От духа, что ещё не окрещён
Любовью вечной облетевших крон;
Небес, что стали колокольным звоном.


НОВОЧЕРКАССК. Казачья степь

… И сразу – степь за ивовым плетнём,
Сухой ковыль, сарматское раздолье,
Широкий Дон и высь над ним, соколья, –
Единство трёх стихий в кругу одном.

Четвероногий ветер с седоком –
Поймай его, и в месте том застолье
Заголосит, польётся по подолью
Креплённым кровью, дорогим вином.

И снова степь, теперь уже полынья,
Горька, как дым костра, стоялый мёд.
Кухоль, толока… Что забыть черёд,
Измерить ледяной декабрьской стынью?
Пока ещё вбивает в землю клинья
Слепых дождей небес свинцовый свод


ОРЕНБУРГ. Букобайские яры

Акт отреченья неба от себя,
Дав спицам ветра право сотворенья
Из пуха облаков петель круженья, –
И это – оренбургская волшба.

А Букобайские яры – гульба
Потоков воздуха, преображенье
В узорный камень, вечное смиренье,
Когда не словом явлена мольба.

Два способа пути, два бытия –
Хранить себя и отдавать себя:
Гордыня скал и нежность утешенья.

Одна любовь – послушная раба,
Другая – люба взгляду, но скупа…
В любой и каждой неба преломленье.



Теперь же, оттолкнувшись от того фундаментального наблюдения, что сонет будучи привязан к топониму, неизбежно прорастает его солями и минералами, подобно тому как бутылка вина, заботливо опущенная в погреб, пропитывается его прохладной, сыроватой душой, имеет смысл обратиться к конкретному и поразительному по своей наглядности примеру – кварте сонетов Леонида Фокина, которая предстает фрагментом блистательной партии в ту самую игру «Города», о которой речь шла ранее, в которой каждый новый ход есть одновременно и подчинение железным правилам канона, и дерзкий побег в уникальную географическую ауру, с ее неповторимым давлением на барабанные перепонки и ее особым преломлением света в сетчатке глаза.

Возьмем для начала «КАЛИНИНГРАД. Куршская коса, Танцующий лес» – сонет, который с первого же катрена совершает тот самый фокус, о котором мы ведем речь: он не просто описывает локацию, он заставляет сам язык извиваться в судорожном па, имитирующем эти самые «древесные мускулы». Обратите внимание на то, как ямбическая основа, эта стержневая ось классического стиха, здесь намеренно «сковывается» и «искривляется» синтаксическими переносами и нагнетанием сонорных согласных, создающих ощущение мышечного напряжения, той самой «напрягая вены», что собственно и является не чем иным, как фонетической калькой с рельефа местности. И ведь что поразительно: сонетная форма, с ее традиционным разделением на описание и резолюцию, здесь работает как два акта одного балета: октава – это «танцующий лес», его «балетный арабеск», тогда как секстет обрушивает на нас «царство водяной стихии», «волчьи стаи волн», и эта смена декораций с сухопутной на морскую есть чистейшей воды следствие игры в «города»: Калининград – порт, анклав, место встречи стихий, и сонет, чтобы не солгать против географии, вынужден раздваиваться, становиться диалогом земли и воды, состоянием когда «напряженные изгибы» волн зеркально отражают искривленные стволы сосен, предсказывая «пустоту и гибель» любой попытке остаться прямым и несогнутым в этом мире – попытке, в том числе, и самого канона, который здесь, как мы видим, с блеском терпит поражение, уступая давлению места.

Совершенно иную, но столь же убедительную стратегию демонстрирует «РЖЕВ. Ночь в домике настоятеля храма». Если Калининградский сонет был внешним, пластическим, то Ржевский – сонет внутренний, метафизический, сонет-икона, как он сам о себе и заявляет: «Не Ржев, а запылённая икона». Здесь топоним «Ржев», нагруженный всей тяжестью исторической памяти, превращается не в пейзаж, а в состояние души, в духовный бокаж. Длинные, завороженные строки, изобилующие определительными оборотами («оставленная на изнанке дней», «освящённый…»), имитируют медленное, почти вневременное созерцание, ночное бдение. Сама сонетная структура используется для создания эффекта замкнутости, кельи: два катрена и два терцета – это «квадрат оконный» в «пятистенке Вавилона / Души». «Вавилон души» в провинциальном русском городке – разве это не великолепная насмешка истории над любыми имперскими амбициями? Игра в «города» здесь обнажает не физическую, а историософскую суть места: Ржев – это рана, «не заживающая рубцом, а светящаяся в темноте», и сонетный канон, этот формальный «чин полунощницы», становится единственно возможной формой высказывания о нем, когда даже воздух кажется «освященным» и густым, как церковный ладан.

Третий ход в этой грандиозной партии – «НОВОЧЕРКАССК. Казачья степь» – переносит нас в мир эпического раздолья, где сонет, этот, казалось бы, камерный жанр, вынужден раздвинуть свои стены до горизонта. И Фокин делает это с помощью анаколуфов и энергичных синтаксических разрывов: «… И сразу – степь…», – как бы выбрасывая читателя из тесной комнаты в открытое пространство. Сонет здесь насыщается образами шири и свободы: «сарматское раздолье», «широкий Дон», «единство трёх стихий». Рифмы становятся более грубыми, почти фольклорными («плетнём – раздолье – соколья»; «седоком – застолье – вином»), а ритм уподобляется скачке «четвероногого ветра». Это именно то, что сонет, освоивший правила новой, степной игры: должен быть не выстроенным, как дворец, а раскидистым, как шатер, и пахнуть не ладаном, а «стоялым мёдом» и «дымом костра». Даже мрачный финал – «слепых дождей небес свинцовый свод» – это не трагедия, а часть того же природного цикла, та «студёная стынь», что сменяет летний зной, и канон, этот городской житель, с изумлением обнаруживает, что он способен вместить в себя и эту первозданную, кочевую мощь.

Наконец, «ОРЕНБУРГ. Букобайские яры» подводит под нашу теорию философский, почти что метафизический фундамент. Это сонет не о месте, а о самом принципе взаимодействия формы и материала, канона и хаоса. «Акт отреченья неба от себя» – это ведь и есть точнейшее определение творческого акта, в котором абстрактная, небесная идея сонета отрекается от своей чистоты, давая «спицам ветра право сотворенья» конкретного оренбургского узора. Весь сонет построен на диалектических противопоставлениях: «гульба воздушных потоков» и «вечное смиренье» узорного камня; «два способа пути, два бытия – / Хранить себя и отдавать себя». Это и есть квинтэссенция нашей гипотезы! Сонетный канон, «гордый» своей неизменностью, здесь встречается с «нежным утешением» места и вынужден ему покориться, стать его «послушной рабой», дабы обрести новую жизнь. «В любой и каждой неба преломленье» – этой строкой Фокин ставит точку в споре: да, вариация канона не только возможна, но и необходима, поскольку каждый топоним, каждый город есть не что иное, как уникальная линза, преломляющая свет вечной формы, и задача поэта – не игнорировать это преломление, а сделать его формальным признаком, новым законом жанра.

Сонетная кварта служит блестящим и окончательным подтверждением правильности исходного тезиса: поэтическая игра «Города» – не забава, а серьезнейший эксперимент над природой формы, в ходе которого канон, этот старый упрямец, доказывает свою феноменальную живучесть именно через готовность к самоизменению, к тому, чтобы окраситься красками Калининграда, пропитаться молитвенной тишиной Ржева, распахнуться подобно новочеркасской степи и застыть в философском узоре Оренбурга, и именно в этом – его, канона, вечная и не умирающая современность.


Рецензии
ИГРА В ГОРОДА (текущее состояние)

Москва (lf) – Астрахань (lf) – Новгород (ti) – Дербент (lf) – Тихвин (ti) – Нижний Новгород (lf) – Давлеканово (ti) – Облучье (lf) – Елабуга (ti) – Архангельск (lf) – Красногорск (es) – Кисловодск (ti) – Керкинитида (es) – Азов (ti) // – Калининград (lf) – Джанкой (ti) – Йошкар-Ола (lf) – Алатырь (ti) – Ржев (lf)

(Вязьма – Вятка – Воркута – Выкса – Верхняя Салма – Верхняя Тура – Вологда - Ветлуга (?))

Алдан (ti) – Новорсийск (ti) / Новочеркасск (lf) – Каппадокия (es) – Ярцево (ti) – Оренбург (lf) – Галич (ti) – Чебоксары (lf) – Ыллымах (ti) – Хар-Булук (lf) – Канск (ti) – Касимов (lf) – Великий Устюг (ti) – Гурзуф (es) – Фатеж (lf) – Железноводск (ti) – Коломна (lf) Ачинск (ti) Каргат (lf) – Тобольск (od) – Кизляр (es) – Ростов Великий (es)

(Выборг (?))

Городец (lf) – Цвылёво (ti) – Орёл (mp) – Лангепас (lf) – Симферополь (es)

(Липецк – Ленск (?))

Казань (sa) – Нарьян-Мар (lf)

(Рыбинск-Рыльск (?))

Кандалакша (es) – Александровск-Сахалинский (ti) – Кизилюрт (lf) – Тверь (od)

==============

КИЗИЛЮРТ. Ифтар

Свет солнца цвета спелого граната,
Увядшей розы… превратил дома
В рубинов ярких россыпь, чтобы тьма,
Закрыв глаза, их приняла в уплату.

На улицах – накрытые столы:
Тарелки с хумусом, халвой, инжиром,
Лепёшки, испечённые в тандыре,
С щербетом вазы, горы пастилы.

Чинары тени, сумерек прохлада,
И люди, люди, все друг другу рады…
Как шёлковая нить в ковре, – азан
Сплетается с лозою винограда,
С узорами парчового халата,
И эхом с гор струится: «дааа-гее-стааааан…»
.
.
Ольга ДЕНИСОВА

ТВЕРЬ. Ноябрь

С отбитым ушком чашка, одинокость
Твери во мне, меня в слепой Твери.
С гербом столичным коврик у двери
Потёрт изрядно и пришёл в негодность.

И тихая, немереная строгость
Вечерней, догорающей зари
Льдом пишет на стекле: «Поговори
Со мной, хотя бы прояви готовность».

На белой занавеске брошь-паук
В окно глядит весь день, всю ночь скучает.
И время не бежит, а оседает,
Как пыль, всё приглушая сердца стук.
Боюсь я, что оно замолкнет вдруг
И что никто об этом не узнает.

Психоделика Или Три Де Поэзия   08.11.2025 15:48     Заявить о нарушении
Выборг. Самый шведский город в России

Проплакались дожди, умылись окна,
Вздохнуло небо, вечер запылал.
Кофейный запах — добрый арсенал
Замысловатых улочек — растёкся.

И вот, как-будто слышатся шаги,
Та поступь тяжела под латным звоном.
Оружием железным нагружённы,
Они идут — друзья, или враги?

Но всё рассеют трубные триоли
И оркестровой музыкой полны,
Заслушаются жители страны,
Немного странной, странной апрори.
Как-будто шведское тут всё в фаворе,
Но в русское безмерно влюблены.

Татьяна Игнатьева   08.11.2025 16:42   Заявить о нарушении
ЛИПЕЦК. Петровский пруд

Пруда поверхность – зеркало. Сравненье
банальное. Пустых небес покой
обычен. Но всмотрись в воды цветенье
под тонкой плёнкой ряски: слой второй.

В нём отражается – сердцебиенье
иных глубин, иной тоски земной,
скульптуры стройных юношей, виденья,
поверенные пудом и верстой.

За слоем слой, раскапывая взглядом, –
двуперстные тяжелые оклады,
ордынскую стрелу, собачью кость…

Вдруг натыкаешься на ржавый обод
велосипеда, на пивную пробку,
на вбитый в память рода ржавый гвоздь.

Фомин Алексей   08.11.2025 21:51   Заявить о нарушении
Если продолжать цепочку (для желающих) то город на букву "Р"

Фомин Алексей   08.11.2025 21:52   Заявить о нарушении
ВЯЗЬМА. Синий лён.

Возможно, между небом и землёй
Есть тайный сговор вечного свиданья.
Читая древний свиток мирозданья,
Встаёт луна над Вязьмою - рекой.

Твой мир высок, а мой за суетой
Не видит первозданного сиянья.
В надежде на последнее признанье
Плывёт луна над Вязьмою - рекой.

Судьба дразнила пряником печатным,
Как щедрый коробейник в день поста.
И льны ложились нитью для холста,
Очистившись от плевел троекратно.
Но день не умирает безвозвратно,
Он птицею взлетает в небеса.

Елена Сергеева 28   09.11.2025 01:30   Заявить о нарушении
Вчера пропустил еще один разрыв – Азов // Калининград… накосячил/латаю:
.
ВОЛОКОЛАМСК. Никольский… Воскресенский…

… И вороны над старой колокольней
Не кружат – просыпаются из дней
Крупой… И им становится трудней
Летать, собой питая тяжесть неба.

Их хриплый грай – не сладкие хвалебы –
Просторам дольним кажется родней,
Всё безразличней и всё холодней,
Всё панихидней, горше… Всё застольней…

Любая память кажется безвольной,
На сорок сороков себя бедней,
И стены храмов в ноябре бледней…
Ржой на две трети съеденные скрепы
В их плоти белокаменной видней
Во времени, уже не богомольном.
.

Фомин Алексей   09.11.2025 10:34   Заявить о нарушении
Актуальная (на данный момент) версия цепочки городов:
.
Москва (lf) – Астрахань (lf) – Новгород (ti) – Дербент (lf) – Тихвин (ti) – Нижний Новгород (lf) – Давлеканово (ti) – Облучье (lf) – Елабуга (ti) – Архангельск (lf) – Красногорск (es) – Кисловодск (ti) – Керкинитида (es) – Азов (ti) – Волоколамск (lf) – Калининград (lf) – Джанкой (ti) – Йошкар-Ола (lf) – Алатырь (ti) – Ржев (lf) – Вязьма (es) – Алдан (ti) – Новорсийск (ti) / Новочеркасск (lf) – Каппадокия (es) – Ярцево (ti) – Оренбург (lf) – Галич (ti) – Чебоксары (lf) – Ыллымах (ti) – Хар-Булук (lf) – Канск (ti) – Касимов (lf) – Великий Устюг (ti) – Гурзуф (es) – Фатеж (lf) – Железноводск (ti) – Коломна (lf) Ачинск (ti) Каргат (lf) – Тобольск (od) – Кандалакша (es) – Александровск-Сахалинский (ti) – Кизилюрт (lf) – Тверь (od) – Ростов Великий (es) – Выборг (ti) – Городец (lf) – Цвылёво (ti) – Орёл (mp) – Лангепас (lf) – Симферополь (es) –Липецк (lf) – Казань (sa) – Нарьян-Мар (lf)
//
Кизляр (es)

Психоделика Или Три Де Поэзия   09.11.2025 11:37   Заявить о нарушении
РЫБИНСК. Рыбинское водохранилище

Не рыбный, а Рыбной; не Рыбинск – рыба,
Что стала малахитовой водой,
Зелёной, изумрудной и живой,
В накидке травяной, с привычным всхлипом,

С затопленной Малогой, чёрной дыбой
Глубинных улиц, площадей, мольбой
Колоколов с заиленной губой,
И радостно танцующим Петимой.

Как бабочка в стеклянной банке – свет
И тёмные проёмы подворотен –
Не бездны – крылья, чей размах угоден
Тому, кого уже на свете нет,
Кому не жить, кому не умереть,
Кто, ведая Господень лик, – свободен.

Психоделика Или Три Де Поэзия   09.11.2025 12:47   Заявить о нарушении
КУРИЛЬСК. от Кунашира до Шумшу

Кораблик из газеты… жёлтый в жёлтом.
Осенних листьев всюду острова,
И жёлтой рыбы жёлтые глаза –
Два солнца над размытым горизонтом.

Два рыбака у Сяны, в куртках толстых,
В руках – два челнока, калибра два, –
Врачуют сеть, пока скулят шторма,
Обережённые охотским Понтом.

Сновидческое время на века
Застряло на краю земли? Вселенной?
И жёлтые страницы дневника,
И жёлтые на жёлтых скалах тени,
Ждут синего небесного мазка,
Чтоб землю всколыхнуть зелёной пеной.

Фомин Алексей   09.11.2025 14:43   Заявить о нарушении
Юрий ЛИННИК
КИЖИ

Увидеть Бога! Нет прекрасней цели.
Читаю на досуге пятирик.
Трудами этой плотницкой артели
Здесь восьмерик встает на восьмерик –

Как если б тубус вытянуть хотели!
Пока я к этим высям не привык,
Но вглядываюсь в них. Так неужели
Означился в лазури Божий лик?

Уже не сможет сбить фокусировку
Мир суетный! Я горнее воочью
Сейчас узрел – себя я перерос.
От храма взяв и легкость, и сноровку,
Я поднимаюсь прямо к средоточью,
В котором означается Христос.
.
.
Николай ДУНАЕВ
ИВАНГОРОД. Парусинки и пластинки

Белёсая, как выцветшая ткань,
растянутая плёнка Парусинки
над серым домом, где живёт Иван
и слушает весёлые пластинки.

и наливая молоко в стакан
дрожащею рукой смахнет пылинки
на старый, покосившийся диван
носки с дырой и грязные ботинки.

Такая вот беда и киноварь,
готовые перечеркнуть январь
карандашом, как говорят, чернильным,
черней, чем Нарва… чем на плитке гарь,
одноименный грозный государь
Всея Руси, со скарбом непосильным.
.
.
Мира ПОЛЯНСКАЯ
ДИВЕЕВО

Над Вичкинзой играет ветер с ивой.
Медведь и Серафим в глухом лесу.
Малиновые заросли с крапивой.
В корзине молодая сныть на суп.

Тик-так, тик-так... Легко ли быть счастливым?
Венок у смерти видеть, не косу.
В ночи - рассвет в сиянии красивом.
Ах, что же, Боже, я Тебе несу?

Дивеевские родники, омойте.
Коснись души, святая благодать!
Ко многим милосердна Божья Мать.

Дивеевские сестры дружно пойте.
Христос Воскрес! Молите. Успокойте -
Во славе Божьей радость отыскать.
.
.
Николай ДУНАЕВ
ОМСК. Череда

Приснюсь себе с пучком сухой травы,
зажатой в кулаке. Приснюсь – собакой
бездомной и в куделях снеговых,
с печальными, огромными глазами.

И беглый каторжанин – тоже я,
с обкусанными тонкими губами,
кровоточащими, как та земля,
что говорит распятыми стихами.

И я – то озеро, что Чередой
наречено кочующей молвой
от дома к дому и от ночи к ночи.
С неё беря пример, кривой иглой
себя сшиваю с вечною сумой
из клочьев туч и тонких звёздных строчек.

Мира Полянская   09.11.2025 15:32   Заявить о нарушении
Спасибо, теперь всё сложилось и можно "танцевать" дальше:
.
Москва (lf) – Астрахань (lf) – Новгород (ti) – Дербент (lf) – Тихвин (ti) – Нижний Новгород (lf) – Давлеканово (ti) – Облучье (lf) – Елабуга (ti) – Архангельск (lf) – Красногорск (es) – Кисловодск (ti) – Керкинитида (es) – Азов (ti) – Волоколамск (lf) – Калининград (lf) – Джанкой (ti) – Йошкар-Ола (lf) – Алатырь (ti) – Ржев (lf) – Вязьма (es) – Алдан (ti) – Новорсийск (ti) / Новочеркасск (lf) – Каппадокия (es) – Ярцево (ti) – Оренбург (lf) – Галич (ti) – Чебоксары (lf) – Ыллымах (ti) – Хар-Булук (lf) – Канск (ti) – Касимов (lf) – Великий Устюг (ti) – Гурзуф (es) – Фатеж (lf) – Железноводск (ti) – Коломна (lf) Ачинск (ti) Каргат (lf) – Тобольск (od) – Кандалакша (es) – Александровск-Сахалинский (ti) – Кизилюрт (lf) – Тверь (od) – Ростов Великий (es) – Выборг (ti) – Городец (lf) – Цвылёво (ti) – Орёл (mp) – Лангепас (lf) – Симферополь (es) –Липецк (lf) – Казань (sa) – Нарьян-Мар (lf) – Рыбинск (lf) – Курильск (lf) – Кижи (jl) – Ивангород(nd) –Дивеево (mp) – Омск (nd) – Кизляр (es) – … (итого 62 текста)... на букву "Р"

Фомин Алексей   09.11.2025 17:52   Заявить о нарушении
РАМЕНСКОЕ. Заболотье

Сам по себе, вбивая клин в песок,
в собачий след с карьера в заболотье
не зимний вдох – печных дымов глоток
души врачует снежные лохмотья.

Не улицы – один густой поток –
фонарных междометий мелководье…
меня здесь нет, а что до этих строк
они не поводок и не поводья,

всего лишь осторожное «прости»
за темное декабрьское безмолвье,
за воскрешенное средневековье,
в котором не спастись и не спасти
последней опрометчивой любовью
боль заглушив, нет силы отпустить.
.
).. это из самых первых сонетов-селфи из уже далекого декабря 2021 года

Фомин Алексей   09.11.2025 17:54   Заявить о нарушении
ЕВПАТОРИЯ. Полынное вино.

По ойкумене греческой фортуны
Прими, как дань, о прошлом не жалей.
Прошлись однажды турки, скифы, гуны.
Видала степь коней любых мастей.

А что же до хороших новостей,
Как прежде море пьёт сироп свой лунный,
Ласкает солнце на песчаных дюнах
Своих желанных преданных гостей.

Ей что Девлет Герай, что царь Евпатор.
Познавши вкус полынного вина
Покоя и достоинства полна.
Вдали от городов - аристократов,
В свободу ветра вечно влюблена,
Прекрасна, как летящая волна.

Елена Сергеева 28   09.11.2025 18:38   Заявить о нарушении
Покровск (Энгельс)
.
Патриархальный тихий городок.
Кирпичные немецкие лабазы -
Согласно Высочайшему указу,
Здесь побратался с Западом Восток.

Покровск. Заволжья сказочный простор.
Здесь гостя калачами у порога
Встречают, ибо хлеб - частица Бога,
Зерном Россию кормит до сих пор.

Причалы и торговые ряды.
Пшеница, соль, железо, кожи, сало.
От века трудолюбия хватало

Хозяевам Покровской слободы.
Они богатством славились... Святые
Места в глубинке матушки-России.

Сергей Асланов   09.11.2025 19:08   Заявить о нарушении
Пока у Татьяны не получается разместить свой текст в ветке рецензий - "ЯСНЫЙ. Девственный алмаз"
.
следующий город на букву "Й" или "Ы" или (учитывая что с такими буквами напряг) "Н"
.
Аслан, текст видел... в ветку его поставлю как только появится город с окончанием на букву "П"... вчера свёрстывал цепочку, всё очень не просто... и времени много занимает.
.
два предложения: 1) ПРО СТО, дотянуть до первой сотни 2) замахнуться на 365 + 1 (на полный год)

Психоделика Или Три Де Поэзия   10.11.2025 10:28   Заявить о нарушении
ЯСНЫЙ. Девственный алмаз

От ясного простора до карьера,
От высоты сквозной до рудника
Сияньем заливает свысока
И жизнью без препятствий, без барьера.

Как-будто держишь девственный алмаз
В ладонях от работ отяжелелых.
Дрожат искринки, муть от соды белой,
И радужные линии гримас.

Но ты всё держишь, это чудрый дар,
Твоя добыча, выстраданный камень.
Ты жизнь творишь своими же руками.
Пускай ты хлебопёк, ты кочегар.
Ты — этой жизни солнечный нектар,
И ясный небосвод над рудниками.

Татьяна Игнатьева   10.11.2025 11:52   Заявить о нарушении
В любом случае можно попробовать замахнуться.

Елена Сергеева 28   10.11.2025 15:45   Заявить о нарушении
или размахнуться)))

Татьяна Игнатьева   10.11.2025 16:13   Заявить о нарушении
НЕРЕХТА. Окнем (сонет-тавтограмма на букву «О»)

Оконниц одиноких оперенье,
Оттенки охры, отблески-огни,
Осенним опьяненьем обмани
Овеществлённый опыт обновленья.

Освобождая от опустошенья,
От омутов осин обереги,
От оспин откровений, от орды
Опасных обстоятельств осмысленья

Осенних образов…
Ольха, овца,
Озноб, омёта остов оторочен
Округлыми охапками овса.

Опора опрокинута одна,
Оцепененье, округ обесточен,
Овраги обложили облака.

Психоделика Или Три Де Поэзия   10.11.2025 16:35   Заявить о нарушении
Круто! Но я так не умею.

Елена Сергеева 28   10.11.2025 16:55   Заявить о нарушении
АЛУПКА. Дыхание подлунной тишины.

Мерцает мирт.Зеленая лиана
Ползет змеёй в подлунной тишине.
Ай - Петри - белый всадник на коне,
Уснувший в древних волнах океана.

Идилия, в которой нет изъяна.
Пейзажи рая память дарит мне.
Ну вот и славно. Теплится в золе
Вчерашних писем прожитая рана.

Лечу мечтать в алупкинских садах,
Вдыхая терпкий запах можжевела.
Здесь горлица - душа о чём - то пела.
И сон трава цвела весной в горах.
А радость винной ягодою зрела,
Вины не зная в мыслях и делах.

Елена Сергеева 28   10.11.2025 21:35   Заявить о нарушении
АРЗАМАС. Эрзянский дух

Эрзянский дух, эрзянская земля,
Потерянный и найденный исток.
Как сорванный нежданно лепесток
Гелениума падает в поля.

Прекрасная душа его цветёт
В безвременьи, не чуя холодов.
Вне суеты, раздоров, вне плодов,
Храня любовь к земле из года в год.

Из века в век куда б ни кинул взгляд,
Повсюду жизнь, как-будто первый вдох
Не знающих разрухи городов,
Пускающих в полёт своих орлят.
Здесь всё так зыбко, но в кругу трудов
Часы, года, века в любви летят.

Татьяна Игнатьева   11.11.2025 10:01   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2025/11/11/3328 - 4-ый критический обзор по игре

Психоделика Или Три Де Поэзия   11.11.2025 11:12   Заявить о нарушении
ЛИСКИ. Дивногорье

Подобны ли таинственным монахам,
Отрёкшимся от мира, – останцы?
Но облака в их головах – венцы,
В ногах их дни, став благородным прахом.
Покрыли землю лебединым взмахом,
Скрыв ото всех ожоги и рубцы, –
Следы эпох, культур, монеты, бляхи,
Фрагменты чаш, слепые изразцы, –

Меловых круч белёсое подворье,
Прошёптанное диво Дивногорье
На языках завороженных птиц.
Там, где заканчивается тень камня,
Подхватывает силу места память,
Но не людей, а грозовых зарниц.

Фомин Алексей   11.11.2025 17:28   Заявить о нарушении
ИВДЕЛЬ. Тени Холатчахля.

Снежинка кедра тает под капелью.
Росток ещё так слаб, так неумел.
Но старый лес не зря над ним шумел,
Рассказывая древние поверья.

Дух Холатчахля - манси суеверья.
А жизнь идёт. День полон важных дел.
И счастлив тот, кто выжить здесь сумел,
Не путая следы людей и зверя.

Богат на руды, скуп на слёзы слов
Далёкий Ивдель - тайна без ответа
Смешались с белоснежным эхом ветра
Звон золота и стоны кандалов.
Тяжёлый сон, не помнящий рассвета.
Но крепок силой кедровых ростков.

Елена Сергеева 28   11.11.2025 22:02   Заявить о нарушении
Лодейное Поле. Верфь

Во тьму лесов, по топким вепским тропам,
Тому три века минуло с лихвой,
Пришли, чтоб флот построить боевой
Российские мужи под царским оком.

Свирь обнимает край рукой широкой,
Монахи славят Господа в тиши.
Монастыри в нехоженой глуши
От мира далеки с беспечной склокой.

Верфь загудела, разом строгали
Рождались ладно под рукой умелой.
И в сём труде рождались корабелы.
А дни как волны свирские текли.
Вот флот российский принял корабли,
И мал-помалу страсти ослабели.
Царь-батюшка и иже с ним ушли...

Татьяна Игнатьева   12.11.2025 10:12   Заявить о нарушении
Ольга ДЕНИСОВА / ЕЛЬНЯ. Леонидов крест

Ещё один случайный мотылёк
Увяз в янтарных сумерках, забылся.
Прилипший лист к стеклу, его прожилка –
Моей судьбы осенний огонёк.

Не нужно сложных ритуалов впрок,
Достаточно, чтоб вздох рассветный сбылся,
Напомнив блеклый кадр из кинофильма,
В котором тих уездный городок.

Собаки лай, скрип ломовой телеги,
Дел журавлиных мастер – стук-постук, –
И медные фигурки-обереги
Взлетают в небо с загрубелых рук,
Поведав всем – пусты души сусеки, –
Меня не взяв, одни летят на юг.

Психоделика Или Три Де Поэзия   12.11.2025 11:53   Заявить о нарушении
ЯЛТА. Вечная дама с собачкой.

Шепни мне о любви в бреду магнолий.
Ползёт дракон - туман по склонам гор,
Скрывая неуютный разговор
О боли, о разлуке, о бездолье.

Вольны слова, как ветер в чистом поле.
Умчатся, позабыв былой задор.
Опять тоска с весной затеет спор.
Но это там, за гранью сладкой воли.

Ах , как прозрачны крылья стрекозы.
Я стану верить каждому дыханью,
И каждому глотку твоей лозы,
Забыв про муку жажды ожиданья.
Как зной июлю мне нужны признанья,
Что жарко плавят чистый лёд слезы.

Елена Сергеева 28   12.11.2025 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.