Вся королевская рать

Музыка звучала, будто разноцветные камушки переливались. И слышались в ней дудочки, деревянные трещотки, перестук самоцветов в бусах, звук отплясывающих деревянных башмачков на каменной мостовой.
Колёса велосипеда крутятся, крутятся…
Суббота. Надо убраться дома. А как не хочется! Соседка тётя Лида настойчиво и строго звонит в дверь. Мне всегда казалось, что она была королевой в какой-то своей далёкой тайной жизни. И не только в прошлом, но и теперь. Царственная осанка, строгий тон даже тогда, когда обращается с просьбой. И ведь не хватит духу отказать- королева не помилует. Вот и сейчас тётя Лида стояла, серьёзно уставив холодные голубые глаза на меня как будто с укором, что её сиятельству пришлось прождать за дверью полминуты…
-Вот возвращаю миксер. Спасибо, -твёрдо прочеканила она. -Что-то неважно выглядишь.
-С работы. Устала.
-Не дело это женщине так работать, что ног под собою не чувствуешь. Могу дать тебе несколько советов.
Я с ужасом подумала, что придётся вежливо выслушивать длинную тираду стареющей дивы, но героически приготовилась к повествованию.
-А пойдём ко мне чайку попьём. У меня есть конфеты.
Делать нечего, я покорно поплелась за тётей Лидой.
Угловая квартира выходила окнами на тихий дворик, где тучные голуби и воробьишкины ватаги несли неусыпный караул, встречая и провожая каждого, кто входил и выходил из подъезда в надежде поживиться чем-нибудь вкусненьким. А уж когда выходила тётя Лида- не давали ей проходу, обступали со всех сторон, как королеву птиц.
Тётя Лида жила тихой уединённой жизнью. Иногда пропадала на неопределённое время, потом появлялась уставшая, но довольная.
Наша управдомша Зоя Герасимовна испытывала к ней безотчётную классовую ненависть и при каждом удобном и неудобном случае приставала с какими-то претензиями. Но тётя Лида с истинно королевским снисхождением и великодушием отвечала на все её выпады.
… На столе красовалась хрустальная вазочка с конфетами. Чай был действительно ароматным. Лидия Германовна показывала чудо-выкройку, которую можно было подогнать под любую фигуру. «Уметь делать себя красивой- это настоящее искусство. Женщина-это произведение искусств: того, что сотворил Бог и того, что умеет сама женщина. А главное- как она себя видит –такой её будет видеть мир. Научись воспринимать себя как драгоценный камень, тогда и огранка со временем будет достойная, и пространство изменится до неузнаваемости.»
Я слушала, распустив уши, как зачарованная. Внезапно пробили настенные часы. Тётя Лида встрепенулась, забеспокоилась как-то и стала меня вежливо выпроваживать. Мне даже показалось, что лицо её как-то изменилось, будто нос стал похож на птичий (орлиный).
… Наступала осень. Листочки на деревьях в дворовом палисаднике расцветились, распушились, как перья петуха. Воздух был влажным и тёплым. Солнышко щедро грело землю, но уже не палило, как в середине лета. Тётя Лида снова куда-то уехала надолго.
Наши квартиры имели смежную стенку. (Стенка между моим залом и залом тёти Лиды была смежная). И я часто по вечерам слышала какие-то звуки, доносящиеся с той стороны стены, хотя я знала, что тёти Лиды не было дома. Звучала музыка и чьи-то голоса.
Когда листочки почти совсем облетели. Появилась тётя Лида, но что-то с ней было не так. Я увидела прибинтованную правую руку.
-Что случилось?
-Пустяки. Упала. Пройдёт. -Больше ничего я не могла добиться.
Зоя Герасимовна имела обыкновение стучать в дверь со всей дури, как будто в доме пожар и громогласно требовать открыть дверь. А всего-то ей нужны были показания счётчиков. Я открыла дверь и удивилась. Зоя Герасимовна выглядела, как побитая- нет, не собака- для собак это сравнение было бы слишком оскорбительным. Как побитый дракон, зализывающий свои раны. Как же я раньше не замечала, что она очень похожа на зелёное огромное бесформенное чудовище. А может просто я стала видеть то, что у неё внутри. Получив всё, что она хотела, Зоя Герасимовна замахала своим подбитым крылом-да, у рептилии были крылья- и пошла брать на абордаж следующие квартиры. Она пометила всю территорию нашего придомового палисадника посаженными кустиками и считала её своей суверенной собственностью. Никто не смел с ней спорить. Так жизнь и текла, как заведено. 
Зоя Герасимовна ненавидела всё живое: кошек, собак, птиц-всё, что по её мнению вносило дискомфорт в её существование и не было оправдано пользой.  Но от Зои Герасимовны всё же была некая польза: лишь она одна могла выгнать из подъезда наркоманов, преступников с ножами, подозрительных людей. Больше никто не решался на это.
В нашем подъезде жила ещё одна примечательная личность. Дядя Боря. Никто не помнил, сколько ему лет. По внешнему виду – уже за девяносто. Но он был, пожалуй, один из немногих, кто мог вступить в открытое единоборство с нашим домовым драконом Зоей Герасимовной. Дядя Боря жил с большим чёрным котом и дочерью. Мне даже иногда казалось, что кот был главным в этой славной семье. Иногда кот важно поднимался на пятый этаж и хитро подмигивал мне, проходя мимо. И казалось, что это дядя Боря оборачивается в чёрную пушистую животину, чтобы сподручнее было подниматься без лифта на эту верхотуру.
Ещё один персонаж-тётя Валя из тринадцатой квартиры. Это была женщина-коробочка, этакий жучок. Она знала всё и обо всех, и никто не знал, так же как с дядей Борей, сколько ей лет. А она вообще забыла о своём возрасте, и он её не беспокоил. Поговаривают также, что она занимается магией.
Нина Павловна-бывшая балерина с четвёртого этажа из «Большого». Во всяком случае она так говорит. И похоже на это: балетная осанка, походка даже в её девяносто с гаком. Это большая легчайшая бабочка. Когда Нина Павловна выходит в магазин, то смешно вытягивает носочки длинных костлявых ножек, которые несомненно сводили когда-то с ума поклонников её таланта. Назовём её Сильфидой-бесплотным существом в образе женщины, олицетворяющим стихию воздуха.
Поль Серж-довольно симпатичный человек средних лет, знает семь языков, начитанный, с энциклопедическими знаниями, проживает в одиннадцатой квартире. Можно было бы сказать, что это молодой человек, но он пропустил большую часть жизни, называемую молодость и сразу переместился в следующую возрастную категорию- человек средних лет. И это нерастраченная жажда жизни, эмоций, недополученный житейский опыт большой дырой зияет в его судьбе, как худая авоська с рассыпанными яблоками, и толкает его на экстравагантные поступки. Это как бежать за уходящим поездом, точно зная, что его не догонишь. Он не успел написать контрольную, а звонок с урока вот- вот прозвенит. Серж никак не может научиться жить с людьми,не умеет с ними обращаться, хотя и искренне их любит.Они, как игрушки в неумелых руках, быстро ломаются. Вокруг него все умирают. Сначала ушли его родители, потом он похоронил милую старушку. Теперь Серж знакомится с бабушками и зазывает их к себе жить. Но они долго не задерживаются в этом бренном мире.
Его одинокий силуэт можно наблюдать каждый вечер в окрестностях дома.
Летучий голландец, обреченный на вечное одиночество и скитание. Как только кто- то попадает в поле зрения Сержа , судьба его предопределена.

Вот, пожалуй, портреты основных завсегдатаев скамеечки у нашего подъезда. Есть ещё конечно мамочки с детьми. Но основной колорит нашему дому придают всё-таки старожилы.
Наш дом был построен ещё до революции по заказу купца Дужникова архитектором Роше в мавританском готическом стиле как торговый дом. Но потом его заселили. Цокольный этаж уже врос в землю. От резных чугунных решёток остались лишь небольшие решёточки на окнах в подвальных помещениях, а двор уже огорожен позже обычным забором без затей. Левое и правое крыло дома окаймляют П-образный двор. Лепные украшения сохранили ещё своё изящество. Но в целом светло-серый дом производит мрачное впечатление. Множество шпилеобразных башенок, арок и полуарок, кованые элементы на фасаде и крыше, архивольты, украшающие арочные проёмы придают строению(зданию) загадочный вид. На фронтоне дома, обрамлённом по бокам скатами крыши, красуются фигурки дракона, Атланта, держащего на своих плечах земной шар, дивной птицы, похожей на орла, также мифических существ с гривой льва и мордой гиены с длинными тонкими хвостами с маленькими кисточками на конце. Кажется, что они сейчас взмахнут крылами и взлетят над городом. Все фигурки на фронтоне странным образом напоминают мне моих соседей. Кажется, я схожу с ума…
Меня отвлёк звонок в дверь. Это тётя Лида пришла за открывашкой и позвала пить чай. Я в предвкушении рассказа о том, где она так долго была, шагнула за порог квартиры. Мне вдруг показалось, что что-то изменилось в комнате.
-А без вас тут кто-то был. Музыка звучала.
-Это бывает. Ничего. Слышимость в нашем доме высокая. У кого-то гости просто были.
-Нет, нет-не унималась я.-Точно из вашей квартиры доносились звуки. И стены у вас были другого цвета, я помню.
Тётя Лида недовольно наморщила лоб.
-Вероятно племянник заходил. Всё в порядке.
Я почувствовала, что здесь кроется какая-то тайна. Но Лидия Германовна видимо не в духе и не собирается меня в неё посвящать. Но не уходить же ни с чем. Меня всегда интересовало всё, что связано с нашим домом. И я не преминула спросить, не знает ли она чего-нибудь интересного об истории здешних мест. На этот раз тётя Лида была более словоохотлива.
-Ещё в средние века на месте нашего дома стоял старинный замок со множеством подземных ходов и лабиринтов. Но в результате междоусобных войн он был полностью разрушен. До наших дней дошла только легенда о королеве- повелительнице птиц Айзе Лат.
-А что это за легенда?
-Расскажу потом как-нибудь.
Эта легенда меня живо заинтересовала. Тут пробили настенные часы. Лидия Германовна встрепенулась, заторопилась и с лукавой усмешкой проводила меня восвояси. С тех пор я стала внимательно примечать связь между боем часов и отлучками Лидии Германовны.
За окном моросил дождь. Бр-р! Кто-то мокнет сейчас на улице. За стеной у Лидии Германовны пробило шесть вечера. Смутное беспокойство вдруг овладело мною. Как будто кто-то тыкал мне в бок и говорил: «Иди! Что ты сидишь?» Я встала, безотчётно повинуясь внутреннему зову и двинулась по коридору к выходу. На удивление дверь у Лидии Германовны была открыта-видимо она ходила выносить мусор и забыла её закрыть. Непреодолимое чувство заставило меня шагнуть через порог в приоткрытую дверь. Из коридора было видно необычайное сияние в зале. Свет был не похож на электрический. Это так же не был и светом от естественного огня-не было запаха гари. Смешанное чувство страха и любопытства толкнуло меня в зал. Перед глазами сначала всё поплыло. Но потом я отчётливо различила силуэт огромной белой птицы. «Как это она поместилась здесь?»-автоматически пронеслось у меня в голове. Вдруг меня осенило. Пронзительная мысль яркой вспышкой сверкнула в мозгу: «Это Лидия Германовна!»…
Когда я вновь обрела дар речи, тётя Лида как ни в чём не бывало оправляла свои крылья, чистила пёрышки. «Летим?» Ни секунды не колеблясь, как будто мы заранее договорились с ней о совместной вечерней прогулке перед сном, я взгромоздилась на её спину, обвила руками мощную шею, и мы взлетели в открывшееся пространство- стены квартиры опали, как занавески с гардин.
Дух захватило. В животе как будто всё ухало, когда мы попадали в воздушные ямы и щекотало, когда стремительно поднимались ввысь. Я уже не понимала, где дождь, где облака. Мы как будто пересекли невидимую стенку реальности, где там оставалось ненастье. хмурое небо. а здесь светило солнце, была безветренная тихая погода. Вдали показалось строение. Оно было окружено со всех сторон водной гладью. Приближаясь, я рассмотрела великолепный замок. Многочисленные шпили устремлялись в небо, окна в виде арок, украшенные разноцветными витражами, были тоже устремлены вверх. Всё здание вытягивалось в струнку, как ракета, готовая к полёту. По бокам замок украшали колонны и придавали ему величественный вид.
Приземлились на зелёной лужайке, видимо служившей взлётно-посадочной полосой. Я неуклюже слезла со спины повелительницы, и мы церемонно вошли в тронный зал.
На страже замка стояли титаны. И среди них я узнала дядю Борю. А мифологические существа с гривой льва и мордой гиены окружили повелительницу плотной свитой. Вся челядь вышла встречать дорогую хозяйку. Лакеи в расписных ливреях, шитых золотом. предлагали душистые прохладительные напитки. Дамы в причудливых платьях окружили нас, выражая восторг по поводу прибытия согласно принятого протокола церемонии. «Приглашаю на торжественный обед в честь нашего прибытия.» Лидия Германовна широко расправила крылья и открыла торжество.
 Стол был уставлен всевозможными яствами и напитками. По мановению крыльев, появились танцовщицы. Прекрасные девы, одетые в прозрачные шелка, украшенные жемчугами, стали плавно двигаться в чарующем танце, унося нас в мир грёз. Я даже засомневалась, не сплю ли я, и больно ущипнула себя за ухо. За праздничным столом сидела тётя Валя-коробочка. Здесь она была в блестящем плаще звездочёта и раздавала всем хорошие предсказания. Сильфида- Нина Павловна- лакомилась угощениями и рассказывала всем о своём славном прошлом на сцене «Большого».
Мы вышли на массивный резной балкон.
-Лидия Германовна. Вы обещали рассказать легенду. Теперь то уж можно.
-Ну что ж- слушай. Долго и счастливо жило королевство во главе с мудрой правительницей Айзой Лат. Но вот пришёл коварный жадный Пепин и захватил всё королевство. Он потребовал, чтобы сама Айза стала его женой. Но гордая женщина не покорилась варвару. Она сбросилась вниз с самой высокой башни своего замка. Но не разбилась, а превратилась в призрак огромной белой птицы. В тот же миг завоеватель Пепин жадный превратился в огромного дракона, который и по сей день летает везде и ищет свою Белую птицу. Теперь ты знаешь обо мне всё, -и Айза обвела крылом всё вокруг.
-Смотри. Это мои владения. - Я поразилась красоте открывающихся видов.
На сторожевой башне просигналили об опасности. И правда, на фоне вечернего неба появился силуэт дракона. Я с удивлением узнала в нём Зою Герасимовну, так же и Пепина жадного. В небо поднялась повелительница в окружении верной свиты. Завязался бой. Дракон изрыгал пламя и бил тяжёлым хвостом. В один момент пламя даже попало на крыло величественной птицы. Но её верные химеры отогнали дракона и потушили крыло. После жестокого боя дракон был повержен и был вынужден ретироваться, зализывая свои раны и уползая на брюхе в своё убежище.
 -Когда же будет окончательная победа над драконом? -спросила я, возбуждённо сверкая глазами.
-Никогда. Это противостояние будет длиться вечно. Как схватка между добром и злом.
Мы возвращались домой довольные и усталые. Солнце почти совсем зашло за горизонт.
Из нарядного чайника с золотым ободком тянул терпкий аромат травяного чая. Прихлёбывая из чашки, я с удовольствием запихивала в рот шоколадную конфету, шурша разноцветной обёрткой.
День удался.

Долго ли, длинно ли. Прошло время. Время-бесстрастный властелин. Даже над тётей Лидой-соседкой оно заявляет о своих правах. У тёти Лиды обострились щёчки, её ястребиный взгляд слегка потух. А руки-крылья будто бы стали тоньше, оперенье редким, пёрышки смятые. Теперь она могла всю ночь щёлкать клювом, а может быть замком, открывая и закрывая дверь, как бы припоминая, где выход-вход, забыв волшебный механизм, как попасть в свой замок. Перепутав время, когда надо взлетать. А скоро и сил взлетать не останется. И никто уже не сможет попасть в её чудесную страну, в её прекрасный замок. Иногда она смотрела невидящим взглядом и не узнавала никого. Может быть часть её переселилась в её замок насовсем. Правда есть у тёти Лиды многочисленные сёстры и племянники. Но это будет уже их история. Возможно зачарованный замок не останется без хозяйки.
А наша управдомша тоже сильно изменилась. Она уже не так уверенно стучала в двери квартир и басила в подъезде, а неуклюже грузно переминалась с ноги на ногу, как бы соображая, где она: в том мире, где нужно сражаться и изрыгать огонь на непокорных или здесь, в доме номер 1 на улице Дужникова, где ей срочно надо провести опрессовку, иначе её завалят жалобами и свергнут с власти. Ну конечно же не свергнут, но придётся повозиться с этими людишками. И зелёная чешуя то вдруг  пробивалась  под ватными штанами и осенней курткой, то пропадала. Как будто механизм давал сбой.
Сам дом тоже изменился. Он приобрёл современный вид. Его облицевали плитками, дорожки выложили брусчаткой. Множество шпилеобразных башенок, арок и полуарок, кованые элементы на фасаде и крыше, архивольты, украшающие арочные проёмы заржавели, утратили своё былое величие и потому были частично снесены. И лишь фигурки на фронтоне: дракона, Атланта, держащего на своих плечах земной шар, дивной птицы, похожей на орла, мифических существ с гривой льва и мордой гиены с длинными тонкими хвостами с маленькими кисточками на конце-до сих пор красуются. Их не решились снести. Деревья и кустарники подросли. Но им не давали разрастаться и постоянно подпиливали и подстригали, и палисадник приобрел ухоженный, но выхолощенный вид, утратил своё лицо, был похож на сотни таких придомовых палисадников. Люди, как на ускоренной киноплёнке, быстро сменяли друг друга. Менялись жильцы, подрастали и женились дети, появлялись новые собачки, кто-то въезжал, кто-то покидал наш дом и этот мир.
Нина Павловна-бывшая балерина, Сильфида, совсем растворилась в воздухе. Это произошло во время очередного па совершенно неожиданно и незаметно. Наш дом был не лучшим пристанищем для такого хрупкого, неземного существа.
А наш Серж- Летучий Голландец все так же одиноко реет в окрестностях старого дома. Только лишь слегка обострился профиль, и странная шляпа сменила всегдашнюю темную кепку. А серое плисовое пальто ничуть не истёрлось. Он как бы принадлежит этому дому, его судьба неразрывна с ним. Не станет дома, и не станет его.
И лишь бессменные дядя Боря и тётя Валя в своей шляпке нисколько не менялись. Время как будто забыло о них. Всё так же они в компании с Лидией Германовной кормили голубей по утрам у подъезда. Вокруг менялся мир. Неизменно было лишь одно: приветствие дяди Бори -жест поднятой руки, имитирующий снятие шляпы, тёти Валино «Здравствуйте, деточка» (мы все всегда были деточками) и голубиный эскорт тёти Лиды.
Интересно было бы взглянуть на наш дом лет эдак через сто. Ну может я напишу потом как-нибудь, обязательно.


Рецензии
Замечательное завораживающее произведение! 👍❤️

Алевтина Язынина   17.12.2025 07:46     Заявить о нарушении