Вечер, посвящённый Армену Зурабову

ВЕЧЕР , ПОСВЯЩЁННЫЙ АРМЕНУ ЗУРАБОВУ.

2 ноября 2025года Арт-проект «Бегемот внутри» представил  в библиотеке им. И.А. Крылова  вечер, посвящённый замечательному русскому прозаику, драматургу сценаристу, режиссёру – автору книг рассказов и повестей «Каринка», «Клёны»,  «Ожидание», «Родники», пьесы «Лика», киноповести «Рождение» и многих других…
 До сих пор неизменно высокой популярностью пользуются все книги Армена Зурабова, в том числе и роман «Тетрадь для домашних занятий», экранизация которого вылилась в прекрасный телеспектакль в 3-х сериях «Монолог  Камо».
Библиография А. Зурабова очень богата настоящими шедеврами и они  переизданы  во многих странах мира…
«Я не знала более литературного человека, чем он», открывая вечер памяти своего отца, говорит его дочь Карина Зурабова, – «это было так понятно и естественно — то, что в его кабинете смотрели со стен портреты Пушкина, Толстого и Чехова, очень близких ему людей. Ещё ближе был ему один литературный персонаж, в виде чугунной статуэтки,  стоявший на его столе,— Дон Кихот, великий идеалист, автору которого так и не удалось его высмеять, и он остался в веках как символ веры в добро и благородство человека. Так же естественно было для него, за обедом или чаем, обсуждать Шекспира или Торнтона Уайлдера, новые стихи Межирова или Вознесенского, восхищаться любимым «Тихим Доном» или «Скучной историей». Неважно, кто оказывался его собеседником (а точнее, слушателем),— кем бы он не был, слушать ему было интересно и чудно. Специально для меня он придумал (а идею взял у Чехова!) карточную игру, в которой картами были изображения писателей — и с тех пор я знаю в лицо и Мопассана, и Некрасова, и Дениса Давыдова».
Для многих, сидевших в зале, было откровением , что после окончания Литературного института им.А.М. Горького на этом А. Зурабов не остановился,  а, завершая  ещё обучение на Высших сценарных курсах, написал несколько сценариев, по одному из которых на Арменфильме  сняли его киноповесть  «Рождение»(режиссёр Довлатян)…
Но до этого был опыт проникновения в историю духовную, фильм «Песня песней», который снял сам Армен  Зурабов.
Особая благодарность организаторам  вечера памяти А. Зурабова  Николаю Милешкину и Карине Зурабовой  за показ  этого  удивительного  фильма, за то, что мы увидели это волшебство на фоне фантастических, суровых пейзажей  Армении ( «фильм чёрно-белый, чтобы не было соблазна  «красивой картинки»), где звучали народные песни, мелодии Екмаляна и Комитаса, и царствовало  Слово – великие стихи Нарекаци и Кучака, Фрика и Дживани, армянских лириков, которые выразили в слове этот мир природы  и мир страдающей человеческой души.
Все  присутствующие на вечере услышали из уст дочери, что отец «несколько месяцев  ездил по ущельям и монастырям Армении, снимая фильм, а потом не выходил из монтажной, сам резал и клеил снятый материал, записывая лучших чтецов, переделывая уже готовый фильм – из двух серий сделал одну…
И каков итог: эту ленту и сейчас показывают студентам во ВГИКе  как классический образец монтажа звука и изображения…
«Опыты работы в кино», продолжила К. Зурабова,  «и сценаристом, и режиссёром, и всегда это было увлекательным событием и для него, и для близких, и для всех вовлечённых в производственный процесс — очень творческий, эмоциональный, напряжённый, наполненный самыми личностными переживаниями и устремлённый к великий цели. Последним таким фильмом был трёхсерийный «Монолог Камо», снятый на Центральном телевидении…
Он часто сокрушался, что потратил много времени на кино и не написал того, что хотел, что должен был… И объяснял, чт; его соблазняло в процессе съёмки: ты включён в жизнь, общаешься с людьми, делаешь с ними какое-то общее дело — а когда пишешь, сидишь за столом, один в целом свете, и жизнь проходит где-то там, мимо…
В общем деле он оказывался обычно в роли организатора, диктатора, идейного вождя, вокруг которого нарастало, клубилось и обретало оригинальную форму культурное движение — будь то школьное «тайное общество» помощи нуждающимся, театральная студия при тбилисском железнодорожном институте, съёмка фильма или лекции о Чехове и Феллини в обществе «Дельфис». Это отвлекало от главного, но иначе он жить не мог: писательская профессия требовала уединения, а характер — кипучей деятельности, борьбы»
В литературно-художественном журнале «Южная звезда» за №3(32) ещё на  заре творческого пути был опубликован рассказ «В поезде». Рассказ автобиографичен.  Хочу привести небольшой отрывок -  вот суть А. Зурабова:
«Иногда слова исчезали, и наступала пауза, и тогда, в эти короткие промежутки гудящей тишины, я успевал подумать о них и о себе вместе, и о том, что вот есть ты и мир и больше ничего, потому что дом твой и дети - это тоже еще ты, твое продолжение, а мир - это то, где ты чувствуешь, что ты - песчинка, и где вспоминаешь о других, таких же, как ты, и вспоминаешь, что все рождаются, страдают и умирают и нет ничего своего у каждого, а в каждом есть - все, и ПИСАТЕЛЬ- тот, кто чувствует это ежеминутно и напоминает об этом другим, потому что видит, как, мучаясь, ищут люди то, что в них самих»…
  Он мечтал написать книгу «Героические биографии», где выявлялся бы подвиг простых и незаметных для истории людей, их каждодневный героический путь. Это должны были быть совсем маленькие рассказы, как у Бабеля, очень простые: он знал, что маленькие и простые — самое трудное, и хотел сам этот подвиг совершить. Несколько таких биографий — «Вечная жизнь», «Артём Саакян», «Трюк Симадо», «Учитель» — вошли в его книги. Да и единственная его пьеса «Лика» — это история героической любви, одинокой, бескорыстной, возвышающей.
«Кто-то из приятелей, вспоминая его»,   завершая вечер памяти,  говорит Карина Зурабова, –    «заметил, что это был человек, абсолютно «лишённый стремления к публичности». Нет, просто он был горд и застенчив. «Рождённый с честолюбием, равным его дарованию» (как сказал Пушкин об одном своём современнике), он желал быть услышанным, желал общественного отклика и признания. Об этом свидетельствуют его публицистические статьи, которые он писал последние годы, живя в Москве. В них тот же серьёзный и  удивлённый взгляд на мир, что и в его прозе, и та же вера в человека, несмотря на все ужасы и гадости, им совершённые,— вера в победу света в его душе. Для этого надо только напомнить, что вот были же Сократ, Будда, Швейцер, Толстой — тоже люди… «Вспомните, кто вы» — так называется его последняя книга, двухтомник, в который вошли и давние рассказы и последние статьи.
А признание — было. Была дружба с замечательными писателями и философами: А. Межировым, Ю. Левитанским, Б. Чичибабиным, Г. Матевосяном, М. Мамардашвили, Г. Померанцем и З. Миркиной; был полюбившийся зрителям телеспектакль «Лика» (пьеса эта до сих пор ставится в разных театрах и в России, и за рубежом), была довольно драматическая история публикации романа о Камо в «Новом мире»… А ещё была бурная политическая жизнь страны последних тридцати лет, непростые перипетии существования русскоязычного писателя в национальной республике, радости и потери жизни личной… Всё это сплелось в 86 лет жизни.
Нам, конечно, не дано предугадать, как слово наше отзовётся, но Михаил Синельников, человек искушённый в литературе и «злой критик», как он сам о себе говорит, сказал мне после одного из вечеров памяти Армена: «Это очень хорошая книга (речь шла о романе «Тетрадь для домашних занятий».  Я уверен, она навсегда останется в литературе».
И я уверена, что слово Армена Зурабова будет жить, потому что в нём — любовь!»
 

Текст    Александр Сичанин    Член Союза писателей Москвы

На фото.   Армен Зурабов


Рецензии