Блиц!!! Конкурс красоты поэтической мысли - 59
Начинаем Конкурс красоты поэтической мысли № 59, в котором мы не ставим оценки друг другу и не выбираем победителей, а общаемся с интересными грамотными людьми, примечаем лучшие моменты в творчестве других авторов и берём их себе на вооружение, конкурируем со своим собственным нереализованным потенциалом.
Мы решили принять во внимание появившийся дополнительный выходной на этой неделе, и начать наш блиц на день раньше – чтобы на всё хватило времени: и на празднование, и на общение с друзьями и близкими, и на творчество. В этот раз для вдохновения мы выбрали два отрывка из гениальнейшего фильма «Успех» (1984), и нынешняя тема для написания НОВЫХ СТИХОВ:
+ + + + + +
Чувствуем ли мы своё время?
+ + + + + +
В отрывке (тайминг с 44:21):
– Режиссёр Фетисов (Леонид Филатов)
– Павлик Платонов (Лев Дуров)
– Алла (Лариса Удовиченко)
Репетируют сцену из чеховской «Чайки»
* * *
Платонов: «Вот вы говорите о популярности, о счастье, а какой-то светлой и прекрасной жизни, а для меня это – только слова. Простите, – мармелад, который я никогда не ем. Мне нужно идти писать. Простите, я спешу…»
Режиссёр: Павел Афанасьич, давайте-ка всё-таки разберёмся, что мучает этого человека. Он что – позёр, лгун? Нет, нет. Талантливый человек…
Платонов: Конечно.
Режиссёр: Но чувствует, что пишет всё хуже и хуже. Что с ним происходит? Утратил связь со временем. Какой там текст?
Алла: «Я отказываюсь понимать вас. Вы просто избалованы успехом.»
Платонов: «А… какой там успех... Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя, как писателя. Я люблю вот эту воду, деревья, небо. Но я же не визажист, я – гражданин. Я люблю Родину, народ.»
Режиссёр: Вот, вот, вот и вслушайтесь: «Я люблю Родину, народ». Это – категории. «Я – как писатель» – это тоже категория. Чувствую, что я обязан писать о народе, о его страданиях, о его будущем, о науке, о правах человека, и прочее, прочее. Я говорю об этом, я тороплюсь, но жизнь и наука уходят всё вперёд и вперёд. А я всё отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд. (…) Тригорин – это человек с достоинством, это писатель, это человек духа. А вот как это сыграть – я не знаю. Мы привыкли всех делить на положительных и отрицательных. А вот в этой пьесе нет отрицательных. Все, в общем, приличные люди. Но – страдающие люди, протягивающие к нам руки, взывающие о помощи. Почему мы сегодня ставим «Чайку»? Чтобы заглянуть в себя – вот – предмет нашего изучения. Потому, что без этого нет личности. А без личности нет общества.
* * *
В отрывке (тайминг с 56:49):
– Режиссёр Фетисов (Леонид Филатов)
– Олег Зуев (Александр Збруев)
Диалог
* * *
Режиссёр: Слушаю.
Зуев: Я пришёл набить тебе морду.
Режиссёр: Я тебе не советую.
Зуев: Ты решил от меня избавиться?
Режиссёр: Нет.
Зуев: Нет?
Режиссёр: Я не решил. Я думаю.
Зуев: Думаешь? А чем я тебя не устраиваю, а?! Тем что живу своей жизнью, а не твоей, да? Но у меня другой нет! И не будет! Тебе нужны единомышленники в искусстве?! Ты – художник! Художник. Ну, купи себе холст, краски. Но ведь нет! Тебе нужны живые люди, которых ты б выдавливал, как тюбики на свои полотна! Господи, ты посмотри на кого ты похож, а! Посмотри на себя! Ведь ни радости, ни любви человеческой. Художник… с лицом убийцы!
Режиссёр: Вот, Олег! Вот, вот, вот! Можешь! Можешь! И руки выразительные, и глаз точный, и темперамент пошёл! Можешь!
Зуев: Да, могу!
Режиссёр: А на сцене на часы смотришь.
Зуев: Да, да, да! Я смотрю на часы, потому что я спешу. Я спешу жить! Господи, да кто тебе сказал, что твоя жизнь лучше, чем моя, а?! Ты посмотри на себя. Ты посмотри на себя! У тебя та же самая корысть, ты такой же деловой человек, ничуть не лучше, ничуть! Ну, может быть, не модные пиджаки, а модные спектакли. Вот и вся разница. Вся. Вся!
Режиссёр: Вот. Замечательно, Олег. Вот смотри, как тебя разбирает, когда ты оскорблён! А Треплев оскорблён всей своей жизнью! Он – раненый человек! Вот так завтра будем с тобой будем пробовать.
* * *
Александр Розенбаум – Нету времени
Ноги ходят сами по себе,
Руки жму, не чувствуя тепла.
Головой, забитой чёрт-те чем,
Открываю двери кабинетов.
Не всегда семь бед – один ответ.
Вроде бы и нужные дела,
Только вот не знаю я, зачем
Мне сдалась вся суматоха эта.
И ложатся дела на нас бременем –
Нету времени, нету времени.
Пообщаться с друзьями-евреями –
Нету времени, нету времени.
Отрезвил бы кто, вдарил по темени –
Нету времени, нету времени,
Нету времени.
Две недели струны не менял,
И уже не строит по ладам,
Обижаясь на свою судьбу,
Женщина моя – моя гитара.
Ты прости меня, я не гулял,
Я, как Бобик, бегал по задам.
Хлопоты чужие на горбу,
Оттого опять мотивчик старый.
Может, спел бы я арию Гремина –
Нету времени, нету времени.
И получил бы квартальную премию –
Нету времени, нету времени.
Есть люблю, а стоять за пельменями –
Нету времени, нету времени,
Нету времени.
На войне считают год за три,
А мои проходят год за пять,
Если не везёт – то год за семь,
А если пофартит – то год за десять.
Горечью во рту полынь-трава,
Счастья нету больше, чем поспать,
А друзья уходят насовсем,
Исчезая в спинках мягких кресел.
Пропадаю я между ступенями –
Нету времени, нету времени.
И к родному порогу коленями –
Нету времени, нету времени.
И под поезд, как Анна Каренина –
Нету времени, нету времени,
Нету времени.
* * *
Владимир Высоцкий – Баллада о времени (Замок времени)
Замок временем срыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит –
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло:
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло –
И оно свои тайны отдаст.
Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов целой груды веков, –
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.
Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком, –
Потому что любовь – это вечно любовь,
Даже в будущем вашем далеком.
Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость.
Но не все, оставаясь живыми,
В доброте сохраняли сердца,
Защитив свое доброе имя
От заведомой лжи подлеца.
Хорошо, если конь закусил удила
И рука на копье поудобней легла,
Хорошо, если знаешь – откуда стрела,
Хуже – если по-подлому, из-за угла.
Как у вас там с мерзавцеми? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но не правда ли, зло называется злом
Даже там – в добром будущем вашем?
И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна –
И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт –
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина, –
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, –
Потому, что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем!
* * *
Осип Мандельштам – Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, – так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
* * *
Будем рады появлению НОВЫХ интересных содержательных поэтических творений на предложенную тему, НАПИСАННЫХ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДАННОГО КОНКУРСА.
Стихи принимаются в виде рецензий до 23:00 мск воскресенья 09 ноября 2025 г. Подсказываем друг другу замеченные недочёты, обсуждаем спорные моменты. После указанного времени формируются итоги конкурса, под которыми желающие могут опубликовать конструктивную критику участвующих произведений или написать отзывы на наиболее впечатлившие.
С уважением,
Гай Юльевич и Вероника Тышкевич
Иллюстрация из открытых источников сети Интернет – из к/ф «Успех»
Свидетельство о публикации №125110503590
