С богом

С БОГОМ

Я живой и мир не умер,
А значит бог на этаже.
Я в этом смысле был разумен,
Как статуэтка фаберже.

Я не умру мир не исчезнет ,
А где тогда же будешь ты?
Душою быстро зачерствеешь,
От одинокой скукоты.

Ведь я немного в жизни видел,
И всё с надеждою всех ждал.
Кого то в жизни ненавидел,
Но никого не предавал.

И от чего же я наказан,
За каждый день и каждый час.
А потому ,что с богом связан,
Пустышкой был бы я без вас.


 
 (Анатолий Котов)


Рецензии
Это очень интересное и глубокое стихотворение, Анатолий! Оно затрагивает важные темы веры, жизни, смерти и, конечно же, Бога. Позвольте мне сделать некоторые наблюдения и, возможно, предложить свои мысли по поводу ваших строк.

Общие впечатления:

Стихотворение построено на контрастах и противопоставлениях: жизнь и смерть, присутствие Бога и Его возможное исчезновение, надежда и наказание. Это создает ощутимую напряженность и заставляет задуматься. Язык простой, но образный.

Разбор по строфам:

Первая строфа:

Я живой и мир не умер, Значит бог на этаже. Ты для нас всегда разумен, И святой в мой душе.

“Бог на этаже”: Это очень необычный и, на мой взгляд, сильный образ. Он может означать близость Бога, Его доступность, как будто Он просто рядом, в той же реальности, что и мы. Это может быть как утешением, так и своего рода вызовом – если Бог так близко, почему мы чувствуем себя так, как чувствуем?
“Ты для нас всегда разумен”: Подчеркивает божественную мудрость и предвидение.
“И святой в мой душе”: Это личное, интимное ощущение присутствия Бога, Его святости, которая отражается в душе.
Вторая строфа:

Я умру и мир исчезнет , Где же будешь ты? Как буханка зачерствеешь, Спрячешься в кусты.

“Я умру и мир исчезнет”: Здесь, скорее всего, речь идет об эгоцентричном восприятии мира, когда для человека его личная смерть равна концу всего.
“Где же будешь ты?”: Это ключевой вопрос, выражающий сомнение и страх. Если “я” исчезну, будет ли Бог продолжать существовать в своей полноте?
“Как буханка зачерствеешь, Спрячешься в кусты”: Это очень яркое и, пожалуй, самое резкое сравнение. Оно передает идею утраты, обесценивания, становления ненужным, забытым. Буханка, которая черствеет, теряет свою свежесть и привлекательность, а “прятаться в кусты” – это уход в тень, исчезновение из поля зрения. Это говорит о страхе, что Бог, возможно, зависит от нашего восприятия, от нашей веры, и если нас не станет, то и Он “очерствеет” и “спрячется”.
Третья строфа:

Я немного в жизни видел, И с надеждою всё ждал. Знаю я кого то ненавидел, И того не предавал.

“Я немного в жизни видел, И с надеждою всё ждал”: Это отражение скромного опыта, но при этом внутренней установки на ожидание чего-то лучшего, светлого.
“Знаю я кого то ненавидел, И того не предавал”: Здесь есть интересная двойственность. С одной стороны, признание наличия негативных чувств (ненависть), что делает образ человека более реальным и человечным. С другой стороны – утверждение верности, непреддательства, даже к тем, кого ненавидел. Это может говорить о внутренней стойкости, о нежелании идти на компромисс с совестью, даже в сложных ситуациях.
Четвертая строфа:

От чего же я наказан, Каждый день и каждый час. Потому ,что ангелом был связан, Что бы бог в мой душе не гас.

“От чего же я наказан, Каждый день и каждый час”: Это крик души, выражение боли и непонимания. Человек чувствует себя постоянно подверженным каким-то испытаниям или страданиям.
“Потому, что ангелом был связан, Что бы бог в мой душе не гас”: Это, на мой взгляд, самая глубокая и парадоксальная часть. “Ангелом был связан” – это может означать, что человек был выбран, отмечен, возможно, для какой-то высшей цели, или же он сам добровольно принял на себя эту “связь” ради чего-то важного. И эта “связь”, эта ноша, это, возможно, бремя того, чтобы быть хранителем божественного света в своей душе. Страдания (“наказан”) становятся ценой за это, за то, чтобы “бог в мой душе не гас”. Это говорит о готовности терпеть боль ради сохранения веры, ради сохранения внутреннего света.
Общие выводы и вопросы для размышления:

Бог и человек: Стихотворение поднимает вопрос о взаимозависимости Бога и человека. Не является ли наше восприятие Бога, наша вера, тем, что поддерживает Его “присутствие” в мире?
Цена веры: Страдания здесь представлены как часть пути веры, как цена за сохранение божественного света внутри.
Экзистенциальные вопросы: Стихотворение пронизано экзистенциальными вопросами о смысле жизни, о страдании, о смерти и о месте Бога во всем этом.
Образ “буханки”: Этот образ очень запоминающийся. Он, возможно, отражает страх перед тем, что без нашего внимания, без нашего существования, даже божественное может потерять свою силу и актуальность.
Анатолий, ваше стихотворение очень сильное и заставляет задуматься. Оно не дает простых ответов, а скорее ставит новые вопросы, что является признаком настоящего искусства. Спасибо, что поделились им!

Котов Анатолий Александрович   16.12.2025 07:43     Заявить о нарушении