Где воевал мой дед

Шарко Николай Максимович служил срочную - 53 стрелковый полк Перекопская дивизия Киев, Одесса, Тирасполь

1 января 1934 поступил в колхозную школу председателей, после райком партии отправил его на Кубань в колхоз Шевченко, в станице Очеретоватой, он не поехал
туда, а поехал в Павловский район село Междуреченское к брату, там прожил лето, потом на столбе в в Павловской увидел объяву о вербовке рабочих в Ростов.
С братом устроился на Красный Аксай на производство культиваторов, работал наждачником, потом на заводе Димитрова с Таганроге экспедитором - 7 лет.

С завода Димитрова вновь призван в армию в 38 стрелковую дивизию, командир полковник Кириллов Максим Гаврилович , в 240-й гаубичный артиллерийский полк, командир - майор Базаленко Н.

38-я Донская Краснознамённая Морозовско-Донецкая имени А. И. Микояна стрелковая дивизия в мае 1941 года была выведена в Персиановские лагеря в Ростовской области, где развёрнута до полного штата.
13 мая 1941 года командующий 19-й армией, сформированной на базе Северо-Кавказского военного округа, генерал-лейтенант И.С. Конев получил секретную директиву Генерального Штаба РККА о переброске соединений и частей под видом учений на Украину.
Выгрузившись на станции Белая Церковь, не далеко от Киева, 38-я дивизия сосредоточилась в районе Трушки.
343-й полк 38-й стрелковой дивизии был погружен в 6 эшелонов с приданной артиллерией. В состав 3-го эшелона входили:  1-й дивизион 240 гап и саперная рота полка.

10 июля 1941 года началось ожесточенное двухмесячное Смоленское сражение, в ходе которого, немцы не смогли с ходу прорваться к Москве.
38-я СД – находилась южнее ЛУБЯНКИ, которая в 9 км юго-западнее ВЯЗЬМЫ.
С целью выхода на ГЖАТСК наносит удар в направлении леса севернее КРАСНОГО ОЛМА, МАЛ.БЫКОВО, ВЫЖКОВО.

38-я Донская стрелковая дивизия полегла почти полностью.

16 июля в районе Ярцево противник высадил крупный парашютный десант - около тысячи специально подготовленных диверсантов с танкетками и минометами. Оседлав шоссе Москва-Минск, они устремились к железнодорожной станции и к мостам. Путь им
преградили 200 бойцов истребительного батальона, которые  почти все погибли, но на время задержали парашютистов.
Ночью 17 июля в район Ярцева приехал генерал-майор К.К. Рокоссовский, который приказал полковнику М.Г. Кириллову уничтожить немцев. Для выполнения этой задачи комдив располагал 48-м стрелковым полком и выгрузившимся на ст. Свищево и 70-м
отдельным разведывательным батальоном капитана Г.И. Колесникова, а также несколькими батареями 214-го легкого артполка.
Кириллов грамотно организовал взаимодействие частей дивизии, враг был разгромлен. Большая часть немецких десантников погибла в бою, несколько десятков попало в плен.
Вечером 18 июля в боевом донесении, отправленном в штаб Западного фронта сообщалось: « 38-я дивизия выполнила свою задачу по уничтожению вражеского десанта в районе Ярцево».
Но, на западном берегу Вопи, на железнодорожной станции продолжался бой. Около роты десантников, укрывшись за толстыми каменными стенами старых построек,
пытались продержаться до подхода своих. Огневые точки фашистов, были уничтожены огнем гаубиц поставленных на прямую наводку, и утром 19 июля Ярцево, было полностью очищено от противника.

19 июля 1941 года 38-я дивизия полковника Кириллова выбила фашистов из города Ярцево и закрепилась на рубежах реки Вопь. Тяжелые кровопролитные бои здесь продолжались вплоть до пятого октября, 19-я армия (к тому времени ею командовал
генерал-лейтенант М.Ф. Лукин, а И.С. Конев стал командующим Западным фронтом) оказалась в окружении. Воины не сложили оружия, они сражались, пока могли держать в руках винтовку или гранату. Двадцать восемь фашистских дивизий были втянуты в это сражение, и половина из них до середины октября, застряв под Вязьмой, не могла высвободиться для дальнейшего наступления на Москву. Верховный
Главнокомандующий  Сталин скажет впоследствии: «Передайте спасибо Лукину, он помог нам тогда выиграть время и подтянуть сибирские дивизии...»

19 июля со стороны Духовщины подошла 7-я немецкая танковая дивизия генерал-майора фон Функа и атаковала  38-й дивизию. Двое суток они вели неравный бой с танками и мотопехотой на улицах Ярцева.
К вечеру 20 июля на помощь пришла 101-я танковая дивизия Героя Советского Союза полковника Г.М. Михайлова. Не вся ее бронетехника выдержала марш – из 132 танков и 16 бронемашин до поля боя дошло лишь 59 танков, в том числе 7 «КВ».  Немцы были выбиты из Ярцево на западный берег Вопи.

В последующие двое суток противник подтянул к городу дополнительно еще и 20-ю моторизованную дивизию генерал-майора Цорна и усилил атаки вдоль железной дороги и шоссе Москва-Минск. К исходу 22 июля после ожесточенной бомбардировки с воздуха Наши не смогли сдержать атаку фашистов, и были оттеснены из города в леса юго-восточнее Ярцево. Командующему оперативной группой войск генерал-майору К.К. Рокоссовскому пришлось приложить немало усилий и проявить мужество и выдержку, чтобы задержать отход измотанных непрерывными боями людей, организовать оборону, а потом контратаку, чтобы вернуть утраченные позиции.

22 июля 34-й корпус генерал - лейтенанта Рафаила Хмельницкого куда входила 38 дивизия был подчинён штабу 19-й армии г\л М.Лукина.
С 22 июля по 2 августа железнодорожная станция Ярцево восемь раз переходила из рук в руки и в конце концов осталось за 38-й дивизией.
За это время перед ее фронтом фашисты потеряли 3570 солдат и офицеров убитыми и ранеными, 16 пленными, 5 танков, 15 орудий, 50
машин, 6 мотоциклов, 34 миномета, 48 пулеметов и сбитыми 5 самолетов. Немалыми были и потери дивизии. Несколько десятков бойцов 5 августа пробились из окружения через Соловьеву переправу, и вынесли знамя 343-го стрелкового полка и полк снова вскоре возродился в составе родной 38-й дивизии.

С 8 августа группа войск генерал-майора Рокоссовского переформировывается в 16-ю армию и 38-я входит в ее состав. Вскоре в дивизию вернулся пополненный после боев за Смоленск 343-й стрелковый полк. Чуть раньше, на базе батальона 29-го стрелкового полка был развернут полк трех батальонного состава. Теперь вся 38-я опять была в сборе и удерживала Ярцево до 5 октября.

6 октября дивизия была направлена в район Вязьмы. К началу Вяземской операции дивизия имела численность 9836 человек.
Участок обороны дивизии располагался вне направления ударов противника.

9 по 12 октября 38-я с.д. попала в группу генерала Ершакова, в составе которой  пыталась вырваться из окружения.
После прекращения организованного сопротивления бойцы дивизии выходили из окружения отдельными группами.
Группе командира дивизии полковника Кириллова М. Г. выйти из окружения не удалось и он сформировал партизанский отряд «Смерть фашизму».

Приказом наркома обороны от 27.12.1941, 38 с.д. была расформирована «Как погибшая на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками».

Силам немецкой группы армий «Центр» удалось прорвать оборону советских войск и окружить западнее Вязьмы четыре армии.
Потери убитыми и ранеными Красной Армии превысили 380 тысяч человек; в плен попало свыше 600 тыс..
Всего безвозвратные потери составили более 1 млн человек. Дорога на Москву была открыта.
 
Советские воины попавшие в плен, содержались в немецком пересыльном лагере дулаг № 184 в Вязьме.
Смертность в лагере доходила до 300 человек в день.
На территории лагеря находилось 40 рвов размером 4х100 метров, по площади равным примерно четырём футбольным полям, в которых захоронено, по разным данным, от 70 до 80 тысяч человек. По состоянию на 2009 год на захоронениях погибших размещаются огороды, гаражи, машиностроительное предприятие и местный мясокомбинат, в здании которого лагерь и располагался. Могилы десятков тысяч
погибших, расположенные на территории предприятия «Вяземский мясокомбинат», по состоянию на июль 2009 год, никак не обозначены.

В феврале 1942 года недавно сформированная в Сибири 460-я стрелковая дивизия вдруг переименовывается в 38-ю стрелковую! При этом сохраняется полная нумерация полков довоенного формирования! Почему? Значит, в действующую армию были возвращены знамена и основные документы дивизии.

Композитор Павел Гутин вместе с поэтом Григорием Гридовым сложили «Песню 38-й Морозовско-Донецкой», она стала гимном дивизии.
В июне 1941 года, когда в составе 19-й армии И.С. Конева командовавшего Северокавказским Военным Округом дивизия уходила на фронт, редакция
армейской газеты «К Победе!» была сформирована из писателей и литераторов Дона: А. Софронов, А. Бусыгин, Г. Гридов, М. Штигельман,
Г. Кац, А. Оленич-Гнененко, В. Гунин, И. Котенко, Б. Стругач... С 19-й армией (и прежде всего - с 38-й дивизией) они разделили  судьбу, выпавшую на их долю в Смоленском сражении.

В 38-ю Морозовско-Донецкую приезжали летом 1941 года военные корреспонденты «Правды» полковник Михаил Шолохов, бригадный комиссар Александр Фадеев, бригадный комиссар Владимир Ставский, старший батальонный комиссар Евгений Петров.
В 38-й дивизии Анатолий Софронов написал свою знаменитую «Песню о красноармейской шинели»...

Боевой состав 38-й сд на 22 июня 1941 года
29-й Новочеркасский стрелковый полк (командир — подполковник Бовда М. П.)
48-й Зерноградский стрелковый полк (командир — майор Шеремет П. И.)
343-й Ростовский стрелковый полк (командир — майор Алхимин М. И.)
214-й артиллерийский полк
240-й гаубичный артиллерийский полк (командир - майор Базаленко Н.)
134-й оиптд, 124-й озад, 70-й рб (командир — капитан Колесников Г. И.),
132-й сапб,
122-й обс,
50-й апд,
52-й медсанбат,
135-я атр (117-й атб), 77-й пах, 193-я ппс, 657-я пкг
 


Рецензии
Если хоть один человек прочитает об этом, особенно из молодёжи, значит не напрасен Ваш труд!

Виталий Скнар   21.11.2025 11:47     Заявить о нарушении