По поводу фильма Остров и церковной службы

        Вчера пересматривал прекрасный, наверное единственный достойный фильм за последнее время - «Остров» Павла Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли. Сегодня был в Храме. И мне кажется я понял, почему отец Анатолий так вёл себя во время служб... То в валенке и носке придёт, то ещё что «исполнит». А всё дело в этой фразе: - «Да мои добродетели смердят перед Господом». Фразе, взятой из предания Церкви о том, что святые видели свои добродетели как грехи. Я не говорю сейчас о службе, как таковой. Она прекрасна и удивительна. Вот эта - на которой я был. Я говорю только о том, что я понял.
        Так вот - церковная служба - это несомненно добродетель. Но и она - смердит перед Господом, потому что мы - люди - в любом случае вносим в неё и пафос и гордыню. Не относимся к ней, службе, в простоте сердечной. Она - что то внешнее. А ведь - «Дай мне сердце своё, сыне»! Мы прекрасно поём, громко возглашаем, много читаем... Но даём ли своё сердце? Открываем ли его? Не почитаем ли эту самую церковную службу автоматическим спасением и очищением? Не выходим ли из храма «святыми»? А ведь службу служат все. Священник, да. Но и мы все - присутствующие в Храме - сослужим ему. Все участвуем. И все - по разному.
       И вот этот юродивый прозорливец - отец Анатолий, как мне кажется, и пытался своим символическим поведением это показать. Что надо, но не важно, в обеих ли ты валенках. Надо, но не самое главное - красиво петь и одеваться. Надо - но не обязательно - говорить громко и читать много. И главное - не дай Боже, «надуваться» и возвеличиваться своей значимостью и званием христианина. Не заслуженным - подаренным званием.
       Эти все наблюдения я проделал слыша ангельские голоса хора и возгласы, но смотря в глубь себя. Только себя.
Я почувствовал ангелов в душе своей. Но не расплакался.
Вот такой я «христианин».


Рецензии