Борис Эйхенбаум Анна Ахматова
1912 год - год появления первой книги стихов Анны Ахматовой - знаменателен в
истории русской поэзии как момент образования новых поэтических групп. Распад
символической школы стал ощущаться уже после 1909 года, когда прекратился журнал
"Весы". Для символистов стих был по преимуществу явлением "музыкального" звучания.
Слово было подавлено ритмом - оно ощущалось лишь как материал, при помощи которого
воплощался звучащий вне слов ритмико - мелодический замысел. Фраза подчинялась
ритму, речевая интонация - стиховому распеву, слова - звуковому подбору.
Произносительная сторона речи, естественно, не принимала участия в построении
стиха - учитывалась по преимуществу её слуховая, акустическая сторона. ФРАЗЫ как
таковой, СЛОВА как такового в их стихе не было. Этим они преодолели период
посленекрасовской поэзии, когда стих считался тем удачнее, чем менее ощущалась в
нём стиховая природа, но вместе с тем обеднили поэтическую речь, лишили её
выразительности, сделали её однообразной, тягучей, оторвали её от связи с живым
языком, с живыми интонациями, с произнесением.
Естественно было ожидать, что на смену символистам с их музыкальным акустическим
принципом стихосложения придут поэты, которые направят свои усилия на
восстановление слова, ориентируя стих на живую речь и подчиняя его принципу
динамическому, моторному. Уже у Блока заметна эта тенденция - в предисловии к
"Возмездию" он говорит о "мускульном сознании". Началось разложение традиционного
стиха. Интерес футуристов к бессмысленному слову, к "заумной речи", порождён
желанием заново ощутить именно произносительно - звуковую стихию слова - не слово
как символический звук, а слово как непосредственную, имеющее реальное значение,
артикуляцию. Отсюда принцип: "чтобы писалось туго и читалось туго, неудобнее
смазных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая)"; отсюда - пользование
"разрубленными словами, полусловами" _- Крученых А. и Хлебников В. Слово как
таковое. М. 1913. Нужно было сделать поэтический язык странным, незнакомым,
чужим, учиться ему заново, как дети, чтобы отвыкнуть от пользования им как
музыкальным символом. Громкое ораторское слово должно было прийти на смену тихой
интимно - лирической речи. Таков был путь футуристов - революционеров поэтической
формы. Довершают процесс имажинисты, которые как последователи и эпигоны
упростили проблему, сведя её к теории образов. Проблема стиха ими просто
игнорируется - метафора объявлена принципом не только языка, но и самого движения
Ритм и эвфония рассматриваются как второстепенные элементы стиха, подчинённые
композиции образов...Акмеисты считали своей основной задачей - сохранение
стиха как такового: равновесие всех его элементов - ритмических и смысловых -
составляло их главную работу. Они отказались от музыкально - акустической точки
зрения, но традиционную ритмическую основу сохранили и усовершенствовали. Ими -
и больше всего Ахматовой - окончательно разработан и утверждён тот тип стиха,
к которому давно, но очень осторожно и робко, стремились русские поты, начиная с
Жуковского - стих, в котором между ударениями МОЖЕТЬ БЫТЬ НЕОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСТВО
СЛОГОВ. Установка на интонацию ощущается как основной принцип построения стиха
у Ахматовой - как в пределах отдельных строк, так и на целых строфах, и на целых
стихотворениях. Стихи Ахматовой критики восприняли как признания, как исповедь.
Перед нами - конкретные человеческие чувства, конкретная жизнь души, которая
томится и радуется, печалится, негодует, ужасается, молится, просит...От
стихотворения к стихотворению - точно ото дня ко дню. Перед нами как будто бы
сплошная автобиография, сплошной дневник. Лаконизм и энергия выражения -
основные принципы поэзии Ахматовой. Эта манера не имеет импрессионистического
характера (как казалось некоторым критикам, сравнивавшим стихи Ахматовой с
японским искусством), потому что она мотивируется не простой непосредственностью
а напряжённостью эмоций.
(1923 год)
Свидетельство о публикации №125110402196