Круг, петля, спираль Анны Баснер

Часто слышу выражение "автопокупаемый автор", и меня оно немножко коробит. Я бы всё же называла таких авторов авточитаемыми. Это как-то правильнее звучит по смыслу: действительно, есть такие писатели и у меня, книги которых я обязательно читаю, независимо от того, в каком жанре книга написана. Мне совершенно всё равно, социальная ли это проза, драма, фэнтези, фантастика или детектив. Дмитрий Данилов вообще может писать о поездах или автобусах, и мне всё равно будет интересно.

У меня к таким авторам относятся, кроме Данилова, ещё Сальников, Веркин, Елизаров и вот теперь ещё Баснер.


О чём?

В сборнике три повести. Но все они объединены идеей сложной женской судьбы, причём два первых текста ставят эту судьбу в центр повествования, и обе женщины-героини оказываются в фокусе.

А вот третья повесть интересна тем, что фокальный персонаж здесь мужчина. История рассказывается от третьего лица, но мы видим всё глазами Фёдора, талантливого мастера реквизита. Это история его любви и потери. Но удивительным образом и здесь трагедия его жены Марии (Мейв) тоже встаёт перед нами в полный рост.

Что хорошо?

И вновь прекрасна проза Анны. Она отлично пишет, причём ей хватает вкуса и такта, чтобы не перегружать текст ни излишними красивостями, ни слишком уж подробными техническими описаниями. Всё очень гармонично выстроено.

Понравились и главные герои. О героине "Последнего листа я уже писала подробно, когда рассказывала о прозе "лицеистов" – дам ссылку на свой отзыв. А вот о героях повести "Приамовы серёжки" и "Слишком мёртвых не бывает" хочу сказать подробнее, потому что обе судьбы рифмуются.

Обе женщины – и талантливый археолог Люша, и рукодельница Мейв – кладут свою судьбу на алтарь семьи. Обе помогают своим мужьям – одна организовывать съёмки фильмов, другая строить успешную фирму по изготовлению реквизита. Обе вынуждены распрощаться с мечтой ещё и ради ребёнка. Но как сильно отличается результат!

Повесть "Слишком мёртвых не бывает" – это практически триллер. И не потому, что изготавливают в фирме Фёдора мертвецов и монстров. Действительность гораздо жёстче. Здесь нас ждут тяжёлые роды с осложнениями, психиатрия, киднеппинг и суд. И всё это под ирландские зелёные мотивы сказочных эльфов и весёлые реконструкции последователей весёлых толкинистов.

Вообще Анна любит приводить своих героев под следствие или в условия суда, когда человек предстаёт совершенно беззащитным перед лицом судебной системы. Это мы видели и в "Парадоксе Тесея", и в "Последнем листе", и вот теперь в истории Фёдора и Мейв. И если в первых двух текстах открытый финал не казался мне недоработкой, а как раз тем, что надо, то в последней повести мне явно не хватило определённости, не хватило намёка на то, что оба героя готовы к разговору, а если разговор состоится, то и хороший исход дела возможен.

Эта повесть хороша ещё и тем, что поднимает очень важную тему о недопустимости ставить ребёнка в качестве аргумента в споре. Все мы знаем о том, что настоящая мать должна отпустить младенца, а не рвать его из рук матери-самозванки. Но если оба родителя не самозванцы? Если оба любят своего ребёнка и не хотят его потерять? Притча Соломона, увы, не работает.

А мы, читатели, зная историю любви наших героев, конечно же, болеем за обоих, пусть они оба и запутались, пусть накручивают всё больше и больше фактов на ком недовольства друг другом. Нам верится в то, что любовь победит зло.

Книга сделана с большой любовью, есть иллюстрации (см в галерее выше), хороший шрифт, твёрдая обложка. Купила её на ММКЯ, показывала вам в видео в подборке (ниже повторю для тех, кто пропустил).

В общем, друзья мои, читайте. Это отлично написано и заставляет думать и размышлять.


Рецензии