16 поездок от РЕШ и Мостранспорта

Хороший сборник получился, все рассказы разные, некоторые – простите – мимо, но те, что понравились, по-настоящему хороши.

16 поездок: Маршруты московские в рассказах современных писателей

Сборник рассказов

Возрастные ограничения: 16+

Правообладатель: АСТ

Редакция Елены Шубиной

Художник: Бондаренко Андрей Леонидович

Переплет: Твердый

Страниц: 272

Содержание:

Дмитрий Данилов. Следующая поездка — ваша . . . . . . . . . . ...............................9
Надя Алексеева. Телефон звонил, хотел, чтобы я встал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Анна Шипилова. Игра в шарики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Алексей Варламов. Попугай на Оке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Анна Лужбина. Мурмурация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..56
Анна Матвеева. Голый самокат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Дарья Бобылёва. Просьба выйти из вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Денис Драгунский. Всё прочее и литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Ася Володина. Интервал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Алексей Сальников. Очередная командировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Дмитрий Данилов. Наш человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Роман Сенчин. Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..199
Сергей Шаргунов. Буква “М” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
Ольга Харитонова. Сошедший с рельсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219
Ася Шев. Фрики фиолетовой ветки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .............237
Григорий Служитель. 28, Пётр и ослик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
Оксана Бондаренко. Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .........................265

О чём

Об этом отлично сказал в предисловии Дмитрий Данилов. Если помните, я рассказывала о его книге "Пустые поезда" – там тоже о поездках, только по железным дорогам. Это я к тому, что Дмитрий знает толк в путешествиях, даже коротких.

"Это книга не о  московском транспорте, а  о  московской жизни. Просто если ты живёшь в  Москве, то московский транспорт в  любом случае станет важной частью твоей жизни. В данном случае транспорт (ох, надо как-то пореже употреблять это слово, но это трудно, трудно) — это не объект рассмотрения, а скорее линза, сквозь которую авторы сборника
смотрят на Москву, на её жителей и гостей (хотел по привычке написать “гостей столицы”), на их повседневность.
Что ни напиши про Москву, обязательно в тексте окажется трамвай, автобус, метро (последнее  — почти без исключений)."

Что хорошо

Я люблю такие сборники за то, что среди рассказов разных писателей обязательно найдётся тот, что тебе понравится больше всего.

Не случайно я начала со слов Дмитрия Данилова – в сборнике он выступил и как автор, и как составитель. И его рассказ один из тех, что мне больше всего понравился. Данилов умеет писать практически медитативно: ты вроде бы двигаешься по строчкам, но действие здесь не главное, прежде всего важно погружение в настроение, во внутренний мир героя. Интересно, что автор не даёт ему даже имени, наш герой просто "Наш человек" – и это общечеловеческое как раз и завораживает. Ты как будто сам вынужден коротать время до утра в зимних ночных автобусах, сам теряешь шапку и мёрзнешь, сам высчитываешь время, чтобы выскочить по нужде, а потом попасть всё-таки на автобус, не прозевать его.

В этом смысле рассказ Алексея Сальникова по настроению очень похож на даниловский, но немножко более радостный, что ли.

На контрасте рассказ Дарьи Бобылёвой "Просьба выйти из вагонов" – тоже о ночной поездке, но уже в метро – заставляет взбодриться, постараться выйти живой из страшной передряги. Даже я, человек из провинции, знаю страшилки про московское метро и метростроевцев, что уж говорить о коренных жителях. Метро – штука страааашная, его нужно бояться (тут как будто звучит закадровый жуткий смех).

А вот у Аси Шев, несмотря на трагичность темы, рассказ о фриках фиолетовой ветки успокаивает и даёт надежду на лучшее. Да и сами фрики вроде вполне себе безобидные и даже симпатичные. Сама Ася признаётся, что писала о них с любовью (и пишет до сих пор у себя в ТГ).

Поднял настроение и рассказ Анны Матвеевой "Голый самокат". Интересно, что тут не только самокат как транспорт, но и поезда есть, да и сама героиня, кстати, заслуженная и почётная героиня труда, транспортник со стажем! И как же неожиданно и весело оборачивается её поездка на "голом самокате"!

В рассказе Аси Володиной "Интервал" сплошной диалог. Пара всю дорогу выясняет отношения. Честно скажу: раздражают оба! Но как же это хорошо схвачено! Да, чтобы получить радость от поездки за город, нужно прежде всего услышать друг друга и попытаться понять.

Маленький рассказ Романа Сенчина "Музыка" как будто и не о транспорте, но мы же помним, что Дмитрий Данилов предупреждал: это книга о московской жизни, о людях. И в этом смысле рассказ очень в тему, очень по-настоящему звучит.

У Дениса Драгунского рассказ "Всё прочее и литература" скорее не о транспорте и даже не о литературе, а о любви и измене, и это тоже очень правильно и хорошо написано.

А героиня рассказа Анны Лужбиной "Мурмурация" ищет путь к себе, и это настолько небанально, что я решила для себя обязательно прочитать ещё что-нибудь у Анны.


Читают хорошо, хотя то и дело в голове возникал голос Переля или Радцига, или Багдасарова – вот привыкаешь всё-таки к знаменитым вимбовцам, ничего не поделать.

Что не так?

Думаю, что не очень правильно будет сказать, что остальные рассказы плохие – нет, просто мне они не так сильно понравились, как те, о которых рассказала. Быть может, в другом настроении я бы выбрала совсем другие тексты. Так что – слушайте сами, решайте сами!


Рецензии