Кто убил Иисуса?

Кто убил Иисуса?
Автор: Товия Сингер

Вопрос:
Уважаемый раввин,

Что вы можете ответить христианину, утверждающему, что Иисуса убили евреи? Я был слишком зол, чтобы ясно придумать хороший ответ.

Спасибо.


Ответ:
Вам не следует так злиться на христиан, которые настаивают на том, что Иисуса убили евреи. Возможно, ваше возмущение направлено не в ту сторону. Скорее всего, ваш обвинитель слепо принял мрачное изображение евреев, каким его рисовали авторы Нового Завета. Гнусное обвинение в богоубийстве явно выдвинуто против еврейского народа в христианских Писаниях. Из Евангелий и посланий Павла не может быть никаких сомнений в том, что только евреи несут ответственность за смерть Иисуса. В своём самом раннем послании Павел пишет:

«…как иудеи, которые убили и Господа Иисуса, и своих пророков, и нас гнали, и Богу не угождают, и всем людям противятся, запрещая нам говорить язычникам, чтобы им спастись, чтобы исполнить грехи их навсегда, ибо гнев достиг их до конца!»

(1 Фессалоникийцам 2:14-16)

Более того, Новый Завет не только не осуждает евреев за преступление богоубийства, но, что шокирует, римляне полностью оправданы в Евангелиях. Это избирательное очернение направлено не только на тех евреев, которые якобы замышляли и содействовали распятию Иисуса, но и возлагает ответственность за смерть Иисуса на весь еврейский народ. Практически все отцы Церкви повторяют это сокрушительное обвинение, называя евреев «христоубийцами».

Соответственно, литургия Великой пятницы Восточной православной церкви и византийских католиков использует выражение «нечестивые и преступные люди» ((Уэр, митрополит Каллист и мать Мария. Великопостная триодь. Издательство семинарии Св. Тихона, 2002, с. 612 (вторая стихира Господи, воззвах на вечерне в Великую пятницу), а самые сильные выражения находятся в литургии Великой пятницы, которая включает то же песнопение после одиннадцатого чтения Евангелия, но также говорит о «богоубийцах, беззаконном народе иудейском» ((Уэр, митрополит Каллист и мать Мария. Великопостная триодь. Издательство семинарии Св. Тихона, 2002, с. 589 (третья стихира блаженств на утрене в Великую пятницу) и, ссылаясь на «собрание иудеев», молится: «Но дай им, Господи, награду их, потому что они (Уэр, митрополит Каллист и мать Мария. Великопостная Триодь. Издательство Свято-Тихоновской семинарии, 2002, с. 586 (тринадцатый антифон на утрене в Великую пятницу). Фраза «замышляли тщетно» взята из Псалма 2:1.)

До середины XX века большинство христианских церквей включали упоминания о богоубийстве в свои гимны и литургию. Ниже, например, приводится стих из гимна, написанного в 1892 году для использования в Церкви Англии, чтобы призвать Бога обратить евреев в христианство:

Хотя Кровь предала и пролила,
На род влекла за собой погибель,
Пусть её добродетель очистит вину,
Растопит ожесточение, прогонит мрак;
Сними завесу с их сердец,
Сделай их истинными израильтянами,
Встретимся вновь для жребия и разлуки

С истинным потомством дома Твоего. ((«Ты, Христос Вечно Единый», слова Уильяма Брайта из «Дополнительных гимнов к гимнам древним и современным», 1889)

Автор первого Евангелия изо всех сил старается изобразить римских вождей во время распятия как подставных лиц иудеев, не желавших участвовать в смерти Иисуса. Матфей изображает Понтия Пилата, римского наместника провинции Иудея (римское объединение собственно Иудеи, Самарии и Идумеи), невольным соучастником смерти Иисуса, и он символически умывает руки от этого ужасного преступления. (Матфея 27:22-25)

Несмотря на многочисленные противоречия, содержащиеся в четырёх Евангелиях Страстей Господних, Новый Завет единодушно представляет Пилата как вдумчивого римского правителя, безнадежно пытающегося урезонить еврейскую толпу, готовую к самосуду, и добивающегося оправдания Иисуса. Иудеи же, напротив, последовательно изображаются кровожадной, маниакальной и низменной толпой, требующей казни Иисуса. С другой стороны, благожелательная карикатура на Понтия Пилата в Евангелиях – это меланхоличный, слабый правитель, который в конце концов уступает кровожадным требованиям иудеев и неохотно предает Иисуса на распятие.

Марк также изображает Иисуса невиновным в совершении какого-либо преступления против Рима, а Пилат крайне неохотно казнит Иисуса, обвиняя в его смерти иудеев. (Марка 15:8-15) В Евангелии от Матфея Пилат умывает руки от казни Иисуса и неохотно отправляет Его на казнь. (Матфея 27:13-25)

В Евангелии от Луки Пилат не только соглашается с тем, что Иисус не участвовал в заговоре против Рима, но и Ирод Антипа, тетрарх, восхищался Иисусом как святым чудотворцем (Луки 23:8) и не находит ничего предательского в Его поступках. (Луки 23:3-23) В Евангелии от Иоанна шокируетКак ни странно, тёплые, дружеские чувства, выраженные Пилатом и Иисусом, взаимны: Пилат не находит вины в Иисусе (Иоанна 18:38), а Иисус не находит греха в Пилате (Иоанна 19:11).

Можно сказать, что Матфей единолично несёт ответственность за первый кровавый навет на иудеев. В первом Евангелии утверждается, что после того, как римский правитель умолял разъярённую толпу пощадить Иисуса, иудеи ответили ему: «Мы берём кровь Его на себя и на детей наших!» В этих леденящих душу стихах Матфей глубоко проникает в то, как разум и душа вашего знакомого были отравлены клеветой, возведённой на наш народ в Новом Завете. Пилат сказал иудеям:

«Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» И все сказали ему: «Да будет распят!» Тогда правитель сказал: «Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее закричали: «Да будет распят!» Когда Пилат увидел, что не может ничего поделать, и что нарастает смятение, он взял воды и умыл руки перед народом, говоря: «Невиновен я в крови Праведника Сего; позаботьтесь об этом сами». Весь народ отвечал и говорил: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Матфея 27:22-25)

Евангелие от Иоанна имеет сомнительную славу одновременно самого популярного Евангелия (широко признанного самым «духовным» из канонических Евангелий) и самого антииудейского. Термин «иудеи» (;;;;;;;; – произносится как иудайос) в Евангелии от Иоанна служит враждебным коллективным стереотипом и отождествляется со «злом» и «дьяволом» (Иоанна 8:44). Подобно синоптическим Евангелиям, четвёртое Евангелие также полностью оправдывает римлян за распятие Иисуса, возлагая всю ответственность за Его казнь на иудеев. (Иоанна 19:11) В разговоре Иисуса с Пилатом Иисус изо всех сил старается утешить римского прокуратора Иудеи, заверяя его, что у него нет собственной власти, и поэтому,

«тот, кто предал Меня вам, понесёт на себе тягчайшую вину».

(Иоанна 19:11)

Фактически, нигде в Новом Завете римляне не осуждаются за распятие Иисуса. Этого нельзя сказать о евреях. Например, в книге Деяний апостолов только иудеи подвергаются порицанию и порицанию за распятие Иисуса. Обратите внимание, что в этом отвратительном тексте ни разу не упоминается вина римлян:

Итак, весь Израиль да будет уверен, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

(Деяния 2:36)

Нетрудно понять, почему Понтий Пилат почитается как святой в Эфиопской Православной Церкви. Согласно восточно-православным преданиям, Пилат покончил с собой из-за угрызений совести за то, что приговорил Иисуса к смерти. («Понтий Пилат». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Robert Appleton Company. 1913.)

В отличие от благосклонной, благожелательной карикатуры на Понтия Пилата, представленной в Евангелиях, по словам известных историков, включая Филона и Иосифа Флавия, римский наместник был известен «своим насилием, воровством, нападениями, оскорбительным поведением, бесконечными казнями и дикой свирепостью» (Филон, О посольстве Гауиса. Книга XXXVIII, 299–305.) и как «жестокий деспот, который казнил смутьянов без суда и приказывал своим солдатам без разбора нападать, избивать и убивать десятки евреев». (Иосиф Флавий, Иудейская война, 2.9.2–4) Неудивительно, что этот рассказ о жестокости Пилата нигде не упоминается в Новом Завете. Жестокий тиран, подобный Пилату, не колеблясь казнил бы любого лидера, чьи последователи представляли потенциальную угрозу римскому правлению. Мысль о том, что иудеи могли бы потребовать от Пилата распять Иисуса, абсурдна.

Здесь Вы должны читать медленно и особо внимательно, ибо это есть весь смысл происшедшего.
Иисус не хотел предстоящей казни, он просил БОГА пронести сию чашу мимо меня. БОГ отказал.
Это было решение БОГА и ЕГО веление.
При чём здесь люди? Обвиняя людей в исполнении решения БОГА, тем вы утверждаете то, что люди могли отменить веление БОГА?! Оставить веление БОГА неисполненным?!

Это утверждение дурака и сволочи!!!

Если задуматься, то обвинение христианского мира в адрес иудеев в распятии Иисуса просто нелепо. С одной стороны, Новый Завет настаивает на том, что искупление через смерть Иисуса было величайшим чудом для человечества. С другой стороны, тот же Новый Завет порицает иудеев за его убийство. Если довести новозаветное богословие до полного логического завершения, то в Новом Завете иудеи должны были бы быть восхвалены за то, что сделали это искупление возможным, а не осуждены. Есть ли во всём этом хоть какой-то смысл?

Что касается вашей просьбы о совете, как ответить христианину, обвиняющему евреев в убийстве Иисуса, помните, что вы имеете дело с человеком, движимым ядовитой ненавистью к Избранному народу, народу, который Бог считает «зеницей ока Своего» (Захария 2:8). Он, вероятно, не заинтересован в том, чтобы понять, почему его обвинения абсурдны. Вместо этого напомните ему, что в Библии сказано, что Всевышний благословит благословляющих Израиль и проклянет проклинающих Израиль (Бытие 12:3). Короче говоря, ненависть к евреям — это грех, который проклинает душу.

Имейте в виду, что, хотя в результате этого гнусного обвинения в богоубийстве бесчисленное множество христиан совершили невыразимые злодеяния против еврейского народа, многие достойные христиане осуждают его. 

Искренне ваш,

Раввин Товия Зингер


Рецензии