Пентесилея Вольфа потрясла Wolf s Penthesileia5ямб

"Пентесилея" Вольфа потрясла.
Я слушала, не зная о сюжете,
Узнав, что Ганслик раскритиковал,
Как и Чайковского - решила я проверить.

И все от первых звуков в ней - по мне,
И вечные воинственные марши,
Неисто-необузданность страстей,
И в середине - нежности пассажи.

Художественно и сюжетно бьет -
Представить можно это все картинно,
А вот Чайковский сверхнадрыв дает
И вывернет - духовность в нем сокрыта.

В сем разница! Но эта часть меня -
Весь мой душевный громкий темперамент
Здесь воплощен прекрасно донельзя,
Автопортрет почти что, тем и манит.

***
Hugo Wolf's "PenthesIleia" stunned me.
I listened without knowing the plot,
Having learned that Hanslik criticized it,
As he condemned Tchaikovsky, I was shocked,

For everything in it appeales to me,
Like from eternity martial marches,
And boisterous and wild unbridled passions,
And passages of tenderness in the middle.

It's strikes like visual art, narratively -
You can imagine it all picturesquely,
Although Tchaikovsky may convey supreme
emotional outburst, that will outbreak you.

That is the difference! But part of me -
My soul's loud resounding temperament
Is here embodied so top-beautifully,
Almost a self-portrait, that's why attractive.

«Пентесилея» — симфоническая поэма австрийского композитора Хуго Вольфа (1860–1903). Это единственное крупномасштабное произведение для большого оркестра у Вольфа.

Написана в 1883–1885 годах по мотивам одноимённой трагедии Генриха фон Клейста.

Сюжет Клейста https://briefly.ru/klejst/pentesileia/
В основе программного замысла — сюжетные перипетии трагедии Клейста, вольно переосмыслившей мотивы античного мифа об амазонках. Пентесилея — героиня трагедии, царица амазонок, которая влюбляется в ахейского героя Ахилла, из-за чего вынуждена пойти против закона и традиций, по которым жило её племя.

Испытания Пентесилеи: верховная жрица обвиняет её в предательстве, посланец Ахилла приносит ей вызов на бой. Оскорблённая возлюбленным и не выдержавшая упрёков подруг, она впадает в безумие и бросается в бой, спустив на любимого свору собак.

Структура
Драматургия поэмы слагается из трёх эпизодов, которые лишь относительно обособлены друг от друга, но обозначены композитором как три части цикла. Первая часть — «Вторжение амазонок под Трою» — картина грозного войска амазонок и символическое воплощение роковой предначертанности судьбы Пентесилеи. Вторая часть и третья часть — взаимоисключающие интродукции, которые экспонируют порознь неодолимые силы, движущие помыслами и страстями героини: смертельную ненависть и «грезы любви». Третья часть — драматическое раскрытие «разорванности сознания» героини, влекущей её к безумию и самоуничтожению.


Музыка тут: https://youtu.be/68GZQhiy6JE?si=DUY0Ay351DN0Wg_O


Рецензии
Генрих фон Клейста
кто застрелил сам ли Клейст
или подруга

Опять Семь Пятниц   03.11.2025 19:27     Заявить о нарушении
Я не знала. Почитала о нем. Жуть.
Эта пьеса у него фактически пророческая самому себе.

Елизавета Судьина   03.11.2025 19:42   Заявить о нарушении